Показатели оценки | Содержание оценки | Что может быть востребовано при анализе и при спорных ситуациях |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса | Оценивается наличие локальных актов, обеспечивающих деятельность классных руководителей | Локальные акты образовательного учреждения, определяющие принципы воспитательной деятельности классных руководителей (положения, приказы, инструкции и др.) |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе | Оценивается качество планирования воспитательной деятельности классных руководителей | Годовые планы работы классных руководителей, общешкольный план воспитательной работы |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе | Оценивается качество планирования и организации внутришкольного контроля за воспитательной работой в классе, система оценивания деятельности классных руководителей | Общешкольный план внутришкольного контроля за воспитательной работой, результаты мониторинга деятельности классных руководителей |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе | Оценивается качество анализа воспитательной деятельности в классе, система педагогического мониторинга в управлении качеством воспитательного процесса | Итоговые (годовые) анализы работы классных руководителей, общешкольный анализ воспитательной работы Анализ воспитательной деятельности классного руководителя за год |
1.5. Кадровое обеспечение воспитательного процесса | Оценивается подбор, расстановка, моральное и материальное стимулирование педагогических работников системы воспитания, организация методической работы с классными руководителями | Сведения о педагогических кадрах, документация методического объединения классных руководителей |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса | Оценивается наличие и состояние материально-технического обеспечения регулярных воспитательных мероприятий, соответствующего их целям и задачам, установленным в годовом плане работы | Результаты инвентаризации, годовая циклограмма воспитательных мероприятий |
1.7 Контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося | Тетрадь учета посещаемости Анализ дневников | Анкетирование родителей |
1.8.Ведение документации | Анализ плана воспитательной работы классного руководителя (все разделы) | Папка классного руководителя по ВР |
1.9.Организация в классе образовательного процесса | Анализ дневников учащихся (или по данным аналитической справки зам. директора по УВР о проверке дневников) анализ документации по итогам четверти, полугодия, года | Классный журнал, дневники. |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
2.1. Уровень воспитанности учащихся | Оценивается система оценивания воспитанности учащихся, результаты диагностики воспитанности и их динамика | Результаты диагностики уровня воспитанности учащихся, карты наблюдения за учащимися |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся | Оценивается система здоровьесберегающей деятельности в ученическом коллективе, система обеспечения безопасности жизнедеятельности учащихся, результаты мониторинга здоровья воспитанников | Результаты мониторинга здоровья, карты наблюдения за учащимися |
2.3.Регулирование межличностных отношений между учащимися | Анализ воспитательного плана классного руководителя: - план и анализ воспитательных мероприятий | Анкетирование родительской общественности и учащихся |
2.4. Профилактика правонарушений | Оценивается система деятельности классного руководителя по профилактике правонарушений, отклоняющегося поведения учащихся и ее результативность | Сведения об учащихся, состоящих на внешнем и внутришкольном учете |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования | Оценивается система дополнительного образования в школе и процент охвата учащихся | Программы дополнительного образования, журналы учеты работы кружков и секций |
2.6. Организация классного ученического самоуправления | Оценивается система ученического самоуправления в классе: структура, процент охвата учащихся и результативность | Структура системы школьного самоуправления |
2.7. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями | Оценивается реализация средового подхода к воспитанию, использование воспитательных возможностей социума | Планы и анализы воспитательной работы классных руководителей |
2.8. Социально-психологический климат в классном коллективе | Оценивается стиль отношений в классном коллективе, стиль классного руководства, система деятельности классного руководителя по предупреждению конфликтов и ее результативность | Результаты анкетирования учащихся и родителей |
2.9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания | Оценивается опытно-экспериментальная и исследовательская деятельность классного руководителя, ее результативность | Портфолио классного руководителя, методические разработки |
2.10. Организация работы с родителями учащихся | Оценивается организационная культура взаимодействия с родителями учащихся, работа с неблагополучными семьями, степень удовлетворенности родителей организацией жизнедеятельности учащихся | График и тематика родительских собраний, результаты анкетирования родителей |
Каждый показатель оценивается по трехбалльной системе (0, 1 и 2 балла) согласно критериям оценивания на основе таблицы «Критерии оценивания» (табл. 2).
