МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО
ПО ТЕМЕ
Методика изучения темы
«Законы постоянного тока»
в профильной школе
Выполнила учитель физики
ГКОУ СОШ № 3 при ИУ
Орлова М.О.
Компетенции, формируемые у учащихся при изучении темы «Законы постоянного тока»
Личностные компетенции:
- умение управлять своей опознавательной деятельностью;
- готовность и способность к образованию;
- умение сотрудничать со сверстниками, взрослыми в образовательной организации;
- заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- положительное отношение к труду, целеустремленность.
Информационные компетенции:
- умение учащихся находить, хранить и преобразовывать информацию по заданной теме;
- умение применять современные информационные технологии на уроках физики;
Исследовательские компетенции:
- умение наблюдать и изучать факты и явления окружающего мира;
- умение выяснять непонятные явления, подлежащие исследованию;
- умение выдвигать гипотезы и доказывать их.
Учебно-познавательные компетенции:
- умение ставить цель, планировать свою деятельность, анализировать, и оценивать свои возможности;
Общеучебные компетенции, развивающиеся в процессе изучения темы «Законы постоянного тока»:
- планирование и осуществление алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- навыки поиска, систематизации, анализа и классификации информации по теме: «Законы постоянного тока»
Предметно-ориентированные компетенции:
- развитие логического мышления и речи, умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации;
- умение решать сложные задачи по теме
- умение использовать знания законов постоянного тока в повседневной жизни;
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения темы «Законы постоянного тока»
Давать определения понятий : электрический ток, сила тока, вольт-амперная характеристика, сторонние силы, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила;
Перечислять условия существования электрического тока.
Распознавать и воспроизводить явление электрического тока, действие электрического тока в проводнике, объяснять механизм явлений на основании знаний о строении вещества.
Пользоваться амперметром, вольтметром, омметром: учитывать особенности измерения конкретным прибором и правила подключения в электрическую цепь.
Исследовать экспериментально зависимость силы тока в проводнике от напряжения и сопротивления проводника.
Знать/понимать:
смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): закон Ома для участка цепи, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца;
вклад российских и зарубежных ученых , оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в результате изучения темы «Законы постоянного тока»
Уметь:
описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: взаимодействие проводников с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция;
описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики ;
применять полученные знания для решения физических задач ;
определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле, работу и мощность электрического тока, количество теплоты, выделяющейся в проводнике с током, при заданных параметрах;
измерять: электрическое сопротивление, значение ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, силу тока и напряжение на участке цепи с помощью вольтметра, амперметра и цифровых датчиков напряжения и силы тока;
приводить примеры практического применения физических знаний: законов постоянного тока в энергетике, в быту и жизни;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
Тематическое планирование темы «Законы постоянного тока» (12 часов)
Законы постоянного тока. (12 ч)
№
кол.час
83
Дата
84
1
Тема урока
1
85
86
1
Электрический ток. Сила тока. Условия, необходимые для существования электрического тока
Тип урока
1
СУМ
Закон Ома для участка цепи. Сопротивление
Информационно
–
Условия существования электрического тока Электрический ток. Сила тока. Напряжение,
Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединения проводников
Требования к уровню подготовки учащихся
Проблем
Решение задач.
но-
ДЗ
Зависимость силы тока
сопротивление.
развивающийся
Знать/ понимать смысл понятий «электрический ток» .Выяснить условия существования электрического тока
Комбинированный урок.
в цепи от сопротивления и
Знать закон Ома для участка цепи. Уметь использовать закон Ома для решения задач на вычисление напряжения, силы тока и сопротивления участка цепи
Схемы электрических цепей. Уметь собирать электрические цепи, ТБ
Творчески
§ 102, 103
поисковый
при работе с электрическими
Уметь решать задачи на расчёт электрических цепей. Построение эквивалентных схем электрических цепей.
репродуктивный.
§ 104
напряжения.
Познакомить со схемами электрических цепей; вычерчиванием их схем; правилами включения амперметра, вольтметра, омметра в цепь для измерения. Дать определение постоянного электрического тока в цепи, его отличие от переменного тока. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе вычерчивания схем. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения этой работы.
§ 105
приборами.
