СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика коррекции и развития навыков чтения обучающихся с умственной отсталостью

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассказывается о упражнениях,  приёмах, методах коррекции навыков чтения у обучающихся с ОВЗ (УО)

Просмотр содержимого документа
«Методика коррекции и развития навыков чтения обучающихся с умственной отсталостью»

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Чтение является одним из главных средств познания. Именно на уроках чтения последовательно и систематически расширяются представления детей об окружающей действительности, обогащаются их наблюдения.

Чтение дает богатый материал для развития связной речи, обогащения словаря, воспитывает любовь к родному языку.

Уроки чтения в младших классах - это база, на которой строится все обучение, это основа для дальнейшего развития ученика.

Чтение, как известно, комплексный процесс; он характеризуется двумя

главными сторонами: техникой чтения и пониманием прочитанного. При этом техника чтения служит средством для достижения главной цели - понимания содержания текста.

Вопрос, как научить детей читать быстро, выразительно и осознанно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности в школе. Процесс этот чрезвычайно трудный. Идут поиски более эффективных подходов в обучении, что должно быть неразрывно связано с совершенствованием содержания и структуры урока. В классе, где я работаю, у подавляющего большинства детей имеются значительные речевые нарушения, есть группа слабо читающих и только осваивающих чтение, детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать и, в конечном счете, к отставанию в учебе.

В начале обучения важно определить типичные нарушения чтения у обучающихся.

Чтение рассматривается как вид деятельности, для которого характерны две взаимосвязывающие стороны: одна из них находит свое выражение в движении глаз и рече-звукодвигательных процессах, другая - в движении мыслей, чувств читающего.

Иначе говоря, чтение включает такие компоненты, как зрительное восприятие, произнесение и осмысление читаемого.

Чтение обучающихся с умственной отсталостью, бывает недостаточно сознательным. Они не понимают некоторых слов, недостаточно правильно устанавливают взаимоотношения частей текста, временные, пространственные и причинные связи описываемых явлений, событий и предметов, следовательно, нечетко представляют себе основное содержание читаемого, не улавливают главной мысли.

При чтении обучающиеся искажают смысл слов, заменяют одно слово другим, не соблюдают ударений, нарушают границы предложений, не соблюдают соответствующих пауз, интонаций, повторяют отдельные слоги или слова.

Нарушения процесса чтения у младших школьников имеют различные причины. Среди них можно выделить несколько групп:

  • нарушения в сфере восприятия:

а) неразвитость опознания букв (видят букву, но не узнают ее в «лицо»);

б) узкий круг восприятия пространства строчек, что затрудняет переход к беглому чтению;

в) неразвитость процессов сравнения (видят общее, но не видят различий и поэтому путают буквы);

г) замедленный процесс установления связи между восприятием и произношением (не узнают слоги в «лицо», меняют местами или пропускают буквы, путают их названия);

  • слабая память (кратковременная);

  • нарушение процесса распределения внимания;

  • плохое понимание смысла прочитанного;

  • отсутствие навыков самоконтроля;

  • нарушения звукопроизношения;

  • вялость артикуляционного аппарата.

Для коррекции подобных нарушений и развития навыков чтения я использую упражнения, которые можно условно разделить на три группы:

    1. зрительное восприятие;

    2. произношение;

    3. понимание прочитанного.

1. Зрительное восприятие

Первая группа упражнений, связанная со зрительным восприятием, направлена на выработку правильности чтения, на воспитание внимания к зрительному образу слова.

Конкретными задачами таких упражнений являются:

а) установление связи между зрительными и речедвигательными образами слогов и слов;

б) дифференциация сходных единиц чтения;

в) закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально;

г) слияние в единый процесс восприятия и осмысления слова.

Упражнения для развития зрительного восприятия.

    1. Чтение буквенных и слоговых пирамид (для расширения поля зрения)

Поле зрения – участок текста, чётко воспринимаемый глазами при одной фиксации

Малое поле зрения – большой недостаток у многих читателей. Так как у детей поле зрения мало, их глаза делают много фиксаций. Необходимо расширить поле зрения, чтобы взгляд фиксировал не 1-3 буквы, а целое слово или несколько слов.

    1. Таблицы Щульте.

    2. Чтение слогов и слов по подобию:

ма - мо Маша шапка

са – со Даша лапка

ла – ло Паша папка

    1. Чтение слогов и слов с подготовкой:

о - то - сто – стол сто - ит

у – ту – сту – стул ста — ли

    1. Чтение цепочек слов, близких графическому облику:

вслух – глух – слух

вьют – вьюн – вьюга

    1. Чтение цепочек родственных слов:

вода – водный – подводный

лес – лесной – лесник – подлесок

    1. Для развития зрительного восприятия можно использовать метод корректурной пробы: вычеркивание букв на специально изготовленных карточках или в текстах старых учебников. Затем можно подсчитать количество встретившихся букв;

    2. Для развития восприятия, умения всматриваться в слово, а также усиления интереса к чтению, созданию положительного эмоционального настроя систематически можно предложить учащимся решать ребусы, анаграммы и другие занимательные упражнения.

    3. Закрепление в памяти слогов и слов, читаемых глобально

Игра «Найди лишнее слово»

2. Произношение.

Для детей с проблемами в обучении характерна вялость артикуляционного аппарата, некоторая нечеткость речи. В третьем классе, где я работаю в настоящее время, практически все дети страдают нарушением звукопроизношения (ротацизм), а также другими речевыми нарушениями. Эти учащиеся занимаются с логопедом.

