МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
КАФЕДРА СПОРТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
Методика обучения верхней подачи мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу
Выполнил студент группы 3.038.1.19
(номер группы)
Исмаилов Байрам Бабаханович ___________
(И.О. Фамилия) (подпись, дата)
Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
(шифр и наименование специальности)
Профиль: Физическая культура
Форма обучения: Заочная
Руководитель канд.биол.наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры
______________
(подпись)
_____________
(оценка)
___ ________ 20__г.
Новосибирск 2023
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПОДАЧЕ МЯЧА НА УРОКАХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ 5
1.1. Основная образовательная программа по волейболу 5
1.2. Формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей юных волейболистов.........................................................................11
1.3. Обучение школьников 14-15 лет техническим приемам в волейболе ..15
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Организация исследования 19
2.2. Методы исследования 19
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена возрастающей значимостью вопросов организации работы по физическому воспитанию школьников, поддержанию здорового образа жизни, сохранению физического и психического благополучия подрастающего поколения. В рамках ФГОС подчеркивается необходимость полноценного физического и психического развития школьников подросткового возраста на уроках физической культуры. Эффективность физкультурно-спортивной деятельности в значительной мере обеспечивается комплексным развитием физических способностей у подростков.
В данной работе фокусом внимания является методика обучения школьников 14-15 лет верхней подаче мяча на уроках по волейболу. Волейбол включен в программы по физической культуре для учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Занятия волейболом создают благоприятные возможности для проявления ловкости, силы, быстроты, выносливости, волевых качеств подростков.
В этом отношении целенаправленная подготовка и воспитание юных волейболистов – это сложный процесс, успех которого определяется целым рядом факторов. Одним из таких факторов является использование специальных упражнений, выполнение которых позволит школьникам отработать технику игры, достигать высоких спортивных результатов в соревнованиях. В связи с чем, применение специальных упражнений в обучении верхней подаче мяча приобретает важное значение на этапе начальной подготовки юных волейболистов и является одной из значимых задач на уроках физической культуры.
Проблему обучения школьников 14-15 лет игре в волейбол, в т.ч. технике верхней подачи мяча на уроках физической культуры изучали А.В. Беляев, Ю.Д. Железняк, А.В. Ивойлов, Е.М. Куркина, А.Ю. Пащенко, О.С. Чехова, Н.А. Чупеева, В.Ю. Шнейдер и др.
Противоречие между необходимостью физической подготовки юных волейболистов и недостаточной степенью разработанности методов и средств обучения технике игры в волейбол делают актуальной проблему обоснования эффективной методики обучения верхней подаче мяча школьников 14-15 лет на уроках по волейболу.
Объект исследования – процесс обучения игре в волейбол.
Предмет исследования – методика обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
Гипотеза – предполагается, что процесс обучения игре в волейбол будет эффективным при условии организации урока с использованием разработанной методики обучения школьников верхней подаче мяча.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить методику обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературы раскрыть теоретически обосновать методику обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
2. Определить динамику освоения техники верхней подачи мяча у обучающихся 14-15 лет.
3. Экспериментально проверить эффективность методики обучения верхней подаче мяча обучающихся 14-15 лет на уроках по волейболу.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ПОДАЧЕ МЯЧА НА УРОКАХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ШКОЛЬНИКОВ 14-15 ЛЕТ
1.1 Основная образовательная программа по волейболу
Волейбол является составной частью программы по физической культуре в школе. К достоинствам этого базового вида программы относится высокая эмоциональность игры, не сложные правила и простота в организации площадки для занятий. Играя в волейбол на уроках физической культуры, школьники формируют все физические качества, повышают подвижность нервных процессов, за счет интенсивности игры, ее разнообразия, поскольку в игре постоянно меняются ситуации выполнения технических приемов [5].
В новом федеральном образовательном стандарте по физической культуре, волейбол, являясь частью программы, решает глобальные задачи физического воспитания школьников, способствуя решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Элементы технической подготовки волейболистов используются в различных формах физического воспитания, которые проводятся в школе в рамках программы. Во внеурочной деятельности для школьников также организуются спортивные секции по волейболу, группы начальной подготовки детско-юношеских спортивных школ [6].
