СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение  звукопроизношения,  фонематических процессов, навыка звукового анализа, слоговой структуры, словаря, грамматического строя речи, коммуникативных умений, связной речи.

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста.»






Методика

изучения уровня

речевого развития


детей старшего

дошкольного возраста.




Изучение состояния звукопроизношения.


Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.


Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и назвать изображённые предметы. Повторить за логопедом ряд слогов, слов, фраз.


Логопед оценивает, как ребёнок произносит звуки изолированно, в слогах, в словах, во фразах.

С этой целью используется ряд слогов, слов, фраз и набор предметных картинок, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях (см. Прило-жение).

5.

Правильное, отчётливое произношение всех звуков родного языка.

4.

Правильное произношение всех звуков родного языка.

3.

Неустойчивость и недостаточная чёткость произношения звуков родного языка.

2.

Дефекты произношения нескольких звуков родного языка

1.

Дефекты произношения большинства звуков родного языка.

Результаты обследования заносят в таблицу 1. (см. Приложение)


Изучение состояния фонематических процессов.


Исследуемый параметр.

Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.

Дифференциация в словах


Ребёнку предлагается показать предметы и повторить ряд слов.


Логопед оценивает, как ребёнок дифференцирует звуки в словах.

С этой целью используется изображения предметов и ряд слов, в которых встречаются оба дифференцируемых звука (см. Приложение).

5.

Точное дифференцирование всех звуков родного языка в словах.

4.

Небольшие неточности при дифференцировании звуков родного языка в словах.

3.

Неустойчивость и недостаточная чёткость дифференциации звуков родного языка в словах.

2.

Неустойчивость дифференциации звуков родного языка в словах. Допуск более 3 ошибок.

1.

Отсутствие дифференциации звуков родного языка в словах. Невыполнение задания.

Дифференциация в слогах.


Ребёнку предлагается повторить ряд слогов.


Логопед оценивает, как ребёнок дифференцирует звуки в слогах.

С этой целью используется ряд слогов, в которых встречаются оба дифференцируемых звука (см. Приложение).

5.

Точное дифференцирование всех звуков родного языка в слогах.

4.

Небольшие неточности при дифференцировании звуков родного языка в слогах.

3.

Неустойчивость и недостаточная чёткость дифференциации звуков родного языка в слогах.

2.

Неустойчивость дифференциации звуков родного языка в слогах. Допуск более 3 ошибок.

1.

Отсутствие дифференциации звуков родного языка в слогах. Невыполнение задания.

Результаты обследования заносят в таблицу 2. (см. Приложение)


Изучение состояния навыка звукового анализа.


Исследуемый параметр.

Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.

Выделение первого звука.


Ребёнку предлагается назвать первый звук в слове.


Логопед оценивает, как ребёнок выделяет начальный звук в слогах.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Точное выделение начального звука в словах.

4.

Небольшие неточности выделения начального звука в словах.

3.

Неустойчивость навыка выделения начального звука в словах.

2.

Неустойчивость навыка выделения начального звука в словах. Допуск более 3 ошибок.

1.

Отсутствие навыка выделение начального звука в словах. Невыполнение задания.

Выделение последнего звука


Ребёнку предлагается назвать последний звук в слове.


Логопед оценивает, как ребёнок выделяет конечный звук в слогах.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Точное выделение конечного звука в словах.

4.

Небольшие неточности выделения начального звука в словах.

3.

Неустойчивость навыка выделения конечного звука в словах.

2.

Неустойчивость навыка выделения конечного звука в словах. Допуск более 3 ошибок.

1.

Отсутствие навыка выделение конечного звука в словах. Невыполнение задания.

Результаты обследования заносят в таблицу 2. (см. Приложение)


Изучение состояния слоговой структуры.


Исследуемый параметр.

Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.

В словах.


Ребёнку предлагается повторить ряд слов сложной слоговой структуры.


Логопед оценивает, как ребёнок усвоил слоговую структуру слов.

С этой целью используется ряд слов сложной слоговой структуры (см. Приложение).

5.

Слоговая структура слов усвоена полностью.

4.

Слоговая структура слов усвоена полностью. Иногда допускает ошибки в малознакомых словах.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при изолированном произнесении слов сложной слоговой структуры.

2.

Допускает более 3х ошибок. Сохраняет количество слогов в многосложных словах.

1.

В многосложных словах опускает предударный слог, приставки. Невыполнение задания.

В предложениях.


Ребёнку предлагается повторить ряд предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры.


Логопед оценивает, как ребёнок усвоил слоговую структуру слов.

С этой целью используется ряд предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры (см. Приложение ).

5.

Слоговая структура слов усвоена полностью.

4.

