Методика формирования первичных произносительных умений и навыков
у безречевых детей
Развитие речи неговорящих детей осуществляется по следующим направлениям:
I. Развитие понимания речи
В случаях, когда заходит разговор о маленьком ребенке, который еще не научился говорить, от близких ребенка часто можно услышать: «Он все понимает, только пока не говорит». Такая характеристика поведения малыша подразумевает, что он знает значения многих слов и выражений, может осмыслить их в контексте конкретной ситуации. Действительно, довольно часто ребенок действует адекватно в рамках определенной ситуации — показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при начале регулярных занятий с логопедом начинают обозначаться пробелы в знаниях ребенка: он не только не понимает значения многих слов и выражений, но и путает те, что постоянно используются в обиходе.
Конечно, непросто объективно оценить уровень понимания ребенком обращенной к нему речи в случае, если он не пользуется активной речью. Таким образом, можно утверждать следующее: работа над пониманием речи неговорящими детьми не просто желательна, а необходима.
Создание речевой среды
Развитие у ребенка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.
Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:
1. постоянный разговор с ребенком;
2. единые требования к речевому общению с ребенком всех близких взрослых;
3. определенные требования к речи окружающих взрослых;
4. постепенное усложнение речевого общения;
5. организация специальных речевых игр и упражнений.
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и логопед. Кроме этого, необходимо использовать любой подходящий случай для развития речи ребенка. Рассмотрим подробнее компоненты, из которых состоит создание речевой среды.
1. Постоянный разговор с ребенком
С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов и проч.
При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от ребенка немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.
Начиная работу с ребенком, логопед не только организует занятия с ребенком, но и проводит работу с родителями. Основной задачей такой работы является объяснение того, как следует вести себя по отношению к ребенку, как создать для него насыщенную речевую среду в случае, когда имеет место нарушение речи.
Примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.
«Умывание»
—Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас умоем лицо — вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь стряхни воду с ручек — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.
«Сборы на прогулку»
Все необходимые вещи разложены на стульчике.
— Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны — вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Вот. Давай наденем кофточку. И т. д.
«Построим дом»
Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.
— Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик — большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда.
Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.
Подобную работу проводит и логопед во время занятий. Во-первых, педагог проговаривает все происходящее на занятии. Во-вторых, использует для речевого общения спонтанно возникающие во время занятия ситуации, что дает возможность познакомить ребенка с новыми словами. В-третьих, специально организует ситуации, в которых ребенок получает возможность использовать свои речевые навыки.
2. Единые требования к речевому общению с ребенком для всех близких взрослых
Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности, это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира).
В случае, когда речь идет о речевом развитии ребенка, который еще не пользуется активной (экспрессивной) речью, необходимо приложить все усилия, чтобы к развитию речи был единый подход.
Подразумевается, что:
— разговаривать с ребенком должны все люди (родители, педагоги), которые проводят с ним большую часть времени;
— для организации речевого общения должна использоваться любая возможная ситуация — в быту, во время игр и занятий, походов в магазин или в гости и пр. ;
3. Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых
Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. У детей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи — силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность — в целом манеру говорить. Необходимо исключить сюсюканье с ребенком.
Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых отвечала следующим требованиям:
— правильность — речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
— четкость — слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого, с выделением ударного слога);
— простота — взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
— повторяемость — одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
— богатство — взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.
4. Постепенное усложнение речевого общения
Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.
Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает).
5. Организация специальных речевых игр и упражнений
На логопедическом занятии развитие речи ребенка происходит в ходе специальных речевых игр и упражнений. Игры и упражнения подбираются с учетом возраста ребенка, его индивидуальных возможностей.
То, что было отработано в ходе занятий, в соответствии с рекомендациями логопеда закрепляется родителями.
II. Накопление пассивного словаря
Пассивный словарь — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок понимает, но не употребляет в активной речи из-за нарушений речевого развития.
