СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения решению текстовых задач в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Решение текстовых задач занимает особое место в содержании начального математического образования. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей.

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения решению текстовых задач в начальной школе»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Учитель начальных классов Даньшина Алина Викторовна МБОУ «Школа №54» г.Курск

Решение текстовых задач занимает особое место в содержании начального математического образования. При решении текстовых задач используется и совершенствуется знание основных математических понятий, отношений, взаимосвязей и закономерностей.



О решении текстовых задач по математике

Одним из вопросов методики преподавания математики является вопрос формирования у учащихся умений и навыков решения текстовых задач.

Задачи являются материалом для ознакомления учащихся с новыми понятиями, для развития логического мышления, формирования межпредметных связей. Задачи позволяют применять знания, полученные при изучении математики, при решении вопросов, которые возникают в жизни человека. Этапы решения задач являются формами развития мыслительной деятельности.

Для решения текстовых задач в начальной школе применяют арифметический метод.

Первым этапом решения задач арифметическим методом является разбор условия задачи и составление плана её решения. Этот этап решения задачи сопровождается максимальной мыслительной деятельностью.

Вторым этапом является решение задачи по составленному плану. Этот этап решения проводится учащимися без особых затруднений и в большинстве случаев носит тренировочный характер.

Третьим важным этапом решения задачи является проверка решения задачи. Она проводится по условию задачи. Пренебрежение проверкой при решении задачи, замена её проверкой ответов снижает роль решения задачи в процессе развития логического мышления учащихся.

При решении текстовых задач арифметическим методом у учащихся вырабатываются определённые умения и навыки, которые в процессе дальнейшего обучения должны совершенствоваться и закрепляться.

При арифметическом методе решения задач формируются основные умения и навыки. К ним относятся следующие умения и навыки:

    1. Краткая запись условия задачи.

    2. Изображение условия задачи с помощью рисунка.

    3. Логические приёмы мышления: наблюдение и сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, обобщение и ограничение, умозаключения индуктивного и дедуктивного характера и умозаключения по аналогии.

    4. Выполнение арифметических действий над величинами (числами).

    5. Изменение (увеличение или уменьшение) величины (числа) в несколько раз.

    6. Нахождение разностного сравнения величин (чисел).

    7. Нахождение кратного сравнения величин (чисел).

    8. Использование свойств изменения результатов действий в зависимости от изменения компонентов.

    9. Изменение (увеличение или уменьшение) величины (числа) на несколько единиц величины (числа).

    10. Определение производительности труда при совместной работе.

    11. Определение части работы, выполненной в течение некоторого промежутка времени.

    12. Определение скорости движения.

    13. Определение пути, пройденного телом.

    14. Определение времени движения тела.

    15. Нахождение пути, пройденного двумя телами при встречном движении.

    16. Нахождение скорости движения тела по течению и против течения реки.

    17. Нахождение времени прохождения телом единицы пути при заданной скорости движения.

    18. Нахождение скорости сближения тел, движущихся в одном направлении, и скорости удаления.

    19. Нахождение скорости сближения или скорости удаления тел, движущихся в противоположных направлениях или при встречном движении.

    20. Нахождение части пути, пройденного телом за определённое время, когда известно время прохождения всего пути.

    21. Нахождение стоимости товара.

    22. Нахождение цены товара.

Решение текстовых задач способствует, с одной стороны, закреплению на практике приобретённых умений и навыков, с другой стороны, развитию логического мышления учащихся.

Наблюдается активизация их мыслительной деятельности работы. При правильной организации работы у учащихся развивается активность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, развивается абстрактное мышление, умение применять теорию к решению конкретных задач.

Работа с текстовыми задачами способствует осознанию смысла арифметических действий и математических отношений, пониманию взаимосвязи между компонентами и результатами действий, осознанному использованию действий. В связи с этим я предполагаю, что применение комплекса развивающих упражнений с использованием различных   методических приёмов позволит обучить младших школьников решению текстовых задач на уроках математики. На основе данной гипотезы я провела экспериментальное исследование.

Цель исследования: выявить способы организации деятельности учащихся 2 класса (26 обучающихся), направлен­ной на формирование умения решать текстовые задачи определённых видов.

Детям были предложены задачи трёх определённых видов, а именно:

1. Составные задачи на последовательность действий;

2. Составные задачи на нахождение суммы, содержащие отношение «больше на», «меньше на»;

3. Составные задачи на вычитание суммы из числа (нахождение остатка).

Детские работы оценены и проанализированы по следующей бальной системе: если задача решена правильно и при этом использовались два способа решения - выставляется 3 бал­ла; если задача решена правильно, но использовался только один способ - 2 балла; если ученик начал решать задачу, но были допущены ошибки при вы­полнении арифметических действий - 1 балл. И если ученик не приступал к решению задачи, выставляется 0 баллов. По каждому комплексу задач выставляется общее количество баллов и подсчитывается их процентное соотношение. В конце подводится итог.

Получены следующие результаты:

1.При выполнении заданий значительное количество ошибок допущено при выборе арифметического действия, что говорит о неумении анализировать условие задачи, составлять краткую запись, а также при решении и проверке правильности выполнения задания.

