Результаты обследования заносят в таблицу 1. (см. Приложение)
Исследуемый параметр. | Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
Дифференциация в словах | Ребёнку предлагается показать предметы и повторить ряд слов. Логопед оценивает, как ребёнок дифференцирует звуки в словах. С этой целью используется изображения предметов и ряд слов, в которых встречаются оба дифференцируемых звука (см. Приложение). | 5. | Точное дифференцирование всех звуков родного языка в словах. |
4. | Небольшие неточности при дифференцировании звуков родного языка в словах. |
3. | Неустойчивость и недостаточная чёткость дифференциации звуков родного языка в словах. |
2. | Неустойчивость дифференциации звуков родного языка в словах. Допуск более 3 ошибок. |
1. | Отсутствие дифференциации звуков родного языка в словах. Невыполнение задания. |
Дифференциация в слогах. | Ребёнку предлагается повторить ряд слогов. Логопед оценивает, как ребёнок дифференцирует звуки в слогах. С этой целью используется ряд слогов, в которых встречаются оба дифференцируемых звука (см. Приложение). | 5. | Точное дифференцирование всех звуков родного языка в слогах. |
4. | Небольшие неточности при дифференцировании звуков родного языка в слогах. |
3. | Неустойчивость и недостаточная чёткость дифференциации звуков родного языка в слогах. |
2. | Неустойчивость дифференциации звуков родного языка в слогах. Допуск более 3 ошибок. |
1. | Отсутствие дифференциации звуков родного языка в слогах. Невыполнение задания. |
Результаты обследования заносят в таблицу 2. (см. Приложение)
Исследуемый параметр. | Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
Выделение первого звука. | Ребёнку предлагается назвать первый звук в слове. Логопед оценивает, как ребёнок выделяет начальный звук в слогах. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Точное выделение начального звука в словах. |
4. | Небольшие неточности выделения начального звука в словах. |
3. | Неустойчивость навыка выделения начального звука в словах. |
2. | Неустойчивость навыка выделения начального звука в словах. Допуск более 3 ошибок. |
1. | Отсутствие навыка выделение начального звука в словах. Невыполнение задания. |
Выделение последнего звука | Ребёнку предлагается назвать последний звук в слове. Логопед оценивает, как ребёнок выделяет конечный звук в слогах. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Точное выделение конечного звука в словах. |
4. | Небольшие неточности выделения начального звука в словах. |
3. | Неустойчивость навыка выделения конечного звука в словах. |
2. | Неустойчивость навыка выделения конечного звука в словах. Допуск более 3 ошибок. |
1. | Отсутствие навыка выделение конечного звука в словах. Невыполнение задания. |
Результаты обследования заносят в таблицу 2. (см. Приложение)
Исследуемый параметр. | Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
В словах. | Ребёнку предлагается повторить ряд слов сложной слоговой структуры. Логопед оценивает, как ребёнок усвоил слоговую структуру слов. С этой целью используется ряд слов сложной слоговой структуры (см. Приложение). | 5. | Слоговая структура слов усвоена полностью. |
4. | Слоговая структура слов усвоена полностью. Иногда допускает ошибки в малознакомых словах. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при изолированном произнесении слов сложной слоговой структуры. |
2. | Допускает более 3х ошибок. Сохраняет количество слогов в многосложных словах. |
1. | В многосложных словах опускает предударный слог, приставки. Невыполнение задания. |
В предложениях. | Ребёнку предлагается повторить ряд предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры. Логопед оценивает, как ребёнок усвоил слоговую структуру слов. С этой целью используется ряд предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры (см. Приложение ). | 5. | Слоговая структура слов усвоена полностью. |
4. | Слоговая структура слов усвоена полнос-тью. Иногда допускает ошибки в предло-жениях, содержащих малознакомые слова. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при произнесении предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры. |
2. | Допускает более 3х ошибок. Сохраняет количество слов в предложении и слогов в многосложных словах. |
1. | Пропускает слова в предложении, в мно-госложных словах опускает предударный слог, приставки. Невыполнение задания. |
Результаты обследования заносят в таблицу 2. (см. Приложение)
Исследуемый параметр. | Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
Глагольный словарь. | Ребёнку предлагается подобрать слова-действия к названному слову. Логопед оценивает глагольный словарный запас ребёнка. С этой целью используется ряд слов и картинок (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно подбирает по несколько глаголов к каждому слову. |
4. | Правильно подбирает по одному глаголу к каждому слову. |
3. | Допускает небольшое количество неточностей при подборе глаголов. |
2. | Допускает 3 и более ошибок. |
1. | Невыполнение задания. |
