СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.04.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методическом пособии представлены основные моменты, которые следует учитывать при обучении технике прыжков в высоту с разбега; показана последовательность  решения  задач  в  поурочной  структуре,  представлены  основные упражнения для устранения ошибок в технике прыжка в высоту с разбега. Пособие предназначено для использования студентами и преподавателями физической культуры для подготовки к занятиям по разделу «Легкая атлетика».

Просмотр содержимого документа
«Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Кстовский нефтяной техникум имени Бориса Ивановича Корнилова»

( ГБПОУ КНТ им. Б. И. Корнилова)







Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега



Методическое пособие





















Кстово 2016






Методика обучения технике прыжка в высоту с разбега: Методическое посо-

бие / Сост. В.В. Костин; Кстовский нефтяной техникум. – Кстово, 2012. – 18 с.


В методическом пособии представлены основные моменты, которые следует учитывать при обучении технике прыжков в высоту с разбега; показана последовательность решения задач в поурочной структуре, представлены основные упражнения для устранения ошибок в технике прыжка в высоту с разбега. Пособие предназначено для использования студентами и преподавателями физической культуры для подготовки к занятиям по разделу «Легкая атлетика».

Составитель В.В. Костин







































СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1 Методика обучения технике прыжка в высоту

с разбега способом «перекидной» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2 Методика обучения технике прыжка в высоту

с разбега способом «перешагивание» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

3 Критерии оценки техники прыжков в высоту с

разбега . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

ЛИТЕРАТУРА ….. . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15































ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время прыгунами в высоту с разбега демонстрируется два способа прыжка – «перекидной» и «фосбери-флоп». Они являются наиболее эффективными и перспективными в плане дальнейшего улучшения ре-зультатов. При этом надо отметить, что из этих способов большее пред-почтение отдается способу «фосбери-флоп», так как он более прост в ос-воении, выполняется на большой скорости, с меньшими затратами усилий. Это его основное преимущество перед способом «перекидной». Остальные способы прыжков утратили свое соревновательное значение («на взлет», «перекат», «волна», «перешагивание») и в настоящее время применяются лишь как вспомогательные при обучении «перекидному» и «фосбери-флоп» или как общеразвивающие скоростно-силовые средства. Особое ме-сто занимает способ «перешагивание», который прост в выполнении, а также не требует специально оборудованных мест для приземления, и по-тому взят на вооружение общеобразовательными школами. Поэтому в учебном процессе на факультете физической культуры и спорта данным способам прыжков в высоту с разбега отводится основное время.

На практические занятия по прыжкам в высоту по программе отводится 24 часа: 10 часов на первом курсе на освоение способа «перешагивание», 8 часов на втором курсе на освоение способа «перекидной» и 6 часов на третьем курсе отводится на совершенствование ранее изученных методов. Здесь следует отметить, что увеличение часов на освоение способа «перешагивание» вызвано тем, что студенты первого курса не обладают необходимыми навыками выполнения движений, характерных для выполнения прыжка в высоту, и учитывая, что способ «перешагивание» наиболее простой в выполнении движений через планку, большая часть времени используется для обучения механизму отталкивания, ритмо-скоростной структуре прыжка, в частности последних 3-5 шагов разбега, что служит в дальнейшем основой для более эффективного освоения последующих способов прыжков в высоту с разбега.

На основе опыта проведения практических занятий, наблюдений, а также анализа литературы разработана методика обучения прыжкам в высоту с разбега способами «перешагивание», «перекидной», в которой сделана попытка изложить в логической последовательности задачи обучения с учетом их преемственности в процессе освоения материала учебной программы. При этом следует учитывать следующие моменты.

1. Начинать обучение следует с освоения механизма отталкивания, при этом следует обращать внимание на согласованную работу толчковой ноги с маховыми движениями, а также на положение туловища в момент оттал-кивания. Применять широкий арсенал подводящих и специальных упраж-нений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств и способст-вующих овладению механизма отталкивания «на взлет».

2. Начинать обучение целесообразно с имитационных упражнений основных фаз прыжка на месте и далее переходить к 1-3 беговым шагам. Наиболее эффективным (оптимальным) признан трехшажный ритм последних шагов разбега (более плавное понижение ОЦМТ). На небольшой скорости легче овладеть техникой отталкивания. В дальнейшем (по мере усвоения ритма трех шагов разбега, отталкивания и перехода через планку) разбег увеличивается до 7-9 беговых шагов, и начинают его с подхода или подбежки.

