СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сообщение №5 Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности с применением ИКТ в условиях инклюзивного образования.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сообщение №5 Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности с применением ИКТ в условиях инклюзивного образования.»

ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»



Специальность 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании



Основы организации внеурочной деятельности в области информационно-коммуникативных технологий



СООБЩЕНИЕ №5

Методика использования игрового материала во внеурочной деятельности с применением ИКТ в условиях инклюзивного образования.







Выполнила:

студентка группы 3 «В»

_____________Трофимова С.В.

Проверил:

преподаватель

_____________ Коржова А.П.









Астрахань, 2022



В настоящее время одним из приоритетов российской государственной политики в области образования выделяется создание универсальной безбарьерной среды, которая дает возможность обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья. Несколько лет назад Президент Российской Федерации утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». В этом документе подчеркнуто, что новая школа является школой для всех, что в каждой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Инклюзивное образование – наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Инклюзивное образование - это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Данная образовательная система должна нести в себе элемент гибкости, учитывая потребности всех детей, среди которых присутствуют дети не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста.

Инклюзивное образование предусматривает «подстройку» системы обучения под определенного ребенка, а не ребенка под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-то особые группы, часто используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания, дети с особенностями развития могут находиться в группе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному образовательному маршруту.

В качестве стратегического направления развития системы образования инклюзивное образование требует перестройки образования на всех уровнях. По отношению к педагогу - учителю инклюзивного класса это выражается: в принятии и учете различий, индивидуального своеобразия учащихся; создания ситуации успеха для всех учеников; баланс коллективного и индивидуального в учебно-воспитательном процессе; компромисс между общим и специальным в обучении; создание и поддержание атмосферы принятия, толерантности, сотрудничества в классе.



Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Игры, которые рекомендуются в специальной литературе для детей с ОВЗ, дают возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что помогает более глубокому усвоению пройденного материала
Ребенок прекрасно чувствует себя в игре, прибегая к ней в тех случаях, когда возникает необходимость уйти от трудной для него учебной деятельности. Игры делят на наглядные и словесные. По числу участников делятся на групповые, коллективные и индивидуальные.

Игра – это тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом. Дети играют потому, что им нравится сам процесс игры. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей.

Основываясь на принципе от частей к целому, на методе естественных и искусственных ассоциаций, приемы мнемотехники позволяют использовать естественные механизмы памяти мозга, позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения   припоминания информации, так как основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи,  устанавливаемые внутри того, что запоминается (между отдельными частями информации, между новым и хорошо известным материалом). 

Использование игровых технологий в создании развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного  образования  является тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:

  • успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;

  • развитие младшего школьника как субъекта собственной деятельности и поведения, его эффективную социализацию;

  • сохранение и укрепление его нравственного, психического и физического здоровья.

У специалиста всегда возникает вопрос: на каком материале проводить работу с ребенком. Финансирование ОУ оставляет желать лучшего. Для хорошей положительной динамики развития необходимо учитывать и формировать потребности и мотивацию ребенка. И здесь беспроигрышный вариант - игры и игровые пособия. В процессе занятий с детьми с диагнозом ЗПР необходимо не только развивать познавательные процессы, но и формировать учебную мотивацию, функции планирования, оценки, контроля, ориентации в пространстве, самоконтроля. Важно помнить и о мелкой моторике, а так же о развитии произвольности. Ребенку важно научиться принимать учебную задачу, доводить начатое до конца...

         Таким образом, перед специалистом стоит задача развития всей личности ребенка. Так как психологи, логопеды, учителя чаще всего сами материально обеспечивают свое рабочее место, то перед ними стоит проблема поиска многофункциональных  игровых пособий, чтобы, как говорят, было  "дешево и сердито".

        В процессе обобщения  своего опыта работы в этом направлении, знакомства с опытом коллег в  сети интернет,  учитывая тематику курсов повышения квалификации, выделены игровые пособия, игры, упражнения:

1. Логические блоки З.Дьенеша и методические рекомендации к ним, альбомы с заданиями. Производство ООО "Корвет".

2.Цветные палочки Кюизенера, методические рекомендации к ним, альбомы с заданиями. Производство ООО "Корвет".

3.Предметное лото.

4.Игры на карточках Гиты Сташевской, Марии Лебедевой, насти Борозенец и др. авторов.

5.Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. "Игралочка", "Раз-ступенька, два- ступенька". Математика для детей. Тетради для детей.

6.Л.И.Тигранова.Развитие логического мышления детей с недостатками слуха. М., Просвещение, 1991.

Логические блоки Дьенеша

        Логические блоки Дьенеша - это дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем. Он успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание в нашей страны. Методистами Санкт-Петербурга разработаны игровые задания для детей разного возраста. Они представлены в красочных альбомах. Задания рассчитаны как для занятий с одним ребенком, так и с группой детей.  Помимо отдельных заданий, разработаны сюжетно-дидактические игры. Занятия с использованием этого учебно-игрового пособия будут содействовать развитию памяти, внимания, мышления, воображения, формированию общеучебных навыков, навыков самостоятельной работы, самоконтроля и самооценки, формированию адекватных взаимоотношений между детьми, освоению социальных ролей.

