Пояснительная записка
В 2025 году исполняется 80 лет Великой Победе над немецко-фашистскими захватчиками. Событие это значимое для всех нас, особенно для подрастающего поколения, за которым будущее нашей страны. Каким оно будет, как будет его строить новое поколение, многое зависит от воспитания. Анализируя современную обстановку в мире, мы всё больше убеждаемся в том, что сегодня патриотическое воспитание молодёжи является приоритетным.
Исходя из цели и основных задач концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации данный проект помогает создавать условия для более активного вовлечения школьников в деятельность, обеспечивающую утверждение в их сознании и чувствах социально значимых патриотических ценностей, уважения к культурному и историческому прошлому России. Особое место в формировании патриотизма у подростков мы считаем такую форму работы, как проведение литературной гостиной «Свеча», где звучат и обсуждаются не только творческие работы учащихся, но и произведения мировой и русской литературы, среди которых много внимания уделяется региональному компоненту.
В номинации «Методика организации и проведения Уроков Мужества, торжественных мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» представляем работу по теме «Методика организации и проведения «Литературной гостиной «Свеча» («И помнит мир спасённый…»)», посвящённой 80-летию Великой Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
Материал для литературной гостиной подбирался вместе с учащимися, что помогло привлечь их к исследовательской деятельности. Проведение мероприятия планируется провести накануне празднования Дня Победы, 30 апреля 2025 года, в день открытия традиционного ежегодного гимназического Фестиваля творчества, в актовом зале нашей гимназии для учащихся, учителей, родителей и ветеранов Великой Отечественной войны.
Цели и задачи литературной гостиной.
Цель: Создать условия для формирования в сознании и чувствах учащихся духовных и нравственных ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России через осмысление исторических и литературных материалов.
Задачи:
создание условий для осознания субъектами воспитательного процесса актуальности и позитивных эффектов данного мероприятия;
развитие исследовательской, творческой и коммуникативной компетентности учащихся;
создание условий для проведения литературной гостиной.
Область применения: общеобразовательные учреждения. Методические рекомендации предназначены для практического применения учителями, классными руководителями, педагогами-организаторами и педагогами дополнительного образования. Материалы могут быть использованы в литературных гостиных, на классных часах, концертах для ветеранов, уроков литературы.
Возрастные группы:
учащиеся 5-11 классов.
Формы и методы реализации:
Общегимназическое внеклассное мероприятие проходит в форме литературно-музыкальной композиции. Мероприятие состоит из двух блоков:
1 блок – подготовка к литературной гостиной.
Подготовка к литературной гостиной предполагает обращение к литературному и музыкальному фонду культурного наследия военно-патриотической тематики прошлого, к кино- и фотоматериалам, к мультимедийным источникам.
Работа по отбору материалов связана с ознакомлением учащихся с тем культурным слоем, который, для них, как правило, в повседневной практике остаётся не востребован. Прозаические, поэтические и музыкальные произведения, кино, фотографии, плакаты, связанные с историей Великой Отечественной войны, становятся средством соприкосновения современных детей с духовной жизнью прежнего поколения, борцов за свободу и процветание нашей Родины. Подготовка к литературной гостиной , посвящённой Великой Победе, открывает огромные возможности для творчества и самореализации учащихся.
Таким образом, выстраивается алгоритм первого блока:
Целеполагание в деятельности.
Поиск и отбор материала по военно-патриотической тематике.
Написание сценария выступления учащихся в литературной гостиной.
Репетиционный период.
2 блок – литературная гостиная «И помнит мир спасённый…».
Ожидаемый результат:
активизация воспитательного процесса в гимназии;
овладение субъектами воспитательного процесса данной формой воспитательной работы;
повышение гражданской ответственности, духовности учащихся, становление их как граждан, способных самореализоваться в интересах Отечества.
вовлечение учащихся в изучение духовного наследия, героического прошлого своей страны;
создание условий для формирования в сознании и чувствах учащихся социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России.
Содержательная часть
Сценарий литературной гостиной,
посвящённой 80-летию Великой Победы
«И помнит мир спасённый…»
Ведущий 1. Здравствуйте. Мы рады вас снова видеть в нашей литературной гостиной «Свеча».
Ведущий 2. Она посвящена великой дате – 80-летию Победы.
Ведущий 1. Нашей великой Победы.
Ведущий 2. Сегодня прозвучат стихи поэтов разных поколений,
Ведущий 1. Кто прошёл войну, и кто о ней только слышал.