3. При обучении технике перехода через планку не следует увлекаться большими высотами и применять стационарную планку. На начальном этапе обучения необходимо осваивать технику на доступных для зани-мающихся высотах с использованием резинового жгута вместо планки, со-вершать отталкивание с возвышения с преодолением вертикально постав-ленного поролонового мата.

4. Изучают основные элементы прыжка: от главного к второстепенному, от простого к сложному. Каждое новое упражнение должно включать в себя предыдущее с доведением его выполнения до автоматизма.

Ниже приводим примерное распределение задач в поурочной структуре обучения прыжкам в высоту с разбега способами «перешагивание» и «перекидной».















МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ПЕРЕКИДНОЙ»

Занятие №1

Задача 1. Ознакомить занимающихся с техникой изучаемого прыжка.

Средства. 1. Показ наглядных пособий. 2. Показ техники прыжка в целом и его отдельных элементов. 3. Ознакомление с основными подводящими упражнениями и комплексом разминочных упражнений.

Задача 2. Научить технике отталкивания.

Средства.

1. В ходьбе ставить стопы перекатом с пятки на носок.

2. То же упражнение, но с подскоком вверх.

3. Стоя боком к опоре и взявшись за нее ближней рукой, выполнять махи ногой.

4. То же упражнение, но с прыжком вверх.

5. Стойка в подседе на маховой ноге, толчковая нога прямая, выставлена с пятки вперед, все тело на маховой ноге, плечи над стопой маховой ноги, стопы не разворачивать, смотреть перед собой, ближней к стенке (опоре) рукой удерживать равновесие на уровне головы (и.п. «перед отталкиванием»).

6. Стоя на двух ногах, отвести руки через стороны назад и выполнить мах руками вверх.

7. То же, но с прыжком вверх.

8. То же, что и в упражнении 6, но с доставанием стопой маховой ноги подве-шенного предмета, без опоры рукой о стенку (руки в и.п. на уровне пояса впереди, немного согнуты в локтях и разведены в стороны).

Методические указания. Маховую ногу при махах не сгибать в ко-ленном суставе. Толчковая нога после отталкивания прямая. В качестве подвесного предмета лучше использовать резиновый жгут с укрепленными на нем флажками.

Занятие № 2

Задача 3. Научить подготовке к отталкиванию и ритму последних шагов.

Средства.

1. В ходьбе сочетание работы рук и ног при трехшажном ритме с приходом в и.п. «перед отталкиванием»: шаг толчковой ногой, раз-ноименная рука выносится вперед – обе руки впереди, под следующий шаг руки отводятся в стороны вниз, таз обгоняет линию плеч, толчковая нога выставляется перед собой – прямая, на всю стопу; вес тела концентрируется на маховой ноге, которая находится в этот момент в подседе (и.п. «перед отталкиванием»).

2. То же, но в беге с фиксированной остановкой в и.п. «перед отталкиванием».

Методические указания. Выполняется по разделениям, по командам преподавателя одновременно всеми, затем в беге самостоятельно.

Задача 4. Научить сочетанию последних шагов разбега и отталкивания.

Средства.

1. В ходьбе на третий шаг – выполнение маха вверх-вперед маховой ногой и руками.

2. В ходьбе на третий шаг – выполнение отталкивания способом «на взлет»: одновременно с постановкой на третий шаг толчковой ноги перед собой с пятки на всю стопу выполняется мах маховой ногой и руками вверх-вперед с перемещением веса тела на толчковую ногу и затем отталкивание толчковой ногой вверх-вперед по направлению ходьбы.

3. Доставание маховой ногой подвешенного ориентира после прыжка способом «на взлет» с трех шагов разбега.

4. В беге на третий шаг – выполнение отталкивания способом «на взлет». Выполняется серийно, без остановок.

Методические указания. Маховая нога прямая, носок держать «на себя». Выполняется поточным методом. Приземление в упражнении 3 осу-ществляется на жесткий шаг.

Занятия №3-4

Задача 5. Научить переходу через планку.