Применять метод эквивалентных схем для расчета электрических цепей. Формировать умения, навыки, используя закон Ома при расчете физических величин, характеризующих ток. Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний. Воспитывать сотрудничество в процессе совместного выполнения задач
§ 105
Педагогические технологии, которые целесообразно использовать при изучении темы «Законы постоянного тока»
- Проблемное обучение
- Информационно-коммуникационные
- Игровые
- Дифференцированный подход к обучению
- Интерактивное обучение
- Здоровьесберегающие технологии
- Технология проектной и исследовательской деятельности
Уроки по теме «Законы постоянного тока»
- «Электрический ток. Сила тока.Условия необходимые для существования электрического тока»
- Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»
Формы контроля знаний
- Физический диктант
- Контрольная работа
- Лабораторные работы
- Самостоятельная работа
- Тематический тест
Пример физического диктанта
1. Что такое электрический ток?
2. Перечислите условия, необходимые для существования тока.
3. Как рассчитывают силу тока и какова единица ее измерения?
4. Запишите формулу закона Ома для участка цепи.
5. Напишите формулу для расчета сопротивления проводника и назовите единицу его измерения.
6. Начертите последовательного соединения проводников и запишите формулы, устанавливающие соотношения между силами тока, напряжениями и сопротивлениями для этого случая.
7. Изобразите схему параллельного соединения проводников и запишите формулы выражающие соотношения между силами токов, напряжением и сопротивлениями для этого соединения.
8. Какова формула работы электрического тока? В каких единицах измеряется эта работа?
9. Какова формула закона Джоуля-Ленца?
10. Запишите формулу мощности электрического тока и назовите единицу ее измерения.
11. Напишите формулу закона Ома для замкнутой цепи.
Исследовательская деятельность при изучении темы «Законы постоянного тока»
Темы исследовательских работ:
1) исследование зависимости напряжения на полюсах источника от силы тока в цепи;
2) практическое применение законов постоянного тока;
3) исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
4) исследование погрешностей измерения сопротивления проводника при различных способах включения измерительных приборов»;
5) Закон Ома и его практическое применение.
Система подготовки к ЕГЭ
Примеры заданий. Сайт Решу ЕГЭ. Физика
Задание 16 № 9775
Участок электрической цепи представляет собой последовательно соединённые серебряную и алюминиевую проволоки. Через них протекает постоянный электрический ток силой 2 А. На графике показано, как изменяется потенциал на этом участке цепи при смещении вдоль проволок на расстояние x . Удельные сопротивления серебра и алюминия равны 0,016 мкОм⋅м и 0,028 мкОм⋅м соответственно.
Используя график, выберите два верных утверждения и укажите в ответе их номера.
1) Площади поперечных сечений проволок одинаковы.
2) Площадь поперечного сечения серебряной проволоки 6,4 ⋅ 10 –2 мм 2 .
3) Площадь поперечного сечения серебряной проволоки 4,27 ⋅ 10 –2 мм 2 .
4) В алюминиевой проволоке выделяется тепловая мощность 2 Вт.
5) В серебряной проволоке выделяется меньшая тепловая мощность, чем в алюминиевой.
Источник: Тренировочная работа по физике 13.12.2017, вариант ФИ10204
Система подготовки к ЕГЭ Примеры заданий. Сайт Решу ЕГЭ. Физика
Задание 16 № 6582
Конденсатор подключен к источнику тока последовательно с резистором R = 20 кОм (см. рисунок). В момент времени t = 0 ключ замыкают. В этот момент конденсатор полностью разряжен. Результаты измерений силы тока в цепи, выполненных с точностью ±1 мкА, представлены в таблице
Выберите два верных утверждения о процессах, наблюдаемых в опыте.
1) Ток через резистор в процессе наблюдения увеличивается.
2) Через 6 с после замыкания ключа конденсатор полностью зарядился.
3) ЭДС источника тока составляет 6 В.
4) В момент времени t = 3 с напряжение на резисторе равно 0,6 В.
5) В момент времени t = 3 с напряжение на конденсаторе равно 5,7 В.
Источник: Типовые тестовые задания по физике. М. Ю. Демидова, В. А. Грибов. 2015 г.
t, с
0
I, мкА
1
300
2
110
3
40
4
15
5
5
6
2
1
Внеурочная деятельность по теме «Законы постоянного тока»
- Внеурочная работа по теме: «Решение задач повышенной сложности по теме: Законы постоянного тока»;
- Урок-игра «Восхождение на Пик Ома» (обобщение изучения темы «Законы постоянного тока»).
- Урок-соревнование «Физический бой».
- Квест-игра «Постоянный электрический ток»
- Конкурс кроссвордов на тему: «Законы постоянного тока».