СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения темы «Законы постоянного тока» в профильной школе

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения темы «Законы постоянного тока» в профильной школе»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО ПО ТЕМЕ Методика изучения темы «Законы постоянного тока» в профильной школе Выполнила учитель физики ГКОУ СОШ № 3 при ИУ Орлова М.О.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО

ПО ТЕМЕ

Методика изучения темы

«Законы постоянного тока»

в профильной школе

Выполнила учитель физики

ГКОУ СОШ № 3 при ИУ

Орлова М.О.

Компетенции, формируемые у учащихся при изучении темы «Законы постоянного тока»

Личностные компетенции:

- умение управлять своей опознавательной деятельностью;

- готовность и способность к образованию;

- умение сотрудничать со сверстниками, взрослыми в образовательной организации;

- заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

- положительное отношение к труду, целеустремленность.

Информационные компетенции:

- умение учащихся находить, хранить и преобразовывать информацию по заданной теме;

- умение применять современные информационные технологии на уроках физики;

Исследовательские компетенции:

- умение наблюдать и изучать факты и явления окружающего мира;

- умение выяснять непонятные явления, подлежащие исследованию;

- умение выдвигать гипотезы и доказывать их.

Учебно-познавательные компетенции:

- умение ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать, и оценивать свои возможности;

Общеучебные компетенции, развивающиеся в процессе изучения темы «Законы постоянного тока»:

- планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- навыки поиска, систематизации, анализа и классификации информации по теме: «Законы постоянного тока»

Предметно-ориентированные компетенции:

- развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации;

- умение решать сложные задачи по теме

- умение использовать знания законов постоянного тока в повседневной жизни;

 

 

 

 

 

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения темы «Законы постоянного тока»

Давать определения понятий : электрический ток, сила тока, вольт-амперная характеристика, сторонние силы, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;

Перечислять условия существования электрического тока.

Распознавать и воспроизводить явление электрического тока, действие электрического тока в проводнике, объяснять механизм явлений на основании знаний о строении вещества.

Пользоваться амперметром, вольтметром, омметром: учитывать особенности измерения конкретным прибором и правила подключения в электрическую цепь.

Исследовать экспериментально зависимость силы тока в проводнике от напряжения и сопротивления проводника.

Знать/понимать:

смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца;

вклад российских и зарубежных ученых , оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения темы «Законы постоянного тока»

Уметь:

описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция;

описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики ;

применять полученные знания для решения физических задач ;

определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле, работу и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяющейся в проводнике с током, при заданных параметрах;

измерять: электрическое сопротивление, значение ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, силу тока и напряжение на участке цепи с помощью вольтметра, амперметра и цифровых датчиков напряжения и силы тока;

приводить примеры практического применения физических знаний: законов постоянного тока в энергетике, в быту и жизни;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;

Тематическое планирование темы «Законы постоянного тока» (12 часов)

Законы постоянного тока. (12 ч)

кол.час

83

Дата

84

1

Тема урока

1

85

 

 

86

1

Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока

Тип урока

1

СУМ

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление

 

Информационно

 

Условия существования электрического тока Электрический ток. Сила тока. Напряжение,

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников

Требования к уровню подготовки учащихся

Проблем

Решение задач.

но-

ДЗ

Зависимость силы тока

сопротивление.

развивающийся

Знать/ понимать смысл понятий «электрический ток» .Выяснить условия существования электрического тока

Комбинированный урок.

в цепи от сопротивления и

Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи

Схемы электрических цепей. Уметь собирать электрические цепи, ТБ

Творчески

§ 102, 103

поисковый

при работе с электрическими

Уметь решать задачи на расчёт электрических цепей. Построение эквивалентных схем электрических цепей.

репродуктивный.

§ 104

напряжения.

Познакомить со схемами электрических цепей; вычерчиванием их схем; правилами включения амперметра, вольтметра, омметра в цепь для измерения. Дать определение постоянного электрического тока в цепи, его отличие от переменного тока. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе вычерчивания схем. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения этой работы.

