Методика CLIL
В условиях быстро развивающегося современного мира человеку приходится сталкиваться с необходимостью подчиняться его требованиям: уметь приспособиться к постоянным изменениям в социуме, определить свое место мировом культурном сообществе, найти применение полученным знаниям и умениям в повседневной жизни.
Образование играет в этом процессе одну из самых основных ролей. Главная задача современной школы – заложить полноценную систему знаний, умений и навыков, которая даст основу самостоятельной активности учащихся и будет способствовать формированию чувства ответственности за свои действия. При таких условиях знание иностранного языка является одним из важнейших средств приобретения новой информации. Специалисты в разных областях науки, промышленности и бизнеса нуждаются в обучении иностранным языкам как в орудиях производства. Им не нужна теория языка – иностранный язык требуется им только в качестве средства реального общения с людьми из других стран.
CLIL (Content Language Integrated Learning) – предметно-языковое интегрированное обучение - представляет собой такой методику обучения, при которой часть предметов преподаётся на иностранных языках. Таким образом, обучение учеников на родном и иностранном языках составляют одно целое.
CLIL - дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на иностранном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний и умений.
Обучающимся не всегда бывает легко понять, зачем им требуется изучать иностранный язык. Они осознают, что язык будет полезен им в будущем, но эта весьма далекая перспектива не является настолько сильным мотивом, чтобы усердно работать над изучением языка в данный конкретный момент. Можно изучать иностранный язык отдельно от других школьных предметов, но, как выяснилось, комбинированные уроки намного повышают мотивацию к изучению языка у школьников.
Если в процессе обучения использовать методику CLIL, собственно иностранный язык перестает быть целью изучения и становится средством изучения другого предмета; обучающиеся начинают осознавать, что при помощи иностранного языка они могу узнать совершенно новую интересную информацию. Подход к изучению языка меняется, он является уже более осознанным, так как имеется наглядный результат в виде решения конкретных коммуникативных и познавательных задач.
Хотя термин «CLIL» используется сравнительно недавно (с 1994 года), данная методика не является чем-то абсолютно новым. Многоязычные общества существовали и тысячи лет назад. О возможностях изучения иностранного языка через усвоение содержания других предметов говорил, в частности, Ян Амос Каменский, который считал важным хорошее владение иностранными языками. Еще в 19 веке было привычным явлением приглашать гувернеров и учителей, говорящих на иностранном языке, чтобы обучать детей на дому, или же отправлять своих детей учиться за границу, в зарубежные университеты.
Термин CLIL был придуман в 1994 году Дэвидом Маршем, одним исследователей, работающих в университете Финляндии Ювяскюля. Статистика свидетельствует, что в Европе к 2005 году использование методики в образовательном процессе стало весьма распространенным и доступным (начиная с детского сада и заканчивая университетами). К 2006 году практически во всех странах Евросоюза обучение по методике CLIL стало привычным и доступным – от старшей группы детского сада до высшего образования. В странах Европы такой метод обучения приобрел гораздо большую популярность из-за многокультурного и многонационального состава обучающихся. К сожалению, в России школы не имеют достаточное количество подходящей литературы, программ обучения учителей принципам CLIL. В более узком смысле можно говорить о применении элементов CLIL в рамках урока иностранного языка, когда речь идет об усвоении знаний из других предметных областей посредством изучаемого иностранного языка.
Современный стандарт образования требует метапредметного подхода к организации уроков. CLIL предлагает широкие возможности для проведения интегрированных уроков на различных этапах образовательного процесса.
На этапе начальной школы урок иностранного языка можно интегрировать с уроками математики, ИЗО, технологии, окружающего мира и музыки. Здесь CLIL, к тому же, помогает развить мелкую и крупную моторику, решить проблему недостатка двигательной активности на уроках иностранного языка, сделать усвоение лексики более продуктивным за счет ее осознанного применения для решения конкретных практических задач.
В своей практике на этапе начального обучения я проводила такие уроки, например, при изучении темы «Цвета», «Животные» во 2 классе; глаголы движения отрабатывались на уроках, интегрированных с уроками физкультуры. Кроме того, я регулярно включаю в уроки решение примеров и задач на английском языке.
На этапе организации обучения в основной школе возможны интегрированные уроки с предметами естественно-научного цикла, с точными науками. Кроме того на уроках, построенных в соответствии с CLIL, следует использовать материалы по этнографии и страноведению. В 8 классе, например, проводился урок «Fashion show». В процессе подготовки к нему обучающиеся закрепили и дополнили свой словарный запас по теме «Одежда», придумали свои модели, научились комментировать модный показ.
В рамках урока для муниципального этапа конкурса «Учитель года -2018» мной была показана интеграция урока английского языка с уроком географии – тема «Кислотный дождь» в 7 классе. Результат работы групп на уроке - плакат-схема, содержащая опорные слова по теме урока, сообщение «ученых-экологов» и предложения «министров» по улучшению экологической обстановки. В данном случае по методике CLIL создан целый раздел учебника, он имеет экологическую направленность.
Авторы УМК «Spotlight», который используется в школе, где я работаю, широко применяют методику CLIL, что еще раз говорит о ее эффективности, и это было одной из причин моего интереса к данной методике. Практически в каждом разделе есть тексты и задания к ним, составленные в полном соответствии с требованиями CLIL.
В старших классах сложность текстов с предметной составляющей возрастает, количество терминов увеличивается. Например, в 10 классе на уроке по теме «Зубы» после работы с текстом одной из групп пришлось побывать в роли стоматологов, рассказывающих о важности соблюдения гигиены полости рта обучающимся 7-го и 8-го классов.
Для ведения внеурочных занятий по английскому языку можно взять некоторые брошюры из серии « Discover Our Amazing World» CLIL READERS издательства Express Publishing. Эти пособия дополнены яркими иллюстрациями, они помогают учащимся наглядно представить то, о чем они читают. Структура текста облегчает его усвоение. Для каждого текста есть словарь с необходимой лексикой, имеются задания, которые можно использовать до, во время и после прочтения/ прослушивания текста. Прилагаемый к брошюре диск позволяет использовать на занятиях дополнительные интересные аутентичные документальные видео с заданиями к ним. Кроме этого, существует множество интернет-ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями методики CLIL.
Возможные трудности при применении CLIL:
1)проблема оценивания учащихся. Что должен оценивать учитель - языковые достижения учащихся или приобретенные знания по другой учебной дисциплине? А если и то и другое, то каким образом это делать?
2) низкий уровень владения иностранным языком ведет к увеличению нагрузки учащихся.
3) отсутствие у преподавателей иностранного языка достаточного запаса знаний по предмету, с которым осуществляется интеграция.
4) трудоемкость подготовки урока.
Применение методики CLIL на уроках иностранного языка повышает мотивацию к учению, материал урока усваивается лучше, и это влияет на повышение качества знаний учеников. Опыт применения методики CLIL показывает, что учащиеся, получающие знания посредством иностранного языка, имеют больше возможностей для получения дополнительной информации, способны к более глубокому пониманию культур других народов, они более мотивированы, внимательны, креативны, их результаты обучения выше, чем у учащихся, которые обучаются только на родном языке.
По результатам мониторинга в тех классах, где мной применяется методика CLIL, качество знаний по английскому языку за последние три года выросло в начальных классах – на 6%, в 5-9 классах – на 3%, в 10-11 классах - на 5 %.
Подводя итог, можно утверждать, что использование методики CLIL в рамках урока иностранного языка является очень перспективным и результативным.