Методика написания ЭССЕ по обществознанию
Учитель МОУ «СОШ №8» г. Железногорска Курской обл.
Бузина Т.В.
План
- Критерии эссе.
- Как писать эссе в соответствие с критериями?
- Оформление.
- Пример эссе.
- Самостоятельная работа.
Критерии эссе
- 29.1. Раскрытие смысла высказывания. (1 б.)
- 29.2. Теоретическое содержание мини-сочинения: объяснение ключевых понятий (2), наличие и корректность теоретических положений. (2 б.)
- 29.3. Теоретическое содержание мини-сочинения: связность и логичность рассуждений, выводов. (1 б.)
- 29.4. Качество приводимых социальных фактов и примеров (аргументы). (2 б.)
«Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» (В. И. Даль)
- 29.1 Смысл высказывания (верно выделить одну или несколько основных идей высказывания или несколько тезисов, которые будут требовать дальнейшего обоснования).
- Тезис – положение кратко излагающее одну из основных мыслей сочинения.
- Сначала отметим, что в высказывании речь идёт о проблемах образования, а также о роли личности воспитателя (педагога, преподавателя) и его воздействии на учеников. Нам необходимо раскрыть тему воспитатель – воспитанник.
Клише для объяснения смысла высказывания
С идеей
Без идеи
Автор понимает идею…
(в значимости (чего-либо);
Автор утверждает, что…
Высказывание (имя автора), указывает на…
в роли (чего-либо) в жизни человека и общества)
Смысл данного высказывания в том, что…
Основная идея данного высказывания заключается в…
Автор в своем высказывании раскрывает…
Актуальность
Клише для актуальности
Актуальность данной темы заключается в…
Данная тема актуальна для…
- Общества в целом;
- Для современной России
- Для всего человечества (если в высказывании поднята глобальная проблема)
Данная тема является актуальной в условиях…
- Глобализации общественных отношений (Ф, С, П)
- Формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства (С)
- Обострения глобальных проблем современности (С, П)
- Особого противоречивого характера научных открытий и изобретений (С, Э)
- Развития международной интеграции (С, П, Э, Ф)
- Современной рыночной экономики (Э)
- Развития и преодоления мирового экономического кризиса (Э, П)
- Жесткой дифференциации общества (С,Ф, П)
- Открытой социальной структуры общества (С)
- Формирования правого государства (П)
- Преодоления духовного и нравственного кризиса (Ф)
- Диалога культур (Ф, С)
- Необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных и духовных ценностей (Ф, С)
Своя позиция
Клише для выражения своей позиции
Я полностью разделяю точку зрения автора, так как…
Нельзя не согласиться с автором высказывания, потому что…
Автор совершенно точно отразил в своем высказывании картину современного мира…
Конец первого абзаца.
Теоретическое содержание
- Теоретические положения – 2 термина и раскрытие их смысла
Клише для теоретического содержания
Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социальной) науки…
Определим сущность … как ключевого понятия в данном высказывании…
Исходя из определения .. (общества/глобализации/экономики) . следует…
Обязателен мини вывод к терминам и корректность рассуждения…
Фактическая аргументация
Примеры фактической аргументации:
Клише для фактической аргументации
Факты из истории;
На страницах газет и с экрана телевизора мы видим, что…
Факты из географии;
Проиллюстрирую это положение примером..
Примеры из литературы;
Множество примеров из истории нашей страны подтверждают мысль автора…
Сообщения СМИ;
Обратимся к примеру из произведения литературы…
Факты из прочитанных книг и увиденных фильмов;
Приведу пример социальных реалий, подтверждающих мысль автора…
Личный социальный опыт ( выше перечисленное)
Конец основной части
Вывод.
- Здесь нельзя повторяться и писать то, что было в объяснении смысла высказывания. 2-3 предложения будет достаточно.
Клише для вывода
Подведем черту…
Таким образом, можно сделать вывод…
В заключение можно утверждать, что…
Оформление.
- 29. (1/2/3/4/5) «Сама тема» (Автор)
- Введение (смысл высказывания, актуальность, своя позиция);
- Основная часть (теоретические положения – 2 термина и раскрытие их смысла; фактическая аргументация; мини-вывод);
- Заключение (вывод).
Пример эссе
29.1 «Воспитатель сам должен быть тем, кем он хочет сделать воспитанника» (В. И. Даль)
Автор в своем высказывании, рассказывает о том, что воспитание человека несомненно важный процесс становления личностью, и воспитатель в этом играет ключевую роль . Эта цитата затрагивает немаловажную идею устройства воспитательного процесса и образования. Актуальность данной проблемы состоит в том, что для общества важно передать накопленные знания подрастающему поколению. Я полностью разделяю позицию автора в том, что очень часто ученики смотрят на своего учителя и копируют его поведение, порой на бессознательном уровне.
Данную мысль подтверждает и теория обществознания. Для начала необходимо раскрыть смысл понятия, образования. Образование – это процесс ориентированный на целенаправленную передачу знаний, умений и навыков, способствующих подготовке ученика к жизни в социуме. Во время взаимодействия учителя с учеником происходит не только образование, но и воспитание ( передача ценностных установок, поведенческих стандартов, моральных принципов и т.д. ). Результат последнего зависит не только от квалификации учителя и его профессионального мастерства, но также от его личности. Учащиеся наблюдают за поведением преподавателя, а также равняются на него, тем самым запоминая то, как он себя ведет, в будущем копируя модель его поведения. Из этого следует вывод, что учитель сам должен быть гармоничной личностью, для того чтобы передавать правильный социальный опыт. Таким образом, безответственный и халатный воспитатель становится примером для своих воспитанников, которые начинают вести себя таким же образом. И наоборот, добросовестный, внимательный, пунктуальный преподаватель подаёт своим воспитанникам такой же пример и они начинают более заинтересованно относиться к свое учёбе, а в дальнейшем и к работе.
В подтверждение данной теории существует множество примеров из практики. Например в современной Финляндии существует система образования в основе которой преподаватели передают своим ученикам не только теорию, но и идеи гуманизма и демократии. Самым главным в обучении является воспитание уважения к человеку. И учитель и ученик равны: ученик здесь участник образовательного процесса. Таким образом, обучающиеся со школьной скамьи осознают главные национальные идеи государства, а это значит, что в дальнейшем они сами продолжат развивать демократическое общество.
Другим примером влияния личности учителя на ученика, служат отношения между Аристотелем и Александром Македонским. Философ привил своему ученику ценность человеческой жизни, культуры и гуманизма. Во многом благодаря учителю Александр Македонский в IV в. до н. э. стремился принести всем людям греческую культуру и образование. Также с сильным влиянием Аристотеля связывают наличие у Александра таких качеств, как смелость, настойчивость, желание учиться. Естественно, что Аристотель повлиял и на нравственные качества своего воспитанника.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что воспитатель действительно должен соответствовать тому образу, каким общество хочет видеть каждого своего представителя. При негативном примере для подрастающих поколений, может произойти деградация всего общества.
Темы для эссе.
- 29.1. Философия. «Как только человек имеет всю свободу на свете, он становится животным» (А. С. Кончаловский)
- 29.2. Экономика. «Информация – вот главное оружие XXI века» (Д. Джулиус)
- 29.3. Социология, социальная психология «Личность есть выбор и решение» (Н. А. Бердяев)
- 29.4. Политология. «Человек в государстве есть в одно и то же время и механик, и колеса или винт, и продукт общественного организма» (К. Н. Леонтьев)
- 29.5. Правоведение. «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» (К. Маркс)