На этапе начальной подготовки создается стойкий интерес к волейболу, учащимся даются основы навыков технических приемов игры. Далее, учащиеся овладевают навыками техники и тактики игры в волейбол, начинают принимать участие в официальных соревнованиях по волейболу. Для успешной работы педагогу необходимо грамотно спланировать работу на уроках физической культуры. Рекомендуется планировать основную работу по освоению техники и тактики игры на первое полугодие, а на второе – совершенствование. В учебном плане педагог распределяет время по разделам подготовки (физическая, техническая и т.д.), затем эти часы отражаются в плане – графике по месяцам, и более конкретно раскрываются все задачи тренировочных занятий в планах – конспектах [1].
Занятия в группах начальной подготовки могут быть организованы на базе общеобразовательной школы, в которой есть предпосылки вовлечь в систематические занятия физической культурой и конкретно волейболом, большое количество учащихся. В группах начальной подготовки необходимо обеспечить разностороннюю физическую подготовку, на этом уровне выявляются перспективные школьники для дальнейшего обучения в учебно-тренировочных группах детско-юношеской спортивной школы.
Содержание занятий составляют разнообразные физические упражнения для всестороннего физического развития и подготовленности на базе школьной программы физического воспитания, поурочной программы для спортивных школ по волейболу: раздел общей физической подготовки, изучение основных приемов игры и тактических действий [8].
Главной направленностью уроков физической культуры по волейболу является содействие решению задач физического воспитания школьников средствами волейбола, обучение навыкам игры, воспитание привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
При проведении уроков по волейболу должны применяться игровой и соревновательный методы, необходимо также создание условий для повышения заинтересованности, для самостоятельных действий школьников. Необходимо, чтобы соревновательное начало присутствовало не только во время проведения учебных игр, но и в отдельных упражнениях (кто точнее выполнит прием, кто дольше жонглирует мячом и др.) [5].
Подготовительная часть урока начинается с организации класса (построение, сообщение задач урока) и разминки (5 - 8 мин), где присутствуют упражнения для разогревания пальцев и кистей рук, коленных и голеностопных суставов, различные прыжки, движения с имитацией технических приемов. Разминка должна подготовить организм учащихся к выполнению основных задача урока.
В основной части педагог реализует свои задачи обучения и закрепления игровых приемов волейбола, развития физических качеств с помощью имитационных, подводящих, основных упражнений с мячом с учетом возрастных особенностей развития школьников.
В учебной программе по волейболу изучаются стойки и перемещения, нижние и верхние передачи мяча. различные виды подач мяча, нападающий удар, блокирование, а также тактические действия в защите и нападении [21].
На уроках по волейболу школьникам выдаются теоретические сведения об игре, о правилах соревнований, о личной гигиене, и т.д. При обучении техническим приемам необходимо до 70% общего времени урока уделять упражнениям с мячом. Для закрепления пройденного материала проводятся соревнования внутри класса, между классами. В период соревнований учащиеся играют за свои классы на первенстве школы, за школу на первенствах района, города и др. Кроме соревнований по волейболу, необходимо проводить различные тесты по физической подготовке и технике игры внутри групп и между группами. Упражнения из игры волейбол применяются и на больших переменах (как правило, включаются те, которые хорошо известны всем учащимся по урокам физической культуры). Рекомендуемая технология проведения уроков игровой направленности, в которой на волейбол отводится до 70% времени занятий, позволяет повысить эффективность этих занятий [23].
Особенности обучения школьников игре в волейбол включают в себя:
1) общеподготовительные упражнения. Необходимо учитывать при их использовании как время, которое выделяется без ущерба для других упражнений во время занятия, так и возрастные особенности, половые и индивидуальные различия. Это могут быть упражнения:
- обогащающие фонд жизненно важных навыков и умений: новые упражнения или варианты, рекомендованные возрастной программой;
- упражнения, увеличивающие двигательный опыт: упражнения в парах и одиночные, а также с предметами и без предметов, различной сложности и различном положении тела;
- общеразвивающие упражнения (элементы гимнастики и акробатики, упражнения в движении, прыжках и метаниях, спортивные игры);
- упражнения с большей направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие оптимальное управление и регуляцию двигательных действий (упражнения для улучшения чувства в пространстве, времени, степени мышечных усилий и т.д.).
2) специально-подготовительные упражнения в волейболе:
- подводящие упражнения, содействующие изучению и закреплению технических способностей и технико-тактических действий в игре в волейбол;
- развивающие упражнения, нацеленные основным способом на формирование специальных способностей, имеющих отношение к волейболу;
- упражнения, развивающие специальные способности: к ориентированию в пространстве, ритму, балансу, вестибулярной стабильности и др.;
- упражнения, вырабатывающие и доводящие до совершенства восприятие, сенсомоторные взаимодействия, мнемические (оперативная двигательная память) и умственные процессы (быстрота, умение к предвидению условия, самостоятельность) [23].