Слоговая структура слов усвоена полнос-тью. Иногда допускает ошибки в предло-жениях, содержащих малознакомые слова.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при произнесении предложений, содержащих слова сложной слоговой структуры.

2.

Допускает более 3х ошибок. Сохраняет количество слов в предложении и слогов в многосложных словах.

1.

Пропускает слова в предложении, в мно-госложных словах опускает предударный слог, приставки. Невыполнение задания.

Результаты обследования заносят в таблицу 2. (см. Приложение)

Изучение состояния словаря.


Исследуемый параметр.

Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.

Глагольный словарь.


Ребёнку предлагается подобрать слова-действия к названному слову.


Логопед оценивает глагольный словарный запас ребёнка.

С этой целью используется ряд слов и картинок (см. Приложение).

5.

Правильно, точно подбирает по несколько глаголов к каждому слову.

4.

Правильно подбирает по одному глаголу к каждому слову.

3.

Допускает небольшое количество неточностей при подборе глаголов.

2.

Допускает 3 и более ошибок.

1.

Невыполнение задания.

Словарь прилагательных.


Ребёнку предлагается подобрать слова-признаки к названному слову.


Логопед оценивает словарный запас ребёнка имён прилагательных, умение подбирать и согласовывать имена прилагательные с именами существительными.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Правильно, точно подбирает по несколько имён прилагательных к каждому имени существительному.

4.

Правильно подбирает по одному имени прилагательному к каждому имени существительному.

3.

Допускает небольшое количество неточностей при подборе имён прилагательных.

2.

Допускает 3 и более ошибок при подборе имён прилагательных.

1.

Невыполнение задания.

Подбор существительных.


Ребёнку предлагается подобрать слова к названному слову.


Логопед оценивает словарный запас ребёнка.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Правильно, точно подбирает по несколько слов к каждому слову.

4.

Правильно подбирает по одному слову к каждому слову.

3.

Допускает небольшое количество неточностей при подборе слов.

2.

Допускает 3 и более ошибок.

1.

Невыполнение задания.

Называние и показ частей предметов.


Ребёнку предлагается назвать и показать части предмета.


Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение называть и показывать части предмета.

С этой целью используется предметные картинки (см. Приложение).

5.

Точно, правильно, детально называет и показывает части предмета

4.

Правильно, называет и показывает части предмета

3.

Допускает неточности при назывании и показе частей предметов.

2.

Затрудняется в назывании и показе частей предметов. Отвечает односложно.

1.

Невыполнение задания.

Объяснение значения слов.


Ребёнку предлагается объяснить значение слов.


Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение объяснить значение и назначение предмета.

С этой целью используется ряд слов (см. Приложение).

5.

Точно, правильно, детально объясняет значение и назначение предмета.

4.

Точно, правильно, детально объясняет значение предмета.

3.

Допускает неточности при объяснении значения и назначения предмета.

2.

Затрудняется в объяснении значения слова. Отвечает односложно.

1.

Невыполнение задания.

Классификация понятий


Ребёнку предлагается ряд слов назвать, обобщающим словом.


Логопед оценивает способность ребёнка классифицировать предметы по группам.

С этой целью используется ряд слов (см. Приложение).

5.

Правильно классифицирует все понятия.

4.

Правильно классифицирует все понятия. Иногда допускает неточности в подборе обобщающего слова.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при подборе обобщающих слов.

2.

Допускает более 3х ошибок при классификации понятий.

1.

Невыполнение задания.

Выделение 4го лишнего предмета.


Ребёнку предлагается выделить лишний предмет из ряда слов.


Логопед оценивает способность ребёнка классифицировать предметы, выделять закономерность, выделять лишний предмет, делать выводы.

С этой целью используется ряд слов (см. Приложение).

5.

Правильно выделяет лишний предмет, классифицирует все понятия, делает выводы.

4.

Правильно выделяет лишний предмет, классифицирует все понятия. Иногда допускает неточности при формулировании выводов.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при выделении лишних предметов, подборе обобщающих слов.

2.

Допускает более 3х ошибок при выделении лишних предметов. Не может сформулировать выводы.

1.

Невыполнение задания.

Подбор синонимов.


Ребёнку предлагается назвать указанное слово, по-другому, словом близким по смысловому значению.


Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение подбирать синонимы.

С этой целью используется ряд слов (см. Приложение).

5.

Правильно, точно подбирает все синонимы.

4.

Правильно подбирает синонимы. Иногда допускает неточности в подборе синонимов к слову.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при подборе синонимов слов.

2.

Допускает более 3х ошибок при подборе синонимов слов.

1.

Невыполнение задания.

Подбор антонимов.


Ребёнку предлагается подобрать к названному слову, противоположное по значению


Логопед оценивает словарный запас ребёнка, умение подбирать антонимы.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Правильно, точно подбирает все антонимы.

