Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад «Эврика»
«Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников»
Составил:
Инструктор по физической культуре
Маслова Я.С.
Тамбов 2018
Актуальность данной методической разработки обусловлена задачей поиска эффективных средств предупреждения, выявления и коррекции нарушений осанки у детей дошкольного возраста.
Цель: определить наиболее эффективную методику формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Эврика»
Объект: система профилактических работ по данному направлению в ДОУ. Предмет: методика формирования правильной осанки и профилактики ее нарушения у дошкольников в условиях образовательного учреждения.
новизна
Комплексное применение физических упражнений, а так же упражнений на фитболах способствуют формированию правильной осанки.
Осанка - это привычная, непроизвольная поза человека в состоянии покоя и во время движения. Она считается нормальной , если голова держится прямо, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне, живот подтянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах.
Вставка рисунка
Факторы, негативно влияющие на формирование правильной осанки у детей
- Малая двигательная активность
- Привычка к неправильным позам
- Врожденные и наследственные причины
- Перенесенные травмы и заболевания
- Несоответствующая гигиеническим требованиям мебель
У детей дошкольного возраста дефекты осанки обычно выражены особо не резко и не являются постоянными. Наиболее частый дефект-вялая осанка, для которой характерны чрезмерное увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника, слегка опущенная голова, опущенные и слегка сдвинуты вперед плечи, запавшая грудная клетка, отстающие от спины (крыловидные) лопатки, свисающий живот, нередко ноги согнуты в коленных суставах. Из-за вялой осанки со временем может сформироваться плоская, круглая или кругло-вогнутая спина, а так же боковые искажения (сколиотическая осанка) или комбинированное искажение.
Воспитание правильной осанки у детей предлагает решение следующих задач:
- Развитие и совершенствование мышечно-суставной чувствительности;
- Улучшение физического развития детей;
- Формирование навыков правильного движения, поз тела и походки;
- Формирование естественного мышечного корсета;
- Формирование гибкости позвоночного столба и увеличение амплитуды движений в плечевых и тазобедренных суставах
Гимнастические упражнения- основные средства формирования правильной осанки
Они условно разделяются на три группы :
- ОРУ - упражнения для развития двигательных умений и навыков, укрепления мышечного корсета
- - упражнения для формирования правильной осанки
- Корригирующие упражнения, направленные на профилактику дефектов осанки
Всем детям с нарушением осанки показана ЛФК (лечебная физическая культура), так как это единственный ведущий метод, который позволяет эффективно укрепить мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус.
Задачи ЛФК при нарушениях осанки:
- Нормализовать трофические процессы мышц туловища;
- Создать благоприятные условия для увеличения подвижности позвоночника
- Осуществлять целенаправленную коррекцию имеющегося нарушения осанки, выработать, воспитать правильную позу (в беге, ходьбе, деятельности)
- Психо-эмоциональное воздействие
- Создать естественный мышечный корсет
- Систематически закреплять навык правильной осанки
- Оказывать воздействие на улучшение деятельности внутренних органов
- Общеукрепляющее воздействие на организм
Основным средством ЛФК, используемым при нарушении осанки у детей, являются физические упражнения, а массаж и лечение положением - дополнительным
Упражнение «Бабочка»
Следует отметить, что упражнения подбираются в соответствии с нарушение осанки. Специальные или корригирующие упражнения- это упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки. Различают симметрические и асимметрические корригирующие упражнения
Все корригирующие упражнения выполняются в различных исходных положениях. Но наиболее выгодные :
Правила профилактики нарушения осанки
- Спать ребенок должен только на жесткой постели! Лучше всего спать в положении на животе или спине. Подушка не должна быть слишком большой или слишком жесткой. Лучше всего использовать ортопедические матрацы и подушки.
- Носить только удобную, свободную обувь, так как неправильное положение ноги может привести к нарушению положения позвоночника. Если у ребенка уже имеется плоскостопие или косолапость - нужно заниматься лечением!
- Должен быть правильно организованный режим дня.
- У ребенка должно быть удобное и хорошо освещаемое место для рисования, лепки и т.д. Важно, чтобы мебель подходила ему по росту .
- Занятие активным видом деятельности, занятие физической культуры неотъемлемая часть профилактики нарушения осанки.
Игры для формирования правильной осанки
«Гуляющие черепахи» Цель: Формирование стереотипа правильной осанки. Укрепление мышц туловища и конечностей. Оборудование: Мешочек с песком 10*10 . Дети идут от старта до финиша с мешочком на голове.
«Что у нас на ножках?» Цель: Укрепление мышечно–связочного аппарата ног и туловища, правильное выполнение команд. Оборудование: Разноцветные ленточки на липучках. Ребенок лежит на спине, вытянув прямые сомкнутые ноги. Ведущий прикрепляет к носочкам разноцветные ленточки. По команде: «Что у нас на ножках?» - ребенок поднимает носки и голову одновременно, смотрит на счет (1, 2, 3, 4), затем медленно опускает голову, потом ноги. Ведущий контролирует положение позвоночника ребенка, который должен всей спиной прижиматься к коврику.
Игра "Найди правильно след" 5 - 7 лет. По залу хаотично раскладываются ортопедические стельки. По сигналу воспитателя дети должны выбрать правильно стельки для правой и левой ноги и встать на них: пятки вместе носки врозь, с правильной осанкой. Выигрывает тот, кто быстро и правильно выполнит задание.
Спасибо за внимание!