Осуществление физических упражнений при обучении юных волейболистов необходимо проектировать на первую половину основной части тренировки, т.к. они быстро приводят к утомлению. В волейболе к специальным упражнениям относятся:
- подводящие, содействующие изучению и закреплению технических способностей (формы движений) и технико-тактических воздействий;
- упражнения, вырабатывающие специальное восприятие [23].
С юными волейболистами в ходе спортивной подготовки важно:
- организовывать спортивные игры;
- организовывать различные виды двигательной деятельности школьников, чтобы снять физическое и психическое утомление в ходе занятий;
- организовывать совместную деятельность школьников в спортивных играх, развивающих координационные способности;
- осуществлять медико-психолого-педагогический контроль уровня физического развития школьников [6].
В качестве средств воспитания специальных способностей юных волейболистов могут быть использованы телесно-ориентированная работа и комплекс прыжковых упражнений.
Телесно-ориентированная работа является важным звеном в формировании способностей школьников к игре в волейбол (школьники учатся саморегуляции, что позволяет оптимизировать процесс физического и психического развития, сделать его более успешным и продуктивным) [13].
Телесно-ориентированная работа помогает юным волейболистам развивать кинестетическую чувствительность, то есть способность воспринимать и анализировать движения собственного тела, расширять диапазон движений, осознавать и контролировать потребности тела. Работа с телом приводит к развитию двигательных возможностей, улучшению координации движений, улучшению дыхания и психоэмоционального состояния школьника (занятия на развитие мышечной деятельности, движений, которые отражают состояние нервной системы).
Методы обучения игре в волейбол должны основываться на творческом, личностно-ориентированном подходе, включая в себя различные игровые формы. Подвижные игры способствуют физическому развитию школьников, занимающихся волейболом, формированию у них выносливости, смелости, целеустремленности, лучшей координации [13].
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Структура подвижной игры включает в себя содержание, двигательные действия и правила:
1. Содержание игры (движения, входящие в состав той или иной игры).
2. Правила (определяют ход игры, последовательность выполнения действий, взаимоотношения участников игры, поведение каждого играющего. Правила показывают, как должны вести себя все участники во время игры).
3. Двигательные действия (могут быть подражательными, образно-творческими, ритмическими; выполняются в виде двигательных задач, требующих проявления ловкости, быстроты, силы и других физических качеств. Все двигательные действия могут выполняться в самых различных комбинациях и сочетаниях) [21].
Подвижные игры развивают у юных волейболистов различные стороны двигательных возможностей, повышают уровень овладения определенными двигательными и координационными способностями.
На занятиях волейболом можно применять следующие упражнения для совершенствования физических способностей школьников:
- имитация нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево при наличии стационарного одиночного блока;
- метание теннисных мячей с поворотом туловища вправо и влево;
- выполнение нападающего удара с поворотом туловища вправо и влево с собственного подбрасывания при наличии стационарного одиночного блока;
- нападающие удары с переводом из зон 4, 2, 3 против группового (двойного) блокирования;
- нападающие удары с переводом из зоны 3 после передачи из зоны 2 (4) против одиночного блокирования;
- рывки до определенного ориентира с возвращением на исходную позицию;
- бег с перепрыгиванием препятствий, отталкиваясь одной ногой, двумя ногами;
- рывки из разных и. п. (лежа, сидя и т.д.);
- прыжки в чередовании с бегом;
- бег с преодолением препятствий;
- эстафета с прыжками с ноги на ногу («по кочкам») [21].
Таким образом, в процессе обучения школьников игре в волейбол на занятиях физической культурой необходимо использовать различные средства и методы работы, в результате чего школьники постепенно будут осваивать технику игры, ее приемы и правила. Для того, чтобы данный процесс был более эффективным, необходимо создавать для школьников разнообразную спортивно-игровую среду.
1.2 Формирование двигательных навыков и развитие двигательных способностей юных волейболистов
Игровые навыки в волейболе принципиально отличаются от других игровых видов спорта, оптимальное соотношение в развитии физических качеств волейболистов, а также совершенствование техники могут создать максимально возможные условия для эффективного овладения данным видом спорта.
Фискалов В.Д. в своих работах отмечает: «ациклическую командную игру, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер; при малых размерах и ограничении касания мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений» [37].
