Методика обучения аппликации во всех возрастных группах
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Ребёнок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, и наоборот: способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления.
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и в частности, аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
Умственное развитие. Постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная речь.
Сенсорное развитие. Непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание. Изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно-волевые качества: доводить начатое до конца.
Трудовая деятельность. Здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое развитие. Чувство цвета, когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции — конструктивной цельности — вырабатывается при восприятии разнообразных построек.
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание». В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев. В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Виды аппликации
предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
сюжетная, отображающая те или иные события;
декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Цели проведения занятий по аппликации по ФГОС
активизация мелкой моторики — в младших группах это способствует скорейшему развитию речи, а в старшей и подготовительной помогает подготовить руку к письму;
развитие образного мышления (особенно в средней группе, когда малыши начинают выполнять аппликации не только по образцу, но и опираясь на собственные идеи — так называемые задания на «свободные темы»);
формирование умения работать по образцу (в младшей группе это помогает расширять опыт малышей, а в старшей приучает к основной форме работы в начальной школе);
активизация словаря (дети пополняют свой словарный запас новыми словами и терминами, а также практикуются в умении формулировать вопросы по ходу выполнения задания, развивают способность давать словесную оценку своей и чужой работы);
развитие умения ориентироваться в пространстве и зрительного внимания (малыши тренируются в наложении деталей точно в границы контура изображения, запоминая технику выполнения).
Хронометраж выполнения аппликации
Распределение времени на работу зависит от вида реализации этого вида деятельности в учебно-воспитательном процессе.
Во время Образовательной Деятельности.
Если аппликации посвящено целое занятие, то его сценарий опирается на общепринятую схему проведения образовательной деятельности в ДОУ:
вводный этап — 2–3 минуты (педагог актуализирует знания малышей по теме, рассказывает о том, какая аппликация будет выполняться, перечисляет необходимые для этого материалы, инструменты);
основной этап — 10–18 минут (воспитатель объясняет порядок выполнения задания, иллюстрируя каждый из этапов личным примером, дети приступают к выполнению, педагог оказывает индивидуальную помощь в случае необходимости, а также обязательно проводит физкультминутку для снятия физического и эмоционального напряжения малышей);
заключительный этап 2–3 минуты (педагог оценивает результаты работы каждого воспитанника, а у старших дошкольников работу оценивают и другие дети, формируется стихийная выставка аппликаций, дети кратко комментируют свою работу — получилась/не получилась, нравится/не нравится конечный продукт).
Практическое участие педагога
Как уже отмечалось, участие педагога при выполнении аппликации с детьми любого возраста приобретает особую важность на этапе выполнения задания. Однако от одной ступени образовательного процесса к следующей ступени эта функция воспитателя ослабевает:
во второй младшей группе — воспитатель вырезает элементы, корректирует, если детали неправильно выложены на основе, проверяет качество приклеивания;
в средней группе — воспитатель помогает вырезать мелкие детали, индивидуально корректирует остальные этапы выполнения задания;
в старшей и подготовительной группах — воспитатель оказывает необходимую индивидуальную помощь.
Последовательность приёмов освоения аппликации в ДОУ
Работа по освоению аппликации имеет последовательный характер от элементарных манипуляций с материалом и инструментами к сложным.
Во второй младшей группе:
знакомятся со свойствами разных материалов для творчества (бумага — мнётся, рвётся, ткань — растягивается, крупа — рассыпается и т. д.);
выкладывают заготовки на базу, ориентируясь на образец;
убирают излишки клея, промокают уже наклеенные детали и пр.;
распределяют композицию аппликации на листе так, чтобы картинка на нём поместилась.
В средней группе:
наклеивают элементы узора на основу неправильной формы (например, декорируют вазу при рассмотрении темы «Хохлома»);
вырезают нужные формы, срезая углы, делая овал и круг из квадрата и прямоугольника и т. д.;
рвут бумагу, придавая ей формы овалов, кругов, квадратов и пр.
В старшей группе:
вырезают нужные формы из заготовок, сложенных в виде гармошки;
вырезают симметричные детали из листов бумаги, предварительно сложенных пополам;
вырезают одинаковые элементы по одному или складывают лист бумаги в несколько раз, а затем вырезают;
выполняют коллективные аппликации (например, «Солнце дружбы»).
В подготовительной группе:
вырезают детали - многоульники;
распределяют детали на основе «по парам», «на одном уровне», «напротив» (например, при выполнении аппликации «Мой любимый детский сад»);
вырезают без предварительного нанесения контуров.