Средства.

1. Имитация перехода через планку (планка находится в наклонном состоянии) с места из и.п. «перед отталкиванием»: после отталкивания «на взлет» опустить за планку маховую ногу, повернуться к ней животом, одновременно опустив туловище и руку, одноименную маховой ноге, вниз и подтянув к туловищу и отводя наружу толчковую ногу. При этом одноименная толчковой ноге рука отводится за спину.

2. Стоя на маховой ноге, толчковая впереди – и.п. «перед отталкиванием», сделать мах маховой ногой, руками выполнить отталкивание «на взлет» и сделать «пируэт». При этом толчковая нога подтягивается к подколенной области маховой с одновременным отведением колена толчковой ноги наружу. Приземление производится на упругую маховую ногу.

3. То же, что и в упражнении 1, но с трех шагов ходьбы.

4. Прыжки через резиновый жгут с трех шагов разбега.

Методические указания. Приземление в упражнениях 1, 2, 3 осущест-вляется на маховую ногу. Приземление в упражнении 4 выполняется на мягкие маты. Упражнение 3 выполняется по отметкам на месте отталкива-ния и на месте приземления (это заставляет занимающихся выполнять пе-реход вдоль всей длины планки по направлению, заданному разбегом).



Занятия №5-7

Задача 6. Научить прыжку в высоту с разбега способом «перекидной» в целом.

Средства.

1. Прыжки в высоту с пяти-семи шагов разбега по контрольным отметкам на начале разбега и последних трех шагах. Выполняется с предварительной подбежки или подхода.

2. Прыжки в высоту с семи-девяти шагов разбега по контрольным отметкам с постепенным увеличением темпа бега, изменением угла подбегания к планке.

Методические указания. Оптимальная длина, скорость и ритм разбега определяются после многократного повторения. При овладении техникой прыжка в целом нет смысла поднимать планку на предельную или около-предельную высоту. Вместо планки лучше использовать натянутый между стойками резиновый жгут. Увлекаться скоростью и увеличением длины шагов в разбеге нежелательно.

Занятия №8-11

Частные задачи.

1. Дальнейшее изучение элементов тактики прыжка в высоту способом «перекидной» (и.п. «перед отталкиванием», отталкивание в сочетании с махом маховой ногой и одноименной рукой, переходя через планку).

2. Научить выполнению целостного прыжка с трех шагов разбега.

Средства. Все те же упражнения, что и на занятиях №2, 3, 5.

Методические указания. Имитационные упражнения выполнять на различных скоростях, слитно и ритмично. Особое внимание обращать на выполнение упражнений «на взлет». Упражнения выполнять по круговой системе, по 8-10 раз каждое в одной серии. Делать 3-4 серии.

Занятия №12-15

Задача 7. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега в целом.

Средства.

1. Прыжки в высоту с разбега с увеличением высоты планки и достижением абсолютно лучшего для себя результата.

2. Прыжки в высоту с разбега способом «на взлет».

3. Имитация отдельных элементов прыжка, опробование в связке и в целом прыжке.

Методические указания. При прыжках в высоту на результат шире использовать вместо планки натянутый резиновый жгут. Количество ими-тационных упражнений уменьшается, и используются они в основном для исправления неточностей в той или иной фазе прыжка по заданию препо-давателя; выполняются между прыжками, с места или 1-3 шагов разбега.

Занятие № 16

Задача. Зачет по технике прыжка. Ознакомить студентов с содержанием педагогической практики по проведению основной части занятия по прыжкам в высоту способом «перекидной».

Зачетные требования:

1. Выполнение фазы отталкивания с трех беговых шагов перед стопкой матов.

2. Показать технику полета и приземления в прыжке через планку с 5-7 шагов разбега.

3. Распределить задание по проведению педагогической практики.

Занятие № 17

Задачи:

1. Совершенствование элементов техники в целостном прыжке с учетом индивидуальных ошибок; сдача зачета студентами, имеющими задолженность по данному виду легкой атлетики.

2. Провести учебную практику по проведению основной части занятия по прыжкам в высоту способом «перекидной».

Средства: Выполнение упражнений, входящих в зачетные требования. Проведение студентами основной части урока по обучению технике прыжка в высоту способом «перекидной» с решением одной из задач данного методического пособия.