4.

Правильно подбирает антонимы. Иногда допускает неточности в подборе антонима слову.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при подборе антонимов слов.

2.

Допускает более 3х ошибок при подборе антонимов слов.

1.

Невыполнение задания.

Результаты обследования заносят в таблицу 3.(см. Приложение 1.4)


Изучение состояния грамматического строя речи.


Исследуемый параметр.

Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.

Понимание числа, рода, падежа


Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на сюжетные картинки и указать на названное изображение.


Логопед оценивает, как ребёнок понимает число, род, падеж.

С этой целью используется ряд предложений и набор сюжетных картинок (см. Приложение 2.4).

5.

Правильно, точно выполняет инструкцию.

4.

Правильно выполняет инструкцию. Иногда допускает неточности при выполнении задания.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при выполнении инструкции.

2.

Допускает более 3х ошибок при выполнении инструкции.

1.

Невыполнение задания.

Понимание предлогов.


Ребёнку предлагается выполнить ряд действий с предметом.


Логопед оценивает умение ребёнка понимать предлоги.

С этой целью используется ряд предлогов (см. Приложение 2.4).

5.

Правильно, точно выполняет инструкцию.

4.

Правильно выполняет инструкцию. Иногда допускает неточности при выполнении задания.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при выполнении инструкции.

2.

Допускает более 3х ошибок при выполнении инструкции.

1.

Невыполнение задания.

Образование имён прилага-тельных от имён существи-тельных.


Ребёнку предлагается подобрать слово-признак к названному словосочетанию.


Логопед оценивает словарный запас имён прилагательных, умение преобразовывать имена прилагательные от имён существительных.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Правильно, точно преобразует имена прилагательные от имён существительных.

4.

Правильно преобразует имена прилагательные от имён существительных. Иногда допускает неточности при подборе имён прилагательных.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при преобразовании имён прилагательных от имён существительных.

2.

Допускает более 3х ошибок при преобразовании имён прилагательных от имён существительных.

1.

Невыполнение задания.

Образование имён существи-тельных с уменьшительно –

ласкательным значением..


Ребёнку предлагается назвать предметы ласково.


Логопед оценивает умение ребёнка образовывать имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

С этой целью используется ряд слов (см. Прило-жение).

5.

Правильно, точно образует имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением.

4.

Правильно образует имена существительные с уменьшительно – ласкательным значением. Иногда допускает неточности в подборе имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при подборе имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

2.

Допускает более 3х ошибок при подборе имен существительных с уменьшительно – ласкательным значением.

1.

Невыполнение задания.

Образование притяжа-тельных прилагательных.


Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и ответить на вопрос.


Логопед оценивает умение ребёнка образовывать притяжательные прилагательные.

С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение).

5.

Правильно, точно образует притяжательные прилагательные.

4.

Правильно образует притяжательные прилагательные. Иногда допускает неточности при их подборе.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при образовании притяжательных прилагательных.

2.

Допускает более 3х ошибок при образовании притяжательных прилагательных.

1.

Невыполнение задания.

Образование имён существи-тельных единственного и множественного числа в косвенных падежах.



Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и ответить на ряд вопросов.


Логопед оценивает умение ребёнка образовывать имёна существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах.. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение).

5.

Правильно, точно образует имёна существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах..

4.

Правильно образует имёна существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах. Иногда допускает неточности при образовании имён существительных.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при образовании имён существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах.

2.

Допускает более 3х ошибок при образовании имён существительных единственного и множественного числа в косвенных падежах.

1.

Невыполнение задания.

Согласование имён числите-льных с именами существи-тельными.


Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на картинки и ответить ряд на вопрос.


Логопед оценивает умение ребёнка согласовывать имена числительные с именами существительными. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение).

5.

Правильно, точно согласовывает имена числительные с именами существительными

4.

Правильно согласовывает имена числительные с именами существительными. Иногда допускает неточности при их согласовании.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при согласовании имена числительные с именами существительными

2.

Допускает более 5и ошибок при согласовании имена числительные с именами существительными

1.

Невыполнение задания.

Согласование имён прилага-тельных с именами сущес-твительными.


Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на предметные картинки и назвать указанное изображение.


Логопед оценивает умение ребёнка согласовывать имена прилагательные с именами существитель-ными. С этой целью используется ряд вопросов и набор картинок (см. Приложение).

5.

Правильно, точно согласовывает имена прилагательные с именами существительными

4.

Правильно согласовывает имена прилагательные с именами существительными. Иногда допускает неточности при их согласовании.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при согласовании имена прилагательные с именами существительными.

2.

Допускает более 3х ошибок при согласовании имена прилагательные с именами существительными

1.

Невыполнение задания.

