СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика изучения вводных и вставных конструкций с использованием новых образовательных технологий

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика изучения вводных и вставных конструкций с использованием новых образовательных технологий»

Методика изучения вводных и вставных конструкций с использованием новых образовательных технологий

В школьном курсе тема «Вводные и вставные конструкции» практически всегда вызывает затруднения у учащихся. Изучение этих структур требует системного подхода к разработке данной темы. Преподаватель русского языка должен подобрать интересные приемы, как традиционные, так и современные, чтобы сформировать необходимое представление о том, что вводные и вставные конструкции являются значимым явлением в синтаксисе.

Ввиду сложности теоретического материала необходимо повторять, «возвращаться» к нему, чтобы усвоить изучаемое понятие учащимися.

Мы представили этапы предлагаемой по этой теме работы следующим образом: определение понятия, его осмысление, его распознавание; рассмотрение слов из разных частей речи во вводной и невводной позициях, анализ слов двойного употребления; работа над усвоением учащимися функционально-смыслового значения вводных конструкций; анализ функций вводных конструкций в различных стилях речи.

Преподаватель в процессе первичного объяснения материала должен отобрать такой текстовый материал, демонстрирующий синтаксические конструкции с вводными словами и вставные конструкции различных групп.

Для вводных слов характерна интонация вводности, которая выражается в понижении голоса и более быстром его произнесении по сравнению с остальной частью предложения и в определенной безударности. Поэтому при изучении данной темы особое внимание следует уделить интонации, которая является средством-сигналом и позволяет отделить вводное слово от других смысловых частей в предложении.

Вводным словам присуща интонация вводности, выражающаяся в понижении Для примера сравним два предложения: За этой высокой горой, видно, уже море. / За этой высокой горой видно море. – В первом предложении слово «видно» является вводным, поскольку к нему нельзя задать ни один вспомогательный вопрос, следовательно, оно не является членом предложения. Интонационно слово произносится без логического ударения, т.к. выражает гипотезу, предположение. Во втором предложении слово «видно» по смыслу сходно с глаголом виднеется, поэтому в предложении является членом предложения (выполняет роль предиката). При произнесении выделяется логическим ударением без вводной интонации.

Данное сравнение важно провести с обучающимися, поскольку для полного понимания темы вводных конструкций нужно различать омонимичные слова: какие из них выполняют роль членов предложения, а какие – выступают в предложении в качестве вводных.

Еще одним методическим приемом на этапе усвоения новых знаний является прием «выбрасывания» вводных слов из предложения. В данном случае обучающимся рекомендовано рассуждать следующим образом: «если слово является вводным, то его можно убрать из предложения без потери заложенного смысла». Для отработки данного метода на практике существуют следующие упражнения:

– придумать (или найти в художественной литературе) предложения с различными по значению вводными словами;

– составить предложения с омонимичными парами слов, в одном из которых слово будет являться вводным, а в другом – выполнять синтаксическую функцию члена предложения (например, слова кажется, верно, возможно, видно);

– учащимся можно предложить выразительно прочитать отрывок из художественного произведения с вводными словами: сначала индивидуально про себя, затем по вызову учителя – коллективно с выделением вводных конструкций, озвучиванием знаков препинания.

Работу над данными синтаксическими конструкциями можно проводить с учетом трех аспектов: семантики, структуры, функций.

Предложим различные технологии при изучении вводных и вставных конструкций

Работа по семантике вводных и вставных конструкций

– В указанном тексте нужно выделить вводные элементы, определить их значение, место в предложении и способ выражения.

И.Ф. Лихачев родился 31 марта 1826г. в родовом имении Лихачевых – селе Полянки-Никольское Спасского уезда Казанской губернии. В 13 лет он уехал из родительского дома и, конечно, поступил в избранный им самим Морской корпус в Петербурге. И.Ф. Лихачев служил на Черном, Балтийском морях. К сожалению, 26 августа 1883 года И.Ф. Лихачев ушел в отставку «по состоянию здоровья». Но, несомненно, этот человек не мог находиться в бездействии. Иван Федорович проявил серьезный интерес к музейному делу, он загорелся идеей создания общедоступного музея в родной Казани.

В открытии Казанского городского музея роль Ивана Федоровича была решающей. Во-первых, он стал основателем музея. Процесс создания публичного музея в г. Казани мог затянуться на долгие годы, если бы не благотворительность адмирала Лихачева. Во-вторых, этот поступок спас от гибели коллекцию А.Ф. Лихачева. Другими словами, И.Ф. Лихачев положил начало крупнейшему в Волжско-Камском регионе музею, ставшему основой для двух существующих и поныне ведущих музеев Республики Татарстан.

– Для лучшего усвоения и запоминания групп вводных слов можно использовать прием импровизации. С соседом по парте вытяните карточку со значениями вводных конструкций. По тем ролям, которые достались, составьте диалог, стоя у доски.

Образец: 1-ый ученик говорит, используя вводные слова со значением уверенности; 2-ой ученик строит свой ответ, используя вводные конструкции со значением неуверенности.

