Методика обучения технике блокирования.
Техника выполнения: Блокирование — это эффективное средство борьбы против нападающих ударов непосредственно над сеткой. Встречая удар на стороне противника, надо помнить, что при блокировании нельзя касаться мяча раньше, чем это сделает нападающий игрок.
Нами описаны одиночное блокирование и методика обучения этому техническому приему. Прочные навыки одиночного блокирования позволят успешно овладеть навыками группового блокирования. При выполнении одиночного блокирования блокирующий выходит в зону предполагаемой атаки и наблюдает за действиями нападающего игрока. Момент начала прыжка при блокировании зависит от действий нападающего. При ударах с высоких передач блокирующий прыгает немного позднее нападающего.
В момент блока руки должны находиться как можно ближе к сетке, кисти рук слегка отведены назад и расположены на таком расстоянии друг от друга, чтобы мяч не проскочил между ними. Пальцы при блокировании расставлены и слегка напряжены.
Главное при блокировании — закрыть основное . направление полета мяча при прямом нападающем ударе. При ударе из зоны 4 — это зона 6 (5) на своей стороне площадки, а при ударе из зоны 2 — это зона 6 (1). При ударе из зоны 3 чаще мяч посылают в зоны 4—5 или 1—2. Это надо учитывать при выполнении блокирования.
Для того чтобы преградить путь к мячу в основном направлении, место отталкивания блокирующего при прыжке должно находиться на пути разбега нападающего при прямом ударе, т. е. если бы нападающий после приземления продолжал двигаться в том же направлении, то он на своем пути встретил бы блокирующего. И еще одно условие. При нападающем ударе из зоны 4 блокирующий находится немного слева от 1 мяча и руки располагает слегка влево, при ударе из зоны 2 блокирующий выполняет те же действия, располагаясь справа от мяча.
Это основные положения для начального обучения. В дальнейшем на этой основе могут успешно совершенствоваться навыки одиночного и группового блокирования. Блокирующий не должен все время смотреть на мяч. Определив направление второй передачи, надо смотреть на нападающего, чтобы определить направление разбега и возможное направление удара.
Методика обучения:
Задача 1 в методике обучения блокировке. Создать у занимающихся спортсменов правильное представление о технике.
Средства обучения:
а) Указать, какие блоки бывают с различных исходных положений и количественного состава блокирующих.
б) Показать правильную технику блока.
в)Разобрать обучающие фильмы и фотографии (наглядно методические карточки)по технике выполнения блока.
Задача 2 в методике обучения блоку, научить правильно ставить руки, научить правильно амортизировать ногами ,а так же научить чувствовать нападающего.
Упражнения:
Блокирование стоя на подставке, волейбольный мяч бросают в прыжке двумя руками из-за головы через сетку.
Блокирование стоя на подставке, нападающие удары выполняют по мячу в держателе (или подвешенному).
Упражнения 1 и 2, но блокирование в прыжке.
Блокирующий на подставке, нападающий удар выполняют с передачи.
То же, но блокирование в прыжке.
Задача 3 в методике обучения блоку, совершенствование техники выполнения блока одиночного , парного и в тройке.
Упражнения:
1.Пять-шесть блокирующих стоят равномерно вдоль сетки. На другой половине площадки у линии нападения стоят по два игрока с мячами напротив каждого блокирующего. Каждый игрок с мячом выполняет роль нападающего, который после разбега в направлении сетки производит прямой удар с собственного подбрасывания мяча. Блокирующий, определив момент для начала действия, прыгает и выносит ладони над сеткой, накатывая мяч. Вслед за первой шеренгой прямой нападающий удар выполняет вторая. Блокирующие за одну серию ударов должны сделать 5—6 попыток. По ходу упражнения тренер за счет перестановок игроков обеспечивает выполнение каждым блокирования или нападающего удара.
2.Нападающие первой шеренги поочередно после разбега выполняют прямой нападающий удар. Блокирующий, стоящий впереди, отражает мяч блоком, затем после перемещения влево прыгает снова на блок, отражая удар второго нападающего и т. д. Вторая шеренга нападающих и второй блокирующий в свою очередь продолжают упражнение. После всех перестановок и выполнения занимающимися различных действий упражнение повторяется при исходном положении группы блокирующих в зоне 4.
Блокирующему известно направление на падающего удара (в зоны 4—5), поэтому ему необходимо определить лишь момент для прыжка, вытянуть руки вверх, создать кистями преграду перелетающему через сетку мячу. В последующем за счет удлинения передачи мяча для удара блокирующему необходимо перед прыжком сделать перемещение вправо на 1—2 шага. Те же задания блокирующий должен выполнить при условии выполнения партнерами нападающего удара с известным направлением из зоны 2.
4.Игрок зоны 6, имеющий несколько мячей, начинает упражнение передачей в адрес связующего, который по своему усмотрению передает мяч для удара одному или другому нападающему.
Одно направление нападающего удара известно блокирующему, который после перемещения вправо или влево и прыжка пытается преградить путь мячу руками. В последующем действия блокирующего усложняются за счет разрешения каждому нападающему выполнять удар по двум известным блокирующему направлениям.
5. Блокирование нападающего удара, выполняемого с короткой передачи в центре у сетки, с полупрострельной передачи у боковых границ сетки, с удаленной от сетки передачи.
Последующее обучение блокированию продолжается в процессе участия игроков в учебной двусторонней игре.
По такому же принципу строятся упражнения для овладения навыками группового блокирования.