Подбор названий детёнышей животных.


Ребёнку предлагается внимательно посмотреть на изображения животных и назвать их детёнышей.


Логопед оценивает умение ребёнка подбирать названия детёнышей животных. (см. Прило-жение).

5.

Правильно, точно подбирает названия детёнышей животных.

4.

Правильно подбирает названия детёнышей животных. Иногда допускает неточности при их подборе.

3.

Допускает небольшое количество ошибок при подборе названий детёнышей животных.

2.

Допускает более 3х ошибок при подборе названий детёнышей животных.

1.

Невыполнение задания.

Результаты обследования заносят в таблицу 4. (см. Приложение)


Изучение состояния коммуникативных умений.


Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.


Логопед наблюдает за свободным общением ребёнка.


В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать мысли.

5.

Многословен, охотно вступают в речевое общение, активен в диалоге, строит общения с учётом ситуации, пользуется формами речевого этикета.

4.

Активен в общении, умет слушать и понимать речь, не всегда пользуется формами речевого этикета.

3.

Слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета – неустойчивое.

2.

Малоактивен и малоразговорчив с детьми и педагогами, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета.

1.

Экспрессивная речь не выполняет коммуникативной функции, крайне ограничена, не пользуется формами речевого этикета.

Результаты обследования заносят в таблицу 5 . (см. Приложение)


Изучение состояния связной речи.


Исследуемый параметр.

Содержание задания.

Баллы

Критерии выполнения.

Составление пересказа.


Ребёнку предлагается внимательно послушать небольшой по объёму незнакомый рассказ.


Логопед оценивает умение ребёнка понимать текст, структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. С этой целью используется текст небольшого по объему рассказа (см. Приложение).

5.

Последовательно и точно воспроизводит текст, правильно строит предложения.

4.

Допускает незначительное отклонение от текста, отмечается отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, незначительное количество подсказок

3.

Допускает отклонение от текста, отмечаются ошибки в составлении предложений, небольшое количество подсказок.

2.

Не сохраняет основной сюжетной линии при пересказе, соскальзывает на второстепенные детали, нуждается в подсказках по ходу пересказа

1.

Неверно воспроизводит текст. Отмечается примитивная синтаксическая структура предложений, аграмматизмы, многочисленные паузы, необходимость подсказок.

Составление рассказа по серии картинок.


Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть серию картинки, подумать и составить рассказ.


Логопед оценивает умение ребёнка понимать смысл изображённого, видеть закономерность, передавать основную мысль, правильно структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. С этой целью используется серия картинок (см. Приложение).

5.

Правильно, точно передаёт основную мысль. Рассказ лексически и грамматически правильный.

4.

Необходима небольшая помощь по ходу составления рассказа. Текст грамматически верно построен.

3.

Допускает ошибки в составлении предложений и развёрнутых рассказов.

2.

Рассказ состоит из перечислений и одно-, двухсловных предложений.

1.

Невыполнение задания.

Составление рассказа по сюжетной картине.


Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть сюжетную картинку, подумать и составить рассказ.


Логопед оценивает умение ребёнка понимать смысл изображённого, передавать основную мысль, правильно структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи. С этой целью используется сюжетная картина (см. Приложение).

5.

Легко составляет грамматически сложные предложения, использует прямую речь, вносит в рассказы элементы фантазии, разнообразные детали.

4.

Рассказы характеризуются бедностью языкового оформления и нарушением логической связности.

3.

Наблюдаются аграмматизмы, неправильная последовательность слов.

2.

Рассказ не развёрнутый, состоит из перечислений.

1.

Невыполнение задания.

Составление рассказа по представлению.


Ребёнку предлагается подумать и составить рассказ на любую, интересную ему тему (например, о любимой игрушке, о семье, о друге и т.д.).


Логопед оценивает умение ребёнка выражает свои мысли. передавать основную мысль, передавать временные, причинно-следственные отношения, правильно структурировать текст, также оценивает лексику, грамматику, плавность речи.


5.

Ясно, последовательно выражает свои мысли. Строит рассказ, используя мимику, сложные предложения. В высказываниях проявляется умение показывать временные, причинно-следственные отношения.

4.

При составлении рассказа затруднений не возникает. Использует распространённые предложения. Отмечается последовательность в изложении, смысловое соответствие реальности.

3.

Небольшие затруднения при составлении рассказа. Недостаточная сформированность планирующей функции речи, трудности вербализации действий.

2.

Не может последовательно излагать свои мысли, точно передать их содержание. Рассказ состоит из одно-, двухсловных предложений, нуждаются в подсказках по ходу составления рассказа.

1.

Рассказ состоит из отдельных слов или их «осколков».

Результаты обследования заносят в таблицу 5. (см. Приложение)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!