СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика и техника педагогической поддержки творчески одарённых детей

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.

Просмотр содержимого документа
«1Методика и техника педагогической поддержки»

«Методика и техника педагогической поддержки

творчески одарённых детей»


В каждом человеке солнце,

Только дайте ему светиться.

Сократ



Проблема развития творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и учёных. Различные его стороны отражаются в понятиях: «творческое начало», «творческое развитие», «творческие возможности», «творческое мышление», «творческая активность», «творческий труд», «творческая личность», «творческая индивидуальность», «творческая одаренность».

В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы.


Условиями развития и поддержки творческой одаренности следует считать:

1. Требования к педагогу:

а) безусловное понимание и уважение личности ребенка, где основными 

принципами  являются: «Не навреди» и «Помоги мне  это сделать  самому»;

б) совершенствование педагогической компетентности.

  1. Учет психофизиологических особенностей детей через психодиагностику (тестирование по видам одаренности).

  2. Педагогическая и социальная поддержка детей:

а) подбор детей в творческие группы;

б) предоставление возможностей для развития творческих способностей и личностных характеристик;

в) социальная адаптация детей, психологическая поддержка, профессиональная ориентация;

г) сотрудничество и партнерство с родителями;

д) отслеживание дальнейшего творчества выпускников.



Перед педагогом встают конкретные психолого-педагогические задачи (тесно связанные с художественно-педагогическими задачами):

 помочь ученику выразить отношение к своей проблеме и к жизни в целом художественными средствами;

 помочь ребенку перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления;

 помочь осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации в творчестве и собственной уникальности;

 помочь учащемуся стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;

 помочь развивать рефлексию;

 помочь ученику культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своему творчеству;

 создать условия для включения ребенка в разнообразную творческую, художественную, техническую, исследовательскую деятельность;

 помочь в освоении способов творческой самореализации;

 оказать помощь в устранении препятствий в негативных ситуациях саморазвития (в зонах неустойчивости и кризиса).

Поддержка самоопределения в творчестве ведет к углублению индивидуальных способностей воспитанника. Выражение индивидуальности в творчестве – результат осознания растущим человеком своего отличия, своих преимуществ и возможностей в самостоятельном художественном творчестве, в обретении собственного смысла жизни

В содержание поддержки самоопределения в творчестве входят следующие тактики и методы:

 помощь в «снятии своей проблемы» посредством творчества;

 содействие в создании адекватного образа мира;  помощь в понимании себя в этом мире и «предъявлении себя»;

 поощрение самостоятельного выбора творческих задач;

 стимулирование осознания подростком своих отношений с миром с помощью творчества;

 содействие выстраиванию гармоничных взаимоотношений с людьми и формированию значимых смыслов и ценностей.



Приёмы работы с творчески одаренными детьми

I этап - увлечь! Выявление творчески одаренных детей

Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных, творческих детей. Наблюдения за школьниками можно проводить во время урочной и внеурочной деятельности. В ходе таких наблюдений один учащийся поражает своей памятью, второй - умением рассказывать стихотворения, третий - удивляет своей речью, четвёртый - способностью быстро и без ошибок решать творческие задачи и т.д.

Таким образом, в каждом классе выделяются учащиеся в какой-то одной или даже нескольких областях, что доказывает один из существующих в психологии подходов к природе одаренности: «Все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен».

II этап – раскрыть! Направления работы с одаренными детьми на уроке

 Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний. Важно иметь широкий арсенал индивидуальных, нестандартных, творческих заданий или заданий повышенной сложности , ориентирующих учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.

На уроках литературы можно использовать такие задания как:

1. иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное;

2. рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев;

3. драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка и т.д.

III этап – развить! Внеурочная деятельность как средство развития одарённости

Когда творческие способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Такая задача решается и на внеурочных занятиях.



Одним из основных направлений при обучении творчески одаренных детей являемся научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

Принимая участие в школьной и муниципальных научно-практических конференциях, учащиеся имеют возможность проявить не только свои интеллектуальные способности, но и умение грамотно представить свою работу, выступать перед аудиторией, отстаивать свою точку зрения.

Толчком к различным проявлениям детского творчества могут служить посещения выставок и музеев. Участие в концертной, фестивальной деятельности выступает как результат и стимулирование дальнейших творческих успехов


Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка, не сравнивать детей между собой. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся, личностные особенности. Нужно внимательно присмотреться к ребенку. Может быть, если он смелый и категоричный, уже можно прививать ему некоторую критичность к своим творческим продуктам. Если застенчив и не уверен в себе, то лучше пока просто подбодрить и поддерживать почти любую инициативу. Если стремиться быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы научить его задерживаться на одном задании, находить новые интересные детали, насыщать знакомое новым содержанием, усматривать более глубокие связи, чем те, которые выступают на первый взгляд.