§ 105

приборами.

Применять метод эквивалентных схем для расчета электрических цепей. Формировать умения, навыки, используя закон Ома при расчете физических величин, характеризующих ток. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач

§ 105

Педагогические технологии, которые целесообразно использовать при изучении темы  «Законы постоянного тока»   Проблемное обучение Информационно-коммуникационные Игровые Дифференцированный подход к обучению Интерактивное обучение Здоровьесберегающие технологии Технология проектной и исследовательской деятельности

Педагогические технологии, которые целесообразно использовать при изучении темы «Законы постоянного тока»

  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационные
  • Игровые
  • Дифференцированный подход к обучению
  • Интерактивное обучение
  • Здоровьесберегающие технологии
  • Технология проектной и исследовательской деятельности
Уроки по теме  «Законы постоянного тока»  «Электрический ток. Сила тока.Условия необходимые для существования электрического тока» Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Уроки по теме «Законы постоянного тока»

  • «Электрический ток. Сила тока.Условия необходимые для существования электрического тока»
  • Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»

Формы контроля знаний Физический диктант Контрольная работа Лабораторные работы Самостоятельная работа Тематический тест

Формы контроля знаний

  • Физический диктант
  • Контрольная работа
  • Лабораторные работы
  • Самостоятельная работа
  • Тематический тест
Пример физического диктанта 1. Что такое электрический ток? 2. Перечислите условия, необходимые для существования тока. 3. Как рассчитывают силу тока и какова единица ее измерения? 4. Запишите формулу закона Ома для участка цепи. 5. Напишите формулу для расчета сопротивления проводника и назовите единицу его измерения. 6. Начертите последовательного соединения проводников и запишите формулы, устанавливающие соотношения между силами тока, напряжениями и сопротивлениями для этого случая. 7. Изобразите схему параллельного соединения проводников и запишите формулы выражающие соотношения между силами токов, напряжением и сопротивлениями для этого соединения. 8. Какова формула работы электрического тока? В каких единицах измеряется эта работа? 9. Какова формула закона Джоуля-Ленца? 10. Запишите формулу мощности электрического тока и назовите единицу ее измерения. 11. Напишите формулу закона Ома для замкнутой цепи.                            

Пример физического диктанта

1. Что такое электрический ток?

2. Перечислите условия, необходимые для существования тока.

3. Как рассчитывают силу тока и какова единица ее измерения?

4. Запишите формулу закона Ома для участка цепи.

5. Напишите формулу для расчета сопротивления проводника и назовите единицу его измерения.

6. Начертите последовательного соединения проводников и запишите формулы, устанавливающие соотношения между силами тока, напряжениями и сопротивлениями для этого случая.

7. Изобразите схему параллельного соединения проводников и запишите формулы выражающие соотношения между силами токов, напряжением и сопротивлениями для этого соединения.

8. Какова формула работы электрического тока? В каких единицах измеряется эта работа?

9. Какова формула закона Джоуля-Ленца?

10. Запишите формулу мощности электрического тока и назовите единицу ее измерения.

11. Напишите формулу закона Ома для замкнутой цепи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская деятельность  при изучении темы  «Законы постоянного тока» Темы исследовательских работ: 1) исследование зависимости напряжения на полюсах источника от силы тока в цепи;  2) практическое применение законов постоянного тока;  3) исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;  4) исследование погрешностей измерения сопротивления проводника при различных способах включения измерительных приборов»;  5) Закон Ома и его практическое применение.

Исследовательская деятельность при изучении темы «Законы постоянного тока»

Темы исследовательских работ:

1) исследование зависимости напряжения на полюсах источника от силы тока в цепи;

2) практическое применение законов постоянного тока;

3) исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;

4) исследование погрешностей измерения сопротивления проводника при различных способах включения измерительных приборов»;

5) Закон Ома и его практическое применение.