Ведущий 2. Всё дальше уходят от нас эти грозные годы войны, эхом откликаясь в памяти. От поколенья к поколенью, от отцов к детям переходят воспоминания о событиях тех лет.
Ведущий 1. Вот и сегодня мы, живущие под мирным небом, с благодарностью вспоминаем тех, кто отстоял нашу землю, кто дал нам право жить в мире и быть свободными.
Звучит песня «День Победы», на экране салют 1945 года.
Ведущий 1.
Народ в боях прославил нашу землю,
И здесь конец бесчинствам палача.
Кто на Россию ржавый меч подъемлет,
Тот примет смерть от русского меча.
Ведущий 2. Умолк тяжелый гром войны, И мир сияет снова. Поля и села сожжены, И дети ищут крова. Я шел домой, в свой край родной, Шатер покинув братский. И в старом ранце за спиной Был весь мой скарб солдатский. Шагал я с легким багажом, Счастливый и свободный. Не отягчил я грабежом Своей сумы походной. Шагал я бодро в ранний час, Задумавшись о милой, О той улыбке синих глаз, Что мне во тьме светила. Вот наша тихая река И мельница в тумане. Здесь, когда-то до войны Я объяснился Анне. Вот я взошел на склон холма, Мне с юных лет знакомый, - И предо мной… ( Роберт Бернс) (Солдат, расстроенный и печальный, садится) |
Звучит песня на стихи М. Исаковского «Враги сожгли родную хату» (Исполняют учащиеся 7 класса)
Ведущий 1.
Зачем грустишь, мой брат солдат,
Что молодости вы не знали?
Но жизнь вы прожили не зря,
Ведь людям мир завоевали,
Прошло с войны так много лет,
Ее Отчизна не забыла,
Ведь подвигу забвенья нет,
В душе надежда не остыла.
Звучит довоенный вальс, танцуют пары. 21 июня 1941 год.
Ведущий 2.
Июнь…клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море
И раздавался звонкий смех ребят
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда еще не знали мы
Со школьных вечеров, шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мая.
Пары продолжают танцевать, музыка становится тише, и на её фоне звучат слова:
Ведущий1.
Казалось, было холодно цветам,
и от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
и пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
всего каких-то пять минут осталось!
(С. Щипачёв)
Звучит довоенный вальс, пары продолжают танцевать.
Разрывы снарядов, на экране кадры первых минут войны. Звучит песня «Вставай страна огромная».
Ведущий 2.
До свиданья, города и хаты,
Нас дорога дальняя зовет.
Молодые смелые ребята,
На заре уходим мы в поход.
Ведущий 1.
На заре, девчата, выходите
Комсомольский провожать отряд.
Вы без нас, девчата, не грустите,
Мы придем с победою назад.
(М.Исаковский)
Звучит песня на стихи Б.Окуджавы «До свидания, мальчики» (исполняет хор учеников 7 класса)
Ведущий 2.
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
(Н. Майоров. «Мы»)
Ведущий 1.
Как это было! Как совпало-
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
(Д. Самойлов)
Ведущий 2.
Война проверяла на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. В результате стремительного наступления фашистов осенью 1941года над Москвой нависла смертельная угроза. На защиту столицы встали все ее жители.
Ведущий 1.
Держась, как за личное счастье,
За каждую пядь земли,—
Мы под Москвой встали насмерть,
В грунт промерзлый вросли.
Ведущий 2.
Несмотря на тяжелейшее положение, сложившееся в Москве, 7 ноября 1941 года было решено провести парад на Красной площади. Парад воодушевил воинов и весь советский народ. Это был колоссальной силы удар по престижу гитлеровцев. Прямо с Красной площади солдаты шли на передовую, они стояли насмерть, но не пропустили врага к сердцу Родины.
Ведущий 1.
Разгром фашистских войск под Москвой был первым крупным поражением Германии во Второй мировой войне, началом ее перелома.
Ведущий 2.
Москву защищали все. Вместе со старшими сражаться с фашистами пошли вчерашние школьники, среди которых была комсомолка Зоя Космодемьянская, ставшая партизанкой.
Чтение и инсценировка эпизода из поэмы Маргариты Алигер «Зоя»
Чтец 1.
Зоя дрожит и не знает покоя,
от гнева бледнея,
от силы темнея:
Чтец 2
"Мне хочется что-нибудь сделать такое,
чтоб стала победа слышней и виднее!"..
Чтец 1
…Я завтра пойду и зажгу
и конюшни и склады согласно приказу.
Я ловка и невидима вражьему глазу.