В процессе занятий по развитию понимания речи основная задача — накопление словарного запаса: слова-предметы (существительные, слова-действия (глаголы), а также слова-признаки (прилагательные и наречия). Для запоминания детям предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми они постоянно сталкиваются в повседневной жизни, что могут наблюдать, с чем могут манипулировать, что чувствуют. На начальном этапе работы с неговорящими детьми не рекомендуется перегружать их пассивный словарь отвлеченными понятиями или обобщающими словами.
Игры для развития пассивного словаря
Игра «Покажи, где мама»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря. Оборудование: семейные фотографии.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый вместе с ребенком рассматривает семейные фотографии и просит найти изображение самого ребенка, показать маму, папу, бабушку, дедушку и других родственников, дачу, цветы, дерево, другие знакомые предметы и объекты.
—Покажи, где на фотографии мама. Найди и покажи папу. А где цветочки?
Игра «Румяные щёчки»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица и их назначение.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый просит ребенка показать различные части тела или лица.
— Покажи, где у Маши щёчки? Покажи, где у Маши носик? Покажи, где у тебя руки? Покажи, где у тебя ноги? И т. д.
Далее можно усложнить задание, предлагая ребенку уже не название, а назначение части лица или тела.
Покажи, чем Маша кушает? Чем Маша ходит? Чем Маша смотрит? Чем Маша слушает?
Игра «Зеркало»
Цель: уточнение и расширение пассивного словаря — названия частей тела и лица, одежды и обуви, названия движений и действий.
Оборудование: большое зеркало.
Ход игры: Занятие проводится индивидуально. Взрослый рассматривает вместе с ребенком его отражение в зеркале — лицо, тело одежду.
— Кто там? Это наш Ваня. Покажи, где у тебя голова. А где волосы? Покажи пальчики. А где у тебя платок лежит? Вот он, в кармане. А где у Вани штаны? А майка? Покажи, что у тебя на ногах. Это тапки. И т. д.
Далее можно попросить ребенка изобразить перед зеркалом различные движения и действия.
— Покажи, как ты улыбаешься. Помаши руками. Покажи, как ты танцуешь. Покажи, как зайчик прыгает. И т. д.
Игра «Что делает человечек?»
Цель: уточнение и расширение пассивного глагольного словаря детей.
Оборудование: набор картинок, изображающих различные действия по количеству детей.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте картинки с изображением различных действий — такие картинки можно выбрать из различных лото или нарисовать самостоятельно серию картинок, схематично изображающих действия человечка. Раздайте детям по одной картинке.
— Посмотрите, у вас на картинках мальчики и девочки (человечек) что-то делают. Мы сейчас поиграем в интересную игру. Я буду называть действия. Тот, у кого подходящая картинка, — пусть поднимет руку. Кто сидит? Кто стоит? Кто лежит? Кто катается? Кто кушает? Кто пьет? Кто прыгает? И т. д.
Игра «Где что лежит?»
Цель: научить детей понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами «на», «под», «в», «около».
Оборудование: коробка, несколько мелких игрушек.
Ход игры: Поставьте на стол коробку с крышкой, а рядом — несколько мелких игрушек. Положите одну игрушку в коробку, другую под коробку, третью на коробку; четвертую около коробки. Сопровождайте свои действия соответствующими словами. Названия предлогов следует выделять в предложении при помощи интонации и силы голоса.
III. Развитие активной речи ребенка
Создание потребности подражать слову взрослого — ответственный момент в логопедической работе с безречевыми детьми. Неправильно было бы «перескочить» этот период и начинать логопедическую работу с неговорящими детьми с разучивания правильно произносимых слов или, что еще хуже с постановки звуков.
Развитие речевого подражания
Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью.
Развитие у ребенка речевого подражания требует соблюдения ряда условий:
Необходимо создать такие условия обучения, в которых у ребенка появилось бы желание произносить (повторять) одни и те же звукосочетания неоднократно. Ребенок не станет повторять слова за незнакомым взрослым или если отсутствует взаимное доверие между ребенком и взрослым. Поэтому очень важно перед началом работы наладить эмоциональный контакт, что обеспечит необходимую мотивацию речевой деятельности.
Для развития речевого подражания необходим определенный уровень развития внимания и слухового восприятия, а также дыхания и понимания речи.
