СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика "Моделирование письма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной публикации рассматривается применение методики "Моделирование письма" в старшем дошкольном возрасте. Материал использован из ПООП ДО "ПРОДЕТЕЙ"

Просмотр содержимого документа
«Методика "Моделирование письма"»

Мастер-класс по применению методики «Моделирование письма»

ПООП ДО «ПРОДЕТЕЙ»

подготовили:

воспитатели МБДОУ г. Иркутска

детского сада № 68

Ганичикина Ирина Викторовна

Кислицина Наталья Владимировна



Как научить ребенка общаться с помощью письма?

Для чего нам нужно письмо?
Понимают ли это дети?
Какие могут возникнуть у детей заблуждения относительно письменной речи?
На что направлена методика «Моделирование письма»?

Мы постараемся ответить на эти вопросы вместе с вами, а поможет нам в этом ПООП ДО «ПРОДЕТЕЙ».


Овладение письменной речью требует специального обучения, в ходе которого ребенок знакомится со специальным «языковым кодом», с помощью которого произнесенные слова записывают для последующего чтения. Этот «код» нужно «взломать», чтобы понять, как соотносятся слова произнесенные и слова написанные.

Ребенок также обретает знание, зачем существуют написанные и напечатанные тексты и как с их помощью можно общаться с другими людьми и с самим собой. Постепенно дети начинают понимать назначение письменной речи. Например, с ее помощью можно что-то сообщить человеку, которого здесь нет, или тому, кто отсутствует сейчас. Исторический смысл письма становится ясным для детей, когда возникает конкретная необходимость обмена информацией через пространство и время; как правило, у детей эта необходимость возникает в игре. Дошкольники начинают пользоваться письменной речью и с целью контроля над собственным поведением, для развития саморегуляции (например, чтобы напомнить себе что-то важное, о чем нельзя забыть). Наконец, дети познают правила составления и чтения письменных сообщений. При этом то, что является само собой разумеющимся для взрослых, вовсе не является таковым для малышей: например, для них вовсе не очевидно, что написанные слова читаются одинаково независимо от того, кто, когда и в который раз их читает. Этот неочевидный для ребенка момент отличает чтение от рассказывания историй с опорой на картинки.

Перевод устного сообщения в письменное представляет для ребенка сложность, в частности, и потому, что разделение речи на слова, необходимое для записи, не всегда хорошо наблюдается в речи говорящего: паузы обычно делают не между всеми словами, а только в местах, которые говорящий выделяет смысловыми акцентами. В свою очередь, запись слов без пробелов делает для ребенка практически невозможным чтение собственного сообщения, что сводит на нет потенциальное использование собственного письма для усвоения «кода».

А также методика «Моделирование письма» направлена на ознакомление детей с действием планирования, с рядом общих и конкретных принципов, лежащих в основе чтения и письма

В ходе занятия дети овладевают общими представлениями о функциях письменной речи, а также усваивают конкретные правила перевода устного сообщения в письменное.

Давайте рассмотрим примеры представлений и правил:

1.)Устное сообщение можно записать графически в виде картинок или символов. Записанное сообщение можно прочитать, при этом при каждом прочтении сохраняется общий смысл сообщения, но он может выражаться разными словами. Общий смысл сообщения воспроизводится одинаково всеми, кто его читает.

2.)Устное сообщение можно записать словами. Записанное сообщение можно прочитать, при этом при каждом прочтении воспроизводятся те же самые слова в том же самом порядке. Это не зависит от того, кто это сообщение читает. Читаются только те слова, которые написаны.

3.) Записанное сообщение можно использовать для того, чтобы впоследствии напомнить себе или другому человеку о том, что было написано.

4.) Каждому слову в устном сообщении соответствует одно слово в письменном сообщении. Короткое устное сообщение будет записываться меньшим количеством слов.

5.) На письме слова отделяются пробелами.

Порядок записи слов в письменном сообщении отражает порядок слов в устном сообщении (первое произнесенное слово записывается первым и т.д.)

Запись слов в сообщении производится в определенном направлении (слева направо), и когда строка заканчивается, следующее слово пишется в начале новой строки. Когда сообщение написано, слова читаются в том же порядке, в каком они были написаны. Чтение слов в неправильном порядке может изменить смысл сообщения или совсем лишить его смысла.

Размер слов в письменном сообщении соответствует размеру слов в устном сообщении: более длинные слова занимают больше места.