Словарь прилагательных. | Ребёнку предлагается подобрать слова-признаки к названному слову. Логопед оценивает словарный запас ребёнка имён прилагательных, умение подбирать и согласовывать имена прилагательные с именами существительными. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Правильно, точно подбирает по несколько имён прилагательных к каждому имени существительному. |
4. | Правильно подбирает по одному имени прилагательному к каждому имени существительному. |
3. | Допускает небольшое количество неточностей при подборе имён прилагательных. |
2. | Допускает 3 и более ошибок при подборе имён прилагательных. |
1. | Невыполнение задания. |
Подбор существительных. | Ребёнку предлагается подобрать слова к названному слову. Логопед оценивает словарный запас ребёнка. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Правильно, точно подбирает по несколько слов к каждому слову. |
4. | Правильно подбирает по одному слову к каждому слову. |
3. | Допускает небольшое количество неточностей при подборе слов. |
2. | Допускает 3 и более ошибок. |
1. | Невыполнение задания. |
Называние и показ частей предметов. | Ребёнку предлагается назвать и показать части предмета. Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение называть и показывать части предмета. С этой целью используется предметные картинки (см. Приложение). | 5. | Точно, правильно, детально называет и показывает части предмета |
4. | Правильно, называет и показывает части предмета |
3. | Допускает неточности при назывании и показе частей предметов. |
2. | Затрудняется в назывании и показе частей предметов. Отвечает односложно. |
1. | Невыполнение задания. |
Объяснение значения слов. | Ребёнку предлагается объяснить значение слов. Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение объяснить значение и назначение предмета. С этой целью используется ряд слов (см. Приложение). | 5. | Точно, правильно, детально объясняет значение и назначение предмета. |
4. | Точно, правильно, детально объясняет значение предмета. |
3. | Допускает неточности при объяснении значения и назначения предмета. |
2. | Затрудняется в объяснении значения слова. Отвечает односложно. |
1. | Невыполнение задания. |
Классификация понятий | Ребёнку предлагается ряд слов назвать, обобщающим словом. Логопед оценивает способность ребёнка классифицировать предметы по группам. С этой целью используется ряд слов (см. Приложение). | 5. | Правильно классифицирует все понятия. |
4. | Правильно классифицирует все понятия. Иногда допускает неточности в подборе обобщающего слова. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при подборе обобщающих слов. |
2. | Допускает более 3х ошибок при классификации понятий. |
1. | Невыполнение задания. |
Выделение 4го лишнего предмета. | Ребёнку предлагается выделить лишний предмет из ряда слов. Логопед оценивает способность ребёнка классифицировать предметы, выделять закономерность, выделять лишний предмет, делать выводы. С этой целью используется ряд слов (см. Приложение). | 5. | Правильно выделяет лишний предмет, классифицирует все понятия, делает выводы. |
4. | Правильно выделяет лишний предмет, классифицирует все понятия. Иногда допускает неточности при формулировании выводов. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при выделении лишних предметов, подборе обобщающих слов. |
2. | Допускает более 3х ошибок при выделении лишних предметов. Не может сформулировать выводы. |
1. | Невыполнение задания. |
Подбор синонимов. | Ребёнку предлагается назвать указанное слово, по-другому, словом близким по смысловому значению. Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение подбирать синонимы. С этой целью используется ряд слов (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно подбирает все синонимы. |
4. | Правильно подбирает синонимы. Иногда допускает неточности в подборе синонимов к слову. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при подборе синонимов слов. |
2. | Допускает более 3х ошибок при подборе синонимов слов. |
1. | Невыполнение задания. |
Подбор антонимов. | Ребёнку предлагается подобрать к названному слову, противоположное по значению Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение подбирать антонимы. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Правильно, точно подбирает все антонимы. |
4. | Правильно подбирает антонимы. Иногда допускает неточности в подборе антонима слову. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при подборе антонимов слов. |
2. | Допускает более 3х ошибок при подборе антонимов слов. |
1. | Невыполнение задания. |
Результаты обследования заносят в таблицу 3.(см. Приложение 1.4)
Исследуемый параметр. | Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
Понимание числа, рода, падежа | Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на сюжетные картинки и указать на названное изображение. Логопед оценивает, как ребёнок понимает число, род, падеж. С этой целью используется ряд предложений и набор сюжетных картинок (см. Приложение 2.4). | 5. | Правильно, точно выполняет инструкцию. |
4. | Правильно выполняет инструкцию. Иногда допускает неточности при выполнении задания. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при выполнении инструкции. |