Активизация речи детей (вызывание речевого подражания) должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, с игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие ребенка говорить. При этом удается избежать возникновения «эхолаличного» повторения — воспроизведения слов.
Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:
—речь должна быть правильной и чистой, без речевых нарушений;
—артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
—речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога;
—слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, должны произноситься неоднократно;
—взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
—взрослый дает ребенку только образцы правильной речи, не следует повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Требования к речи ребенка: ответы ребенка принимаются в любом виде. На этапе развития речевого подражания не следует слишком многого требовать от ребенка и его речи. Главное — добиться того, чтобы ребенок начал говорить. Не следует требовать от ребенка точного звукопроизношения. В раннем возрасте наиболее важным представляется развитие коммуникативной функции речи.
Подражание речи взрослого проходит несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение слогов, слов или фраз.
Этапы развития речевого подражания
1. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре.
2. Повторение аморфных слов.
Это слова-звукоподражания, слова- слоги, несущие собственную смысловую «начинку». К таким словам относятся подражания голосам животных — му, ав-ав, мяу и др. ; подражания звукам музыкальных игрушек— бом-бом, ду-ду, динь-динь и др. ; подражания транспортным шумам — би-би, ту-ту И др., а также другие аморфные слова: малыш может заменять ими любые слова, которые еще не может произнести.
3. Повторение слов.
Вначале это простые короткие слова — мама, папа, дай, на, киса, утя и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не «кошка», а «киса», не «утка», а «утя» и т. п. По мере развития речи ребенок учится произносить двух- или трехсложные слова, воспроизводя интонационно-ритмический рисунок слов. При этом ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Понимание речи и активный словарный запас ребенка стремительно увеличивается на протяжении этого периода. Особое внимание необходимо уделить усвоению ребенком глаголов (слов-действий, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его развития.
4. Повторение коротких фраз.
Это этап объединения в одном предложении нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где мама? Там мяч. Вот ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Мама, дай дом. Маша, мой нос.
Хотелось бы более подробно остановиться на том, что же такое аморфные слова, ведь данный термин будет не один раз использоваться в описанных ниже играх. Аморфные слова — это грамматически неизменяемые слова-корни.
Слова-фрагменты, то есть такие, в которых сохранены только части слова. Например, «мако» (молоко, «дека» (девочка, «сина» (машина) и т. п.
Слова-звукоподражания. которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию. Например, слова-предметы «мяу» (кошка, «му» (корова, «би-би» (машина) и т. п. ; слова-действия «ам-ам» (кушать, «бух» (упал, «куп-куп» (купаться, «ду-ду»(играть на дудочке) и т. п.
Контурные слова, в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов. Например, «палата» (лопата), «тититики» (кирпичики), «патина» (машина) и т. п.
При помощи аморфных слов ребенок пытается «заполнить пробелы»: он заменяет ими те слова, которые пока недоступны для воспроизведения в правильной форме. На логопедических занятиях используются прежде всего слова-звукоподражания.
Варианты речевого подражания в перечисленных ниже играх предлагаются в такой последовательности: звуки — аморфные слова — слова — фразы. Такая форма предложения материала позволяет логопеду гибко подбирать подходящую игру, в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста. Можно варьировать степень сложности предлагаемой для повторения речи в работе с разными детьми внутри одной группы, т. к. уровень развития речи детей может сильно различаться. В большинстве из перечисленных игр сочетаются общее и речевое подражание. Особое внимание уделяется движениям рук взрослого.
Приемы вызывания у детей речевого подражания
В случае, когда в игре используются стихотворные тексты.
После того, как дети запомнят текст стихотворения (после многократного повторения стихотворения педагогом с выделением звукоподражаний, слов и фраз), предлагается использовать прием договаривания слов и фраз. Этот прием осуществляется путем создания пауз при чтении стихотворения. Когда педагог останавливается, дети договаривают нужные слова. Например, в игре «Дом большой, дом маленький» педагог говорит: «У медведя дом большой.» и делает паузу. Дети договаривают аморфное слово: «Ой-ой-ой!» Или педагог говорит: «А у зайки.», а дети договаривают слово: «. маленький!» Или педагог говорит: «Мишка наш.» и делает паузу, а дети договаривают уже фразу: «. пошел домой!» Увеличивать сложность заданий можно постепенно. Действовать следует в предложенной последовательности: сначала аморфные слова, затем отдельные несложные слова, затем короткие фразы.
