СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика диагностики одаренности младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета ^ Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов) Метод проведения: анкетирование. Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:

Просмотр содержимого документа
«Методика диагностики одаренности младших школьников»

Методика диагностики одаренности младших школьников

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета


^ Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:


  • математика и техника (1-й столбец листа ответов);


  • гуманитарная сфера (2-й столбец);


  • художественная деятельность (3-й столбец);


  • физкультура и спорт (4-й столбец);


  • коммуникативные интересы (5-й столбец);


  • природа и естествознание (6-й столбец);


  • труд по самообслуживанию (7-й столбец).



Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.


Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»


  1. Решать логические задачи и задачи на сообразительность.


  2. Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.


  3. Петь, музицировать.


  4. Заниматься физкультурой.


  5. Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.


  6. Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.


  7. Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).


  8. Собирать технический конструктор.


  9. Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.


  10. Самостоятельно рисовать.


  11. Играть в спортивные, подвижные игры.


  12. Руководить играми детей.


  13. Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.


  14. Ходить в магазин за продуктами.


  15. Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.


  16. Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).


  17. Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.


  18. Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.


  19. Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.


  20. Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).


  21. Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.


  22. Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.


  23. Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).


  24. Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.


  25. Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.


  26. Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).


  27. Ухаживать за домашними растениями.


  28. Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).


  29. считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.


  30. Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.


  31. Участвовать в постановке спектаклей.


  32. Заниматься спортом в секциях и кружках.


  33. Помогать другим людям.


  34. работать в саду, на огороде, выращивать растения.


  35. Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.


Лист ответов


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35



Методика диагностики одаренности учащихся (3-4 кл.).

Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета


Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников.

Метод проведения: анкетирование.

Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:


  • интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);


  • творческая (2-й столбец);


  • академическая (3-й столбец);


  • художественно-изобразительная (4-й столбец);


  • музыкальная (5-й столбец);


  • литературная (6-й столбец);


  • артистическая (7-й столбец);


  • техническая (8-й столбец);


  • лидерская (9-й столбец);


  • спортивная (10-й столбец).




Анкета для учащихся

Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________

Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:

«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;

«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.


Вопросы:


  1. Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.


  2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.


  3. Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».


  4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.


  5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.


  6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.


  7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.


  8. Интересуется общением со сверстниками.


  9. Инициативен в общении со сверстниками.


  10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.


  11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.


  12. Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.


  13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.


  14. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.


  15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.


  16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.


  17. Интересуется актерской игрой.


  18. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.


  19. Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.


  20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.


  21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.


  22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).


  23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.


  24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.


  25. Хорошо поет.


  26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.


  27. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.


  28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.


  29. Легко общается с детьми и взрослыми.


  30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.


  31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.


  32. Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.


  33. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.


  34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.


  35. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.


  36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.


  37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.


  38. Любит чертить чертежи и схемы механизмов.


  39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.


  40. Бегает быстрее всех в классе.


  41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.


  42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.


  43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.


  44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.


  45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.


  46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.


  47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.


  48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.


  49. Часто руководит играми и занятиями других детей.


  50. Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.


  51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.


  52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.


  53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.


  54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.


  55. Хорошо играет на каком-либо инструменте.


  56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.


  57. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.


  58. Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.


  59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.


  60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.


  61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.


  62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.


  63. Умеет делать выводы и обобщения.


  64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.


  65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.


  66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.


  67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.


  68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).


  69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.


  70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).


  71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.


  72. Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.


  73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).


  74. Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.


  75. Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.


  76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.


  77. Любит игры-драматизации.


  78. Быстро и легко осваивает компьютер.


  79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.


  80. Физически выносливее сверстников.



Лист ответов


1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23


24


25


26


27


28


29


30


31


32


33


34


35


36


37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47


48


49


50


51


52


53


54


55


56


57


58


59


60


61


62


63


64


65


66


67


68


69


70


71


72


73


74


75


76


77


78


79


80



^ Создание банка данных одаренных детей

Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.

При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.


^ Родительское исследование

(заполняют родители)


  1. У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)


  2. Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)


  3. Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)


  4. Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)


  5. Он очень любит рисовать (Да / нет)


  6. Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)


  7. Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)


  8. Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)


  9. Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину.


^ Анкетно-биографические сведения об одаренных детях

(заполняется по образцу в течение учебного года)


п/п


ФИО


Год рождения


Домашний адрес


Класс


Виды одаренности


Участие в олимпиадах и конкурсах.

Результативность

















^ Психодиагностические обследования среди учащихся

(работа школьного психолога)

Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.


В качестве диагностического материала планируется использовать:


  • анкетирование родителей и учителей;


  • специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;


  • диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);


  • диагностику видеомоторной коррекции;


  • вербальный тест Айзенка;


  • опросник САН (самочувствие, активность, настроение);


  • шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;


  • методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;


  • методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;


  • тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);


  • тест «Уровень сформированности творческих способностей»;


  • тесты для интеллектуалов.



Портфолио учащихся и учителей

Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.

Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.


Образец портфолио для детей


Портфолио

Ф.И.О. ,

ученика (цы) ____ класса «___» МОУ СОШ № 19

с углубленным изучением

отдельных предметов


Тайна моего имени:


Карта моих интересов


Знак зодиака:


Я родился (родилась) в год:


Я занимаюсь в кружках, секциях:


Мои любимые занятия, увлечения:


Участие в конкурсах


Участие в концертах


Участие в олимпиадах


Участие в общественной жизни школы и класса


Мои добрые и полезные дела


Награды и достижения



^ Карта моих интересов


п/п


Вопросы


Ответ

(да / нет)


1


Есть ли у тебя друзья?




2


Нравится ли тебе проводить с ним свободное время?




3


Тебе нравятся уроки математики?




4


А русского языка?




5


Чтение книг – твое любимое занятие?




6


Нравится ли тебе получать хорошие отметки?




7


Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам?




8


С радостью ли ты ходишь в школу?




9


Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения?




10


Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву?




11


Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?




12


Тебе нравится решать математические задачи?




13


Стараешься ли ты находить разные способы решения задач?




14


Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру?




15


Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей?




16


Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?




17


Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты?




18


Ты подкармливаешь животных зимой?




19


Ты с удовольствием работаешь на уроках труда?




20


Ты любишь рисовать?




21


Ты любишь узнавать новое о великих художниках?




22


Ты посещаешь кружки?




23


А спортивные секции?




24


Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях?




25


Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе?




26


Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения?




27


Любишь ли ты делать приятное своим друзьям?




28


Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства?




29


Есть ли у тебя домашние обязанности?




30


С удовольствием ли ты выполняешь их?





^ Система работы учителей с одаренными детьми в урочной деятельности


Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:


  • совершенствование предметных умений и навыков;


  • повышение учебной мотивации одаренных детей;


  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;


  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;


  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.


Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

Методы:


  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);


  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);


  • проблемный;


  • проективный.


Формы:


  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);


  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;


  • ролевые игры;


  • консультации.


Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.


^ Предметные олимпиады

Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют олимпиады.

Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру в конце учебного года – март, апрель, один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – в параллели). В первом туре участвуют все желающие 4-х классов, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.