Можно сказать, что развивая воображение, творческий потенциал ребенка, мы затрагиваем развитие личностных, индивидуальных его особенностей и мы должны чутко улавливать такие особенности каждого ребенка, строить все воздействия с их учетом.

Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.



Мы провели тест-диагностику среди учащихся 6а и 7а классов на определение уровня творческого потенциала учащихся и умения принимать нестандартные решения.

Тест состоит из восемнадцати вопросов. Учащимся предлагается выбрать один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

Результаты тестирования

7 а класс - В анкетировании участвовало 17 учеников. Из них у 5 учеников более 49 баллов, у 8 учеников –от 24 до 48 баллов, у 4 учеников – 23 и меньше

6 а класс - В анкетировании участвовало 19 учеников. Из них у 4 ученика более 49 баллов, у 8 учеников –от 24 до 48 баллов, у 7 учеников – 23 и меньше

49 и более баллов.  В ученике заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если он на деле сможет применить свои способности, то ему доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 баллов. У ученика вполне нормальный творческий потенциал. Он обладает теми качествами, которые позволяют ему творить, но у него есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества.

23 и менее баллов.  Творческий потенциал ученика невелик. Но, быть может, он просто недооценил себя и свои способности?



Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей.






































Тест позволяет оценить уровень вашего творческого потенциала, умения принимать нестандартные решения.

Инструкция: выбери один из предложенных вариантов поведения в данных ситуациях.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен:

А) да;

Б) нет, он и так достаточно хорош;

В) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира:

А) да, в большинстве случаев;

Б) нет;

В) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы работаете.

А) да;

Б) да, при благоприятных обстоятельствах;

В) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что- то принципиально изменить:

А) да, наверняка;

Б) это мало вероятно;

В) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание:

А) да;

Б) часто думаете, что не сумеете;

В) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которое абсолютно не знаете:

А) да, неизвестное вас привлекает;

Б) неизвестное вас не интересует;

В) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства:

А) да;

Б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

В) да, но только если вам это нравиться.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравиться, хотите ли вы знать о нем все:

А) да;

Б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

В) нет, вы хотите только удовлетворить свое любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

А) какое-то время упорствуете, вопреки здравому смыслу;

Б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что, она нереальна;

В) продолжаете делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По – вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

А) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;

Б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;

В) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

А) да;

Б) нет, боитесь сбиться с пути;

В) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось:

А) да, без труда;

Б) всего вспомнить не можете;

В) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом вам языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значение:

А) да, без затруднений;

Б) да, если это слово легко запомнить;

В) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время предпочитаете:

А) оставаться наедине, поразмыслить;

Б) находиться в компании;

В) вам безразлично, будите ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только когда:

А) дело закончено и кажется вам отлично выполнено;

Б) вы более- менее довольны;

В) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

А) любите мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;

Б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

В) иногда любите помечтать, но о вещах, которые связаны с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станните думать о ней:

А) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

Б) вы можете делать это только наедине;

В) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

А) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

Б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

В) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Ключ к тестовому заданию.

Подсчитайте очки, которые вы набрали таким образом:

  • За ответ «а» - 3 очка;

  • За ответ «б» - 1;

  • За ответ «в» -2.

Результат:

  • Вопросы 1, 6, 7, 8-й- определяют границы вашей любознательности;

  • Вопросы 2,3,4,5-й -веру в себя;

  • Вопросы 9 и 15-й -постоянство; вопрос 10- й- амбициозность; вопросы 12 и 13- й «слуховую память»; вопрос 11-й – зрительную память; вопрос 14-й – ваше стремление быть независимым; вопросы 16 и 17-й – способность абстрагироваться; вопрос18-й – степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют основные качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне нормальный творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и мене очков. Ваш творческий потенциал, увы невелик. Но, быть может, вы просто недооценили себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этого и таким образом решите проблему.




10


Просмотр содержимого презентации
«Методика и техника педагогической поддержки»

Методика и техника педагогической поддержки  творчески одарённых детей

Методика и техника педагогической поддержки

творчески одарённых детей

В каждом человеке солнце, Только дайте ему светиться.   Сократ

В каждом человеке солнце,

Только дайте ему светиться.

Сократ

Проблема развития творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и учёных. Различные его стороны отражаются в понятиях: « творческое начало », « творческое развитие », « творческие возможности », « творческая активность », « творческая личность », « творческая индивидуальность », « творческая одаренность ».

Проблема развития творчества имеет долгую и спорную историю. Во все времена она являлась объектом пристального внимания мыслителей и учёных. Различные его стороны отражаются в понятиях: « творческое начало », « творческое развитие », « творческие возможности », « творческая активность », « творческая личность », « творческая индивидуальность », « творческая одаренность ».

Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи..

Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи..

