Методика обучения кроссовому бегу; Критерии оценивания
Подготовила:
Хасбиева Наталья
Содержание
- 1. Методика обучения кроссовому бегу.
- 2. Виды оценивания знаний.
- 3. Критерий оценки.
- 4. Определение уровня физической подготовленности.
Методика обучения кроссовому бегу.
Структура бегового шага в кроссовом беге такая же, как и в беге на средние дистанции. Небольшой наклон туловища (4 — 5°) вперед; плечевой пояс расслаблен; лопатки немного сведены; небольшой естественный прогиб в пояснице; голова держится ровно, мышцы лица и шеи не напрягаются.
Техника бега в гору.
При беге в гору места отталкивания и приземления находятся на разных уровнях. Нога при приземлении ставится четко выраженно с передней части стопы в районе проекции ОЦМТ. Отталкивание совершается по отношению к поверхности трассы под более острым углом, чем при беге по горизонтальной поверхности дорожки.
Техника бега под гору.
Постановки ноги при беге с горы:
- с пятки;
- плоско (на всю стопу);
- с передней части стопы.
Отталкивание совершается пассивно, в большей степени за счет мышц бедра. Чем круче спуск, тем в более выраженном уступающем режиме совершается работа мышцами передней поверхности бедра и голени.
Бег по мягкому грунту.
- Увеличивается частота бега, при этом следует сочетать активное сведение бедер в фазе полета с мягким вариантом постановки ноги на грунт (в противном случае нога будет глубоко погружаться в грунт). Отталкивание выполняется пассивно всей поверхностью стопы с минимальным разгибанием в голеностопном суставе. Отталкивание на таких трассах начинается раньше, а заканчивается позже, чем в беге по синтетическим беговым дорожкам или шоссе.
Передвижение по узкой опоре.
- Во время передвижения по узким опорам корпус подается вперед, ноги слегка согнуты, ступни ног ставятся прямо вдоль опоры Смотреть на опоры и разрывы между ними. Разрывы преодолеваются мягким прыжком без потери скорости. Приземляться следует на слегка согнутые ноги.
Преодоление горизонтального препятствия прыжком в шаге
Преодоления препятствия напрыгивая.
Преодоление препятствия опорным прыжком боком
Преодоление препятствия способом перешагивания.
Виды оценивания знаний.
Устный опрос — метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания учащихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.
Плюсы устного опроса
- Более гибкий, чем письменный.
- Позволяет поддерживать контакт с учениками, корректировать их мысли.
- Развивает устную речь (монологическую, диалогическую).
- Развивает навыки выступления перед аудиторией.
- Заставляет работать в быстром темпе.
Недостатки:
- Требует тщательной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Часто возникают трудности с отбором материала, выбором вопросов.
- Не исключает давление авторитета учителя.
- Оставляет часть учащихся пассивными.
- Требует много времени.
Приемы устного опроса
Принято выделять два вида устного опроса:
- Фронтальный (охватывает разу несколько учеников);
- Индивидуальный (позволяет сконцентрировать внимание на одном ученике).
- По цепочке — этот вид опроса применяется, когда требуется дать полный, развернутый ответ. Суть его в том, что на один вопрос отвечают сразу несколько учащихся, дополняя друг друга. Очень удобный прием при проверке домашнего задания или для работы над творческой темой.
- Тихий опрос проводится индивидуально с одним или несколькими учащимися, для кого тема показалась трудной. Опрос проводится полушепотом в то время, пока класс занят групповой или письменной работой.
- Программируемый опрос — это, по сути, устные тесты. Ученик выбирает один вариант из нескольких предложенных. Но суть в том, что свой ответ он должен обосновать. Опрос занимает достаточно много времени, используется на этапах повторения и закрепления темы, для решения творческих задач.
- Взаимоопрос — учащиеся опрашивают друг друга. Тему задает учитель, проговаривая основные моменты, о которых нужно спросить. Такой опрос не занимает много времени и позволяет задействовать весь класс. Прием часто используют во время подготовки к контрольным, проверочным работам.
- Письменный опрос более лояльный, чем устный, так как дает ученику время сосредоточиться, менять порядок заданий (например, начать отвечать с более легких вопросов).