По мнению Свиридова В.Л.: «для игровой деятельности волейболистов характерно постоянное изменение ситуации: волейболист должен учитывать расположение всех игроков на площадке и положение мяча, предугадывать действия партнеров и разгадывать замысел соперников, быстро реагировать на изменения в сложившейся обстановке и принимать решение о наиболее целесообразном действии, своевременно (как правило, очень быстро) и эффективно его выполнять» [33].
Развитие ловкости осуществляется в течение всего периода обучения и тренировки. Специальные подвижные игры, развивающие это качество в наиболее короткий промежуток времени, должны использоваться во все периоды работы. В качестве специальных подвижных игр могут применяться игры, воспитывающие умение быстро оценивать обстановку и реагировать на неё выполнением соответствующих действий. Большое количество игр применяемых на уроках, должно следовать в определённой последовательности с тем, чтобы выполнение поставленной задачи было посильно занимающимся. В противном случае наступает обратное явление, когда занимающийся не может выполнять задания и, стесняясь неловкости своих движений, оказывается ещё более скованным и менее ловким.
В книге Фомина Е.В. представлены средства специальной физической подготовки волейболистов «основными средствами в волейболе являются:
- подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приемов игры, быстроты, прыгучести, специальной ловкости, специальной выносливости (прыжковой, скоростной, силовой), умения переключаться с одних движений на другие;
- акробатические упражнения, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты» [39].
Применение специальных упражнений волейбола на уроках физической культуры, действительно повысят уровень развития физических качеств учащихся при условии: подбора упражнений в соответствии с возрастными особенностями учащихся, систематичности их использования, контроля за качеством их исполнения.
Как отмечает Иорданская Ф.А.: «подготовительные упражнения, направленные на развитие способности согласовывать движения с учетом направления и скорости полета мяча; подводящие упражнения и упражнения по технике игры; двустороннюю игру контрольные игры и соревнования. Во время соревнований проявляются все стороны подготовки спортсмена. 11 Результативность действий игрока зависит от того, насколько умело и эффективно он применяет технические и тактические приемы с учетом складывающейся в каждый момент игровой ситуации. Поэтому важно добиться, чтобы все стороны подготовки нашли свое отражение в действиях волейболиста в игре. Реализация теоретических основ обучения и тренировки непосредственно на практике - одна из важнейших проблем. Игровые навыки волейбола принципиально отличаются от навыков в других видах спорта. В волейболе оптимальное соотношение в развитии качеств и совершенствование техники только создают благоприятные предпосылки для эффективного овладения навыками игры. Важнейшее значение здесь приобретает взаимосвязь технической и тактической подготовки, благодаря которой технические навыки успешно реализуются в игре» [17].
Волейбол требует хорошего владения своим телом в самых разнообразных условиях. В любом игровом приёме имеют место элементы бега, прыжков. В различных направлениях, метаний, выполняемых ударом в безопорном положении, когда занимающиеся встречается с мячом на неопределённой высоте. Всё это усложняется условиями игры и сопротивлением противника.
Кроме специальных упражнений, можно порекомендовать применение в уроках элементов акробатики, катание на лыжах, игры в баскетбол, футбол и др. Особое внимание следует уделить прыжкам и разнообразным действиям в момент безопорной фазы, а также неожиданным движениям, выполняемым из положения основной стойки.
Волейбол - один из видов спортивных игр, который характеризуется нестандартными ациклическими движениями переменной интенсивности. Введение волейбола в программу школьного физкультурного образования благоприятно для освоения новых двигательных действий занимающихся, занятия волейболом способствуют развитию двигательных способностей занимающихся.
Использование волейбола для привлечения учащихся к полезному времяпровождению, обучение использовать освоенные виды физических упражнений для активного отдыха и полезного досуга, самостоятельных занятий физической культурой и спортом для повышения физической подготовленности, делает занятия волейболом доступным средством физического воспитания школьников [3].
Юным волейболистам необходимо иметь высокий уровень развития физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты, выносливости и силы, а также достаточный уровень развития двигательных способностей, таких как: скоростно-силовые, координационные и др. При формировании навыка игры в волейбол и развития физических качеств во время тренировок юные волейболисты овладевают техникой игры, доводя их до автоматизма выполнения.