Например: Я, наверно, пойду сегодня в кино. – Я, может быть, пойду сегодня в кино.

– Филворд. Найдите все вводные слова со следующими значениями: неуверенность, отношение между частями высказывания. Выпишите их. Составьте предложения с данными вводными словами.

в и в м о с п н о к а е к д и е с о р т а о н н к б к в н е т ч е а и а е а р а и н о т т ж р п в ы н н м е а е о о р о б а и р т т я т т и п р к с с я н о в

Ответ: наверно, видимо, например, кстати, так, кажется, вероятно, напротив.

Структура вводных конструкций

– Перед вами предложения, в которых есть пропуски. Восстановите пропуск, используя вводные элементы, выраженные разными способами. Запишите в тетрадь варианты, которые получились. В каждом предложении обозначьте способ выражения и место вводных конструкций.

Однажды ... Аполлон, бог света и искусств дал задание философу Зоилу написать отзыв на произведения Гомера «Илиада» и «Одиссея». Зоил ... поручение выполнил. Аполлон прочитал придирчивую критику философа. Тот не увидел красоты. А ведь он... стоял перед морем красоты. Аполлон в награду дал ему мешок непросеянной пшеницы и приказал выбрать за свой труд всю мякину, то есть мусор. Зоил стал... символом пустой и злобной критики.

– С данными словами составьте пары предложений, употребив их в роли вводных и в роли членов предложения. Как изменится смысл и грамматический состав предложений? Как изменится значение и функции предложенных слов?

Казалось, кажется, видно, право, верно, напротив.

– Напишите небольшую рецензию по игре. Обязательным условием является включение вводных конструкций с разными способами выражения. Обозначьте место вводных элементов.

Функции вводных элементов

– Внимательно послушайте предложения. Нужно выписать все вводные и вставные конструкции, которые встретились. Определите функции вводных элементов (Высказывание с позиции достоверности / недостоверности, Источник сообщения + отношение к частям высказывания, Эмоциональная оценка). Cоставьте предложения, используя встретившиеся вводные конструкции, прочитайте соседу по парте.

Короткие волосы его, очевидно, только что были причесаны. — Очевидно было, что его нисколько не интересовала личность Балашова. По его словам нельзя было догадаться о его настроении. По его словам, птицы любят двигаться против ветра. Ваше право на дополнительный отпуск бесспорно. Самым красивым растением в долине Анюя был, бесспорно, амурский виноград. Максим Максимыч еще не появлялся. К счастью, Печорин был погружен в задумчивость и, кажется, вовсе не торопился в дорогу. Поезд мчал меня к счастью. …И молчать таким образом он мог несколько часов. Вы, я вижу, любите природу.

– Напишите сказку или создайте комикс про вводные слова. Обязательно отразите все функции, которые они выполняют.

В качестве закрепления темы можно предложить тестовые задания по теме «Вводные и вставные конструкции». Например:

1. Какие утверждения являются неправильными?

1) Вводные конструкции — это слова, словосочетания, предложения, которые употребляются в составе предложения для передачи различных оценок характеристики высказывания.

2) При помощи вводных слов могут передаваться модальная оценка, эмоциональная оценка, указание на обычность-необычность сообщаемого, ссылка на источник сообщения и т.п.

3) Вводные конструкции связаны синтаксически с другими членами предложения.

4) Вводные конструкции могут быть в предложении сказуемым и обстоятельством.

2. Одно из утверждений неверно. Найдите его.

1) Вводные конструкции не являются членами предложения.

2) Вводные конструкции выделяются на письме только запятыми.

3) Вводные слова могут употребляться в качестве самостоятельных предложений.

4) Вводные слова при произнесении выделяются интонацией (паузами и сравнительно быстрым произнесением).

3. Найдите предложения, в которых есть вводные слова.

1) Поезд мчит меня к счастью.

2) Он правда в туз из пистолета в пяти саженях попадал.

3) Мы не надеялись более никогда встретиться однако встретились.

4) У нас весна. Солнышко греет. Одним словом жизнь расцветает.

4. Найдите предложения, в которых неправильно расставлены знаки препинания.

1) К несчастью, частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия. 2) Олег усмехнулся, однако, чело и взор омрачилися думой.

3) Впрочем, Софья Николаевна не очень постарела.

4) Тайная канцелярия полтергейстами, как известно, не занималась.

5) Правда, в огне не горит и в воде не тонет.

6) Упражнение, должно быть, выполнено чисто и аккуратно.

5. Определите, в каком предложении слово ПРАВДА является вводным.

1) Правда в доме было гораздо холодней, чем на улице.

2) Правда глаза колет.

3) Правда в огне не горит и в воде не тонет.

4) Деньги смогут много, а правда все.

В аспекте развития речи вводные конструкции следует рассматривать как речетворческую единицу. Их изучение помогает преодолеть трудности в создании устных и письменных высказываний, овладеть этикой и культурой речевого общения.