2. | Допускает более 3х ошибок при выполнении инструкции. |
1. | Невыполнение задания. |
Понимание предлогов. | Ребёнку предлагается выполнить ряд действий с предметом. Логопед оценивает умение ребёнка понимать предлоги. С этой целью используется ряд предлогов (см. Приложение 2.4). | 5. | Правильно, точно выполняет инструкцию. |
4. | Правильно выполняет инструкцию. Иногда допускает неточности при выполнении задания. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при выполнении инструкции. |
2. | Допускает более 3х ошибок при выполнении инструкции. |
1. | Невыполнение задания. |
Образование имён прилага-тельных от имён существи-тельных. | Ребёнку предлагается подобрать слово-признак к названному словосочетанию. Логопед оценивает словарный запас имён прилагательных, умение преобразовывать имена прилагательные от имён существительных. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Правильно, точно преобразует имена прилагательные от имён существительных. |
4. | Правильно преобразует имена прилагательные от имён существительных. Иногда допускает неточности при подборе имён прилагательных. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при преобразовании имён прилагательных от имён существительных. |
2. | Допускает более 3х ошибок при преобразовании имён прилагательных от имён существительных. |
1. | Невыполнение задания. |
Образование имён существи-тельных с уменьшительно – ласкательным значением.. | Ребёнку предлагается назвать предметы ласково. Логопед оценивает умение ребёнка образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением. С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение). | 5. | Правильно, точно образует имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением. |
4. | Правильно образует имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Иногда допускает неточности в подборе имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при подборе имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением. |
2. | Допускает более 3х ошибок при подборе имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением. |
1. | Невыполнение задания. |
Образование притяжа-тельных прилагательных. | Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопрос. Логопед оценивает умение ребёнка образовывать притяжательные прилагательные. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно образует притяжательные прилагательные. |
4. | Правильно образует притяжательные прилагательные. Иногда допускает неточности при их подборе. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при образовании притяжательных прилагательных. |
2. | Допускает более 3х ошибок при образовании притяжательных прилагательных. |
1. | Невыполнение задания. |
Образование имён существи-тельных единственного и множественного числа в косвенных падежах. | Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и ответить на ряд вопросов. Логопед оценивает умение ребёнка образовывать имёна существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах.. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно образует имёна существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах.. |
4. | Правильно образует имёна существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах. Иногда допускает неточности при образовании имён существительных. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при образовании имён существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах. |
2. | Допускает более 3х ошибок при образовании имён существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах. |
1. | Невыполнение задания. |
Согласование имён числите-льных с именами существи-тельными. | Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и ответить ряд на вопрос. Логопед оценивает умение ребёнка согласовывать имена числительные с именами существительными. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно согласовывает имена числительные с именами существительными |
4. | Правильно согласовывает имена числительные с именами существительными. Иногда допускает неточности при их согласовании. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при согласовании имена числительные с именами существительными |
2. | Допускает более 5и ошибок при согласовании имена числительные с именами существительными |
1. | Невыполнение задания. |
Согласование имён прилага-тельных с именами сущес-твительными. | Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на предметные картинки и назвать указанное изображение. Логопед оценивает умение ребёнка согласовывать имена прилагательные с именами существитель-ными. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно согласовывает имена прилагательные с именами существительными |
4. | Правильно согласовывает имена прилагательные с именами существительными. Иногда допускает неточности при их согласовании. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при согласовании имена прилагательные с именами существительными. |
2. | Допускает более 3х ошибок при согласовании имена прилагательные с именами существительными |
1. | Невыполнение задания. |