Свиридов В.Л. в своих работах отмечает: «исследования функции координационных способностей у волейболистов имеет немаловажное значение, т.е. для волейбола характерно многообразие поз, быстрая смена последних в процессе игры, безопорное положение тела при блокированиях и приеме мяча в падениях. Это в определенной мере требует совершенного уровня развития и подвижности нервных процессов в функции механизмов, обеспечивающих поддержание определенной позы без потери равновесия. В подготовке юных волейболистов нужно учитывать анатомо-физиологические, психологические особенности детского организма. Степень нагрузки должна быть адекватна возрастным особенностям школьника.
Необходимо следить за эмоциональной возбудимостью, адекватностью физических нагрузок, при интенсивных нагрузках игрового характера. Также следует применять кратковременность нагрузок, вызывающих значительное увеличение частоты сердечных сокращений, артериального давления. Следует учитывать пропорциональность развития различных мышечных групп. Эффективность обучения юных волейболистов во многом зависит от правильно 13 выбранных методов и средств тренировки (разминка, специальные упражнения, развивающие игры и т.д.)» [33]
1.3 Обучение школьников 14-15 лет техническим приемам в волейболе
В волейболе подача является средством введения мяча в игру. От успешности ее выполнения команда может сразу заработать очко или дать возможность команде соперника выиграть розыгрыш мяча.
В верхней прямой подаче удачно сочетаются сила и точность, т.е. игрок может направить мяч в определенную зону сильно и достаточно точно.
Техника выполнения:
1. Подготовительная фаза. Стоя лицом к сетке, игрок поддерживает мяч левой (правой) рукой на уровне чуть выше пояса, а правая (левая) рука может лежать на мяче, может готовиться к отведению.
2. Основная фаза начинается с момента подброса мяча на высоту чуть выше вытянутой руки, почти над головой и несколько впереди с одновременным замахом бьющей руки вверх – назад за голову; туловище незначительно отклоняется назад, бьющая рука движется к мячу с нарастающей скоростью. Выполняется удар по мячу ладонью по центру мяча. В процессе выполнения вес тела переносится на впереди стоящую ногу.
3. В заключительной фазе игрок переходит к новым игровым действиям. Наиболее часто встречающиеся ошибки:
подброс мяча не оптимален по высоте;
не точен подброс мяча по месту встречи бьющей руки с мячом (мяч заброшен за голову, брошен далеко вперед или вправо, влево);
не точен удар по мячу (сверху, с боку);
незначительна скорость бьющей руки;
удар по мячу производится не на оптимальной высоте (к моменту удара по мячу волейболист опускает локоть);
удар наносится расслабленной кистью.
Обучение технике волейбола начинается с ознакомления школьников с исходными положениями (стойками) и перемещениями. Это очень важный технический элемент без мяча, чтобы выполнить прием или передачу игрок должен правильно переместиться на площадке и с высокой точностью выполнить дальнейший прием партнеру или через сетку противнику.
1. Техника перемещений включает стартовые стойки и различные способы перемещений. Стойка представляет собой положение игрока в преддверии выполнения передачи или нападающего удара. В зависимости от ситуации выполнения технического приема волейболист использует разные способы перемещений: ходьба, приставной шаг, двойной шаг, бег, скачок, прыжок [25].
Важно научить школьников сочетать различные способы перемещения с последующей остановкой и принятием исходного положения (стойки), чередованию внезапного перемещения с положением ожидания, с последующими новыми движениями.
2. Передача мяча. Существует два способа выполнения передачи (двумя руками сверху и одной рукой сверху) и несколько разновидностей. Чтобы выполнить игроку нападающий удар на сторону противника, он должен выполнить точную передачу по высоте и в нужное место площадки. Этим приемом создаются условия для атакующего удара. Существуют следующие способы передачи: двумя руками в опоре, двумя руками в прыжке, одной рукой в прыжке, двумя руками в падении и перекатом на спину. Последний способ в современном волейболе применяется игроками редко.
3. Подачи мяча. В современном волейболе используются верхняя прямая подача с планирующей траекторией полета мяча и подача в прыжке. На начальном этапе обучения волейболу применяется нижняя прямая подача. Верхняя прямая подача имеет два варианта: с вращением мяча – силовая и без вращения – планирующая.
Существенными элементами техники планирующей подачи является повышение точности удара по мячу. Подача в прыжке по своей структуре сходна с прямым нападающим ударом с задней линии, только при подаче в прыжке мяч посылается вперед, соответственно меняется характер заключительного движения кистью. Мяч подбрасывается выше, чем при подаче в опорном положении и вперед – вверх – на расстояние, необходимое для разбега.
