СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе "

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Методика обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе "»

Методика

обучения младших школьников двигательным действиям в баскетболе и формирование у них двигательных навыков в учебном процессе

Спортивные игры, в том числе и баскетбол, являются прекрасным средством развития физических качеств, формирование осанки и укрепления здоровья. Усложненные условия игровой деятельности и эмоциональный подъем при игре в баскетбол позволяет легче мобилизовать имеющиеся резервы двигательного аппарата, способствует развитию моторно-двигательной сферы, активизируют познавательные способности. Сам процесс игры в баскетбол приносит ученикам удовлетворение и потребность в игровой деятельности.

Освоение технических приемов игры в баскетбол и особых тактических действий открывает огромные возможности для формирования жизненно важных двигательных умений и навыков.

В процессе формирования двигательного навыка выделяются самостоятельные стадии, которым соответствует тот или иной метод обучения. Принято выделять три стадии:

  1. Формирование начального умения, когда ученик овладевает основами движения (его структурой).

  2. Уточнение системы движений.

  3. Совершенствование навыка.

Особенно важна на каждой стадии последовательность постановки педагогических задач. Необходимо, чтобы учащиеся прежде всего:

- исходное положение, из которого выполняется движения;

- знали, какие части тела принимают участие в этих движениях и каковы их направления, амплитуда, согласованность во времени и пространстве;

-выполняли движение по оптимальным амплитудам в удобном темпе;

-сохраняли точную структуру движения и освоили его детали;

- приступили к совершенствованию движения.

При изучении сочетаний приемов основное внимание уделяют связкам, если приемы сочетаются по принципу цепочки, когда один прием следует за другим. В связке изучают переход от одного приема к другому, где видоизменяются конечные движения предыдущего приема и начальные движения следующего.

При овладении двигательными действиями, в которых приемы сочетаются не последовательно, а одновременно, когда один становится фоном другого ( например передача мяча во время бега), изучают согласованность разученных ранее по фазам движений. Часто для этой цели используются подводящие упражнения.

При освоении тактики игры ставят цели:

-научить целесообразному использованию изученных приемов и взаимодействию с другими игроками в зависимости от обстановки;

-научить умению создавать наиболее выгодные ситуации для другого игрока, позволяющие действовать более эффективно.

Умение – это способность осознанно действовать при выборе нужного движения. Формируя умения высшего порядка, необходимо проводить упражнения в постоянно меняющихся условиях.

Изучая любой прием техники и тактическое взаимодействие, необходимо последовательно переходить от одних педагогических задач к другим, основываясь на физиологической природе формирования двигательных навыков.

Обучение баскетболу зависит от того, по какой программе физического воспитания та или иная общеобразовательная школа работает по программе со специализацией на баскетбол, то первичным техническим элементам этой игры обучают начиная с 1 класса. Ознакомление с баскетболом происходит в виде подвижных игр, с включением в них различных баскетбольных элементов и приемов. В конце первого года обучения ученики уже проводят учебную игру в баскетбол с облегченным мячом и по упрощенным правилам. Примерное распределение материала по годам обучения в начальной школе следующее: 1 класс- броски мяча, ловля мяча, передачи мяча; 2 класс- ведение мяча, перемещение по площадке; 3 класс- ловля и передачи мяча, броски, остановки; 4 класс- изучение технических и тактических элементов игры.

В другом случае, когда школа выбирает комплексную программу физического воспитания, то на баскетбол или другие спортивные, а также подвижные игры отводится в базовой части программы 14-16 часов в год, и в вариативной части, если учитель выбирает углубленное изучение баскетбола, в целом выходит примерно 28 часов в год.

В целом игрой в баскетбол учащиеся начальной школы могут овладеть с помощью различных методик в зависимости от многих обстоятельств, связанных с программой, по которой работают школы. Например, традиционная методика предполагает несколько основных этапов обучения младших школьников баскетболу: проведение подвижных игр с изучением в них отдельных технических приемов, элементов игры, и упрощенных правил баскетбола; постепенное обучение знаниям, умениям, навыкам и техническим приемам; совершенствование изученного в учебно-тренировочной игре.