А вдруг...
Как тогда?
Что тогда?
Ты готова на это?...
Чтец 2.
Что же ты идешь, сутуля плечи?
В сторону сворачивай скорей!
Было здесь селенье человечье,
а теперь здесь логово зверей.
Были мы радушны и богаты,
а теперь бедней худой земли.
Чтец 1.
В сумерки
немецкие солдаты
путника
к допросу привели.
Чтец 2.
Как собачий лай, чужая речь.
...Привели ее в избу большую.
Куртку ватную сорвали с плеч.
Старенькая бабка топит печь.
Пламя вырывается, бушуя...
Сапоги с трудом стянули с ног.
Гимнастерку сняли, свитер сняли.
Всю, как есть,
от головы до ног,
всю обшарили и обыскали….
Чтец 1
Глухо начинается допрос.
- Отвечай!
Чтец 2.
- Я ничего не знаю.-
Вот и все.
Вот это мой конец.
Не конец. Еще придется круто.
Это все враги,
а я - боец….
Чтец 1.
- Кто ты есть и как тебя зовут?
Отвечай!
Чтец 2.
- Меня зовут Татьяной…
Чтец 3
Хозяйка детей увела в закут.
Пахнет капустой, скребутся мыши.
Чтец 4.
- Мама, за что они ее бьют?
Чтец 3
- За правду, доченька. Тише, тише.
Чтец 4.
- Мама, глянь-ка в щелочку, глянь:
у нее сорочка в крови.
Мне страшно, мама, мне больно!..
Чтец 3.
- Тише, доченька, тише, тише...
Чтец 4.
- Мама, зачем она не кричит?
Она небось железная?
Живая бы давно закричала….
Чтец 2
Босиком,
в одной рубашке рваной
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
Тень ее, очерченная четко,
падала на лунные снега:…
Чтец 1.
И уже без всякого приказа
делает она последний шаг.
Смело подымаешься сама ты.
Шаг на ящик,
к смерти
и вперед.
Вкруг тебя немецкие солдаты,
русская деревня,
твой народ.
Вот оно!
Морозно, снежно, мглисто.
Розовые дымы... Блеск дорог...
Родина!...
Чтец 2
Если очень громко крикнуть: "Мама!"
Люди смотрят.
Есть еще слова...
- Граждане,
не стойте,
не смотрите!
(Я живая,- голос мой звучит.)
Убивайте их, травите, жгите!
Я умру, но правда победит!...
Чтец 1.
Но тупой сапог фашиста
выбивает ящик из-под ног…
Ведущий 1.
В 1942 году Зое Космодемьянской было присвоено звание Героя Советского Союза. Посмертно…
Ведущий 2.
Партизаны своими действиями нанесли непоправимый урон войскам противника: выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи. Партизанское движение внесло неоценимый вклад в победу нашего народа над фашистскими захватчиками.
Звучит песня в исполнении учеников 5 класса «Шумел сурово брянский лес» (аккомпанирует учитель)
Ведущий 1.
Женщина и война… Оба эти слова женского рода, но как же они несовместимы. Женщины шли в бой с оружием в руках, перевязывали раненых, стояли у станка, рыли окопы, пахали и сеяли. У каждой из них была своя дорога на фронт. Но цель одна – защищать Родину.
Чтение стихотворения Ю. Друниной «Зинка» (отрывок) – читает ученица 7 класса
Отрывок из произведения Б.Васильева «Завтра была война» (читает ученица 7 класса)
Чтение стихотворения Р. Рождественского «Баллада о зенитчицах» (читает ученица 8 класса)
Ведущий 2.
Отечественная война – это не только кровь, страдания и смерть, но
высшее мерило мужества, благородства, верности… Образы далёких любимых помогали нашим солдатам в их нелёгких фронтовых буднях, в тяжёлых боях; придавали им сил и мужества.
Звучит стихотворение К.Симонова «Жди меня» (читает ученица 9 класса)
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Ведущий 1.
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны…
Чтение строк на фоне фотографий детей войны
Ведущий 2.
О, детство!
Нет, я в детстве не был,
я сразу в мужество шагнул,
я молча ненавидел небо
за черный крест,
за смертный гул.
Ведущий 1.
Мы были юны, страшно юны среди разрывов и траншей…
Две ученицы 10 класса читают «Письмо девочки Кати Сусаниной папеньке на фронт»
Ведущий 2.
Разрабатывая план нападения на Советский Союз, немецко-фашистские агрессоры одной из ближайших задач ставили захват Ленинграда, одного из крупнейших политических, экономических, научных и культурных центров нашей страны.
Ведущий 1.
Ожесточенные бои на подступах к городу начались 10 июля 1941 года. 8 сентября 1941 года гитлеровские захватчики блокировали все подступы к Ленинграду. Началась небывалая в истории почти 900(девятисотдневная) дневная блокада.
Ученик 8 класса читает стихотворение Зинаиды Шимовой «Блокада»
Выступление учеников 5 класса:
Среди погибших в Ленинграде была и семья Тани Савичевой. Эта ленинградская девочка пережила всех своих близких. Она сама много раз сопротивлялась смерти, организм её был истощён. Девочку удалось эвакуировать на Большую землю, но “поставить” её на ноги так и не смогли. Таня умерла. Но она оставила после себя дневник, который фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против фашистских преступников. Давайте прочтём строки из её дневника:
(На экране перелистываются страницы дневника девочки)
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Звучит первый куплет “Бухенвальдского набата” в исполнении Муслима Магомаева. Выходят чтецы, в руках у них горящие свечи. На фоне колокольного набата читают стихотворение Р. Рождественского
1 чтец: Чтец Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
2 чтец: Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
3 чтец: Песню свою, отправляя в полет, - помните!
4 чтец: О тех, кто уже никогда не споет, - помните!
5 чтец: Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
6 чтец: Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Ведущий 2.
Сколько жить доведётся на свете
Бывшим узникам концлагерей -
Не забыть им ни фабрики смерти,
Ни фашистов, что злее зверей!
Треблинка, Бухенвальд и Освенцим,
Маутхаузен в том же ряду...
Кто попал в лапы дьявола, к немцам,-
Побывал в преисподней, в аду.
Вся Земля содрогалась от горя,
Не щадило зверьё и детей!
Пасть чудовищная - крематорий -
Что ни день пожирала людей.
В этом мире - безумном, ничтожном -
На кострах распинают и жгут,
И сдирают безжалостно кожу
На перчатки - отлично, "зергут"!
И душа леденела от страха,
Этот ужас вовек не избыть!
Сколько брошено жизней на плаху!
Разве можно такое забыть?!
Рассказ о концлагерях в годы войны. Звучит песня про Саласпилс. (Выступление ребят 8 класса)
Ведущий 1.
75 лет прошло с той поры, когда закончилась Великая Отечественная война. Путь к победе был долгим и трудным, потому что наш солдат освобождал не только свою землю, он освободил от коричневой чумы всю Европу.
Чтение стихотворения Георгия Рублёва «Это было в мае…»
Это было в мае, на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.
У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах застыл испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.
Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть, отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял...
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом,
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.
Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну.
Рядовые Армии советской,
Люди, победившие войну!
И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник советскому солдату
С девочкой, спасенной на руках.
Он стоит, как символ нашей славы,
Как маяк, светящийся во мгле.
Это он, солдат моей державы,
Охраняет мир на всей земле.
Ведущий 2.
Наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял в жесточайшей, кровопролитной затяжной войне. В России нет ни одной семьи, которой не коснулось чёрное крыло фашизма. Более 27 миллионов жизней советских людей унесла война, миллионы покалечила.
Ведущий 1.
Поэтому до сих пор мы не можем смириться, да, наверное, и не смиримся никогда с тем, какой ценой был завоёван мир, сколько пришлось пережить нашему народу, чтобы сегодня над нами было мирное небо.
Ведущий 2.
Мы скорбим, нам больно. Но особенно больно матерям, рожавших их для счастья, светлого будущего. Поэтому много лет надежда на возвращение детей не угасала а в их сердцах.
Чтение стихотворения Е.Мартынова «Баллада о матери» (читает ученица 7 класса)
Ведущий 1.
Спасибо тем, кто воевал, кто голову сложил, кто выжил,
Спасибо, что ценою жизни, ценою пролитой крови
Сегодня можем праздновать Великий День Отчизны…
Ведущий 2.
Я помню… Я горжусь… И преклоню колено
у мраморной стены… у Вечного Огня …
И многие, как Я, склонятся непременно —
ведь каждый, кто погиб, погиб и за меня…
Ведущий 1
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Ведущий 2.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Ведущий 3.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.
(А. Шамарин)
Минута молчания, звуки метронома.
Ведущий 1.
Дорогие друзья! На этом наша литературная гостиная, посвящённая 75-летию Великой Победы, закрывает свои двери. Спасибо всем! До новых встреч!
21