СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обследования детей с дислалией

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обследование детей с дислалией является необходимым условием,

обеспечивающим в дальнейшем успешное исправление недостатков речевого

развития. Анализ структуры дефекта при дислалии позволил выделить

основные направления обследования

Просмотр содержимого документа
«Методика обследования детей с дислалией»

Методика обследования ребенка с

дислалией


1. Цели и задачи, методы обследования детей с дислалией

Обследование детей с дислалией является необходимым условием,

обеспечивающим в дальнейшем успешное исправление недостатков речевого

развития. Анализ структуры дефекта при дислалии позволил выделить

основные направления обследования:

1. Сбор анамнеза.

2. Обследование строения артикуляционного аппарата.

3. Обследование подвижности органов артикуляционного аппарата.

4. Обследование звукопроизношения.

5. Обследование фонематического восприятия.

6. Обследование слоговой структуры слова.

При логопедическом обследовании детей нередко можно определить

явные или скрытые нарушения речи. В связи с этим возникает

необходимость диагностики, которая обеспечивала бы возможность

проведения эффективных профилактических мероприятий или

своевременной коррекционной работы специалиста – логопеда или

психолога. Диагностируя речевые нарушения, следует иметь в виду, что они

могут быть обусловлены как органическими поражениями, так и

функциональными расстройствами центральной нервной системы,

речедвигательного и речеслухового ее отделов.

Оснащение и материалы. Шпатели, игрушки, издающие звуки

предметы, рисунки предметов. Для регистрации данных осмотра и

наблюдения необходимо заранее подготовить протокол обследования.


2. Этапы логопедического обследования

I этап.

Изучение заключения специалистов психолого-медико-педагогической

комиссии. Знакомство с обследуемым, сбор кратких анамнестических

сведений (возраст, семья, болезни).

II этап.

Диагностируются анатомические особенности артикуляторного

аппарата.

Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка,

имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением

речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое

проводится не позже чем в 4 г.

При логопедическом обследовании детей с дислалией нужно прежде

всего детально изучить строение и подвижность органов артикуляционного

аппарата. Затем тщательно обследовать состояние звукопроизношения.

Кроме того, важно выяснить состояние фонематического восприятия.

Остановимся на каждом из видов логопедического обследования отдельно.

Обследование артикуляционного аппарата начинается с проверки

строения всех его органов: губ, языка, зубов, челюстей, нёба. При этом

логопед отмечает, нет ли дефектов в их строении, соответствует ли оно

норме.

В процессе обследования можно обнаружить следующие аномалии в

строении подвижных и неподвижных частей артикуляционного аппарата:

 губы — толстые, мясистые, короткие, малоподвижные;

 зубы — редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, крупные, без

промежутков между ними, с большими промежутками, отсутствуют резцы

верхние, нижние;

Дислалия


 прикус — открытый передний, открытый боковой, глубокий,

мелкий;

 челюсти — верхняя выдвинута вперед, нижняя выдвинута вперед;

 нёбо — узкое, высокое (так называемое «готическое») или,

наоборот, плоское, низкое;

 __________язык — массивный, маленький или, наоборот, очень большой;

укороченная уздечка.

В заключении по II этапу обследования должны быть отражены

особенности строения артикуляторного аппарата: нормальное, негрубые

отклонения (указать какие), грубые отклонения (указать какие).

III этап.

Далее проверяется подвижность органов артикуляционного аппарата.

Ребенку предлагают выполнить различные задания по подражанию

(вслед за логопедом) или речевой инструкции, например: облизать языком

губы, постараться дотянуться языком до носа, подбородка, левого, а затем

правого уха; пощелкать языком; сделать язык широким, распластанным, а

затем узким, поднять кончик высунутого языка вверх и долго удерживать его

в этом положении; перемещать кончик языка то в левый угол губ, то в

правый, меняя ритм движений; высунуть язык как можно дальше, а потом

втянуть его глубоко в рот; вытянуть губы вперед трубочкой, а затем

растянуть их в широкую улыбку; делать попеременно эти упражнения, меняя

ритм движений; выдвинуть вперед нижнюю челюсть, затем оттянуть ее

назад, раскрыть широко рот, а затем сомкнуть челюсти и т. д.