2. Одинаковыми по степени трудности, (с разницей в 2 балла), оказались задачи на нахождение суммы, содержащие отношение «больше на», «меньше на» и задачи на вычитание суммы из числа (нахождение остатка). С их решением справились лишь 12 учеников (задача 2) и 10 (задача 3) из 24 (примерно половина класса). 3 человека вообще не присту­пали к решению задач. Только 2 ученика (задача 2) и 1 ученик (задача 3) смогли найти при решении за­дачи два – три способа, используя при этом краткую запись. Надо отметить, что у многих (15 учеников) допущены ошибки при вы­полнении арифметических действий.

3.Лучшие результаты ученики показали при решении задачи на последовательность действий - 18 человек справились с заданием, 6 человек смогли найти два способа решения - с использова­нием краткой записи, ос­тальные справились, но решили одним способом.

По итогам констатирующего этапа эксперимента можно сделать следующий вывод: учащиеся недостаточно подготовлены к работе с текстом задачи, слабо ориентируются в условии, не могут сформулировать вопрос к задаче, также значительное количество ошибок наблюдается при выборе нужного арифметического действия при выполнении записи по действиям, ошибки при вычислении.

Комплекс развивающих упражнений включал в себя:

       решение задач различными способами;

       самостоятельное составление задач учащимися;

       решение задач с недостающими или лишними данными;

       изменение вопроса задачи;

       составление различных выражений по данным задачи и объяснение, что       обозначает то или иное выражение;

       использование приёма сравнения задач и их решения;

       запись двух решений на доске – одного верного, другого неверного;

       изменение условия задачи так, чтобы задача решалась другим действием.

После проведения комплекса развивающих упражнений на формирующем этапе ученики значительно успешнее стали справляться с решением текстовых задач, используя несколько способов решения.

На контрольном этапе экспериментального исследования ставилась задача оценить действие формирующего этапа.

Была предложена проверочная работа, она состояла из 3 задач, близких по структуре к задачам, которые были предложены на контрольном этапе.

Анализ диагностического исследования показал, что после проведения комплекса развивающих упражнений дети научились применять решать текстовые задачи несколькими арифметическими способами.

Во втором диагностическом исследовании отсутствуют невыполненные задания. Резко сократилось количество заданий, выполненных на "1" и "2" балла, что произошло за счёт роста количества правильных ответов по всем группам оценок. Количество заданий, выполненных на 3 балла, то есть умение решать задачи несколькими способами выросло. Кроме этого у учеников отмечается увеличение общего уровня выполнения задания со 118 баллов до 158 баллов.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует о том, что успешность решения задачи №1 возросла на 15%, задачи №2 - на 17%, задачи №3 - на 22%.

В ходе диагностических исследований была выявлена устойчивая тенденция к увеличению среднего уровня выполнения диагностических заданий с применением различных способов решения текстовых задач.

Увеличение общего уровня выполнения заданий обусловлено ростом успешного выполнения по каждому из трех типов задач.

По задачам на последовательность действий сумма баллов возросла с 48 до 59 баллов, по задачам на нахождение суммы, содержащим отношение «меньше на» и «больше на» с 36 до 49 баллов.

Наибольший рост количества баллов за правильное решение отмечен у задач на вычитание суммы из числа. Общая сумма баллов в классе за выполнение данного типа задач возросла с 34 до 50 баллов.

Таким образом, предложенные пути совершенствования методики обучения решению текстовых задач путём специально разработанного комплекса развивающих упражнений, действительно оказали положительное влияние на умение детей решать задачи.







Список литературы:

1. Бантова М.А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2009. - 335 с.

2. Белошистая А.В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе. Книга для учителя. Русское слово. М.: 2003. – 286 с.

3. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе. Педагогическое образование. М.: Академия, 2005. - 287 с.

4. Менчинская Н.А., Моро М.И. Вопросы методики и психологии обучения математике в начальных классах. М : Просвещение, 2001.- 224 с.

5. Методика начального обучения математике./ Под редакцией Л. Н. Скаткина. – М.: 2004. – 358 с.

6. Моро М.И. Обучение решению   арифметических задач во 2 - 3 классах. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2000. - 304 с.

7. Скаткин Л.Н. Обучение решению простых и составных арифметических задач. М., 2004. - 183 с.

8. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. - М.: Просвещение, 2005.- 255 с.

9. Шмырёва Г.Г. Предупреждение ошибок в выборе арифметического действия при обучении решению задач. Начальная школа. 2007. № 10, с. 37-40.



Решение текстовых задач играет в математическом образовании очень важную роль. Одним из основных показателей глубины усвоения учащимися учебного материала и уровня математического развития является умение решать задачи, текстовые в том числе. Поэтому обучению решению текстовых задач уделяется много внимания, программами выделяется большое количество часов на решение текстовых задач.



Согласно программе, работа над текстовыми задачами в начальной школе занимает около 60% времени. Задачи выступают и целью обучения и его способом. Посредством задач у учащихся формируются математические понятия, исследуются математические законы. Задачи являются средством развития логического мышления, показывают значение математики в повседневной жизни, помогают детям использовать полученные знания в практической деятельности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!