Методика диагностики предметно-развивающей среды
Цель данной методики — задать критерии оценки материалов и оборудования, которые могут обеспечить развитие ребенка и образовательный процесс в детском образовательном учреждении (ДОУ).
При оценке материалов для каждого типа детской деятельности рассматриваются следующие показатели.
1. Количественный состав предметов и материалов
Наличие и число соответствующих предметов сопоставляется с нормативом, в результате выявляется одно из возможных заключений:
-
в группе отсутствует данный вид материала;
-
материал имеется, но в недостаточном количестве;
-
количество материала соответствует норме;
-
данный материал присутствует в избытке.
2. Соответствие данного материала возрасту детей в группе и его развивающий потенциал
Для разных видов материала этот показатель конкретизируется в разных параметрах. Так для конструкторов это может быть количество деталей, сложность их соединения, тип построек и пр. Для образных игрушек — их характер (образ), степень условности, наличие встроенных механизмов (интерактивность). В результате оценки материалов по данному показателю выносится одно из следующих заключений:
-
практически все предметы для данной деятельности не соответствуют возрасту детей и не имеют развивающего значения;
-
многие предметы для этого типа деятельности не соответствуют возрасту детей в группе и не имеют развивающего значения;
-
большинство предметов для этого типа деятельности соответствуют возрасту детей и имеют развивающее значение;
-
все предметы для этого типа деятельности соответствуют возрасту детей и имеют развивающее значение.
3. Возможности действия с данным материалом
Данный показатель определяется двумя аспектами:
-
расположением данного материала в зоне досягаемости для детей;
-
фактическим состоянием данного материала (его сохранностью, полнотой, прочностью).
Суммарное заключение по данным показателям позволит выяснить состояние развивающей предметной среды по каждому типу деятельности и проблемные точки для ее комплектации.
Кроме экспертизы развивающих материалов для разных типов деятельности, необходима оценка общей организации пространства каждой группы и ДОУ в целом. Данная экспертиза осуществляется на основе оценки общего дизайна помещения и условий жизнедеятельности детей.
Оценка общего дизайна помещения ДОУ складывается из трех блоков:
-
эстетика оформления групповых помещений;
-
социальная среда развития;
-
материальные условия развития и воспитания.
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. При оценке данного параметра учитываются единство стиля в его оформлении, наличие декоративных элементов и их адекватность обстановки назначению комнаты, гармоничность цветового решения, представленность авторских работ сотрудников ДОУ, детей, родителей; цветы и пр.
Социальная среда развития — это условия, позволяющие ребенку полноценно и разнообразно общаться с воспитателем и с другими детьми. Размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы обеспечить партнерские отношения со взрослыми и со сверстниками, чтобы каждый участник процесса мог найти место и для самостоятельной активности, и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты — как в малой, так и в большой группе. Установлению контакта с воспитателем может препятствовать его пространственная позиция, когда он находится в позиции «сверху» или «над», а ребенок — в позиции «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат, назидание по отношению к ребенку. Личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская, ее можно обозначить как «рядом», «вместе». Предметная среда создает условия для соответствующей позиции в общении с ребенком.
Для развития личности дошкольника очень полезно разновозрастное общение. Устройство помещения должно обеспечить ребенку возможность участвовать в совместной деятельности не только со сверстниками, но и с детьми других возрастных групп, а также побыть одному (например, в «уголке уединения»).
Материальные условия развития и воспитания
Развивающую среду не следует отождествлять с материально-технической базой. Дорогостоящие игрушки и оборудование далеко не всегда способствуют развитию ребенка.
В то же время, рациональное использование самых скромных финансовых средств может оказать положительное влияние на эффективность педагогического процесса. Если в дошкольном учреждении имеются компьютеры, не содержащие развивающих программ для детей соответствующего возраста, а их использование не включается в широкий контекст детских видов деятельности — конструирования, рисования, игры и проч., то компьютеры становятся лишь дорогостоящим оборудованием.
При оценке предметных и пространственных условий для основных направлений развития и воспитания дошкольников учитывается наличие дидактических средств и оборудования для все-стороннего развития детей, специальные помещения для коррекционной работы с детьми (кабинеты психолога, логопеда и пр.), условия для художественно-эстетического и физического развития детей, а также условия для развития экологической культуры детей.
Организация пространства жизнедеятельности детей оценивается по следующим параметрам:
1) зонирование группового помещения;
2) динамичность (гибкость) предметной среды;
3) условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и взрослого.
Зонирование группового помещения
Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Это требование реализуется через создание специальных зон, которыми могут свободно пользоваться дети.
В детском саду должны быть пространство для режиссерской и ролевой игры, «лаборатории» для экспериментирования; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т.д.); уголок для конструирования, физкультурные и музыкальные зоны и др.
Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.
Динамичность (гибкость) предметной среды
Развивающая среда должна, с одной стороны, обеспечивать ребенку ощущение постоянства, устойчивости, а с другой стороны, позволять взрослым и детям гибко видоизменять обстановку в зависимости от меняющихся потребностей и возможностей детей. Динамичность среды позволяет оптимально использовать имеющиеся площади, преобразовывать помещение и приучать детей к творческому использованию пространства. В среде должна быть заложена возможность ее изменения. Устройство детского сада должно создавать возможность активности детей и взрослых по преобразованию среды, чтобы они становились творцами своего предметного окружения. Такая возможность обеспечивается наличием специальных предметов, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся (легкие перегородки, ширмы, геометрические модули, скамейки, большие лоскуты ткани и пр.). К нежелательным стереотипам следует отнести традиционные игровые уголки для сюжетных игр с неизменными темами и сюжетами «Больница», «Почта», «Магазин», «Пароход» и др., которые вносят в сюжетно-ролевую игру детей штампы, препятствующие проявлению самостоятельного игрового творчества ребенка.
Условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка и взрослого
По возможности условия дошкольного учреждения должны быть приближены к домашним. Обстановка ДОУ может способствовать эмоциональному благополучию ребенка, вселять в него чувство защищенности и уверенности в себе и делать его хозяином дошкольного учреждения. Этому могут способствовать наличие личного пространства для каждого ребенка (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей), экспонирование детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику, независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке
и т.п., наличие предметов, принадлежащих только ребенку и связывающих его с семьей (фотографии ребенка и членов семьи, любимые игрушки и т.д.).
Учет половых различий и возрастной специфики детей
Построение среды, в особенности в старших группах ДОУ, должно осуществляться с учетом половых различий и предоставлять возможности как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Наличие игр и игрушек для мальчиков, как и для девочек, является важным требованием к организации пространства жизнедеятельности детей. В то же время в группе должны быть материалы для игр и занятий, объединяющих детей обоих полов.
Очевидно, что при построении среды необходимо учитывать возрастные особенности детей. Это выражается как в содержательном характере игрушек и материалов, так и в организации пространства в целом.
Для каждого параметра разработаны конкретные показатели, которые имеют качественное и количественное выражение и которые фиксируются в соответствующих протоколах. Собранные данные для каждой группы позволяют оценить состояние предметной развивающей среды по каждому параметру и каждому виду деятельности. В результате можно выявить преимущества и возможные недостатки в организации среды группы ДОУ и, соответственно, предложить конкретные рекомендации по ее усовершенствованию.