СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации практических занятий учащихся на уроках кулинарии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации рассказано о разделе "Кулинаря", его необходимости и методике организации занятий.

Просмотр содержимого документа
«Методика организации практических занятий учащихся на уроках кулинарии.»

 ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ТЕМА: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУЛИНАРИИ» Выполнила: учитель технологии, МАОУ Лицей №21 г. Химки Курзаева Екатерина Александровна

ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ

ТЕМА: «МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ КУЛИНАРИИ»

Выполнила: учитель технологии,

МАОУ Лицей №21 г. Химки

Курзаева Екатерина Александровна

Актуальность Исследование проблемы организации практической работы на уроках кулинарии обусловленной требованиями ФГОС нового поколения. Обеспечивание подготовки учащихся к будущей трудовой и общественно-полезной деятельности.

Актуальность

  • Исследование проблемы организации практической работы на уроках кулинарии обусловленной требованиями ФГОС нового поколения.
  • Обеспечивание подготовки учащихся к будущей трудовой и общественно-полезной деятельности.
Объект исследования: практическая работа учащихся на уроках технологии по разделу «Кулинария». Предмет исследования: методика организации практической работы учащихся на уроках кулинарии. Цель исследования: провести анализ методики организации практической работы учащихся на уроках кулинарии.

Объект исследования:

  • практическая работа учащихся на уроках технологии по разделу «Кулинария».

Предмет исследования:

  • методика организации практической работы учащихся на уроках кулинарии.

Цель исследования:

  • провести анализ методики организации практической работы учащихся на уроках кулинарии.
Задачи исследования: 1. Выявить роль и значение практической работы в технологической подготовке учащихся на уроках кулинарии. 2. Провести методический анализ содержания практической работы по кулинарии. 3. Проанализировать планирование лабораторных, практических работ по кулинарии в 5 -7 классах. 4. Разработать планы-конспекты уроков по кулинарии. 5. Провести анализ учебно-материальной базы по разделу «Кулинария». 6. Описать планировку кабинета обслуживающего труда, организацию рабочих мест учащихся и учителя.

Задачи исследования:

1. Выявить роль и значение практической работы в технологической подготовке учащихся на уроках кулинарии.

2. Провести методический анализ содержания практической работы по кулинарии.

3. Проанализировать планирование лабораторных, практических работ по кулинарии в 5 -7 классах.

4. Разработать планы-конспекты уроков по кулинарии.

5. Провести анализ учебно-материальной базы по разделу «Кулинария».

6. Описать планировку кабинета обслуживающего труда, организацию рабочих мест учащихся и учителя.

Методы исследования: теоретические (изучение педагогической и научно-методической литературы, анализ образовательных программ и учебников по технологии, научная интерпретация полученной информации) практические (наблюдение за педагогическим процессом, беседы с учителями технологии).

Методы исследования:

  • теоретические (изучение педагогической и научно-методической литературы, анализ образовательных программ и учебников по технологии, научная интерпретация полученной информации)
  • практические (наблюдение за педагогическим процессом, беседы с учителями технологии).
«Кулинария» – один из основных разделов в программе «Технология» для  направления  «Технологии ведения дома».   На его изучение отводится не менее 31 часа (за все три года обучения с 5 по 7 кл). В данном разделе учащиеся знакомятся с основами санитарии и гигиены, физиологии питания, изучают вопросы товароведения (свойства и питательная ценность пищевых продуктов), технологию приготовления блюд из овощей, яиц, круп, макаронных изделий, молока, рыбы, мяса и других продуктов, с правилами сервировки стола с приготовлением обеда в походных условиях. При разработке практических работ по этому разделу рекомендуется придерживаться принципа от простого к сложному как при формировании знаний, так и  умений учащихся.

«Кулинария» – один из основных разделов в программе «Технология» для  направления  «Технологии ведения дома».   На его изучение отводится не менее 31 часа (за все три года обучения с 5 по 7 кл). В данном разделе учащиеся знакомятся с основами санитарии и гигиены, физиологии питания, изучают вопросы товароведения (свойства и питательная ценность пищевых продуктов), технологию приготовления блюд из овощей, яиц, круп, макаронных изделий, молока, рыбы, мяса и других продуктов, с правилами сервировки стола с приготовлением обеда в походных условиях. При разработке практических работ по этому разделу рекомендуется придерживаться принципа от простого к сложному как при формировании знаний, так и  умений учащихся.

