Цель: методика предназначена для исследования эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста и подростков. Процедура проведения. При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А 4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера. Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Обработка данных При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: • пространственное положение • размер рисунка • характеристики линий • сила нажима на карандаш Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики: • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) • характеристика иголок (размер, расположение, количество) Интерпретация результатов Интерпретация результатов: по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка : • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим. • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа. • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа. • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса. • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами. • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов. • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов. • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус. • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса. После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Этот кактус домашний или дикий? 2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать? 3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 5. Какие у кактуса есть соседи? 6. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)? Протокол проведения и анализ теста «Кактус» Ф.И. ребёнка__________________________________, возраст____, класс____ дата провед.___________ Краткая обработка графической информации. | Вывод | 1. Пространственное положение, размер рисунка | рисунок в центре | нормальный уровень самооценки, отсутствие неудовлетворенности своим положением и каких-либо особенных притязаний | крупный рисунок (чем крупнее - тем более выражено) | эгоцентризм, стремление к лидерству, настаивание на своем мнении как единственно верном | маленький рисунок, расположенный внизу листа (чем ниже – тем менее выражено) | неуверенность в себе, зависимость | рисунок расположен вверху (чем сильнее - тем более выражено) | высокий уровень самооценки | сдвиг влево (чем сильнее -тем более выражено) | интровертированность | сдвиг вправо (чем сильнее -тем более выражено) | экстравертированность | 2. Характеристики линий и силы нажима на карандаш | сильный нажим на карандаш, прерывистость линий, использование внутренней штриховки (чем больше – тем сильнее выражено) | склонность к импульсивности, тревожности, подавленности настроения | форма кактуса простая | нет ярко выраженных отклонений в ту или иную сторону | форма кактуса замысловатая, причудливая и витиеватая (чем больше – тем сильнее выражено) | Демонстративность и наигранность характера | расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса | скрытность, осторожность, замкнутость, малообщительность, уклончивость, предосторожность | использование темных цветов в варианте с цветными карандашами | тревожность | изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами | оптимизм | наличие мягких линий и форм | женственность, мягкость | тонкие линии, определенная «легкость» нажима, свободность линий в рисунке, присутствие элементов, придающих кактусу привлекательность | покладистый, мягкий характер личности, чувство юмора, положительный настрой, открытость | 3. Характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.) | изображение дикорастущего, пустынного, и окультуренного кактуса | отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества осознанно выбранное или вынужденное | наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса. | стремление к домашней защите, домашнему уюту, чувство семейной общности | кактус «растет» на рисунке «из ниоткуда», то есть отсутствует даже малейшая основа | в реальности нет опоры в виде домашнего уюта, имеет проблемы с близкими людьми и подсознательно чувствует неприятие, отторжение, нехватку домашней защищенности. | наличие на рисунке других кактусов или цветов | экстравертированность | на рисунке изображен только один кактус | интровертированность | 4. Характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.) | отрывистые линии, сильный нажим. | импульсивность | наличие украшений, цветов | женственность, мягкость | наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм. | демонстративность, открытость | 5. Характеристика иголок (размер, расположение, количество) | наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу (чем сильнее и больше - тем более выражено) | высокая степень агрессивности, враждебности | Умеренное количество и длина иголок | определенного рода защита от окружающей среды, необходимая для сохранения целостности личности | 6. Наличие «деток» на кактусе | «детки» на кактусе (чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах) | внутрисемейные отношения эмоционально благоприятные, стремление к созданию семьи | 7. Отношение к заданию | интерес к заданию, воодушевление, отдельные радостные реплики ребёнка | благоприятное психоэмоциональное состояние ребёнка на момент обследования | наличие мягких линий и форм, украшений, цветов | женственность, мягкость | 8. Присутствие дополнительных элементов надписи, подписи под рисунками, пояснения, а также другие животные, растения и т.д. | | |