18 мая 2020
Тема: Методика отбора и структурирования содержания дополнительного образования
Задание –
Дайте определение понятию «содержание образования».
Содержание образования - это конкретный объем знаний, умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов.
Назовите какие принципы отбора содержания и структурирования учебного материала необходимо соблюдать в процессе организации учебного процесса?
Принцип научности, требующий отражения образования, как постоянно развивающейся системы;
Принцип системности, позволяющий рассмотреть «объект» с выявлением полной типологии его связей;
Принцип целостности, предполагающий обеспечение единства всех разделов курса; преемственности идей, связи с другими дисциплинами психолого-педагогического, общекультурного и предметного блоков;
Принцип модульности и вариативности, допускающие введение в содержание дополнительных элементов или исключение отдельных тем и выстраивание единиц в авторской логике;
Принцип дифференциации, возможность освоения одного и того же материала на разных уровнях: базовом, продвинутом, углубленном;
Принцип индивидуализации обучения: возможность выбора студентами тем для самостоятельной проработки тем семинарских занятий, учебных пособий, творческих работ (включение новых тем, источников, форм работы);
Принцип культуросообразности, позволяющий рассмотреть ту или иную образовательную систему, процесс, явление в масштабе формирования мировой педагогической культуры;
Принцип историзма, дающий возможность соотнести рассматриваемы феномены с историко-образовательным пространством и временем, их принадлежность к прошлому, настоящему и будущему, к контексту той или иной педагогической культуры.
Выделите какими особенностями характеризуется содержание дополнительного образования.
Особенности содержания дополнительного образования детей:
— Дополнительное образование не регламентируется стандартами, его содержание определяется социальным заказом детей, родителей, других социальных институтов;
— дополнительное образование предоставляет ребенку широкое разнообразие деятельности в различных областях: художественной, технической, спортивной, экологической и др. Кроме того, можно говорить о многообразии содержательных аспектов деятельности: теоретическом, прикладном, изобретательском, исследовательском, опытническом и др.;
— содержание образовательного процесса практически значимо для ребенка в следующих аспектах: приобретение практических навыков, допрофессиональная подготовка, достижение успехов в общеобразовательной школе и др.;
— содержание образовательного процесса имеет комплексный потенциал (обучающий, воспитательный, развивающий). Можно говорить о развитии межпредметных связей внутри структурных подразделений и за пределами учреждения;
— в основе образовательного процесса лежат дополнительные образовательные программы различного уровня и направленности. Фактически каждая дополнительная образовательная программа устанавливает свой стандарт ее освоения. Достоинством дополнительных образовательных программ можно считать то, что они создают возможность для дифференцированного и вариативного образования, разработки индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих ребенку самостоятельно выбирать путь освоения того вида деятельности, который в данный момент наиболее для него интересен.
Напишите сочинение-рассуждение «Содержание дополнительного образования, на котором я буду строить свою работу с детьми».
Я будущий педагог дополнительного образования в области социально – педагогической деятельности. Я буду непосредственно работать с детьми, проводить профилактические работы с трудными подростками, и их родителями, организовывать мероприятия - ведь легче предупредить неверный шаг ребенка, чем потом долго и методично его исправлять. Главным в моей работе будет: научиться видеть и ценить в ребенке ту неповторимую индивидуальность, которая отличает нас всех друг от друга, и понять, что ребенок - человек, имеющий собственное представление о мире, свой опыт и свои чувства. Сделать так, чтобы ребенок поверил, послушал совета, видел в социальном педагоге не врага, а друга, наставника. Я считаю, что самое важное в моей профессии - глубокое уважение к личности каждого ребенка.
Пока именно по какому направление я буду вести деятельность с детьми, я не определилась, в мои планы входит продолжать учебу по социально-педагогическому направлению.