СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Методика организации исследовательской работы на уроках истории культурологического содержания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преподавание тем по культуре необходимо направить в проблемное русло, создать на уроках культурологического содержания условия для развития исследовательской среды.

Сделать это можно с помощью проблемно ориентированной образовательной технологии на базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ.

Применение предлагаемых в этой технологии процедур возможно при любом содержании образования, необходимо только отобрать наиболее адекватные культурно-историческому содержанию модели и инструменты данной технологии.

Просмотр содержимого документа
«"Методика организации исследовательской работы на уроках истории культурологического содержания"»

Капустина Лариса Вячеславовна

Приморский край

Методика организации исследовательской работы на уроках истории по темам культурологического содержания


В современных условиях, когда идет сложный, противоречивый процесс модернизации школьного исторического и обществоведческого образования, стоит задача дальнейшего совершенствования его структуры и содержания. Основная цель преподавания истории в школе - развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Культура в современных учебниках в основном представлена как система, состоящая из таких элементов как образование, наука, искусство. Раздел «образование» обычно посвящен процессам, направленным на развитие разных ступеней образовательной системы. Разделы, посвященные науке и разным видам искусства, насыщены именами известных деятелей культуры и их достижениями. Безусловно, знать имена и крупнейшие открытия в области культуры необходимо, но когда это превращается в основной способ организации учебного процесса, то качественное усвоение объемного материала школьниками в данной форме становится невозможным. Гораздо большего удельного веса заслуживает освещение проблем духовной и культурной жизни России. Учащиеся должны усвоить, что производство духовных и культурных ценностей не менее важная задача, чем другие виды человеческой деятельности, а изучение культуры и культурного взаимодействия народов России/СССР будет способствовать формированию у школьников представлений об общей исторической судьбе нашей Родины.[2]

Данный подход к изучению истории культурологического содержания создаст благоприятные условия для рационального и эффективного получения информации, замотивирует учащихся на осуществление ее критического оценивания, а системная проектно-исследовательская деятельность поможет точно и творчески использовать информацию для текущих проблемных задач.

Поэтому перевод процесса изучения культурного наследия прошлого в проблемную плоскость будет способствовать формированию компетенций XXI века.

Уроки истории должны учить школьника не столько пассивному запоминанию фактов и их оценок, сколько умению самостоятельно ориентироваться в массе исторических сведений, находить причинно-следственные связи между историческими явлениями, отделять существенное в историческом процессе от второстепенного. [3]

Таким образом, преподавание тем по культуре необходимо направить в проблемное русло, создать на уроках культурологического содержания условия для развития исследовательской среды.

Сделать это можно с помощью проблемно ориентированной образовательной технологии на базе инструментов ОТСМ-ТРИЗ.

Применение предлагаемых в этой технологии процедур возможно при любом содержании образования, необходимо только отобрать наиболее адекватные культурно-историческому содержанию модели и инструменты данной технологии.

Предложенные методики, разработанные на основе инструментов ОТСМ-ТРИЗ, дадут возможность учащимся осмыслить культурное пространство, в котором отразились передовые идеи эпохи, исследовать определенные процессы культурологического характера, осознать значимость духовной теоретической и практической деятельности, повысить уровень информационной грамотности.

В данной работе предложены две методики изучения материала культурологического содержания: методика изучения становления образовательной системы России с XVIII века и изучения особенностей науки и искусства определенной исторической эпохи.

Методика изучения процесса становления системы

просвещения (образования)

Данная методика, направлена на изучение истории образования, начиная с XVIII века, именно в это время государство начинает в системе заботиться о просвещении своего народа. Методика разработана для старшеклассников, психологически готовых к самостоятельной проектно-исследовательской деятельности. С ее помощью можно организовать исследование процесса формирования российской системы образования. Конечным результатом работы по данной методики должно стать осознанное понимание старшеклассниками значимости системы образования в развитии государства.

Исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: индивидуальная работа исследовательского уровня; работа в формате мини-конференции; творческая групповая работа.

При формировании заданий используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ как паспорт (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модель событий «Было-Стало-Изменилось», модель построения проблемы «Клещи».

Этапы организации исследовательской работы

  1. Используя текст учебника и дополнительную информацию из сети Интернет, заполните паспорт Системы просвещения (образования)* изучаемого периода.

  2. Используя ранее заполненный паспорт, вспомните систему образования предшествующего периода.

  3. Сравните две системы. Как вы думаете, что способствовало (кто виновник) переводу любого выбранного вами значения признака системы из одного состояния в другое?

  4. Познакомьтесь с паспортом современной системы Российского образования, примите условно эту систему за ИКР (идеально конечный результат) и предположите, к какому шагу на встречу к идеалу Россия изучаемого вами периода была готова? Обсудите свое предположение с товарищами в формате мини-конференции.

  5. Работая в группе, выявите одну проблему просвещения (образования) изучаемого периода и представьте ее в виде модели «Клещи». Модель «Клещи» - это модель, представленная тремя вопросами, на которые можно отвечать многократно, переосмысливая проблему.

•ЧТО ЕСТЬ? (исходная ситуация)

•ЧТО ХОТИМ? (наиболее желательный результат)

•ЧТО МЕШАЕТ? (барьер). [5]

  1. Предложите в виде мини-программы свой путь решения проблемы и обсудите его с товарищами.

* В самом начале 90-х годов систему просвещения переименовали в систему образования.

Шаблон паспорта систем просвещения (образования)


Имя признака

БЫЛО

СТАЛО

Система просвещения (образования) изученного периода

Система просвещения (образования) изучаемого периода

Значение признака

Схема системы



Типы обучения



Принципы государственной политики в образовании (просвещении)



Органы управления образованием



Грамотность населения, в %





Пример построения проблемы по теме

«Культура первой половины XIX века»

ЕСТЬ система образования, почти не затрагивающая образования крестьян.

