Просмотр содержимого документа
«Методика оценивания устных ответов обучающихся»
5
Методика оценивания устных ответов обучающихся
«В устную речь можно вложить ещё более тонкий смысл, чем в письменную». (Жан де Лабрюйер) | Жан де Лабрюйер- французский моралист 17 века |
ФГОС НОО | Задача совершенствования устной речи школьников — одна из актуальных в современной методике. Часто школьники, интуитивно усвоив в дошкольном возрасте азы устного общения, впоследствии теряют не успевшее развиться мастерство устной речи. Привычные тесты, бесконечные письменные «творческие» задания не дают ученикам говорить. В бытовых ситуациях все чаще непосредственное устное общение заменяется своеобразным общением с помощью социальных сетей, СМС, где главное — написать быстро и не совсем обязательно грамматически верно. Написать, а не сказать. На уроках учителю тоже не всегда хватает времени на обучение школьников устной речи. |
Признаки устной речи (по Т.А. Ладыженской) |
При обучении созданию устных высказываний | Большое значение в процессе обучения устным развернутым ответам имеет образец высказывания (который в необходимых случаях демонстрирует учитель) и анализ этого образца с точки зрения его связности, цельности, интонационного оформления. Ученики должны осознать значение начальных предложений в организации высказывания, необходимость логически обусловленного расположения частей (части название-правило-пример), способы перехода от одной части к другой, способы введения примеров, необходимость их объяснения |
Специальные упражнения | Действующие учебники помогают учителю в организации систематической работы над развернутым устным ответом. С этой целью в учебниках даются: а) планы для ответов; б) образцы ответов, рассуждений; в) образцы устных разборов (фонетического, по составу слова, словообразовательного, морфологического, синтаксического и т.д.). В конце раздела или темы помещаются вопросы для повторения и контрольные вопросы и задания. |
Приёмы устного опроса | Базовый лист. В листе перечислены базовые вопросы, ответы на которые должен знать каждый ученик по данной теме. Базовый лист создается заранее, до объяснения новой темы. По мере объяснений и работы на уроках, учащиеся составляют ответы на вопросы. Опрос по базовым листам удобно проводить во время завершающего практического урока по теме. Это может быть как фронтальный, так и индивидуальный опрос. Взаимоопрос — один из самых сложноконтролируемых. Однако именно такой вид опроса лучше всего отвечает нормативам ФГОС. Учащиеся работают в парах, опрашивая друг друга по заранее составленным вопросам и выставляя оценки по заранее определенным критериям. |
|
Критерии оценки устных ответов | Инструменты оценивания: - критериальное описание - эталоны - памятки |
Отметка "5" ставится, если обучающийся: | |
Как анализировать устный ответ? Памятка «Пять П» | Устный ответ на уроке является единицей связной монологической речи. Главная цель ответа для ученика - продемонстрировать уровень знаний по предмету, усовершенствовать их в процессе ответа и оценки учителя ; для учителя - проверить уровень знаний (теоретических и практических) учащегося по предмету и объективно их оценить с учетом индивидуальных особенностей отвечающего. |
Тема: «Такие разные ответы!» (Создание устных ответов и анализ ответов одноклассников.)
Задачи: тренировать учащихся в создании устных ответов по орфографическим темам; формировать представление об особенностях анализа ответа одноклассника.
Урок начинается со вступительного слова учителя:
— Цель сегодня — научиться создавать устные ответы и анализировать свои ответы и ответы одноклассников.
Поговорим о том, как быть строгим, но воспитанным при критической оценке чужого устного ответа. Вам нужно представить подготовленные дома устные ответы на вопросы по орфографическим темам.
Наша задача — определить, можно ли высказывание назвать устным ответом, проанализировать, есть ли в нем все структурные части, которые должны быть в устном ответе, есть ли слова- «скрепления»? (Выслушиваются ответы двух-трех учеников, ученики делают первые попытки проанализировать ответы одноклассников).
Затем учитель может предложить материал для создания устного ответа «здесь и сейчас». В качестве такого материала могут быть предложены правило из учебника, языковой материал или иллюстрация к лингвистическому правилу, помогающие младшим школьникам вспомнить правило, подобрать другие примеры; можно также использовать контрольные вопросы для повторения определенной темы и т.д.
На этом этапе урока выслушиваются ответы пяти-шести учеников, ответы сравниваются, анализируются.
Для грамотного анализа ответов одноклассников учитель предлагает памятку «Как анализировать устный ответ». Памятка создается на основе коллективного обсуждения разных памяток.