4. Атакующие удары. Атакующий удар осуществляется выше верхнего края сетки. По направлению атаки удары различают: удары по ходу, когда направление полета мяча соответствует направлению разбега игрока; удары с переводом – при несовпадении отмеченных параметров. По скорости полета мяча атакующие удары разделяют на силовые (скоростные), кистевые (ускоренные) и обманные (медленные). По технике выполнения атакующие удары делятся на прямые (лицом к сетке) и боковые (боком к сетке) [25].
5. Техника игры в защите. Специфическими здесь будут стойки и исходные положения для приема подачи, для блокирования, для приема мяча от атакующего удара и отскочившего от блока, перемещения скрестным шагом и прыжок при блокировании, падении при приеме мяча.
Прием мяча снизу одной и двумя руками. Прием снизу – это основной прием защитных действий. Прием снизу двумя руками является основным способом приема мяча от подачи и атакующего удара. При некачественном приеме подачи или атакующего удара (низкая траектория) применяется передача мяча, чтобы обеспечить условия для нападающих действий.
Блокирование – прием игры, который применяется для противодействия атакующим ударам соперника. Это самый эффективный прием защиты и один из самых сложных приемов в волейболе. Овладение мастерством блокирования способно активно влиять на успешность игры. Блокирование может выполняться одним игроком (одиночное) или двумя-тремя игроками (групповое) с места и после передвижения [18].
Таким образом, волейбол является составной частью программы по физической культуре в школе и является средством физического воспитания учащихся, способствуя решению оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Учебный материал рассчитанный комплексной программой на 7 лет, школьники при опережающем обучении, изучают и закрепляют за 4 года, совершенствуя навыки игры. Подготовка волейболистов в условиях школы – это многолетний процесс. Он строится с учетом возрастных особенностей школьников и их возможностей на каждом возрастном этапе. Технику игры в волейбол составляют определенные приемы и их разновидности. В школьной программе изучаются все технические приемы игры в волейболе. Обучение техническим приемам волейбола начинается с ознакомления школьников с исходными положениями (стойками) и перемещениями, затем изучают передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
В эксперименте принимали участие школьники МАОУ СОШ №128 в количестве 28 человек. 14-15 лет. Из них 14 человек проводились занятия у другого учителя.
Педагогический эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап – сентябрь, была проанализирована научно-методическая литература, поставлены цель и задачи исследования, проведена оценка результатов тестирования школьников в начале эксперимента
2 этап – октябрь, разработана и проведена методика обучения школьников 14-15 лет верхней подаче мяча.
3 этап – февраль, проведена итоговая оценка результатов тестирования в конце эксперимента. Результаты педагогического эксперимента были систематизированы, описаны и обобщены, подвергнуты количественному и качественному анализу, сформулированы выводы.
2.2 Методы исследования
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• анализ научно-методической литературы;
• педагогический эксперимент;
• педагогическое тестирование;
• методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы
В ходе изучения научно-методической литературы были проанализированы литературные источники по проблеме развития техники игры в волейбол на уроках физической культуры. Изучалась литература по основам обучения волейболу. Анализ литературы осуществлялся на основе теории и методики физического воспитания и волейбола.
Педагогический эксперимент
Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности методики обучения школьников верхней подаче мяча на занятиях волейболом. Были составлены специальные комплексы упражнений. Упражнения выполнялись в определенной последовательности: упражнения для передачи мяча сверху, затем – нападающий удар и подача. Прежде чем приступить к выполнению специальных упражнений, с учащимися проводилась разминка для разогревания мышц.
Педагогическое тестирование
Педагогическое тестирование проводилось в условиях спортивного зала. Перед проведением тестов была проведена разминка, в которую включались: общеразвивающие упражнения и упражнения на растяжку, перед учащимися ставилась установка выполнять упражнения тестирования с максимально наилучшим результатом. Использовались следующие тесты:
1. Тест «Передача сверху из зоны 2 в зону 4».
Оборудование – волейбольный мяч, обруч.
Методика проведения. Из положения стоя в зоне 1 по свистку выполнить выход к сетке между зоной 2 и 3, остановиться и выполнить передачу мяча сверху в зону 4. Предоставляется 3 попытки. Оценка: результат фиксируется по количеству попаданий в обруч.
2. Игра волейбол.
Оборудование: волейбольный мяч.
Методика проведения. Определяется безошибочной подачей мяча.
Оценка: Результат фиксируется по количеству подач без ошибок.
3. Тест «Прямая верхняя подача в зону 1 на точность».
Оборудование – волейбольный мяч, гимнастический мат.
Оценка – количество попаданий в мат.