ХОТИМ усовершенствовать первое звено образовательной системы

МЕШАЕТ сословный характер образования.

Проблема.

Если ликвидировать сословный характер в образовании и сделать его доступным для всех слоев населения, то (+) грамотный народ внесет больший вклад в развитие страны, но (-) управлять им станет сложнее.

Что делать?

Пример построения проблемы по теме

«Культура второй половины XIX века»

ЕСТЬ система образования, устанавливающая барьеры для неплатежеспособных граждан в получении среднего и высшего образования.

ХОТИМ дать возможность получать образование всем желающим, не зависимо от платежеспособности.

МЕШАЕТ нежелание государства финансировать образование для малоимущих слоев.

Проблема

Если дать возможность получать среднее и высшее образование всем желающим, то (+) Россия получит больше образованных специалистов, необходимых для ее развития, но (-) понадобится большее количество средств из бюджета, которых итак постоянно не хватает.

Что делать?

Методика изучения особенностей развития науки и искусства определенной исторической эпохи

Наука и искусство сопряжены с разнообразием форм и видов жизни деятельности человека. Каждый этап развития науки сопровождался особым типом ее институциализации, связанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной деятельности - научных кадров. Каждый ученый оставил свой неизгладимый след в развитии общества. Что касается деятельности в области искусства, то она является своеобразным зеркалом важных процессов, явлений, событий происходящих в определенное время. Плоды науки и искусства являются достоянием народа, нации, государства. Поэтому изучать особенности развития науки и искусства определенной исторической эпохи необходимо не на репродуктивном, а на более глубоком, исследовательском уровне, что даст возможность учащимся осознать роль этих составляющих духовной жизни в развитии государства, общества и конкретной личности.

Исследовательская работа на уроке организована в следующих формах: коллективная и групповая работа исследовательской направленности, индивидуальная работа исследовательского уровня; работа в формате мини-конференции; творческая индивидуальная работа.

При формировании заданий, используются такие инструменты технологии ОТСМ-ТРИЗ как: копилка, паспорт (модель «Элемент мира - Имя признака - значение признака»), модель эффектов (Если, то), модель «Точка зрения», тренинги «Шифровальщики», «Расселение».

Этапы организации исследовательской работы

    1. Создание копилки деятелей культуры разных направлений.

    2. Выявление существенных признаков творческой деятельности в разных культурных направлениях.

    3. Создание и заполнение паспортов направлений культурной жизни эпохи.

    4. Выполнение разноплановых заданий на основе паспортов и копилок.

    5. Организация сюжетно-ролевой игры «РАФТ»



Комментарии к этапам организации исследовательской работы.

Шаг 1. Перед изучением темы по культуре определенной эпохи учащиеся получают задание – собрать информационную копилку. Информационная копилка – неструктурированное множество собранных по определенному признаку объектов или их описаний, предназначенное для исследований объектов данного типа. [5] Для того, что бы знакомство с копилкой вписывалось в регламент урока необходимо заранее ограничить объем материала, указать ориентиры на содержание объекта копилки. Например: представьте краткую информацию (не более страницы формата А4) о творческой деятельности одного из художников 19 века.

Шаг 2. После представления объектов копилки (представление может проходить в разной форме - публичная презентация, стендовая ярмарка объектов копилки, карусель) учащиеся выполняют задание, направленное на выявление существенных признаков объекта.

Шаг 3. С помощью выявленных существенных признаков деятельности творческой личности и материала текста учебника в формате коллективной работы выполняется задание, направленное на создание копилки имен признаков, необходимой для описания множества объектов с помощью такого инструмента ОТСМ-ТРИЗ как паспорт.

(Паспорт - инструмент описания объекта, в котором для каждого имени указано конкретное значение.) Далее, в формате групповой работы заполняется паспорт одного из направлений культурной жизни эпохи с последующей публичной презентацией.

С целью экономии времени, учащимся могут быть предложены готовые шаблоны паспортов.

Шаг 4. На основе паспортов созданных (или заполненных) учащимися, дополнительных копилок и паспортов, предложенных учителем, учащимся предлагаются разноплановые задания исследовательского характера.

Шаг 5. На стадии рефлексии организуется сюжетно-ролевая игра РАФТ (Роль-Аудитория-Форма-Тема). Игра может быть организована как в формате групповой или индивидуальной работы.

Пример организации РАФТ

Роли: Архитектор, скульптор, музыкант, ученый, путешественник .

Аудитория: коллеги, потомки, представители власти, семья, иностранцы.

Форма: тезисы к докладу, монолог, диалог, письмо, заявление, обращение

Тема: «Родина моя, Россия»

Цель игры: создание мини-проекта по теме «Родина моя, Россия» в виде текста в одном из выбранных форматов с точки зрения одного из представителей науки или искусства.



Литература

  1. Баскова Л. Ю. Особенности государственной образовательной политики в России второй четверти XIX века [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 39-42.

  2. Историко-культурный стандарт http://school.historians.ru/wp-content/uploads

  3. Некоторые проблемы преподавания истории в реформируемой школе http://pandia.ru/text/77/251/86434.php

  4. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX в.в. 10 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / базовый уровень. – М.: Просвещение, 2012.

  5. Нестеренко А.А. Мастерская знаний: проблемно-ориентированное обучение на базе ОТСМ-ТРИЗ. – М.: BOOKinFILE, 2013

  6. Никулина Н.Ю. Методика преподавания истории в средней школе: Учебное пособие. - http://www.studfiles.ru/preview/1094065




8