СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика использования игрового материала по внеурочной деятельности с применением ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика использования игрового материала по внеурочной деятельности с применением ИКТ»

Министерство образования и науки Астраханской области

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»







СООБЩЕНИЕ

«Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности с применением ИКТ в условиях инклюзивного образования»











Выполнила:

Студентка 3 «В» группы

______Джанкеева Ж.М

Проверил:

Преподаватель

______ Коржова А.П.








Астрахань, 2022





Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько-то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

В настоящее время особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). 
Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

Актуальность темы обусловлена необходимостью разработки и поиска средств, технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, способствующих развитию и коррекции основных психических процессов, формированию универсальных учебных действий,  социализации.

Наилучшие результаты достигаются в том случае, если работа с ребенком начата в максимально ранние сроки. К сожалению, в период дошкольного детства окружающие ребенка взрослые зачастую не придают значения тем или иным особенностям его развития, считая их индиви­дуальными вариантами нормы и полагая, что ребенок все свои трудности просто перерастет. Тревогу начинают бить лишь тогда, когда поступивший в 1 класс массовой школы ребенок оказывается не в состоянии освоить школьную программу, овладеть необходимыми поведенческими навыками. В массовой школе такой ребенок впервые начинает осознавать свою несостоятельность как ученика, у него возникает чувство неуверенности в себе, страх перед наказанием и уход в более доступную деятельность.

Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Игры, которые рекомендуются в специальной литературе для детей с ОВЗ, дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что помогает более глубокому усвоению пройденного материала.
Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые, коллективные и индивидуальные.

Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

Таким образом, игра занимает значительное место в период обучения детей в  начальной школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Включение элементов сказки делает процесс обучения интересным, создает у детей бодрое рабочее настроение приводит к тому, что учащиеся с ОВЗ становятся активными участниками учебно-воспитательного процесса.
 Мнемотехнический прием запоминания обладает большим развивающим потенциалом, так как он обеспечивает на уроке подлинно учебную деятельность, снижая, тем самым, нагрузку на природную память учащихся с ЗПР, возможности которой, как известно, заложены генетически и поэтому ограничены.
Основываясь на принципе от частей к целому, на методе естественных и искусственных ассоциаций, приемы мнемотехники позволяют использовать естественные механизмы памяти мозга, позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения   припоминания информации, так как основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи,  устанавливаемые внутри того, что запоминается (между отдельными частями информации, между новым и хорошо известным материалом). 

Использование игровых технологий в создании развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования  является тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

  • успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;

  • развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

  • сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

В настоящее время  огромное внимание уделяют использованию информационно-коммуникационных технологий в школе.

Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии отличается своеобразием, которое проявляется в коррекционной направленности, в неразрывной связи коррекционного воздействия с формированием практических навыков и умений. Особенности обучения конкретного ребенка, зависит от характера, имеющегося у него дефекта, от степени выраженности нарушений отдельных психических процессов и функций, от возрастных возможностей ребенка, от условий жизни и воспитания ребенка.


Существует ряд трудностей на занятиях по внеурочной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Работая с такими детьми, целесообразно использовать приемы, которые способствуют повышению активности. Учащимся следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже незначительные успехи.


Целью нашей работы является рассмотрение возможностей повышения эффективности образовательного процесса, развития мысленной активности учащихся через использование информационно-коммуникационных технологий.


Появление и широкое распространение ИКТ позволяет использовать их в качестве средства общения и воспитания, открывает принципиально новые возможности в области образования, учебной деятельности и творчества учащихся. В процессе применения ИКТ на занятиях повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы.

На занятиях часто используются презентации. Использование программы создания презентаций представляется очень удобным. На слайдах можно поместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. Презентация позволяет нам не просто рассказывать на уроке, но вести беседу с учащимися опираясь на слайды, задавая вопросы по теме и тем самым заставляя учащихся анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Это способствует развитию мышления учащихся, развивает их память и речь.

Необходимо выбрать оптимальное количество слайдов, изображений и прочих материалов, которые не будут отвлекать учеников, но дадут сосредоточиться на главном. Большой объем текста на слайде плохо воспринимается учащимися, поэтому не стоит загромождать экран текстом, а лучше всего заменить его наглядными объектами. 


Младшим школьникам нравится задания, где нужно вставить пропущенные буквы, выбрать правильный рисунок, рассмотреть устройство инструмента. Перед практической работой всегда используется презентация с пошаговым выполнением работы.

Видео файлы широко применяются с презентацией. Видеосюжет значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным. Просмотр видео файла необходим учащимся при изучении разделов, которые тяжело усваиваются и запоминаются.

В младших классах, дети во время урока быстро утомляются, а дети с ограниченными возможностями здоровья в два раза быстрее. Поэтому неотъемлемой частью урока являются физкультминутки, гимнастика для глаз. Физкультминутку тоже поможет провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Используются компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Учитывая психологические особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.  Планируя урок, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования.

Список использованной литературы

  1. Андреева И.В. Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы: Дисс. на соиск. учен. степ, к.п.н. - СПб., 2004. – 65–87с.

  2. Антипина А.Н. Из опыта работы с детьми, имеющими задержку психического развития. // Начальная школа. – 1993, №2.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!