Отмечаются следующие недостатки:

 движения артикуляторного аппарата: активные, пассивные;

 объем движений: полный, неполный.

 тонус мускулатуры: нормальный, вялый, чрезмерно напряженный;

 точность движений: точные, последовательные, неточные,

отсутствует последовательность движений;

 наличие сопутствующих движений (указать какие);

 темп движений: нормальный, замедленный, быстрый;

 длительность удерживания артикуляторов в определенной позиции:

больше (или меньше) 3 с.

При этом логопед отмечает свободу и быстроту движений органов

артикуляционного аппарата, их плавность, а также насколько легко

осуществляется переход от одного движения к другому.

В процессе обследования следует установить состояние общей

моторики: координация движений, чувство равновесия, навыки

самообслуживания, леворукость и т.п.


IV этап.

Диагностируются нарушения звукопроизношения. Необходимо

определить, форму, уровень и вид нарушенного звукопроизношения.

В результате этого обследования должно быть выявлено умение

ребенка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в

самостоятельной речи. При этом следует отмечать недостатки

звукопроизношения: замену, смешение, искажение или отсутствие отдельных

звуков — при изолированном произнесении, в словах, во фразах. Кроме того,

важно выяснить, как ребенок произносит слова разной слоговой структуры

(например, пирамида, милиционер, сковородка), имеется ли перестановка или

выпадение звуков и слогов.

Для обследования произношения звуков в словах необходим набор

специальных предметных картинок. Названия предметов, изображенных на

картинках, должны представлять собой слова различного слогового и

звукового состава, многосложные, со стечением согласных, с исследуемыми

звуками, занимающими различное местоположение. Самым простым

способом выявления у ребенка умения произносить те или иные звуки речи

является такой: малышу предъявляются для называния картинки, где

изображены предметы, в названиях которых исследуемый звук стоит в

разных позициях: в начале, конце, середине слова и в сочетании с согласным.

Например, при проверке произнесения звука с предлагаются следующие

картинки:

санки, автобус, усы, сковорода

ш: шишка, шапка, душ, чашка

л: лыжи, стол, пол, клумба, иголка, лампа

й: яма, юла, перья, стулья, юбка, маяк

р: радуга, корова, забор, труба

г: гамак, вагон, нога

к: мак, комната, ветка

х: хлеб, муха, мох, охотник

с: санки, коса, нос, стакан, стол

с': сети, семь, Вася

з: завод, зубы, коза, звезда

з': зима, бузина, газета

ц: цапля, солнце, палец, цветок

ш: шишка, пышка, шуба, шкаф

ж: жук, кожа, ножи ч: чайник, качели, печка, ночь щ: щетка, щепки,

плащ, клещи л': малина, лебедь, полено

Если у ребенка не получается произнести звук в слове, ему предлагают

произнести то же слово отраженно (вслед за логопедом), а также слоги с этим

звуком — прямые и обратные.

Как правило, подобного обследования оказывается достаточно, чтобы

выявить отклонения в звукопроизношении ребенка. Однако можно

встретиться и с таким случаем, когда в каком-то одном слове (называя

предъявленную картинку) ребенок произносит звук правильно, а в

самостоятельной речи искажает его или заменяет другим. Поэтому важно

также проверить, насколько правильно он произносит проверяемые звуки во

фразовой речи. Для этого ребенку надо предложить произнести подряд

несколько фраз, в которых бы возможно чаше повторялся исследуемый звук.

Хорошо для этой цели использовать пословицы, поговорки, чистоговорки,

потешки.

При обследовании состояния звукопроизношения особое внимание

нужно обращать еще и на то, не смешивает ли ребенок фонемы и не заменяет

ли их в речи (отдельных словах и фразах). Можно встретиться с таким

случаем, когда малыш правильно произносит изолированные звуки с и ш,

однако в речи их не дифференцирует, заменяет один звук другим («У коски

пусиштый хвост»). (Правда, чаще всего такое недифференцированное

произнесение пар или групп звуков сочетается с искаженным

произношением фонем.) Таким образом, необходимо обследование

дифференциации звуков во фразовой речи.

