СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика диагностирования состояния тревожности и депрессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вовремя диагностированное состояние тревожности или начинающейся депрессии поможет учителю правильно подобрать средства педагогического воздействия и избежать негативных последствий

Просмотр содержимого документа
«Методика диагностирования состояния тревожности и депрессии»

Методика «Тревожность и депрессия»

Цель: выявить у школьников состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.

Методика:

Анкетируемому необходимо ответить на серию вопросов, проставляя баллы, в соответствии с самочувствием:

Если состояний, указанных в вопросе, никогда не было, поставьте 5 баллов;

если встречаются очень редко – 4 балла;

если бывают временами – 3 балла;

если они бывают часто – 2 балла;

если почти постоянно или всегда – 1 балл.

Если вопрос вам непонятен, обратитесь за разъяснениями к учителю».

АНКЕТА

1. Замечаете ли вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?

2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит?

3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным?

4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?

5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?

6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья?

7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?

8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?

9. Ожидание вас тревожит и нервирует?

10. У вас бывают кошмарные сновидения?

11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или что-нибудь?

12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам, и вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?

13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении?

14. Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?

15. Вам часто хочется побыть одному?

16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно.

17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?

18. Приходят ли вам мысли, что ваши близкие более счастливы, чем вы?

19. Прежде чем принять решение, вы долго колеблетесь?

20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами.



Обработка полученных данных

Проставленные школьниками баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая –1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от –5,6 до –1,28.

Применяя данную методику в индивидуальных и групповых экспериментах в различные промежутки времени, можно сравнивать различные средства педагогических воздействий, их влияние на психическое и физическое здоровье школьников.

Однако, учитывая то обстоятельство, что данная методика в достаточной мере субъективна (так как основана на самооценке состояния), для получения более надежных результатов целесообразно с анкетируемым предварительно провести с беседу, настраивающую на серьезное отношение к ответам.

Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным внешним стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и здоровье своих близких, в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно. Поэтому учителю необходимо выяснить причины тревожности и повлиять на них. Для этого проводится специальная работа с родителями, с учителями, если с ними у ребенка имеются конфликты. Со школьниками используются такие методы, как убеждающая беседа, внушение, создание ситуаций для переживания успеха, занятия психической саморегуляцией, аутогенной тренировкой, переключение внимания на деятельность. При сильном превышении нормы и появлении невротического состояния следует обратиться к врачу.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, в сужении и ограничении контактов ребенка с окружающими, в наличии чувства безрадостности и одиночества. Меры педагогического воздействия должны быть те же, что были описаны в случае тревожности.

Тревожность и депрессия, некоторые незначительные психические аномалии иногда возникают вследствие недостатков учебно-воспитательного процесса: резкие высказывания учителя в адрес впечатлительного школьника или пренебрежительное отношение к нему. Часто причиной является низкая педагогическая культура учителя.

Обнаружив у учащегося состояние тревожности или депрессии, необходимо принять ряд мер. К ним можно отнести:

– коренное изменение отношения учителя к ученику;

– на уроках чаще хвалить («Ты хорошо отвечаешь», «Молодец, очень уверенно говоришь», «Ты умеешь интересно рассказывать» и т. п.);

– обучение учащихся технике психической саморегуляции;

– улучшение всего психологического климата в классе и др.

Наконец, с помощью методики «Какой я есть?» можно определить некоторые особенности учащегося, характеризующие уровень его физического состояния в данное время.

Обработка полученных данных

Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.

По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.

Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.

Значение диагностических коэффициентов тревожности

номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

2

-1,38

-0,44

1,18

1,31

0,87

4

-1,08

-1,3

-0,6

0,37

1,44

8

-1,6

-1,34

-0,4

0,6

0,88

9

-1,11

0

0,54

1,22

0,47

10

-0,9

-1,32

-0,41

-0,41

1,2

11

-1,19

-0,2

1,04

1,03

0,4

13

-0,78

-1,48

-1,38

0,11

0,48

14

-1,26

-0,93

-0,4

0,34

1,24

17

-1,23

-0,74

0

0,37

0,63

19

-1,92

-0,36

0,28

0,56

0,1


Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.

Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.

Значение диагностических коэффициентов депрессии

номера признаков

Баллы

1

2

3

4

5

1

-1,58

-1,45

-0,41

0,7

1,46

3

-1,51

-1,53

-0,34

0,58

1,4

5

-1,45

- ,26

-1

0

0,83

6

1,38

- ,62

-0,22

0,32

0,75

7

-1,3

- 1,5

-0,15

0,8

1,22

12

-1,34

- ,34

-0,5

0,3

0,72

15

-1,2

- 0,23

-0,36

0,56

0,2

16

-1,08

- ,08

-1,18

0

0,46

18

-1,2

- ,26

-0,37

0,21

0,42

20

-1,08

0,54

-о7

0,25

0,32


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!