Методика «Тревожность и депрессия»
Цель: выявить у школьников состояние тревожности и депрессии, обусловленное неуравновешенностью нервных процессов.
Методика:
Анкетируемому необходимо ответить на серию вопросов, проставляя баллы, в соответствии с самочувствием:
Если состояний, указанных в вопросе, никогда не было, поставьте 5 баллов;
если встречаются очень редко – 4 балла;
если бывают временами – 3 балла;
если они бывают часто – 2 балла;
если почти постоянно или всегда – 1 балл.
Если вопрос вам непонятен, обратитесь за разъяснениями к учителю».
АНКЕТА
1. Замечаете ли вы, что стали более медлительны и вялы, что нет прежней энергичности?
2. Вам трудно бывает заснуть, если вас что-нибудь тревожит?
3. Чувствуете ли вы себя подавленным и угнетенным?
4. Бывает ли у вас ощущение какого-либо беспокойства (как будто что-то должно случиться), хотя особых причин нет?
5. Замечаете ли вы, что сейчас испытываете меньшую потребность в дружбе и ласке, чем раньше?
6. Приходит ли вам мысль, что в вашей жизни мало радости и счастья?
7. Замечаете ли вы, что стали каким-то безразличным, нет прежних интересов и увлечений?
8. У вас бывают периоды такого беспокойства, что вы даже не можете усидеть на месте?
9. Ожидание вас тревожит и нервирует?
10. У вас бывают кошмарные сновидения?
11. Вы испытываете тревогу и беспокойство за кого-нибудь или что-нибудь?
12. Бывает ли у вас чувство, что к вам относятся безразлично, никто не стремится вас понять и посочувствовать вам, и вы ощущаете себя одиноким (одинокой)?
13. Вы обращали внимание на то, что руки или ноги часто находятся у вас в беспокойном движении?
14. Чувствуете ли вы у себя нетерпеливость, непоседливость или суетливость?
15. Вам часто хочется побыть одному?
16. Вы замечаете, что ваши близкие относятся к вам равнодушно или даже неприязненно.
17. Вы чувствуете себя скованно и неуверенно в обществе?
18. Приходят ли вам мысли, что ваши близкие более счастливы, чем вы?
19. Прежде чем принять решение, вы долго колеблетесь?
20. У вас возникает чувство, что во многих неприятностях виноваты вы сами.
Обработка полученных данных
Проставленные школьниками баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая –1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от –1,28 до +1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от –5,6 до –1,28.
Применяя данную методику в индивидуальных и групповых экспериментах в различные промежутки времени, можно сравнивать различные средства педагогических воздействий, их влияние на психическое и физическое здоровье школьников.
Однако, учитывая то обстоятельство, что данная методика в достаточной мере субъективна (так как основана на самооценке состояния), для получения более надежных результатов целесообразно с анкетируемым предварительно провести с беседу, настраивающую на серьезное отношение к ответам.
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным внешним стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье и здоровье своих близких, в общении с людьми проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно. Поэтому учителю необходимо выяснить причины тревожности и повлиять на них. Для этого проводится специальная работа с родителями, с учителями, если с ними у ребенка имеются конфликты. Со школьниками используются такие методы, как убеждающая беседа, внушение, создание ситуаций для переживания успеха, занятия психической саморегуляцией, аутогенной тренировкой, переключение внимания на деятельность. При сильном превышении нормы и появлении невротического состояния следует обратиться к врачу.
Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, в сужении и ограничении контактов ребенка с окружающими, в наличии чувства безрадостности и одиночества. Меры педагогического воздействия должны быть те же, что были описаны в случае тревожности.
Тревожность и депрессия, некоторые незначительные психические аномалии иногда возникают вследствие недостатков учебно-воспитательного процесса: резкие высказывания учителя в адрес впечатлительного школьника или пренебрежительное отношение к нему. Часто причиной является низкая педагогическая культура учителя.
Обнаружив у учащегося состояние тревожности или депрессии, необходимо принять ряд мер. К ним можно отнести:
– коренное изменение отношения учителя к ученику;
– на уроках чаще хвалить («Ты хорошо отвечаешь», «Молодец, очень уверенно говоришь», «Ты умеешь интересно рассказывать» и т. п.);
– обучение учащихся технике психической саморегуляции;
– улучшение всего психологического климата в классе и др.
Наконец, с помощью методики «Какой я есть?» можно определить некоторые особенности учащегося, характеризующие уровень его физического состояния в данное время.
Обработка полученных данных
Проставленные тестируемыми баллы принимают определенные числовые значения, которые указаны в таблицах.
По значениям, указанным в таблицах, балл самочувствия заменяется диагностическим коэффициентом. Вслед за перекодировкой подсчитывают алгебраическую сумму (с учетом положительного или отрицательного знака) диагностических коэффициентов для каждой шкалы отдельно.
Алгебраическая сумма коэффициентов, большая +1,28, свидетельствует о хорошем психическом состоянии. Сумма, меньшая -1,28, говорит о выраженной психической напряженности, тревожности, депрессии. Промежуточные значения (от -1,28 до + 1,28) говорят о неопределенности данных. Обычно пограничные значения характеризуются коэффициентами в пределах от -5,6 до-1,28.
Значение диагностических коэффициентов тревожности
номера признаков | Баллы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 | -1,38 | -0,44 | 1,18 | 1,31 | 0,87 |
4 | -1,08 | -1,3 | -0,6 | 0,37 | 1,44 |
8 | -1,6 | -1,34 | -0,4 | 0,6 | 0,88 |
9 | -1,11 | 0 | 0,54 | 1,22 | 0,47 |
10 | -0,9 | -1,32 | -0,41 | -0,41 | 1,2 |
11 | -1,19 | -0,2 | 1,04 | 1,03 | 0,4 |
13 | -0,78 | -1,48 | -1,38 | 0,11 | 0,48 |
14 | -1,26 | -0,93 | -0,4 | 0,34 | 1,24 |
17 | -1,23 | -0,74 | 0 | 0,37 | 0,63 |
19 | -1,92 | -0,36 | 0,28 | 0,56 | 0,1 |
Пограничное состояние тревожности проявляется в снижении порога возбуждения по отношению к различным стимулам, в нерешительности, нетерпеливости, непоследовательности действий. Невротическая реакция тревожности как беспокойства за собственное здоровье, за здоровье своих близких, в общении проявляется в том, что человек ведет себя неуверенно.
Депрессия проявляется в невротических реакциях – в ослаблении тонуса жизни и энергии, в снижении фона настроения, сужения и ограничения контактов с окружающими, наличии чувства безрадостности и одиночества.
Значение диагностических коэффициентов депрессии
номера признаков | Баллы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | -1,58 | -1,45 | -0,41 | 0,7 | 1,46 |
3 | -1,51 | -1,53 | -0,34 | 0,58 | 1,4 |
5 | -1,45 | - ,26 | -1 | 0 | 0,83 |
6 | 1,38 | - ,62 | -0,22 | 0,32 | 0,75 |
7 | -1,3 | - 1,5 | -0,15 | 0,8 | 1,22 |
12 | -1,34 | - ,34 | -0,5 | 0,3 | 0,72 |
15 | -1,2 | - 0,23 | -0,36 | 0,56 | 0,2 |
16 | -1,08 | - ,08 | -1,18 | 0 | 0,46 |
18 | -1,2 | - ,26 | -0,37 | 0,21 | 0,42 |
20 | -1,08 | 0,54 | -о7 | 0,25 | 0,32 |