Для контроля знаний и умений учащихся на практических занятиях по кулинарии можно использовать следующие задания: органолептическая оценка блюд;   задания на поиск ошибок в описании технологии приготовления блюд; домашний учебный эксперимент.   Использование дидактических средств.

Для контроля знаний и умений учащихся на практических занятиях по кулинарии можно использовать следующие задания:

  • органолептическая оценка блюд;  
  • задания на поиск ошибок в описании технологии приготовления блюд;
  • домашний учебный эксперимент.  
  • Использование дидактических средств.
Таких как: 1) Формы нарезок – овощи нарезают простыми и сложными формами и упаковывают в банки в уксусно-солевом растворе (на 1 л воды 30-60 г соли и 2 ст. ложки 3% или 9% уксуса). На банке – этикетка. Под крышкой не должно быть воздуха. 2) Образцы круп в пробирках или стеклянных банках; образцы панировок в пробирках (мука, сухари панировочные, хлеб кубиками и соломкой). 3) Коллекция специй в пробирках или баночках; коллекция макаронных изделий в стеклянных банках под крышками; коллекция рыхлителей (сода, углекислый аммоний, сухие дрожжи; коллекции чая, кофе, какао; коллекция ароматизаторов (ваниль, ванилин, кардамон, эссенции). 4) Гербарий зелени или зеленой аптеки; натуральные образцы засушенных изделий из теста.

Таких как:

1) Формы нарезок – овощи нарезают простыми и сложными формами и упаковывают в банки в уксусно-солевом растворе (на 1 л воды 30-60 г соли и 2 ст. ложки 3% или 9% уксуса). На банке – этикетка. Под крышкой не должно быть воздуха.

2) Образцы круп в пробирках или стеклянных банках; образцы панировок в пробирках (мука, сухари панировочные, хлеб кубиками и соломкой).

3) Коллекция специй в пробирках или баночках; коллекция макаронных изделий в стеклянных банках под крышками; коллекция рыхлителей (сода, углекислый аммоний, сухие дрожжи; коллекции чая, кофе, какао; коллекция ароматизаторов (ваниль, ванилин, кардамон, эссенции).

4) Гербарий зелени или зеленой аптеки; натуральные образцы засушенных изделий из теста.

В процессе проведения практических занятий, учитель может использовать различные наглядные пособия, плакаты, а также справочные таблицы: «Правила безопасности труда при кулинарных работах», «Виды нарезок овощей», «Калорийность отдельных продуктов», «Содержание витаминов в овощах», «Холодные закуски», «Оформление салатов», «Разновидности рыбы», «Рыбные закуски»;  «Питательная ценность мясных продуктов»; «Оформление мясных блюд»;  «Сервировка стола к обеду» и др.

В процессе проведения практических занятий, учитель может использовать различные наглядные пособия, плакаты, а также справочные таблицы:

«Правила безопасности труда при кулинарных работах»,

«Виды нарезок овощей»,

«Калорийность отдельных продуктов»,

«Содержание витаминов в овощах»,

«Холодные закуски»,

«Оформление салатов»,

«Разновидности рыбы»,

«Рыбные закуски»;

«Питательная ценность мясных продуктов»; «Оформление мясных блюд»;

«Сервировка стола к обеду» и др.

Методический анализ содержания практической работы по кулинарии показал, что: - при выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных инте­ресов и способностей учащихся; - интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание принести к сле­дующему занятию определенные продукты, сообщает, какие блюда они будут учиться готовить; - развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессы приготовле­ния пищи (нарезка, украшение), дегустации приготов­ленных блюд, сервировки и т. д.

Методический анализ содержания практической работы по кулинарии показал, что:

- при выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных инте­ресов и способностей учащихся;

- интерес к работе у учащихся возникает уже в тот момент, когда учитель, давая задание принести к сле­дующему занятию определенные продукты, сообщает, какие блюда они будут учиться готовить;

- развитие интереса к работе зависит от творческой атмосферы, в какой проходит сама работа учащихся, от включения элементов эстетики в процессы приготовле­ния пищи (нарезка, украшение), дегустации приготов­ленных блюд, сервировки и т. д.

Планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом следующих основных моментов: 1. Проведение обязательного вводного инструктажа, содержащего рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек-заданий, наглядных средств обучения (на которых показаны те или иные операции, приемы работы), инструментов и приспособлении. 2. Разработка критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа. Данные критерии разрабатываются в соответствии с дидактической целью урока, с видом и объемом работы, временем, котopoe затрачивается на выполнение задания. Необходимо также учитывать степень самостоятельности школьников, умение использовать технологическую документацию, инструменты и приспособления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены. 3. Развитие творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы.

Планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом следующих основных моментов:

1. Проведение обязательного вводного инструктажа, содержащего рекомендации относительно использования инструкционных карт, карточек-заданий, наглядных средств обучения (на которых показаны те или иные операции, приемы работы), инструментов и приспособлении.

2. Разработка критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа. Данные критерии разрабатываются в соответствии с дидактической целью урока, с видом и объемом работы, временем, котopoe затрачивается на выполнение задания. Необходимо также учитывать степень самостоятельности школьников, умение использовать технологическую документацию, инструменты и приспособления, правильные приемы работы, соблюдение правил безопасности труда, санитарии и гигиены.

3. Развитие творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы.

Оборудование: а) основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления и другое оснащение рабочих мест учащихся; б) основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы. К нему можно отнести, например, практически все лабораторные установки и приборы; в) оборудование рабочего места учителя технологии; г) учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства; д) вспомогательное оборудование;

Оборудование:

  • а) основное оборудование индивидуального пользования, которое включает в себя инструменты, приспособления и другое оснащение рабочих мест учащихся;
  • б) основное оборудование группового пользования, на котором учащиеся эпизодически выполняют лабораторные или практические работы. К нему можно отнести, например, практически все лабораторные установки и приборы;
  • в) оборудование рабочего места учителя технологии;
  • г) учебно-наглядные пособия и аудиовизуальные средства;
  • д) вспомогательное оборудование;

Учебно-материальная база должна отвечать следующим требованиям:

1. Функционально-педагогическим требованиям (учебно-производственное оборудование должно создавать возможность показа учащимся рабочих приемов выполнения той или иной технологической операции и возможность применения всего арсенала методов обучения технологии)

2. Технико-экономическим требованиям (соответствие типам массового современного оборудования и обеспечение достаточно высокой производительности труда учащихся; простота в сборке и использовании; соответствие требованиям техники безопасности, гигиены труда и противопожарной безопасности).

3. Эргономическим требованиям (приспособленность орудий и средств труда, а также самого процесса учебного и производительного труда учащихся их психологическим и физиологическим закономерностям развития).

4. Технико-эстетическим требованиям (оборудование должно быть не только удобным в работе, но и удовлетворять требованиям эстетики, способствовать воспитанию у учащихся хорошего художественного вкуса, вызывать чувство удовлетворения в процессе обучения).

Заключение:

  • в процессе выполнения практических заданий школьники не просто получают определённые трудовые навыки, но и решают проблемные технологические задачи. В результате такого образовательного процесса происходит формирование технологической компетентности и технологической культуры учащихся.
  • при выборе методов обучения необходимо исходить, прежде всего, из задач развития познавательных инте­ресов и способностей учащихся;
  • планирование лабораторных, практических работ по кулинарии необходимо осуществлять с учётом проведения обязательного вводного инструктажа, разработки критериев оценки результатов деятельности учащихся, по которым будет оцениваться в конце урока их работа, и развития творческого отношения учащихся к выполнению, оформлению и преподнесению работы.
  • уроки по кулинарии разрабатываются в соответствии с общедидактическими требованиями, где в структуру урока входят все основные этапы
  • учебно-материальная база должна отвечать следующим требованиям
  • планировка кабинета обслуживающего труда предполагает обязательную организацию рабочих мест учащихся и учителя.

Методическая литература

Методическая литература

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!