Порядок букв в записанном слове соответствует порядку звуков в произнесенном слове: первой записывается буква, соответствующая первому звуку.

Материалы:

Доска (большая для воспитателя)

Доски (маленькие для детей)

Маркеры (стираемые)

Губки

Алфавит с картинками (большой)

Как применять в практике и образовательной деятельности с детьми.

Процедура:

Воспитатель заранее планирует, какое сообщение будет написано.

Воспитатель рисует на доске картинку, символически отображающую содержание будущего сообщения

Воспитатель спрашивает детей: «Что мы будем сегодня делать?».

(Содержание сообщения определяется как тем, чем будут заниматься дети (например, у них будет музыкальное занятие или они будут слушать сказку), так и конкретной педагогической задачей (например, отработкой однозначного соответствия между словом произнесенным и словом записанным). Воспитатель может вносить изменения в зависимости от того, насколько хорошо дети овладели теми или иными компонентами письма (например, можно вернуться к компонентам, продемонстрированным ранее если дети не способны продемонстрировать понимание этих компонентов во время планирования своей деятельности в центрах). Для младших детей предложение должно быть не длиннее 4-5 слов и начинаться одинаково каждый раз (например, Мы будем…). Со старшими детьми можно использовать более длинные предложения и даже сообщения, состоящие из двух предложений. При этом не обязательно, чтобы предложения начинались одинаковыми словами.

Например, если сообщение будет о музыкальном занятии, можно нарисовать несколько человечков и ноты.

Воспитатель повторяет несколько вариантов сообщений, предложенных детьми и выбирает одно.

Воспитатель повторяет выбранное предложение вместе с детьми.

Воспитатель вместе с детьми повторяет предложение, делая паузы между словами. Во время произнесения каждого слова воспитатель рисует на доске линию.


Мы будем слушать сказку.


Длина линии отражает длину слова (например, линия для слова мы короче, чем линия для слова будем). В конце предложения ставится соответствующий знак препинания (чаще всего это точка, хотя воспитатель может также продемонстрировать как сообщение, выражающее, например, радостное настроение, может заканчиваться восклицательным знаком.)






Воспитатель вместе с детьми «читают» линии.

Мы будем слушать сказку.


Внимание! Иногда воспитатели предлагают детям посчитать линии или посчитать слова в предложении до или после того, как линии нарисованы. Не надо этого делать: поскольку дети еще не вполне овладели счетом, их внимание полностью отвлечется на пересчет слов и они забудут и смысл исходного предложения и какие в нем были слова.


Мы будем

Мы будем



В зависимости от того, насколько хорошо дети ознакомлены с этой процедурой, воспитатель может или проговаривать слова в полный голос или понижать голос с тем, чтобы дети диктовали слова самостоятельно. Во время записывания слов рекомендуется продемонстрировать детям, как можно напомнить себе забытое слово. Для этого воспитатель делает паузу, как если бы он забыл слово, а затем читает уже написанные слова. Такое «чтение с разбега» помогает вспомнить нужное слово. Эту демонстрацию нужно повторять достаточно часто, чтобы дети смогли воспользоваться этим приемом при написании индивидуальных сообщений (например, планируя работу в центрах).

То как именно воспитатель пишет каждое слово, зависит от того, насколько у детей сформированы начала грамоты. Младшие дети, как правило, произносят слово целиком. Старшие дети, частично знакомые с буквами, могут начать «подсказывать» воспитателю, какую букву написать. В этом случае воспитатель или подтверждает, что дети правильно подсказали букву, или говорит, какую букву нужно написать.

Если в педагогическую задачу входит ознакомление детей с буквами и соответствующими им звуками, воспитатель может остановиться на одном из слов и спросить о буквах в этом слове.

При этом воспитатель использует большую таблицу с алфавитом, объясняя детям, как найти картинку, соответствующую нужному звуку и букве. Желательно это делать только для одного-двух слов в предложении, но не для всех слов.

При планировании предложений воспитателю нужно следить за тем, чтобы слова были разнообразными, позволяющими ознакомить детей с той или иной буквой (например, в предложении могут быть два слова, начинающихся с одной буквы; воспитатель может объяснить употребление буквы в одном слове и попросить детей найти другое слово с такой же буквой). При этом слова, повторяющиеся от сообщения к сообщению (Мы будем) как правило запоминаются детьми в первую очередь, поэтому для демонстрации соответствий между буквами и звуками лучше выбирать новые и не повторяющиеся слова.