Плюсы письменного опроса
- Нет давления авторитета учителя, учащийся свободен в выборе алгоритма действий. Поэтому письменный опрос считается более объективным.
- Охватывает всех (или многих) учащихся.
- Обеспечивает всестороннюю, глубокую проверку знаний, умений и навыков.
- С помощью письменного опроса удобнее проверять не только теорию, но и практические навыки.
- Зачастую можно быстро проверить работы (по ключам) и выставить оценки.
- Требует тщательной подготовки.
- Меньше возможности вариации заданий, которая необходима при реализации дифференцированного подхода.
- Тратится время на проверку ответов.
- Способы проведения письменного опроса
К приемам письменного опроса относятся все диктанты, проверочные, самостоятельные и контрольные работы. Но есть еще несколько приемов, которые можно использовать на всех уроках.
- Блиц-контрольная — содержит небольшое количество заданий и рассчитана на 5-10 минут. Отличие от обычной контрольной в том, что не нужно оформлять задания как обычно. Требуется лишь ответ. Можно проводить на этапе проверки домашнего задания или на этапе усвоения новых знаний.
- Фактологический диктант — требует только кратких ответов. Учащимся раздаются листы с 5-6 базовыми вопросами. Диктант проводится быстро, в хорошем темпе. Работы проверяются выборочно, но можно проверить и все. Очень удобно проводить такой диктант на этапе повторения пройденного перед объяснением новой темы.
- Тестирование с помощью компьютера. Специальные программы позволяют провести тестирование в режиме онлайн. Результат сразу выводится на монитор. Очень удобно, когда требуется быстро проверить готовность класса к восприятию новой темы или проверить, насколько точно они поняли новый материал.
- Зачеты. Это особая форма итогового учета, применяемая в старших классах. Зачетная система позволяет вести тематический учет знаний.
- Экзамены. Это специальный метод итоговой проверки, который одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей школы в целом.
п
Критерий оценки.
- Критерии оценивания устного и письменного опроса:
- Оценка «5»- выставляется за ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала, логично его излагает приводя примеры из практики или своего опыта.
- Оценка «4»- ставится за ответ, в котором содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
- Оценка «3»- выставляется за ответ в котором отсутствует логическая последовательность, имеются проблемы в материале, нет должной аргументации и умения применить знания в своем опыте.
- Оценка «2» - выставляется за плохое понимание и знание теоретического и методического материала.
- Критерии оценивания успеваемости по технике владения двигательными действиями (умения, навыки):
- Оценка «5»- двигательное действие выполнено правильно (заданным способом), точно в надлежащем темпе, легко и четко.
- Оценка «4»- двигательное действие выполнено правильно, но недостаточно легко и четко, наблюдается некоторая скованность движений.
- Оценка «3»- двигательное действие выполнено в основном правильно, но допущена одна грубая или несколько мелких ошибок, приведших к неуверенному или напряженному выполнению.
- Оценка «2»- двигательное действие выполнено неправильно, с грубыми ошибками, неуверенно, нечетко.
Существенные ошибки (1 балл): Мелкие ошибки ( 0,2 балла):
Оценки:
5 – не больше 2 мелких ошибки
4 – не больше 1 существенной и 2 мелких или 7 мелких
3 – не больше 2 существенных и 2 мелких или 12 мелких
2 – более 2 существенных и 2 мелких или 12 мелких
- Критерии оценивания умений осуществлять физкультурно- оздоровительную и спортивную деятельность.
- Оценка «5»- учащийся демонстрирует полный и разнообразный комплекс упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности, или комплекс упражнений утренней, атлетической либо ритмической гимнастики. Может самостоятельно организовывать место занятий, подбирать инвентарь и применять его в конкретных условиях, контролировать ход выполнения заданий и оценить его. Учащийся владеет правилами судейства и умеет осуществлять судейскую деятельность по изучаемому виду спорта, знает и применяет упражнения необходимые для улучшения качества выполнения того или иного технического действия или приема.