Методические указания. При оценке техники прыжка обращать внимание на своевременное выполнение отталкивания, согласованность работы маховой ноги и одноименной руки, положение туловища в момент от-талкивания, скоростно-ритмовую структуру разбега. При проведении пед-практики обратить внимание студентов на целесообразность подбора ком-плекса упражнений для решения поставленной задачи, последовательность их применения, дозировку и скорость выполнения, умение увидеть неточ-ности в выполнении движений и знание методики их исправления.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ПРЫЖКА В ВЫСОТУС РАЗБЕГА СПОСОБОМ «ПЕРЕШАГИВАНИЕ»

В основном задачи соответствуют задачам при обучении способу «перекидной», кроме задачи научить способу перехода через планку и приземлению. Средства.

1. Медленное перешагивание планки, стоящей на высоте 50-60 см: поднять прямую маховую ногу и опустить ее за планку, повернув колено и стопу внутрь, а затем, стоя на маховой ноге за планкой, перенести через нее таз и толчковую ногу, наклонившись к ней туловищем.

2. То же, только с разбега в три-пять шагов под углом 30-40 градусов к планке.

Методические указания. В зависимости от установки в решении задач «на взлет» (активное выполнение движения маховой ногой) планка может находиться как в горизонтальном, так и в наклонном состоянии. Рука, од-ноименная толчковой ноге, активно отводится назад за спину.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА

Уровень технического мастерства в прыжках в высоту можно определить по тому, насколько полно используются двигательные возможности спортсмена при достижении им максимального результата. При оценке самой техники основными критериями являются следующие.

1. Общая скорость разбега и скорость разбега на трех последних шагах.

2. Выполнение разбега точно по дуге.

3. Удержание наклона тела в сторону центра дуги до конца разбега и без «слома» в тазобедренном суставе.

4. Время бега по прямой и по кругу.

5. Высота ОЦМТ в момент завершения отталкивания.

6. Угол вылета и расстояние места отталкивания от проекции планки.





П р и л о ж е н и е 1

ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ В ПРЫЖКАХ В ВЫСОТУ С РАЗБЕГА



1. Туловище сильно наклонено вперед, маховая нога не выносится вперед-вверх.

2. При махе ногой таз уходит назад.

3. Преждевременный наклон к планке.

4. Мах сильно согнутой ногой (перекидной).

5. Голова забрасывается назад – спина прогнута.

6. Верхняя часть туловища «перекручена» –лицо и грудь не обращены к планке. 7. Толчковая нога движется назад-вверх и не отводится наружу.

8. Туловище расположено не параллельно планке.





























Упражнения для устранения ошибок

Общая рекомендация

Упражнения *


1. Активные махи ногой. Следить за вертикальным положением туловища


В1 и В2, все упр.

В4, упр. 1 и 2


2. При отталкивании туловище необходимо держать вертикально. Акцентировать внимание на выведение таза вперед


В4, все упр.


3. Выполнять прыжки строго вверх, стараясь приземлиться на место отталкивания


В1 и В2, все упр.


4. Махи ногой, выпрямленной в коленном суставе


В2, упр. 1, В4, все упр.


5. Голову наклонять к планке


В3, все упр.


6. В полете смотреть на планку. Прыжки с вращением

В3, все упр. с вращением вокруг продольной оси


7. Отведение ноги в сторону при простых прыжках, а также в положении стоя


В2 и В3, все упр. в форме вращательных прыжков с расставле-

нием ног


8. Выполнять прыжки через планку, установленную на разной высоте


Перекидные прыжки с касанием рукой, одноименной маховой ноге,

специально обозначенного места

в прыжках в высоту с разбега

* См. приложение 2 – специальные упражнения, применяемые прыгунами в тренировочном занятии.











П р и л о ж е н и е 2

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРЫГУНАМИ В ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ

В1. Прыжки на возвышение

При выполнении прыжков в высоту нужно учитывать следующее:

♦ Разбег не должен быть слишком быстрым. Делайте при этом три – пять шагов.

♦ Перед отталкиванием не поднимайте ноги слишком высоко, чтобы можно было сделать резкий и энергичный толчок.

♦ Ставьте толчковую ногу на место отталкивания быстро и почти вы-прямленной.