Условиями развития и поддержки творческой одаренности следует считать:

Условиями развития и поддержки творческой одаренности следует считать:

  • 1. Требования к педагогу:
  • 2. Учет психофизиологических особенностей детей через психодиагностику (тестирование по видам одаренности).
  • 3. Педагогическая и социальная поддержка детей:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ  :

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ :

  •  помочь ученику выразить отношение к своей проблеме и к жизни в целом художественными средствами;
  •  помочь ребенку перевести личностные проблемы в предмет и содержание художественного осмысления;
  •  помочь осознать ценность, цели и перспективы творческой самореализации в творчестве и собственной уникальности;
  •  помочь учащемуся стимулировать аналитическое, конструктивно-критическое отношение к миру;
  •  помочь развивать рефлексию;
  •  помочь ученику культивировать эмоциональное и конструктивное отношение к своему творчеству;
  •  создать условия для включения ребенка в разнообразную творческую, художественную, техническую, исследовательскую деятельность;
  •  помочь в освоении способов творческой самореализации;
  •  оказать помощь в устранении препятствий в негативных ситуациях саморазвития.
В содержание поддержки самоопределения в творчестве входят следующие тактики и методы:

В содержание поддержки самоопределения в творчестве входят следующие тактики и методы:

  •  помощь в «снятии своей проблемы» посредством творчества;
  •  содействие в создании адекватного образа мира;
  •  помощь в понимании себя в этом мире и «предъявлении себя»;
  •  поощрение самостоятельного выбора творческих задач;
  •  стимулирование осознания подростком своих отношений с миром с помощью творчества;
  • содействие выстраиванию гармоничных взаимоотношений с людьми и формированию значимых смыслов и ценностей.
ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  I этап - увлечь!   Выявление творчески одаренных детей  Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных,  творческих детей.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

I этап - увлечь!   Выявление творчески одаренных детей

Самый первый шаг в работе с такой категорией детей – это диагностика, выявление одаренных, мотивированных,

творческих детей.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  II этап – раскрыть!   Направления работы с одаренными детьми на уроке   Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

II этап – раскрыть!   Направления работы с одаренными детьми на уроке

  Основной прием – индивидуализация заданий. Для эффективной организации работы на этом этапе важно не только иметь богатый инструментарий для формирования у детей базовых предметных знаний

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ III этап – развить!   Внеурочная деятельность как средство развития одарённости  Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Такая задача решается и на внеурочных занятиях.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

III этап – развить!   Внеурочная деятельность как средство развития одарённости

Когда способности ребенка становятся очевидными, возникает необходимость их максимального развития. Такая задача решается и на внеурочных занятиях.

.  Одним из основных направлений при обучении творчески одаренных детей являемся научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся . Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

.

Одним из основных направлений при обучении творчески одаренных детей являемся научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся . Организация исследовательского, творческого обучения позволяет активизировать процесс познания, развивать исследовательские и творческие способности. Возможность участвовать в проектах, научно-исследовательской деятельности может дать учащимся возможность прикоснуться к миру науки, приобрести бесценный опыт творческого и социального взаимодействия.

.  Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка, не сравнивать детей между собой. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся, личностные особенности. Нужно внимательно присмотреться к ребенку

.

Очень важно не форсировать творческие достижения ребенка, не сравнивать детей между собой. У каждого ребенка свой темп вхождения в задачу, свой темп развития, свои, уже во многом сложившиеся, личностные особенности. Нужно внимательно присмотреться к ребенку

Результаты анкетирования  7 а класс - В анкетировании участвовало 17 учеников.  более 49 баллов – 5 учеников,  У 8 учеников –от 24 до 48 баллов,  у 4 учеников – 23 и меньше 6 а класс - В анкетировании участвовало 19 учеников.  Из них у 4 учеников более 49 баллов,  у 8 учеников –от 24 до 48 баллов,  у 7 учеников – 23 и меньше

Результаты анкетирования

  • 7 а класс - В анкетировании участвовало 17 учеников.

более 49 баллов – 5 учеников,

У 8 учеников –от 24 до 48 баллов,

у 4 учеников – 23 и меньше

  • 6 а класс - В анкетировании участвовало 19 учеников.

Из них у 4 учеников более 49 баллов,

у 8 учеников –от 24 до 48 баллов,

у 7 учеников – 23 и меньше

Результаты анкетирования

Результаты анкетирования

  • 49 и более баллов .   В ученике заложен значительный творческий потенциал, который представляет богатый выбор творческих возможностей. Если он на деле сможет применить свои способности, то ему доступны самые разнообразные формы творчества.
  • От 24 до 48 баллов .  У ученика вполне нормальный творческий потенциал. Он обладает теми качествами, которые позволяют ему творить, но у него есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества.
  • 23 и менее баллов .   Творческий потенциал ученика невелик. Но, быть может, он просто недооценил себя и свои способности?
Заключение  Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей

Заключение

Для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогов, узких специалистов, родителей