Задачи аппликации в ДОУ для разных возрастных групп
Группа | Перечень задач |
| |
Вторая младшая | формировать умение делать композиции из деталей в виде простейших геометрических форм (например, при изучении темы «Мебель» дети делают предметы интерьера из прямоугольников – «кровать», кругов – «пуфики», «стулья», квадратов – «табуреты», «кресла» и т. д.); формировать навык нанесения клея на основу, намазывая кисточкой её края; вырабатывать правильный порядок выполнения аппликации — сначала детали приложили, потом по очереди клеим. |
Средняя | создавать аппликации из природного материала (высушенных осенних листьев); развивать умение комбинировать аппликацию с другими видами изобразительного творчества (дорисовывать); знакомиться с нестандартными техниками выполнения аппликации (из разных видов круп, макарон); воспитывать умение работать в малых группах (при выполнении заданий в парах и мини-группах). |
Старшая и подготовительная | вырезать симметричные детали (к примеру, снежинки), силуэты (например, балеринки), делать многослойные изображения (работая над темой «Одежда, обувь», ребята сначала наклеивают бумажные туфли, а потом «декорируют» их манкой); осваивать нетрадиционные техники создания аппликации (обрывной, нитяной и пр.); совершенствовать навык комбинации техник (аппликация и рисунок, аппликация и пластилинография). |
Техники аппликации в детском саду
В ДОУ применяются два вида техники аппликации:
традиционная, то есть из бумаги, где образы создаются плоскостными, то есть без объёма;
нетрадиционная, для которой используются разные материалы, в том числе ткань, крупы, макаронные изделия и пр., изображения могут быть объёмными.
Виды техник аппликации в детском саду
Вид | Основные черты | Возрастная группа |
Традиционные техники |
Плоскостная аппликация | Детали (силуэты) вырезаются из цветной бумаги и наклеиваются на лист-основу. | Все |
Пластическая | Бумага комкается, затем расправляется так, чтобы получилась какая-то форма. Внутренняя часть наклеивается на основу, разглаживаются или защипываются отдельные элементы. | Средняя, старшие. |
Геометрическая | Изображения создаются из вырезанных бумажных геометрических фигур. | Все. В младших и средних — фигур меньше, картинки проще (например, рыбки, птички, скворечник, собачья будка и пр.), в старших группах фигур больше, сюжеты сложнее (например, пруд, интерьер и пр.) |
Ленточная | Лист разрезается на ленты или складывается гармошкой, из которой вырезается нужная деталь. | Старшие |
Нетрадиционные техники |
Обрывная, то есть без ножниц | В старших группах детали можно получить путём продавливания заготовки по линиям контура рисунка. В младших и средней обрывки бумаги выкладываются в заготовленный заранее контур. |
Из салфеток (вариант обрывной) | Салфетки разрываются на мелкие кусочки, скручиваются в шарики и выкладываются в заготовленный контур. | Все |
Из круп и семян | Материал выкладывается в контур рисунка. | В младших и средней группах дети получают заготовки рисунка и один-два вида материала, а в старших сами рисуют контуры изображения и используют несколько видов материалов. |
Из листьев (хвои, камешков и пр.) | Засушенные листья выкладываются в сюжет | В младших группах дети работают по образцу, в средней и особенно в старшей получают тему, а сюжет придумывают сами. |
Из ватных дисков | В младших группах диски выкладываются в определённые композиции (снеговик, птичка), в старших — кружочкам могут придаваться какие-то формы (например, подснежников). |
Из ткани | Из подготовленной ткани (накрахмаленной и проглаженной хлопчатобумажной или пропитанной раствором желатина синтетической) вырезаются детали, которые наклеиваются на основу. Вариант без предварительной подготовки материала — аппликация из ниток. | Старшие группы |
Из яичной скорлупы | Вымытая и высушенная скорлупа крошится и выкладывается в контуры, после того как клей просушится, наносится рисунок красками. | Средняя и старшие |
Квиллинг | В контуры рисунка выкладываются скрученные особым образом полоски бумаги. | Старшие |
Соломка | Просушенная и очищенная от верхней плёнки соломка замачивается на полчаса в кипятке, разрезается вдоль, полоски проглаживаются утюгом, наклеиваются на тонкую бумагу, из которой затем вырезаются элементы картинки. | Старшие |
Литература:
Грибовская А.А. Аппликация в детском саду, — М.: Скрипторий, 2010.
Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М.: Издательский центр «Академия», 1997.
Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982.
Короткова Е.А. Рисование и аппликация в детском саду, — М.: Академия развития, Харвест, 2009.
Методика изобразительной деятельности и занятия по конструированию/под редакцией Т.С. Комаровой, — М.: «Просвещение», 1985.
Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду/под редакцией Саккулиной Н.П. – М.: «Просвещение», 1971.
Новикова И.В. Объёмная аппликация в детском саду, — М.: 2011.
Погатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду, — М.: «Просвещение», 1988.
Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду, — М.: «Просвещение», 1982.