♦ Таз выводится вверх-вперед.

♦ Отталкивайтесь близко от возвышения, чтобы действительно взлетать круто и высоко.

1. Прыжки в зонах с касанием резинового жгута. Резиновый жгут натя-гивается наискось, на такой высоте, чтобы, подпрыгнув, можно было срав-нительно легко достать головой бинт на самом низком его конце. Линиями обозначить зоны разбега.

2. Прыжки с доставанием веток, сучьев деревьев.

3. Прыжки с доставанием мяча.

4. Прыжки на толстые стволы деревьев. После небольшого разбега нужно прыгнуть на ствол, чтобы маховая нога коснулась его как можно выше, а толчковая сделала еще шаг вверх. Затем быстро повернуться и спрыгнуть вниз.

В2. Прыжки через высокие препятствия

Необходимо учитывать следующее:

♦ Маховая нога поднимается максимально высоко. Носок ноги взят «на себя».

♦ Над препятствием маховая должна быть вытянута вперед. Толчковая нога подтягивается.

♦ Преодолев препятствие, приземляйтесь на толчковую ногу и про-должайте бег вперед.

1. Прыжки из зоны отталкивания в зону приземления. И та и другая зона находится на расстоянии 80-90 см от препятствия.

2. «Прыжки в окно». Натянуть две скакалки параллельно одна другой. Перепрыгивать через первую и приземляться перед второй, не задевая ни одной из них. Постепенно делать проем все меньше.

Прыжки через несколько препятствий. Расстояние между препятствиями такое, чтобы можно было сделать один или два шага.

«Каскадные» прыжки. Выполняется, как упр. 3. Только препятствия расставлены с последовательно увеличивающейся высотой

В3. Прыжки с удлиненной фазой полета

Фаза полета удлиняется, когда прыжок совершается с возвышения.

1. Прыжки в высоту с трамплина. Перелетая через препятствие, разводите ноги в стороны и касайтесь руками ступней.

2. Прыжки с приземлением в цель. В качестве цели можно нарисовать круг или положить обруч.

3. Прыжки с места отталкивания, расположенного выше места приземления. Прыгать не сразу вниз, а стараясь подпрыгнуть как можно выше. Рекомендуются прыжки «в окно».

4. Групповые прыжки в круги. Каждый должен попасть в свой круг. Чем ближе друг к другу делать разбег, тем это интересней. Но никто не должен перепутать круги.







В4. Упражнения для маховой ноги

Маховая нога выполняет важную роль, в большей степени содействует отталкиванию. Маховая нога должна делать быстрый и высокий мах. такой мах зависит от силы мышц живота и подвижности тазобедренного сустава.

1. Кто выше поднимет маховую ногу. Стать боком к опоре со стороны толчковой ноги, рукой опираясь о стену (опору). Сделаьб мах ногой, по-стараться коснуться носком опоры как можно выше. Победит тот, у кого будет наименьшая разница между собственным ростом и высотой точки, до которой он достал ногой.

2. Толкание мяча маховой ногой. Толкнуть высоко подвешенный мяч.

3. Мах ногой в положении лежа. Лечь спиной на возвышение, чтобы маховая нога могла свисать вниз. Упражнение даст больше эффетк, если нога будет преодолевать сопртивление резинового жгута.

4. Метание набивных мячей, мешочка с песком (3-4 кг).





























ЛИТЕРАТУРА

1. Черкасов В.В. Техника и методика обучения прыжкам в длину и в высоту. - Тобольск, 1996. - 14 с

2. Попов В.Б. 555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов. М., 2002, с.160.

3. http://samurai.lintec.ru/ Прыжковые упражнения.

4. Павлова, О.И. Современная тренировка юных легкоатлетов / О.И. Пав-лова / Монография. М.: Изд-во: "Теория и практика физической культуры", 2004. 160 с.

5. Попов, В.Б. Юный легкоатлет: Пособие для тренеров ДЮСШ / Попов В.Б., Суслов Ф.П., Ливадо Е.И. М.: Физкультура и спорт, 1984. 224 с.

6. Развивающие игры: быстрее, выше, сильнее / Сост. М.И. Логинова. СПб., 1998.





14




Скачать

© 2018 5170 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!