Методика проведения. Определяется попаданием волейбольного мяча в гимнастический мат, находящийся в зоне 1. Предоставляется 3 попытки.
Оценка – количество попаданий в мат.
Метод математической статистики
Результаты исследования подвергались математико-статистической обработке с использованием пакета прикладных программ Excel для среды Windows, с определением среднего арифметического значения, ошибки средней арифметической и t-критерия Стьюдента.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Комплекс подготовительных упражнений должен быть направлен на развитие «взрывной» силы мышц верхнего плечевого пояса, туловища и бьющей руки, подвижности (гибкости) в плечевом, лучезапястном и локтевом суставах
В рамках предложенной методики выполнялись следующие упражнения:
Упражнение 1. Имитация – на счет раз – из основной стойки поднять руку вверх в положение замаха; на счет два – имитация подброса мяча; на счет три – имитация ударного движения.
Упражнение 2. Многократный подброс мяча перед собой вверх, дать мячу упасть на пол.
Упражнение 3. Подброс мяча вверх – вперед на высоту чуть выше вытянутой руки вверх. Во время подброса мяча выполняется замах бьющей руки и удар по мячу в наивысшей точке с поддержкой мяча не бьющей рукой.
Упражнение 4. Подача в стену с расстояния 6-9 м.
Упражнение 5. Подача в парах (игроки на боковых линиях).
Упражнение 6. Подача через сетку с расстояния 3, 6, 9 метров от сетки.
Упражнение 7. Подача в пределы площадки из-за лицевой линии.
Упражнение 8. Подача в правую, левую половину площадки.
Упражнение 9. Подача в ближнюю, дальнюю часть площадки.
Упражнение 10. Подача на точность в зоны площадки: 1, 6, 5.
Упражнение 11. Обучающиеся встают в колонну по одному на местах подачи, и по одному игроку расположено в зоне 5, на обеих сторонах площадки. По сигналу, первые в колоннах выполняют подачу мяча, указанным способом, в зону 5 и перебегают под сеткой в зону 5. Игроки зоны 5 ловят мяч, направленный в их зону, и передают его очередному в колонне, на этой же стороне, и сами уходят в конец этой же колонны.
Упражнение 12. Обучающийся стоит в зоне подачи спиной к сетке. После подбрасывания мяча повернуться лицом к сетке и выполнить подачу в цель.
Оценивая полученные данные в процессе обучения разработанной методики в начале эксперимента было проведено тестирование контрольной и экспериментальной группы (табл. 1).
Таблица 1 – Результаты тестирования в начале эксперимента
Тесты | Экспериментальная | Контрольная |
Передача сверху из зоны 2 в зону 4, кол-во раз | 1±1 | 1±1 |
Игра в волейбол | 2±1 | 1±1 |
Прямая верхняя подача в зону 1 на точность, кол-во раз | 1±1 | 1±1 |
При сравнении показателей начала и конца педагогического эксперимента, наблюдается повышение результатов по всем показателям (табл. 2).
Таблица 2 – Результаты тестирования в конце эксперимента
Тесты | Экспериментальная | Контрольная |
Передача сверху из зоны 2 в зону 4, кол-во раз | 3±1 | 1±1 |
Игра в волейбол | 3±1 | 2±1 |
Прямая верхняя подача в зону 1 на точность, кол-во раз | 3±1 | 1±1 |
Результаты сравнительного анализа показали следующее:
1. В тесте «Передача сверху из зоны 2 в зону 4»: средний результат в начале эксперимента равен 1±1,2 раза, в конце эксперимента после проведения повторного тестирования экспериментальной группы результат улучшился до 3,0±1,1 раза. Общий прирост в данном тесте составил 200%. Оценивая полученные данные, можно отметить, что наблюдается достоверное (р
2. В игре волейбол: средний результат в начале эксперимента у экспериментальной группы равен 1±1,3 раза, в конце эксперимента после проведения повторного тестирования результат улучшился до 3±1,2 раз. Общий прирост в данном тесте составил 200%. Оценивая полученные данные, можно говорить о том, что наблюдается достоверное (р
3. В тесте «Прямая верхняя подача в зону 1 на точность»: средний результат в начале эксперимента равен 1±1,3 раза, в конце эксперимента после проведения повторного тестирования результат улучшился до 3±1,1 раз. Общий прирост в данном тесте составил 200%. Оценивая полученные данные, можно отметить, что наблюдается достоверное (р
Таким образом, было выявлено достоверное увеличение по всем показателям в тестах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе, согласно цели и задачам исследования, изучалась методика обучения верхней подаче мяча школьников 14-15 лет на уроках по волейболу.