В случае, когда игра проходит в форме беседы.
Сначала педагог многократно повторяет слово или фразу, предлагаемую ребенку для запоминания и воспроизведения. Затем задает ребенку вопрос, побуждая ответить словом (фразой). Если ребенок затрудняется, взрослый повторяет слово или фразу, затем снова повторяет вопрос. Можно предложить в качестве ответа несколько вариантов на выбор. Например, в игре «Куколка» логопед несколько раз произносит слово «кукла», затем спрашивает ребенка: «Кто это?» Если ребенок затрудняется с ответом, логопед отвечает за него «Кукла» или предлагает варианты ответов: «Кто это? Это кукла. Мишка. Зайка». Такая же работа проводится в случае воспроизведения фраз. Например, логопед несколько раз говорит «Кукла танцует», затем спрашивает ребенка: «Что делает кукла?» Если ребенок отвечает правильно, взрослый хвалит его, если не отвечает — сам отвечает на вопрос.
Формирование первичных произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением интеллекта направлено на развитие речевого общения, вызывание, постановку звуков и развитие звукового анализа.
Проводится работа по:
1. Коррекции движений артикуляционного аппарата.
2. Развитию артикуляционного праксиса.
3. Развитию дыхательной и голосовой функций.
4. Коррекции произношения (постановка, дифференциация звуков).
5. Формированию просодических компонентов речи.
6. Обогащению словаря и преодолению аграмматизмов.
Артикуляционная гимнастика
При ее проведении большое значение имеет тактильно - проприоцептивная стимуляция, развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий. Артикуляционная гимнастика дифференцируется в зависимости от формы речевых нарушений и тяжести поражения артикуляционного аппарата. Сначала ребёнку предлагается выполнить наиболее простые упражнения, с которыми он может справиться, затем более сложные.
Работа над дыханием.
Проводится в виде различных дыхательных упражнений с использованием разнообразных дидактических пособий, которые позволяют осуществить зрительный контроль за продолжительностью и силой выдоха через рот.
Необходимо придерживаться правил:
дыхательная гимнастика проводится до еды, в проветриваемом помещении;
при выполнении дыхательных упражнений нельзя переутомлять ребёнка;
при выполнении дыхательных упражнений нужно следить за позой ребёнка (прямо, плечи расправлены, ноги, руки спокойны);
при выдохе ребёнок не должен напрягать плечи, шею, поднимать плечи, надувать щёки;
при выполнении дыхательных упражнений следует привлечь внимание ребёнка к ощущениям движения диафрагмы;
дыхательные движения лучше производить плавно, под счёт, музыку;
дидактический материал для дыхательных упражнений, должен быть лёгким - ватка, тонкая цветная бумага, воздушный шар, и т. д. ; должен располагаться обязательно на уровне рта.
Работа с речевым сопровождением.
Проводится работа при произнесении различного по сложности речевого материала, на длительном плавном выдохе. Одни методисты рекомендуют с произнесения гласных звуков, другие - с щелевых, глухих согласных.
Эта работа проводится в следующих упражнениях:
-
пение гласных на выдохе - "ниточка";
-
произнесение сочетаний 2-х, 3-х, 4-х гласных на длительном, плавном выдохе (нужно следить, чтобы между гласными не делались паузы для дополнительного вдоха);
-
произнесение изолированных щелевых, глухих согласных (при вдохе - звук);
-
произнесение щелевых, глухих согласных с сочетанием гласных (А-со-су-сы; А-фа-ха-ша);
-
произнесение слов на плавном выдохе, сначала мало слоговых, затем много слоговых, сначала с ударением на 1-ый слог, затем меняется ударение;
-
постоянное распространение фразы на длительном плавном выдохе (сделать вдох - затем "птицы" - "птицы летят" - "птицы летят в небе" - "птицы летят в небе на юг" и т. д.). Количество слов, произносимых ребёнком на одном выдохе, определяется возрастом (см. Приложение 6).
