СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обобщение опытом работы Методика многократного повторения на уроках математики в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для активизации процессов компетенции, преодоления или устранения недостатков познавательной деятельности необходима система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения. Одним из средств педагогического воздействия в преподавании математики является метод многократного повторения.

Просмотр содержимого документа
«Обобщение опытом работы Методика многократного повторения на уроках математики в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Методика многократного повторения на уроках математики в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.



Одним из важнейших задач в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является их социализация в обществе. Эта проблема актуальна как в теоретическом, так и в практическом отношении. Социализация рассматривается как условие, проявление и результат социального формирования личности. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества. Интеграция особых детей в общество — это важный этап развития системы специального образования в любой стране мир. По новым стандартам ФГОС обучение требует не только направленной учебной деятельности, но не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, выработка адекватных представлений с повседневной действительности, формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные решения в личной жизни, думать практически.

Как учителя математики, работающие в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, нами испробовано много различных способов и методов обучения математике. Для творческого овладения математикой, как учебным предметом, необходимо формировать способность восприятия математического материала, быстро и широко обобщать математические объекты, отношения, действия. Необходимо научить мыслить свернутыми структурами, гибкости и способности к быстрой перестройке процесса и развивать математическую память. Именно эти способности, необходимые для успешного овладения математическими знаниями. Математика является одним из самых трудных предметов для многих детей, особенно для детей с ОВЗ. В связи с тем, что, в классе обучаются дети с разным уровнем сохранного интеллекта, перед учителем математики встает вопрос организации деятельности обучающихся, умелого аккумулирования информацией и координирования усилий в учебном процессе. Поэтому для активизации процессов компенсации, преодоления или устранения недостатков познавательной деятельности необходима система специальных педагогических мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания. Одним из средств педагогического воздействия в преподавании точных наук является метод многократного повторения. Характерная черта многократного повторения - это эффективное заучивания какой-либо информации. В основе этого метода лежит периодическое повторение выученной ранее информации.

Применение метода многократного повторения в преподавании позволяет использование разных форм обучения рассмотреть правила и законы в течение одного урока, и на протяжении изучения всей темы, и далее при изучении других тем. Роль метода многократного повторения в накоплении знаний и развитии любознательности.

Для успешности повторения необходимо соблюдать следующие условия:

• Повторять надо в течение всего учебного года, т.е. чтобы повторение не было работой от случая к случаю, чтобы повторение входило органической частью в саму методику изучения математики;

• Должна быть четкая целеустремленность в работе, сознательное отношение учащихся к повторению, осознание ими задач и результатов, которых они должны добиться при повторении;

• Тщательно отбирать материал и продумывать планирование его при повторении;

• Стимулировать самостоятельность и активность в процессе повторения, что достигается разнообразием форм и методов повторения;

• Правильно дозировать и распределять материал повторения во времени;

• Соблюдать установку: «Учить, чтобы усвоить и запомнить».

На уроках математики используются следующие приёмы многократного повторения как:

1. Устный счет (на каждом уроке), устные вычисления простых примеров на новые, и ранее изученные правила, и законы;

2. Рассказ по схеме учителя (в ходе объяснения нового материала на доске появляются условные знаки, схема, алгоритм решения, по которым впоследствии будут объяснять ход мыслей сначала сильные ученики, а потом уже и послабее).

3. Повторение этого же способа решения, но более сложными примерами с полным озвучиванием решения одним из учеников (не обязательно сильным по математике) у доски.

4. Воспроизведение этого же способа решения при работе в паре (контроль над правильностью выполнения задания по заранее подготовленным решениям на оборотной стороне доски или в презентации).

5. Объяснение способа решения своих примеров в группах самими учениками.

Например, при изучении темы «Задачи на движение» вначале повторяем все необходимые термины (расстояние, скорость, время, удаление, сближение, метр, секунда и т.д.) для решения задач на движения в ходе отгадывания ребусов и кроссвордов. С помощью магических треугольников повторяем правила нахождения скорости, времени и пройденного пути. Класс делится на три группы, каждой группе достается карточка с обозначением какой-ни-будь физической величины, и каждая группа вначале обсуждает, как найти эту величину, а потом рассказывает классу. Учащиеся готовятся к восприятию нового материала, идет актуализация темы. Далее изложение новой темы с заполнением таблицы и схемы (рисунка) по условию задач. Еще раз повторяем решение в ходе совместного составлении алгоритма. Принцип многократного повторения сохраняется в течение всего урока.

Для повторения на уроках используется такое задание, как «найди ошибку и исправь», «что лишнее», «верно или неверно», «определить соответствие» и другие. Эти задания помогают повторять правила, определения и законы, способствуют проговариванию вслух и про себя ранее изученные темы, учат находить ошибки и исправлять их.

Таким образом, на всех этапах организации процесса обучения математике повторение играет важную роль. Повторение учебного материала является одним из путей развития творческой активности учащихся. систематическое повторение содействует значительному улучшению качества математической подготовки и является действенным средством борьбы с формализмом в знаниях, учащихся.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Аракеляп О.А. Некоторые вопросы повторения математики в средней школе. – М.: «Астрель АСТ», 2011.

  2. Афанасьева O.K. Многообразие и взаимосвязь методов при повторении:Дисс канд. пед. наук. —Л.: 1953. —301с.

  3. Срода Р.Б. Повторение на уроках математики. Издательство «Экзамен». 2008

  4. Федоров И.Г. Некоторые методологические проблемы математики.- М., 2004