Анализ литературы показал, что в процессе обучения школьников игре в волейбол на занятиях физической культурой необходимо использовать различные средства и методы работы, в результате чего школьники постепенно будут осваивать технику игры, ее приемы и правила. Для того, чтобы данный процесс был более эффективным, необходимо создавать для школьников разнообразную спортивно-игровую среду. Технику игры в волейбол составляют определенные приемы и их разновидности. В школьной программе изучаются все технические приемы игры в волейболе. Обучение техническим приемам волейбола начинается с ознакомления школьников с исходными положениями (стойками) и перемещениями, затем изучают передачи мяча, подачи мяча, нападающий удар и блокирование.
В практической части исследования был проведен эксперимент. Анализ результатов показал достоверное увеличение по всем показателям в тестах на начальном и контрольном этапе. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности методики обучения школьников 14-15 лет верхней подаче мяча в волейболе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Беляев, А.В. Волейбол / А.В. Беляев, М.В. Савин. – М.: Физкультура, образование и наука, 2013. – 368 с.
Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка / А.С. Галанов. – М.: АРКТИ, 2016. – 96 с.
Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Марьянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с.
Двигательно-координационная подготовка юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации / С.А. Филин, А.П. Стрижак // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2019. – №1. – С.7-13.
Железняк, Ю.Д. 120 уроков по волейболу / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 2013. – 188 с.
Железняк, Ю.Д. Юный волейболист: Учеб. пособие для тренеров / Ю.Д. Железняк. – М.: Физкультура и спорт, 2012. – 192 с.
Жукова, О.Л. Акмеология физической культуры и спорта / О.Л. Жукова. – Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2019. – 122 с.
Ивойлов, А.В. Тактическая подготовка волейболистов / А.В. Ивойлов. – М.: Физкультура, образование и наука, 2013. – 111 с.
Ильин, Е.П. Двигательная память, точность воспроизведения амплитуды движений и свойства нервной системы / Е.П. Ильин. – М.: Психомоторика. Сб. научн. трудов, 2019. – 166 с.
Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: Учебник для институтов физической культуры / Е.П. Ильин. – СПб.: изд-во РГПУ им. А.П. Герцена, 2021. – 486 с.
Иссурин, В.Б. Научные и методические основы подготовки квалифицированных спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. – М.: Спорт, 2020. – 176 с.
Куркина, Н.М. Развитие координационных способностей у учащихся школьного возраста в процессе занятий волейболом / Физическая культура и спорт. – 2016. – №1. – С. 29-31.
Лаптев, А.Д. Управление физическим развитием / А.Д. Лаптев. – М.: Академия, 2019. – 200 с.
Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет / Л.П. Матвеев. – СПб.: Лань, 2019. – 160 с.
Мохова, К.С., Витман Д.Ю., Бобровский Д.А. Методика развития координационных способностей на занятиях по волейболу / К.С. Мохова, Д.Ю. Витман, Д.А. Бобровский // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. – 2020. – №2. – С. 280-287.
Никифоров, Г.С. Психология здоровья / Г.С. Никифоров. – СПб.: Питер, 2021. – 607 с.
Никифоров, Ю.Б. Эффективность физических упражнений / Ю.Б. Никифоров. – М.: АСТ, 2019. – 20 с.
Пащенко, А.Ю. Методические основы обучения техническим приемам в волейболе / А.Ю. Пащенко, О.С. Красникова. – Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. – 85 с.
Ровный, А.С. Сенсорные механизмы управления точными движениями человека / А.С. Ровный. – М.: ХаГАФК, 2011. – 117 с.
Селевко, Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко, А.Г. Селевко. – М.: Народное образование, 2019. – 202 с.
Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения / Под ред. Ю.Д. Железняка, Ю.М. Портнова. Изд. 2-е, стереотип. – М.: Академия, 2019. – 520 с.
Химинченко, М.С. Краткий словарь терминов по физической культуре / М.С. Химиченко. – Новокузнецк, 2019. – 46 с.
Чехова, О.С. Уроки волейбола / О.С. Чехова. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 106 с.
Чупеева, Н.А. Волейбол / Н.А. Чупеева. – М.: Астрель, 2014. – 16 с.
Шнейдер, В.Ю. Методика обучения игре в волейбол / В.Ю. Шнейдер. – М.: Человек, 2019. – 80 с.
1