СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика оценивания устных ответов обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа- выступление на заседании метод.объединения учителей начальных классов

Просмотр содержимого документа
«Методика оценивания устных ответов обучающихся»

5



Методика оценивания устных ответов обучающихся

«В устную речь можно вложить ещё более тонкий смысл, чем в письменную».

(Жан де Лабрюйер)



Жан де Лабрюйер- французский моралист 17 века


ФГОС НОО


Задача совершенствования устной речи школьников — одна из актуальных в современной методике. Часто школьники, интуитивно усвоив в дошкольном возрасте азы устного общения, впоследствии теряют не успевшее развиться мастерство устной речи. Привычные тесты, бесконечные письменные «творческие» задания не дают ученикам говорить. В бытовых ситуациях все чаще непосредственное устное общение заменяется своеобразным общением с помощью социальных сетей, СМС, где главное — написать быстро и не совсем обязательно грамматически верно. Написать, а не сказать. На уроках учителю тоже не всегда хватает времени на обучение школьников устной речи.


Признаки устной речи
(по Т.А. Ладыженской)



При обучении созданию устных высказываний



Большое значение в процессе обучения устным развернутым ответам имеет образец высказывания (который в необходимых случаях демонстрирует учитель) и анализ этого образца с точки зрения его связности, цельности, интонационного оформления. Ученики должны осознать значение начальных предложений в организации высказывания, необходимость логически обусловленного расположения частей (части название-правило-пример), способы перехода от одной части к другой, способы введения примеров, необходимость их объяснения

Специальные упражнения

Действующие учебники помогают учителю в организации систематической работы над развернутым устным ответом. С этой целью в учебниках даются:

а) планы для ответов;

б) образцы ответов, рассуждений;

в) образцы устных разборов (фонетического, по составу слова, словообразовательного, морфологического, синтаксического и т.д.).

В конце раздела или темы помещаются вопросы для повторения и контрольные вопросы и задания.


Приёмы устного опроса

Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме.

Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы.

Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос.

Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям.


Критерии оценки устных ответов

Инструменты оценивания:

- критериальное описание

- эталоны

- памятки

Отметка "5" ставится, если обучающийся:


Как анализировать устный ответ?

Памятка «Пять П»

Устный ответ на уроке является единицей связной монологической речи. Главная цель ответа для ученика - продемонстрировать уровень знаний по предмету, усовершенствовать их в процессе ответа и оценки учителя ; для учителя - проверить уровень знаний (теоретических и практических) учащегося по предмету и объективно их оценить с учетом индивидуальных особенностей отвечающего.








Тема: «Такие разные ответы!» (Создание устных ответов и анализ ответов одноклассников.)

Задачи: тренировать учащихся в создании устных ответов по орфографическим темам; формировать представление об особенностях анализа ответа одноклассника.

Урок начинается со вступительного слова учителя:

Цель сегодня — научиться создавать устные ответы и анализировать свои ответы и ответы одноклассников.

Поговорим о том, как быть строгим, но воспитанным при критической оценке чужого устного ответа. Вам нужно представить подготовленные дома устные ответы на вопросы по орфографическим темам.

Наша задача — определить, можно ли высказывание назвать устным ответом, проанализировать, есть ли в нем все структурные части, которые должны быть в устном ответе, есть ли слова- «скрепления»? (Выслушиваются ответы двух-трех учеников, ученики делают первые попытки проанализировать ответы одноклассников).

Затем учитель может предложить материал для создания устного ответа «здесь и сейчас». В качестве такого материала могут быть предложены правило из учебника, языковой материал или иллюстрация к лингвистическому правилу, помогающие младшим школьникам вспомнить правило, подобрать другие примеры; можно также использовать контрольные вопросы для повторения определенной темы и т.д.

На этом этапе урока выслушиваются ответы пяти-шести учеников, ответы сравниваются, анализируются.

Для грамотного анализа ответов одноклассников учитель предлагает памятку «Как анализировать устный ответ». Памятка создается на основе коллективного обсуждения разных памяток.