Подбор названий детёнышей животных. | Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на изображения животных и назвать их детёнышей. Логопед оценивает умение ребёнка подбирать названия детёнышей животных. (см. Прило-жение). | 5. | Правильно, точно подбирает названия детёнышей животных. |
4. | Правильно подбирает названия детёнышей животных. Иногда допускает неточности при их подборе. |
3. | Допускает небольшое количество ошибок при подборе названий детёнышей животных. |
2. | Допускает более 3х ошибок при подборе названий детёнышей животных. |
1. | Невыполнение задания. |
Результаты обследования заносят в таблицу 4. (см. Приложение)
Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
Логопед наблюдает за свободным общением ребёнка. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать мысли. | 5. | Многословен, охотно вступают в речевое общение, активен в диалоге, строит общения с учётом ситуации, пользуется формами речевого этикета. |
4. | Активен в общении, умет слушать и понимать речь, не всегда пользуется формами речевого этикета. |
3. | Слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета – неустойчивое. |
2. | Малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета. |
1. | Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена, не пользуется формами речевого этикета. |
Результаты обследования заносят в таблицу 5 . (см. Приложение)
Исследуемый параметр. | Содержание задания. | Баллы | Критерии выполнения. |
Составление пересказа. | Ребёнку предлагается внимательно послушать небольшой по объёму незнакомый рассказ. Логопед оценивает умение ребёнка понимать текст, структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. С этой целью используется текст небольшого по объему рассказа (см. Приложение). | 5. | Последовательно и точно воспроизводит текст, правильно строит предложения. |
4. | Допускает незначительное отклонение от текста, отмечается отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, незначительное количество подсказок |
3. | Допускает отклонение от текста, отмечаются ошибки в составлении предложений, небольшое количество подсказок. |
2. | Не сохраняет основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали, нуждается в подсказках по ходу пересказа |
1. | Неверно воспроизводит текст. Отмечается примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы, многочисленные паузы, необходимость подсказок. |
Составление рассказа по серии картинок. | Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть серию картинки, подумать и составить рассказ. Логопед оценивает умение ребёнка понимать смысл изображённого, видеть закономерность, передавать основную мысль, правильно структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. С этой целью используется серия картинок (см. Приложение). | 5. | Правильно, точно передаёт основную мысль. Рассказ лексически и грамматически правильный. |
4. | Необходима небольшая помощь по ходу составления рассказа. Текст грамматически верно построен. |
3. | Допускает ошибки в составлении предложений и развёрнутых рассказов. |
2. | Рассказ состоит из перечислений и одно-, двухсловных предложений. |
1. | Невыполнение задания. |
Составление рассказа по сюжетной картине. | Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, подумать и составить рассказ. Логопед оценивает умение ребёнка понимать смысл изображённого, передавать основную мысль, правильно структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. С этой целью используется сюжетная картина (см. Приложение). | 5. | Легко составляет грамматически сложные предложения, использует прямую речь, вносит в рассказы элементы фантазии, разнообразные детали. |
4. | Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности. |
3. | Наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов. |
2. | Рассказ не развёрнутый, состоит из перечислений. |
1. | Невыполнение задания. |
Составление рассказа по представлению. | Ребёнку предлагается подумать и составить рассказ на любую, интересную ему тему (например, о любимой игрушке, о семье, о друге и т.д.). Логопед оценивает умение ребёнка выражает свои мысли. передавать основную мысль, передавать временные, причинно-следственные отношения, правильно структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. | 5. | Ясно, последовательно выражает свои мысли. Строит рассказ, используя мимику, сложные предложения. В высказываниях проявляется умение показывать временные, причинно-следственные отношения. |
4. | При составлении рассказа затруднений не возникает. Использует распространённые предложения. Отмечается последовательность в изложении, смысловое соответствие реальности. |
3. | Небольшие затруднения при составлении рассказа. Недостаточная сформированность планирующей функции речи, трудности вербализации действий. |
2. | Не может последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание. Рассказ состоит из одно-, двухсловных предложений, нуждаются в подсказках по ходу составления рассказа. |
1. | Рассказ состоит из отдельных слов или их «осколков». |
Результаты обследования заносят в таблицу 5. (см. Приложение)