КОРРЕКТУРНЫЕ ПРОБЫ (ТЕСТ БУРДОНА) Корректурные пробы – это замечательный материал для развития усидчивости детей, зрительного внимания и памяти. Корректурные пробы (от слова
корректировать) – задания на поиск, исправление, корректировку некоторой информации (цифры, буквы, картинки, фигуры и т.д.). Регулярные занятия по развитию внимания дают положительные результаты. Дети приучаются не просто слушать, а слышать, не просто смотреть, а видеть. Задание 1. Дорисуй. Дорисуй окно у домика и палочку у листочка.

Задание 2. Знакомые предметы. Предлагается бланк с изображением знакомых предметов трёх видов, расположенных по 9 в каждом ряду (5-10 рядов). а) вычеркнуть все грибочки; б)подчеркнуть все мячики; в) вычеркнуть всё ёлочки красным карандашом, а мячики – синим; г)вычеркнуть все мячики и подчеркнуть все ёлочки. Можно не вычёркивать, а считать. На одно занятие предлагается 1 вариант задания.
Задание 3. Девочки. Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по 8 в каждом ряду (5-10 рядов). а)подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными бантиками (белыми); б)подчеркни (сосчитай) девочек с чёрными волосами и бантиками; в) … с белыми волосами и белыми бантиками; г)… с белыми волосами и чёрными бантиками; д)… с чёрными волосами и белыми бантиками.

Задание 4. Хрюши. Предлагается бланк с изображением поросят, расположенных по 10 в каждом ряду (5-12 рядов). а) подчеркни (посчитай) весёлых (грустных) поросят; б) подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя ушками (одним ушком); в) подчеркни весёлых (грустных) поросят с двумя (одним) ушками, без чёлки (с чёлкой).
Задание 5. Геометрические фигуры. Изображены фигуры 3-4 видов. Всего 5-10 рядов по 9-10 фигур в каждом ряду. а)поставить точку во всех треугольниках или поставить чёрточку в кругах (это наиболее простой вариант, можно начинать с него); б)расставить значки как показано на образце; в) расставить значки только в квадратах и треугольниках; г)поставить значки в ромбах и подчеркнуть все квадраты.

Задание 6. Человечки. Предлагаются бланки с изображением человечков с разным положением рук и ног, расположенных по 9 в ряду. а)закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые стоят на одной ножке; б)закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые стоят на одной ножке, расставив руки в стороны; в)закрась (подчеркни, заштрихуй, посчитай) человечков, которые расставили ноги «шире плеч» и раскинули руки в стороны; г)… которые расставили руки и ноги на ширину плеч; д)… которые опустили руки и поставили ноги близко друг к другу.

Задание 7. Бурёнки. Предлагаются бланки с изображением бурёнок, расположенными по 8 в ряду (5-10 рядов). а)подчеркни (посчитай) бурёнок с одним рогом (с двумя); б)подчеркни (посчитай) бурёнок с одним ушком (с двумя); в)… с одним рогом, одним ушком (и наоборот) и другие варианты.

Задание 8. Фигуры. Нарисованы фигуры, находящиеся одна в другой. а)подчеркни (зачеркни) круги в квадрате (квадраты в круге); б)подчеркни треугольник в круге, зачеркни круг в треугольнике; в)подчеркни одной чертой квадрат в треугольнике, двумя чертами треугольник в квадрате.

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы). Концентрация внимания оценивается по формуле:
К = С2 / П, где
С – число строк таблицы, просмотренных испытуемым,
П – количество ошибок (пропусков или ошибочных зачеркиваний лишних знаков).
Ошибкой считается пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание. Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания. Результаты подсчитываются для каждых 60 секунд по формуле:
A = S / t, где
А – темп выполнения,
S – количество букв в просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике. Показатель переключаемости внимания вычисляется по формуле:
С = (So / S) * 100, где
So – количество ошибочно проработанных строк,
S – общее количество строк в проработанной испытуемым части таблицы.
https://infourok.ru