Таким образом, обучение младших школьников баскетболу, построенное по традиционной методике, происходит по принципу «от деталей к целому». То есть на начальном этапе освоение баскетбола происходит в виде подвижных игр, например с метаниями, бросками, передачами мяча. Это закладывает определенные основы для дальнейшего углубленного изучения баскетбола. К учебным играм приступают только после освоения практически всех технических приемов баскетбола. К учебным играм приступают только после освоения практически всех технических приемов баскетбола. Другой подход к обучению баскетболу заключается в изучении отдельных приемов техники игры, которые сразу же закрепляются в учебной игре. Затем изучаются следующие технические приемы и вновь закрепляются в учебной игре с одновременным совершенствованием ранее изученного.

Обучение отдельному техническому приему строится по следующей схеме: проведение общей физической подготовки; выполнение специализированных и подводящих упражнений , которые могут содержать часть целого технического приема; непосредственное изучение приема по принципу « от деталей к целому»; освоение приема, стоя на месте, в медленном темпе; освоение приема в движении в различном темпе в парах или тройках ; закрепление и совершенствование приемов с изменением условий выполнения.

Методика обучения двигательным действиям в баскетболе на основе теории учебной деятельности в процессе освоения основных приемов, средств и способов ведения игры заключается в следующем. Все занятия рекомендуется начинать с учебной игры (7-10 мин), чтобы учащиеся могли выяснить возникающие у них вопросы по игре на последующей тренировке. Заканчиваются занятия также учебной игрой во всех возрастных группах, для того чтобы можно было применить полученные навыки сразу в игре.

Обучение ведется в соответствии с историческим развитием игры. На первых занятиях рассказывается о возникновении игры баскетбол. Учащимся предлагается играть так же, как играли первые ученики Дж. Нейсмита, т.е. перед ними ставится задача забросить мяч в кольцо. Играть можно только руками, но при этом нельзя перемещаться с мячом , все игроки обеих команд могут касаться мяча в любой момент игры, без учета того, в каком положении они находятся; обе команды могут находиться на одном и том же участке площадки, но касание игроков друг друга какой-либо частью тела запрещается в любом случае.

Исходя из этого, необходимо сначала научить учащихся технике владения мячом. В частности, можно начать с техники бросков мяча.

Это необходимо потому, что у детей -12 лет лучше всего развивается меткость, а в 15-16 лет темпы ее развития снижаются. Для того чтобы создать необходимую мотивацию для овладения правильной и рациональной техникой броска мяча, можно предложить в начале занятия провести учебную игру, где бы учащиеся попробовали бросать мяч в кольцо. После этого им можно рассказать, что в первой игре, когда она была только придумана, участники забросили только один мяч, как и они. Но сейчас в игре даже непрофессиональных команд счет приближается к 100 очкам. И это потому, что, во первых, игроки очень много тренируются, а во-вторых, они правильно выполняют броски по кольцу. После этого необходимо рассказать о правильной технике выполнения броска в кольцо.

Наблюдая за несколькими изначально неправильными бросками, учитель вместе с учащимися должны проанализировать технику и выяснить эти ошибки.

Первый бросок учитель выполняет слишком резко, учащиеся обращают на это внимание. Следующий бросок он выполняет, практически не разгибая ног в коленях и не вытягиваясь в сторону кольца. Исправив все ошибки, учащиеся сами начинают выполнять упражнения. Н перед этим учитель будто бы по секрету говорит им, что мяч будет лучше попадать в корзину, если их указательный пальчик как бы полетит вслед за ним и сам окажется в корзине. Кроме того, учитель может показать, что, стоя под углом к щиту и бросая мяч сначала в него, причем в определенной точке, попасть в кольцо будет гораздо проще.