Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В.Бойко)
Во время работы педагог находится далеко не в комфортных условиях. Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с нездоровыми условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой и голосовой аппарат и т. д. Прежде всего, речь идет о психологических и организационных трудностях, связанных с преподаванием, а именно: необходимость постоянно «быть в форме», невозможность эмоциональной разрядки, неравномерность временной занятости, непостоянство возрастного состава учащихся и т. д. Все они могут привести к «эмоциональному выгоранию»
По мнению автора методики (В. В. Бойко), эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В го же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами. Под термином «партнер» понимается субъект профессиональной деятельности. В педагогической деятельности это учащиеся.
Методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Фаза стресса | № | СИМПТОМ |
НАПРЯЖЕНИЕ | 1 | Переживание психотравмирующих обстоятельств |
2 | Неудовлетворенность собой |
3 | «Загнанность в клетку» |
4 | Тревога и депрессия |
РЕЗИСТЕНЦИЯ | 1 | Неадекватное эмоциональное реагирование |
2 | Эмоционально-нравственная дезориентация |
3 | Расширение сферы экономии эмоций |
4 | Редукция профессиональных обязанностей |
ИСТОЩЕНИЕ | 1 | Эмоциональный дефицит |
2 | Эмоциональная отстраненность |
3 | Личностная отстраненность (деперсонализация) |
4 | Психосоматические и психовегетативные нарушения |
Инструкция. Прочтите суждения и, в случае согласия отвечайте «Да», а в случае несогласия - «Heт».
Текст опросника
Организационные недостатки на paботе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.
Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).
Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит or моего настроения - хорошего или плохого.
От меня как профессионала мало зависит благополучие партнера.
Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался.
Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие).
Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг.
Моя работа притупляет эмоции.
Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой.
Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения.
Работа с людьми приносит мне все меньше удовлетворения.
Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь.
Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты.
Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером.
Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше.
Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено.
Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение.
Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров.
Общение с партнерами побудило меня сторониться людей.
При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение.
Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций.
Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами.
Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной
У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли я сделать все как надо, не сократят ли и т. д.
Если партнер мне неприятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания.
В общении не работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла».
Я охотно рассказываю домашним о своей работе.
Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты).
Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу.
Я очень переживаю за свою работу
Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь oт них признательности.
При мысли о работе мне обычно становится не по себе начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль.
У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем.
Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи на работе.
Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние.
Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно.
Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на приятных и неприятных.
Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.
Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того) что касается дела.
Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении.
Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души.
На работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение психического и физического самочувствия.
На работе я испытываю постоянные физические и психические перегрузки.
Успехи в работе вдохновляют меня.
Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной.
Я потерял покой из-за работы.
На протяжении последнего года были жалобы (была жалоба) в мой адрес со стороны партнеров.
Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое происходящее с партнерами я не принимаю близко к сердцу.
Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции.
Я часто работаю через силу.
Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь.
В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
Иногда иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого бы не видеть и не слышать.
После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание.
Контингент партеров, с которыми я работаю, очень трудный.
Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю
Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив
64 Я в отчаянии оттого, что на работе у меня серьезные проблемы.
Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мною.
Я осуждаю партеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание.
Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами.
Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился.
Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют.
Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий меня от чужих страданий, и отрицательных эмоций.
Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня.
Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства.
Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко.
Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я -достигаю в силу обстоятельств.
Моя карьера сложилась удачно.
Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой.
Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать.
Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах.
Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями.
Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил.
Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе.
Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство.
Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала - обозлила, сделала нервным, притупила эмоции.
Работа с людьми явно подрывает мое здоровье.
Обработка и интерпретация данных
1. Определите сумму баллов, раздельно для каждого из 12 симптомов «выгорания». Для этого выпишите название четырех шкал по каждому из симптомов. Обнаружив совпадение ответов с ключом, оцените тем количеством баллов, которое указано рядом с номером вопроса в графе «Б». Каждая шкала включает семь вопросов и максимальное количество баллов равно 30.
2. Подсчитайте сумму показателей симптомов для каждой из 3-х фаз формирования симптома «выгорания». Для этого сложите результаты по четырем шкалам каждой фазы в отдельности.
3. Найдите итоговый показатель синдрома «эмоционального выгорания», подсчитав сумму показателей всех 12 симптомов.
Ключ
НАПРЯЖЕНИЕ
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
№ | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б |
1+ | 2 | 13+ | 3 | 25+ | 2 | 37- | 3 | 49+ | 10 | 61+ | 5 | 73- | 5 |
Неудовлетворенность собой |
2– | 3 | 14+ | 2 | 26+ | 2 | 38- | 10 | 50- | 5 | 62+ | 5 | 74+ | 3 |
«Загнанность в клетку» |
3+ | 10 | 15+ | 5 | 27+ | 2 | 39+ | 2 | 51+ | 5 | 63+ | 1 | 75- | 5 |
Тревога и депрессия |
4+ | 2 | 16+ | 3 | 28+ | 5 | 40+ | 5 | 52+ | 10 | 64+ | 2 | 76+ | 3 |
РЕЗИСТЕНЦИЯ
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
№ | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б |
5+ | 5 | 17- | 3 | 29+ | 10 | 41 + | 2 | 53+ | 2 | 65+ | 3 | 77+ | 5 |
Эмоционально-нравственная дезориентация |
6+ | 10 | 18- | 3 | 30+ | 3 | 42+ | 5 | 54+ | 2 | 66+ | 2 | 78- | 5 |
Расширение сферы экономии эмоций |
7+ | 2 | 19+ | 10 | 31- | 2 | 43+ | 5 | 55+ | 3 | 67+ | 3 | 79- | 5 |
Редукция профессиональных обязанностей |
8 + | 5 | 20+ | 5 | 32+ | 2 | 44- | 2 | 56+ | 3 | 68+ | 3 | 80+ | 10 |
ИСТОЩЕНИЕ
Эмоциональный дефицит |
№ | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б | № | Б |
9+ | 3 | 21+ | 2 | 33 + | 5 | 45- | 5 | 57 + | 3 | 69- | 10 | 81+ | 2 |
Эмоциональная отстраненность |
10 + | 2 | 22 + | 3 | 34- | 2 | 46+ | 3 | 58 + | 5 | 70+ | 5 | 82+ | 5 |
Личностная отстраненность (деперсонализация) |
11 + | 5 | 23 + | 3 | 35+ | 3 | 47+ | 5 | 59+ | 5 | 72+ | 2 | 83 + | 10 |
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
12+ | 3 | 24 + | 2 | 36+ | 5 | 48 + | 3 | 60+ | 2 | 72+ | 10 | 84+ | 5 |
Предложенная методика дает подробную картину синдрома «эмоциональною выгорания» Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов
9 баллов и меньше - не сложившийся симптом,
10-15 баллов - складывающийся симптом,
16 и более - сложившийся симптом
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или всем синдроме «эмоционального выгорания»
В каждой стадии стресса возможна оценка от 0 до 100 баллов. Однако, сопоставление полученных баллов по фазам не правомерно, так как не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные - реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы
По количественным показателям правомерно судить только о том, несколько каждая фаза сформировалась в большей или меньшей степени
36 и менее баллов фаза не сформировалась,
37-60 баллов - фаза в стадии формирования,
61 и более баллов - сформировавшаяся фаза
При интерпретации результатов можно рассмотреть следующие вопросы
какие симптомы доминируют;
какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается «истощение»,
объяснимо ли «истощение» (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами,
в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы «эмоциональное выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.