СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации научно-исследовательской деятельности

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика организации научно-исследовательской деятельности 

Просмотр содержимого документа
«Методика организации научно-исследовательской деятельности»

Методика организации  научно-исследовательской  деятельности учащихся «Хороший учитель рождает хороших учеников»      Ян Амос Коменский  подготовила      учитель высшей категории,     мастер: Нагуманова З.А

Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся

«Хороший учитель рождает хороших учеников»

Ян Амос Коменский

подготовила

учитель высшей категории, мастер: Нагуманова З.А

 Специфика научно-  исследовательской деятельности  Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях: В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика: - навык самостоятельной исследовательской деятельности; - навык работы с научно-познавательной литературой; - инициатива и творчество; - использование, расширение и углубление школьных знаний; - навык совместной работы со специалистами; - самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д. Ученик самосовершенствование самопознание самовоспитание

Специфика научно- исследовательской деятельности

Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя(учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях:

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

- навык самостоятельной исследовательской деятельности;

- навык работы с научно-познавательной литературой;

- инициатива и творчество;

- использование, расширение и углубление школьных знаний;

- навык совместной работы со специалистами;

- самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

Ученик

самосовершенствование

самопознание

самовоспитание

 I. Выбор темы исследования  Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.  Основные критерии выбора темы: 1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности; 2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.  3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Темы исследований теоретические эмпирические ориентированы на работу по изучению проведение собственных  и обобщению фактов, материалов, наблюдений и экспериментов содержащихся в различных источниках;

I. Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Темы исследований

теоретические

эмпирические

ориентированы на работу по изучению

проведение собственных

и обобщению фактов, материалов,

наблюдений и экспериментов

содержащихся в различных источниках;

   II.Проведение научного исследования    1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы . В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности. Дата мероприятие оборудование ответственные Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

II.Проведение научного исследования

1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы . В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.

Дата

мероприятие

оборудование

ответственные

  • Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.

Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила .

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.

 III. Оформление научно-  исследовательской работы  Принято считать, что оформление –  незначительный, чисто формальный этап  создания рукописи научного исследования.  На самом деле, это не так. Оформление  результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.  Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).

III. Оформление научно- исследовательской работы

Принято считать, что оформление –

незначительный, чисто формальный этап

создания рукописи научного исследования.

На самом деле, это не так. Оформление

результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.

Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).

IV. Защита  результатов    исследования Основные формы представления результатов:   -сообщение,  -полный текст учебного исследования ,  -тезисы,  -научная статья (описание хода работы),  -отчет,  -план исследования,  -устный доклад,  -стендовый доклад (оформление наглядного материала )  -реферат проблемного характера,  -компьютерная программа,  -прибор с описанием его действия,  -видео- и аудиоматериалы. Уровни представления работ:  -Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные .

IV. Защита результатов исследования

Основные формы представления результатов:

-сообщение,

-полный текст учебного исследования ,

-тезисы,

-научная статья (описание хода работы),

-отчет,

-план исследования,

-устный доклад,

-стендовый доклад (оформление наглядного материала )

-реферат проблемного характера,

-компьютерная программа,

-прибор с описанием его действия,

-видео- и аудиоматериалы.

Уровни представления работ:

-Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные .