КГКОУ СКШИ 8 вида 3 г. Хабаровска
Методические рекомендации
Ассоциативно – рисуночный тест (АРТ.)
Разработан данный тест Е. Вартегг и используется как психодиагностический и направленный на выявление таких свойств личности, как эмотивность, воля, мышление, фантазия, характерологические особенности личности. Тест имеет 8 квадратов, в каждом из которых начало какого-либо рисунка. Респонденту предлагается в каждом из 8 квадратиков дорисовать картинку, подходящую заданному сюжету. В основу интерпретации автор положил учение о ВНД И.П. Павлова. Разработку интерпретации методики АРТ, ее основных положений Ю.Н. Кудряков осуществлял с позиций теории психомоторных связей И.М. Сеченова. Он утверждал, что психическая деятельность человека всегда выражается внешними признаками, прежде всего мышечными (буквально - каждая мысль оканчивается движением). Каждое психологическое явление, по Сеченову, представляет не феномен сознания, а целостный акт, встречи организма с реальным миром. Большое значение он придавал способности человека произвольно задерживать внешнее проявление своей психической деятельности. Это приводит, по его мнению, к тому, что психическая деятельность может оставаться без внешнего проявления, в форме мысли, намерения, желания. Если реальное поведение или реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то это вызовет определенное напряжение в соответствующих группах мышц и в психике человека, что найдет отражение в любых продуктах его деятельности, в частности и в рисунках. При интерпретации рисунков, таким образом, необходимо исходить из предположения, что с их помощью человек может выразить ситуации и события, которые не всегда возможно передать устно и которые по различным причинам не могут быть реализованы в поведении. Результаты, полученные с помощью методики АРТ, необходимо оценивать в ходе психодиагностической беседы, где можно проверить гипотезы, возникшие в результате тестирования. При этом все 8 рисунков методики необходимо анализировать как одно целое, т.е. гипотеза по одному из рисунков должна найти свое подтверждение и в других рисунках. При интерпретации теста целесообразно исходить из общих закономерностей анализа рисунка.
Схемы интерпретаций рисуночного теста АРТ:
1.В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира;
2.Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрессивных тенденций поведения;
3.В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм;
4.Четвертая позиция теста предназначена для выявления особенностей общения человека;
5.В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности;
6.Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной личной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противоположного пола.
7.Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации;
8.В восьмой позиции обследуемый стимулируется к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности.
Методику АРТ наиболее целесообразно использовать индивидуально, а не в группах с целью получения информации о некоторых характерологических особенностях, личных проблемах и потребностях обследуемого. Данный тест должен использоваться наряду с применением других диагностических методик и не является единственным методом исследования. Методика АРТ проста в употреблении, надежна и относится к экспресс-методам, позволяющим в короткий промежуток времени (15 мин) составить представление о характере человека и его актуальной жизненной ситуации. Валидность данного теста полностью определяется опытом исследователя и его навыками интерпретации рисунков. Поэтому при проведении исследования необходимо иметь дополнительную информацию о личности.
Педагог – психолог Лариса Александровна Жабина