Цветные счетные  палочки Кюизенера

        Учебно-игровое пособие цветные счетные  палочки Кюизенера  способствуют развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

Оно являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое.

        ООО "Корвет" выпущены альбомы с заданиями и играми. Это позволяет сделать занятия с детьми разнообразными, увлекательными, эмоционально насыщенными. Разработаны задания с использованием палочек и блоков одновременно.

        Палочки и блоки можно использовать как строительный материал. При знакомстве с игровыми пособиями и в дальнейшем  дети часто применяют его в своих играх.

Игровые задания

        На книжном рынке представлено много разнообразных игровых заданий. Игровые карточки из серии "Рисуй, стирай, и снова рисуй"  привлекательны как содержанием, так и возможностью многоразового использования. Для ребенка карточки привлекательны тем, что снимают страх перед ошибкой. Используется маркер для белой доски. Если задание выполнено неверно, его легко исправить: достаточно салфеткой (можно даже пальцем) стереть то, что только что нарисовал или написал и попробовать еще раз. Спектр заданий достаточно разнообразен: развитие памяти, мышления, воображения, восприятия, фантазии, знакомство с эмоциями, математических знаний.

"Игралочка", "Раз-ступенька, два- ступенька".

        Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. "Игралочка", "Раз-ступенька, два- ступенька". Математика для детей. Тетради с интересными, красочными заданиями предназначены для детей от 3-х лет. Большое количество заданий направлено на развитие познавательных способностей. По желанию, можно страницу тетради вкладывать в пластиковый уголок (продается в магазинах канцтоваров) и выполнять задания маркером для белой доски. След от маркера легко стирается с пластика влажной салфеткой.

Упражнения по развитию логического мышления дошкольников и младших школьников с недостатками слуха.

Готовность ребенка к обучению в школе обусловлена всем ходом его предшествующего развития. Для детей с недостаточной подготовкой к бучению из числа глухих или слабослышащих характерно резкое речевое недоразвитие  и как следствие этого – своеобразие развития понятийных форм мышления.

 Задания пропедевтического уровня направлены на расширение круга представлений у учащихся, развитие умения оперировать отдельными признаками понятий, формирование родовых понятий первого и второго уровня обобщенности и умений группировать объекты по одному и двум признакам.

Упражнения для младших школьников направлены на развитие операций мышления, таких как классификации, определение понятия через род и видовое отличие, образование составных высказываний с помощью логических связок И, ИЛИ, НЕ, знакомство и развитие умения правильно пользоваться  кванторами общности и существования. Представлены упражнения на простейшие умозаключения с опорой на предметную модель и словесное описание.

Игра занимает значительное место в период обучения детей в  начальной школе. В начале учащихся интересует только форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре. Значительная часть игр дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Дидактическая игра позволяет развивать у детей произвольность психических процессов, таких как внимание, восприятие, память. Игровые задания развивают у детей смекалку, находчивость, сообразительность. Многие из них требуют  умения построить высказывания, суждения, умозаключения, требуют не только умственных, но и волевых усилий – организованности, выдержки, умения соблюдать правила, подчинять свои интересы интересам коллектива. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычным для него, облегчает переход от игры к серьезной умственной работе. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Игра позволяет установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном образовательном учреждении или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимала игра, и воспитанием и обучением становится урок. Включение в урок игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер. Благодаря использованию дидактической игра на уроках математике в младших классах, можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. В игре учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражнений, тренируются в счете, сравнивают множества и числа, решают задачи. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическим заданиям, которые заложены в игре.

В игре дети должны чувствовать себя свободно, непринужденно, испытывать удовлетворение от сознания своей самостоятельности и полноценности. В большинстве игр целесообразно вносить элементы соревнования, что повышает активность детей в процессе обучения.

Подбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями, каждая игра должна быть направлена на решение той или иной учебной задачи. Следовательно, если, например, основной задачей данного урока является закрепление знаний по составу чисел, то и игра, включенная в урок должна этому способствовать. Планируя систему уроков по математике по той или иной теме, учитель заранее подбирает дидактические игры. При выборе игры необходимо учитывать, чтобы математическое задание, составляющее основное содержание игры, отвечало обучающей цели урока, было посильно всем учащимся служило максимальной активизации мыслительной деятельности детей.

При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм, возможности участия их в игре. С большим интересом дети принимают игры, основанные на внесении элементов воображаемой ситуации, например игры «Магазин», «В цирке» и т.д. В этих играх они «играют» определенные роли. Роль увлекает их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности. Важно соблюдать и определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игра с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения. При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль. Известно, что младшие школьники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому в урок не следует включать такие игры, которые бы дезорганизовали урок, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку и терпение.

Игра математическая – важное средство развития и воспитания, средство живое, яркое, радостное, это путь к познанию ребенка самого себя, своих способностей и возможностей. Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать, обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе дальнейшего обучения. Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывает положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу»,  каждому  учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

В целом, можно сказать, растет количество технологий, которые направлены на создание разнообразных условий обучения, учитывающих множество образовательных потребностей детей, их возможности и интересы.

Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям стандарта.

Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.