Именно поэтому при обучении вводным и вставным конструкциям русского языка учащиеся должны задавать вопросы: «зачем?», «почему?», «как?». При этом важны контекст употребления, речевая ситуация, роль вводных конструкций, относящихся к сфере субъектной модальности, в оптимизации речевого общения.

В систему обучения должны быть включены следующие виды упражнений: понимание понятия «вводные и вставные конструкции»; определение семантико-функциональных значений вводных конструкций и вставных фраз и их функциональных особенностей; определение вводных конструкций, различение вводных конструкций и омонимичных элементов предложения; выявление функциональных особенностей исходных структур; правильная пунктуация вводных конструкций; выявление смысловых оттенков вводных конструкций; наблюдение за стилистической выразительностью вводных конструкций в текстах разного стиля, выявление смысловых оттенков вводных конструкций; синонимичные заменители вводных конструкций для обогащения речевой практики учащихся; моделирование речевой ситуации.

В систему обучения целесообразно включать следующие виды упражнений: на осмысление понятия «вводные и вставные конструкции»; определение семантико-функциональных значений вводных и вставных конструкций и их функциональных особенностей; идентификацию вводных конструкций, различение вводных конструкций и омонимичных членов предложения; выявление функциональных особенностей вводных конструкций; правильную постановку знаков препинания (пунктуационное оформление на письме) вводных конструкций; выявление оттенков смысла вводных конструкций; наблюдение над стилистической выразительностью вводных конструкций в текстах разных стилей, выявление оттенков смысла вводных конструкций; синонимические замены вводных конструкций для обогащения речевой практики обучающихся; моделирование речевой ситуации.

Работа с текстом:

У начала европейской философии стоят три древних грека: Сократ, ученик Сократа Платон и ученик Платона Аристотель. Конечно, у них были предшественники. Но вопрос «как правильно знать?» (и, соответственно, «как правильно вести себя» в соответствии с этим знанием) сделали главным именно они. О Сократе мы сейчас говорить не будем. Это он первый сказал: «Я знаю, что я ничего не знаю», — и стал искать знания в беседах со всеми встречными и поперечными (которые, конечно, считали, что они все знают), на каждый ответ задавая переспрос, пока у собеседников не начинала кружиться голова и не появлялось очень неприятное чувство, что они тоже ничего не знают. В конце концов, Сократа привлекли к суду и приговорили к смертной казни, чтобы не беспокоил народ расспросами. Казнь он принял как герой — нет, больше, чем герой: как добродушный мученик. Ни одного сочинения он не оставил, но беседы его запоминались людям на всю жизнь.

  1. Найдите в тексте вводные и вставные конструкции, выпишите их, определите значение.

  2. Прочитайте текст дважды: 1) включив вводные и вставные конструкции 2) исключив вводные и вставные конструкции. Сравните оба текста.

  3. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Что вносят в текст элементы с вводными словами и вставными конструкциями».





Библиография

  1. Бабайцева В. В. Вводные, вставные и присоединенные компоненты // Русский язык в школе. – 2011. – № 7. – С. 67-73.

  2. Баранов М. Т. Русский язык. Справочник для учащихся / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 2005. – 287 с.

  3. Белошапкова, В. А. Современный русский язык. Синтаксис / В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова, Е. А. Земская. – М.: Высшая школа, 2007. – 345 с.

  4. Блинов Г. И. Методика изучения пунктуации в школе / Г. И. Блинов. – М.: Просвещение, 1990. – 208 с.

  5. Валгина Н. С. Современный русский язык / Н. С. Валгина. – М.: Дело, 2000. – 378 с.

  6. Вводные образования как синтаксическая категория / В. И. Чуглов // Русский язык в школе. — 2014. — № 11. — С. 54-59.

  7. Величко Л. И. Работа над текстом при изучении вводных слов / Л. И. Величко. – М.: Просвещение, 1983. – 128 с.

  8. Газаева, Л. В. Словосочетание и простое предложение: современные подходы: учеб.пособие для пед. вузов / Л. В. Газаева. — Владикавказ: Изд-во СОГПИ, 2005. — 116 с.

  9. Григорян Л. Т. Обучение пунктуации в средней школе / Л. Т. Григорян. – М.: Педагогика, 1982. – 120 с.

  10. Ипполитова, Н. А. Текст в системе обучения русскому языку в школе / Н. А. Ипполитова. – М.: Флинта, 1998. – 176 с.

  11. Прияткина А. Ф. Русский язык: Синтаксис осложненного предложения: учеб.пособие / А. Ф. Прияткина. – 2-е изд. – М. : Флинта, 2019. – 180 с.

  12. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: учеб.для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2013. – 319 с.

  13. Федосюк М. Ю. Зачем нужны вводные слова и предложения / М. Ю. Федосюк // Русский язык в школе. — 2008. — № 7. — С. 31-36.

  14. Хусяинова Р. З. Основные функции вводных слов в устной речи / Р. З. Хусяинова // Русский язык в школе. — 2013. — № 6. — С. 22-27. 14. Чуглов, В. И.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!