Важно систематически проводить коррекционную работу по совершенствованию звукопроизношения.

Каждый урок начинается с дыхательной, мимической, артикуляционной гимнастики, упражнений для развития дикции. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются с учетом нарушенных звуков. Затем следует хоровое и индивидуальное проговаривание скороговорок, чистоговорок. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.

Вот некоторые упражнения:

  1. Дыхательная гимнастика:

«В цветочном магазине», «Выдох со счётом», «Медвежата», «В лифте», «Подуй на листик»

  1. Упражнения для работы над артикуляцией.

Использование структурных слоговых таблиц.

  1. Различные виды чтения.

  • Чтение шёпотом и медленно:

Ра - ра - ра - начинается игра.

Ры - ры — ры — у нас в руках шары.

Ру - ру - ру — бью рукою по шару.

  • Чтение с доски тихо и умеренно:

арка - арца

арта - арща арла - арча арса – аржа

  • Чтение слов, в которых парные по твердости – мягкости фонемы выполняют смыслоразделительную функцию:

ест – есть

галка – галька

угол – уголь

  1. Чтение и заучивание чистоговорок (или пословиц) .

  1. Понимание прочитанного.

Предлагаю группу упражнений, способствующих синтезу восприятия и понимания, они направлены на то, чтобы помочь детям быстрее овладеть пониманием значения слов в процессе чтения. С этой целью можно использовать логические упражнения (время для прочтения слов максимально сокращено). За короткое время ребенок должен успеть не только прочитать слова, но и произвести определенную умственную работу: сопоставить, обобщить, сгруппировать и т.д.:

  1. Назови одним словом:

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж,

ножницы, клещи, молоток, пила,

шарф, варежки, шапка, пальто.

  1. Раздели слова на группы:

а) заяц б) корова в) апельсин

горох шкаф автобус ежик стул яблоко капуста коза автомобиль

  1. Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом с заданиями.

  2. Антиципация

Это психический процесс ориентации на предвидимое будущее. Он основан на знании логики развития событий и значительно убыстряет чтение. Большая часть читателей со стажем использует этот прием. В тоже время, если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему будет необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать содержание прочитанного.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

Доскажи строчку.

Ло – ло – ло – как на улице … (светло)

Ул – ул- ул – у меня сломался … (стул)

Мама Милу мыла мылом,

Мила мыло не … (любила).

Занимательные модели.

- е- (мел, сел, лес)

е - - (еда, ели, ела)

е - - - - (енот, езда, ерши)

е - - (леса, село, пела)

Чтение с пропущенными окончаниями.

Котёнок Васька сидел на по… возле комода и ло… мух. А на комо…, на самом краю, лежа… шляпа. И вот кот Вась… уви…, что одна му… села на шля…. Он как подпрыгнет – и уцепился когтями за шля…. Шляпа соскользну… с комо…, Васька сорвался и как полетит на пол! А шля… - бух! – и накрыла его сверху.

А в комнате сидели Володя и Вадик. Они раскрашива... картинки и не виде…, как кот Вась… попал под шля…. Они только услыша…, как позади что-то плюхнулось- упало на пол.

Слова-невидимки

- Я толстый и большой. С - - -

- Я там, где боль. Я – ах, я – ой! С - - -

- На мне кузнечики звенят. С - - -

- А я - конечный результат. И- - -

(слон, стон, стог, итог)

«Чтение наоборот» по словам.

Написанное причитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, и т.д.

«Чтение с помощью «Решетки».

Тренировка чтения текстов начинается с решетки. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перекрываются некоторые участки текста.

Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут.

  1. Устранение регрессий

Регрессии - это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного.

Упражнение «Чтение с окошечком».

Для него Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором вы вырежете небольшое окошечко. Вы берете лист бумаги размером 10 на 5 см.С правого края прямоугольника вырезаете небольшое отверстие -«окошечко», по высоте равное ширине строки, а по длине соответствующее размеру слога примерно в 3-4 буквы.

Листок накладывается на строку и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки. При движении листка по строке взгляд ребенка будет плавно передвигаться вместе с листком, а повторное прочитывание будет исключено из-за того, что прочитанное будет закрываться.

Постепенно ребенок привыкнет при чтении скользить взглядом по строке, не возвращаясь для перечитывания. Как я уже сказала, для того чтобы преодолеть силу привычки к регрессиям, необходимо сформировать новую привычку, при которой взгляд будет правильно передвигаться по строке слева направо. Формирование новой привычки или переучивание -достаточно длительный процесс, ведь привычка - это автоматизированное действие. Поэтому нужно использовать «окошечко» постоянно при чтении текстов, заданных на дом.

6. Уровень организации внимания

Роль внимания при чтении так же велика, как и в других видах человеческой деятельности. Очень часто внимание младшего школьника рассеивается, он не может сконцентрировать, сосредоточить внимание.

  1. Память

Развитие техники чтения тормозится из-за слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит? Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6-8 слов. Дочитав до третьего – четвертого слова – забыл первое слово. Поэтому он не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.

Делается это с помощью так называемых зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.

Чтение - это лучшее учение в любом возрасте. Но только не просто беглое чтение, а чтение осознанное. И главное в этой работе - добиваться развития мыслительной деятельности каждого ребенка, хорошо знать индивидуальные особенности всех обучающихся, следить за продвижением каждого из них, вовремя заметить возникающие трудности, всячески поддерживать все положительные усилия ребенка. Только творческий подход даст желаемые результаты в обучении правильному, беглому, сознательному и выразительному чтению.