Работа над голосом.
Проводится параллельно с работой над дыханием, сочетается с физиотерапевтическим, медикаментозным лечением и дифференцированным массажем.
Работа начинается с обучения ребёнка произвольно открывать и закрывать рот, т. к именно эти движения (нижней челюсти, выполняемые в полном объёме, обеспечивают нормальное голосообразование и свободную голосоподачу).
Для выработки движений нижней челюсти используется специальная модель, представляющая собой, ярко окрашенный шарик, привязанный к верёвке. Ребёнок берёт рукой за шарик и в момент опускания челюсти, он тянет его вниз, затем это же движение выполняется с закрытыми глазами, с целью усиления кинестетических ощущений. Потом отрабатываются эти же движения при произнесении гласных звуков и различных звука - подражаний. После того как обеспечивается свободная голосоподача, снятие голосовой зажатости, для развития голоса используются голосовые (ортофонические) упражнения. Цель упражнений - развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, высота, тембр). Например: прямой счёт с увеличением голоса или обратно (сила голоса, или оооо и оооо и т. д. (используются такие упражнения на развитие высоты голоса, модуляции).
Всё это отрабатывается в специальных голосовых упражнениях. Голосовые навыки закрепляются в чтении сказок, при сюжетно - ролевых играх, в русских народных сказках.
Развитие голоса
Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.
Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объем дыхания и нормализовать его ритм.
Коррекция звукопроизношения
Используется принцип индивидуального подхода. Способ постановки и коррекции звука выбирается индивидуально.
Продолжается работа, начатая на 1-ом этапе в виде артикуляционной гимнастики, но она усложняется и дифференцируется. На 2-ом этапе происходит коррекция неправильных и неточных движений, тренируется их сила, точность, отрабатывается координация.
В артикуляционной гимнастике на 2-ом этапе преобладают дифференцированные движения артикуляторных органов, большое внимание уделяется выполнению серий движений (предполагается умение произвольно переключаться с одного движения на другое).
Работа над произношением.
Работа над произношением является основным этапом.
Работа над отдельными звуками должна проводиться в определённой последовательности. Начинать с тех звуков, артикуляция которых наиболее сохранна. И из числа дефектных звуков начинать работу со звуков раннего онтогенеза.
При выраженных речевых нарушениях на первых порах не удаётся добиваться чистого звучания звука, поэтому можно переходить к работе над другими звуками, довольствуясь неполной частотой звучания.
Работа над произношением проводится параллельно с развитием фонематических функций (фонематического восприятия, дифференциации, фонематического анализа и синтеза). Сами приёмы постановки, автоматизации и дифференциации звуков такие же, как при коррекции любых звукопроизносительных расстройств.
Работа над просодической стороной речи.
Большое внимание уделяется воспитанию правильного темпа и ритма речи, путём обучения произвольно изменять темп речи, выделять ударные слоги в структуре высказывания и правильно чередовать их с безударными слогами, соблюдать правильные паузы.
Коррекция нарушений темпа речи сочетается с работой по развитию общих движений на логоритмических занятиях.
Развитию мелодико-интонационной речи способствуют голосовые упражнения, направленные на развитие основного тона высказывания. Сформированные в специальных упражнениях навыки темпо-ритмического, интонационного оформления речи закрепляются в эмоционально окрашенном речевом материале (чтение сказок, инсценировок и т. д.). При подборе такого материала обязательно учитывается возраст детей и программные требования обучения. Так в дошкольном возрасте это Барто, Маршак и т. д., а в школьном - Крылов, стихи Пушкина, Некрасова. Старше - Маяковский и т. д.
Список литературы
1. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2004.
2. Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Книга для логопеда. 2-е изд. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
3. Нищева Н. В. Организация коррекционно-развивающей работы в младшей логопедической группе детского сада . – СПб. Детство-пресс, 2006.
4. Новиковская О. А. 500 игр и упражнений для развития речи / - М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008.
5. Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: «Владос», 2008.
6. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием. – М.: «Книголюб», 2006.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5- 3 лет. – М.: Теревинф, 2008.