Система подготовки к ЕГЭ   Примеры заданий. Сайт Решу ЕГЭ. Физика  Задание 16 №   9775 Участок электрической цепи представляет собой последовательно соединённые серебряную и алюминиевую проволоки. Через них протекает постоянный электрический ток силой 2 А. На графике показано, как изменяется потенциал  на этом участке цепи при смещении вдоль проволок на расстояние  x . Удельные сопротивления серебра и алюминия равны 0,016 мкОм⋅м и 0,028 мкОм⋅м соответственно. Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера. 1) Площади поперечных сечений проволок одинаковы. 2) Площадь поперечного сечения серебряной проволоки 6,4 ⋅ 10 –2  мм 2 . 3) Площадь поперечного сечения серебряной проволоки 4,27 ⋅ 10 –2  мм 2 . 4) В алюминиевой проволоке выделяется тепловая мощность 2 Вт. 5) В серебряной проволоке выделяется меньшая тепловая мощность, чем в алюминиевой. Источник: Тренировочная работа по физике 13.12.2017, вариант ФИ10204

Система подготовки к ЕГЭ

Примеры заданий. Сайт Решу ЕГЭ. Физика

Задание 16 №   9775

Участок электрической цепи представляет собой последовательно соединённые серебряную и алюминиевую проволоки. Через них протекает постоянный электрический ток силой 2 А. На графике показано, как изменяется потенциал  на этом участке цепи при смещении вдоль проволок на расстояние  x . Удельные сопротивления серебра и алюминия равны 0,016 мкОм⋅м и 0,028 мкОм⋅м соответственно.

Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.

1) Площади поперечных сечений проволок одинаковы.

2) Площадь поперечного сечения серебряной проволоки 6,4 ⋅ 10 –2  мм 2 .

3) Площадь поперечного сечения серебряной проволоки 4,27 ⋅ 10 –2  мм 2 .

4) В алюминиевой проволоке выделяется тепловая мощность 2 Вт.

5) В серебряной проволоке выделяется меньшая тепловая мощность, чем в алюминиевой.

Источник: Тренировочная работа по физике 13.12.2017, вариант ФИ10204

Система подготовки к ЕГЭ  Примеры заданий. Сайт Решу ЕГЭ. Физика   Задание 16 №  6582 Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором  R  = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени  t  = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице     Выберите два верных утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.   1) Ток через резистор в процессе наблюдения увеличивается. 2) Через 6 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился. 3) ЭДС источника тока составляет 6 В. 4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,6 В. 5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,7 В. Источник: Типовые тестовые задания по физике. М. Ю. Демидова, В. А. Грибов. 2015 г. t, с 0 I, мкА 1 300 2 110 3 40 4 15 5 5 6 2 1

Система подготовки к ЕГЭ Примеры заданий. Сайт Решу ЕГЭ. Физика

Задание 16 №  6582

Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором  R  = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени  t  = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице

 

 

Выберите два верных утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.

 

1) Ток через резистор в процессе наблюдения увеличивается.

2) Через 6 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился.

3) ЭДС источника тока составляет 6 В.

4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,6 В.

5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,7 В.

Источник: Типовые тестовые задания по физике. М. Ю. Демидова, В. А. Грибов. 2015 г.

t, с

0

I, мкА

1

300

2

110

3

40

4

15

5

5

6

2

1

Внеурочная деятельность по теме  «Законы постоянного тока» Внеурочная работа по теме: «Решение задач повышенной сложности по теме: Законы постоянного тока»; Урок-игра «Восхождение на Пик Ома» (обобщение изучения темы «Законы постоянного тока»). Урок-соревнование «Физический бой». Квест-игра «Постоянный электрический ток» Конкурс кроссвордов на тему: «Законы постоянного тока».

Внеурочная деятельность по теме «Законы постоянного тока»

  • Внеурочная работа по теме: «Решение задач повышенной сложности по теме: Законы постоянного тока»;
  • Урок-игра «Восхождение на Пик Ома» (обобщение изучения темы «Законы постоянного тока»).
  • Урок-соревнование «Физический бой».
  • Квест-игра «Постоянный электрический ток»
  • Конкурс кроссвордов на тему: «Законы постоянного тока».