Для обследования подбирают специальные картинки — предметные и

сюжетные. При подборе картинок следует предусмотреть произнесение

ребенком слов и фраз, содержащих сходные по артикуляции или по

звучанию фонемы.

V этап.

Диагностирование состояния фонематического восприятия.

После проверки состояния произношения звуков необходимо

выяснить, как ребенок воспринимает их на слух, как различает. Особенно это

относится к звукам, сходным по артикуляции или близким по звучанию.

Следует проверять различение всех коррелирующих фонем из групп

свистящих и шипящих (са-ша, за-жа, са-за и т. д.), звонких и глухих (да-та па-

ба, и т. д.), сонорных (ра-ла, ри-ли и т. д.), мягких и твердых (са-ся, ла-ля и т.

д.). С этой целью логопед предлагает ребенку повторять вслед за ним

различные оппозиционные слоги, например: са-ша, ша-са, ач-ащ, са,-ца, ра-

ла, ша-жа и т. д.

Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение их

проверяется следующим образом: ему предлагают, услышав заданный слог,

выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча

называют слог ша, ребенок поднимает руку. Можно также предложить ему

написать или сложить из разрезной азбуки называемые логопедом слоги.

Далее следует проверить, различает ли ребенок слова, близкие по

звучанию, но разные по смыслу, например: жук — сук, том — дом — ком,

дом — сом, мишка — миска, коза — коса, лужа — лыжи, день — тень —

пень. Эту проверку проводят разными способами: можно предложить

ребенку выбрать нужную картинку либо рассказать о значении слов («Что

такое лужа и что такое лыжи?») и др.

Можно также предложить ребенку повторять за логопедом сходные

слова, например: Маша — Даша — каша; Паша — наша — ваша; тень —

день, день — пень, бак — лак — мак — так — рак; жук — лук — сук — тук

и т. п. Этот прием позволяет выявить не только уровень фонематического

восприятия, но и степень развития внимания, слуховой памяти.

В заключении необходимо отметить уровень сформированности

фонематического восприятия (достаточно или недостаточно сформирован).

VI этап.

Обследование слоговой структуры слова.

Иногда, помимо нарушений в произношении фонем, у детей

наблюдаются особые трудности в произношении многосложных слов и слов

со стечением согласных. Например, ребенок говорит «мицаней» или

«милицилинел» вместо милиционер; «игнутыный» или «ингулисний» вместо

игрушечный и т. п. Нарушения слоговой структуры слова чаще всего

проявляются в перестановке, в пропуске, добавлении звуков или слогов.

Поэтому необходимо проверять, как ребенок произносит слова различной

слоговой структуры — со стечением согласных в начале, середине и конце

слова, многосложные слова и слова, состоящие из сходных звуков. Вот

примерный перечень таких слов:

медведь, абрикосы, аквариум, под мухомором,

дверь, проспект, демонстрация, регулировщик,

трамвай, скатерть, холодильник, телевизор,

верблюд, ласточка, перекресток, со сковородки,

сахарница, хворост, фотографироваться, слепили снеговика,

полотенце, игрушки, чернильница, мотоциклист, ящерица,

транспорт, учительница, велосипедист.

Отмечаются следующие недостатки:

 ребенок произносит только отдельные слоги;

 ребенок меняет слоги местами;

 ребенок один слог произносит многократно, заменяя им другие

слоги;

 ребенок сокращает слово, пропускает некоторые слоги или не

договаривает слово до конца;

 ребенок пропускает согласные там, где они стоят рядом;

 ребенок произносит слово всякий раз по-разному.


3. Составление логопедического заключения

Обработка результатов. Материалы обследования обобщаются для

постановки окончательного заключения. Для выявления причинной

обусловленности отклонений в речевом развитии ребенка характер

нарушения звуков сопоставляется с данными особенностей строения и

моторики артикуляторного аппарата, а также с состоянием слуха и

фонематического восприятия.



11