- Оценка «4»- имеются незначительные ошибки или неточности в осуществлении физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
- Оценка «3»- учащийся допускает грубые ошибки в подборе и демонстрации упражнений, направленных на развитие конкретной физической способности, утренней, атлетической либо ритмической гимнастики; испытывает затруднения в организации мест занятий, подборе инвентаря; удовлетворительно контролирует ход и итоги занятия, испытывает затруднения при судействе по того или иного вида спорта.
- Оценка «2»- учащийся не владеет умениями осуществлять различные виды физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности или не осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность вовсе. Учащийся грубо и (или) неоднократно нарушает правила техники безопасности на уроке. Учащийся не готов к уроку (нет спортивной формы).
Определение уровня физической подготовки
- Уровень физической подготовленности
учащихся 5 класса. Нормативы:
Бег на 30 метров является базовым компонентом школьной программы в общеобразовательных учреждений. Выполняется с высокого старта и является одним из средств развития скоростно-силовых качеств, а также одним из нормативных требований тестовой программы общеобразовательных учреждений по предмету «Физическая культура».
Мальчики.
Высокий: 5,3 и меньше
Средний: 6,1-5,4
Низкий: 6,2 и больше
Девочки.
Высокий: 5,5 и меньше
Средний: 6,2-5,6
Низкий: 6,3 и больше
Старт выполняется с высокого старта, бег на максимальной скорости, ученик при первом касании должен коснуться правой или левой рукой, а возвращаясь обратно левой или правой соответственно, не делая разворота.
Мальчики.
Высокий: 8,2 и меньше
Низкий: 8,6 и больше
Средний: 8,5-8,3
- Прыжки в длину с места, см
Находясь на линии отталкивания спортсмен в положении ноги на ширине плеч руки внизу, поднимая руки и одновременно поднимаясь на носки, затем резко опускается на полную стопу и отводит руки назад, не задерживаясь в этом положении отталкивается начиная фазу полета, в момент приземления активно выводит руки вперед приземляется на согнутые в коленных суставах ноги.
Мальчики.
Девочки.
Высокий: 179 и больше
Высокий: 164 и больше
Средний: 135-178
Средний: 130 -163
Низкий: 134 и меньше
Низкий: 129 и меньше
Небольшой наклон туловища (4 — 5°) вперед; плечевой пояс расслаблен; лопатки немного сведены; небольшой естественный прогиб в пояснице; голова держится ровно, мышцы лица и шеи не напрягаются.
Мальчики.
Девочки.
Высокий: 4,45 и меньше
Высокий: 5,20 и меньше
Средний: 6,45- 4,46
Средний: 7,20 – 5,21
Низкий: 6,45 и больше
Низкий: 7,21 и больше
- Подтягивание (м) Подтягивание из виса лежа (дев), раз
(М) Из виса хватом сверху одновременно согнуть руки до пересечения подбородком грифа перекладины и затем, не допуская размахивания, опуститься в вис, полностью разогнуть руки.
(Д) Из виса лежа хватом сверху (тело выпрямлено, руки перпендикулярны полу) одновременно согнуть руки до пересечения подбородком грифа перекладины, а затем, сохраняя прямое положение тела и полностью разгибая руки
Мальчики.
Высокий: 8 и больше
Средний: 4 -7
Низкий: 3 и меньше
Девочки.
Высокий: 10 и больше
Средний: 6-9
Низкий: 5 и меньше
- Поднимание туловища из положения лежа за 30 сек
Из положения лежа на спине ноги согнуты в коленях, руки в замок за головой, максимальное количество поднятие туловища за 30 сек.
Локтями касаться бедер .
Мальчики.
Девочки.
Высокий: 22 и больше
Высокий: 24 и больше
Средний: 15 - 21
Средний: 17 - 23
Низкий: 14 и меньше
Низкий: 16 и меньше
- Прыжки через скакалку за 1 мин, раз.
Из И.П. узкая стойка, скакалка внизу. Прыжки на 2 ногах через скакалку, вращение скакалки предается за счет вращение кистевыми суставами.
Мальчики.
Высокий: 90 и больше
Средний: 70 - 89
Низкий: 69 и меньше
Девочки.
Высокий: 100 и больше
Средний: 80 - 99
Низкий: 79 и меньше
Спасибо за внимание.