Эффективность деятельности классного руководителя рассчитывается по следующей формуле:
Эффективность деятельности классных руководителей по образовательному учреждению в целом рассчитывается как среднее арифметическое эффективностей деятельности каждого классного руководителя.
Полученные данные можно представить также в виде графика, где по оси абсцисс откладываются значения изучаемых показателей, а по оси ординат – полученные баллы. Это будет хорошим подспорьем для определения направлений дальнейшей методической работы с классными руководителями.
Показатель | «1» -Требование выполнено на оптимальном уровне | «2» - Есть резервы или недостатки при выполнении требования | «0» - Требование практически не выполнено |
1. Показатели деятельности классных руководителей |
1.1. Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса | Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. Имеется концепция воспитательной системы класса. Определена система мониторинга эффективности деятельности классного руководителя. | Полностью регламентированы все стороны воспитательного процесса в классном коллективе или в основном регламентированы. Наличествуют локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей. | Воспитательный процесс в классном коллективе недостаточно регламентирован. Локальные акты, обеспечивающие деятельность классных руководителей отсутствуют. |
1.2. Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе | Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется в соответствии требованиями Минимального социального стандарта РФ (для ОУ, реализующих ФГОС I-го поколения) или Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (для ОУ, реализующих ФГОС II-го поколения). Воспитательная деятельность в классе планируется по всем видам воспитательной деятельности и на основе анализа воспитательной работы с использованием средств педагогической диагностики. | Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе осуществляется по основным видам воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность в классе планируется на основе анализа воспитательной работы. | Планирование воспитательной деятельности в классном коллективе отсутствует или осуществляется формально, без учета анализа воспитательной работы. |
1.3. Система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе | Существует целостная система внутришкольного контроля за воспитательной деятельностью в классном коллективе. Контроль осуществляется на диагностической основе всех субъектов воспитательного процесса. Наличествует комплексная форма оценки деятельности классных руководителей. | Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется с использованием анкетирования учащихся и (или) родителей обучающихся. Имеет место оценка деятельности классных руководителей. | Внутришкольный контроль за воспитательной деятельностью в классном коллективе осуществляется бессистемно. Мнения учащихся и родителей обучающихся не изучается. Оценка деятельности классных руководителей отсутствует. |
1.4. Анализ воспитательной деятельности в классном коллективе | анализ воспитательной деятельности содержит полную информацию о развитии коллектива и обо всех протекающих в нем процессах; Результаты педагогического анализа являются основой для планирования воспитательной работы на следующий период. рассматриваются перспективы развития классного коллектива; проводятся все воспитательные мероприятия, согласно плану воспитательной работы; организована и четко функционирует система самоуправления класса; практически все учащиеся имеют закрепленные за ними обязанности; проводятся собрания самоуправления 1 р. в 2 недели; учащиеся самостоятельно и под руководством классного руководителя готовят и проводят мероприятия – 1-2 раза в месяц; классные часы проводятся еженедельно и носят развивающе-воспитательный характер; ведется индивидуальная воспитательная работа с учащимися, зафиксированная в тетради учета индивидуальной работы; | анализ воспитательной деятельности содержит информацию о развитии коллектива и обо всех протекающих в нем процессах; Результаты педагогического анализа используются при планировании воспитательной работы на следующий период перспективы развития классного коллектива не рассматриваются; выполняется 70-80% запланированных воспитательных мероприятий; организована система самоуправления класса; 20-30% учащихся имеют закрепленные за ними обязанности; Собрания классного самоуправления не проводятся или проводятся очень редко (раз в четверть); учащиеся самостоятельно и под руководством классного руководителя готовят и проводят мероприятия – 1-2 раза в четверть; классные часы проводятся по мере необходимости для решения возникающих проблем; ведется индивидуальная воспитательная работа с учащимися, но в тетради учета индивидуальной работы не зафиксирована; | анализ воспитательной деятельности отражает только выполнение плана мероприятий, состояние и перспективы развитии коллектива не рассматриваются; выполняется менее 70% запланированных воспитательных мероприятий; система самоуправления класса носит номинальный характер, реальной работы не ведется; 20-30% учащихся имеют закрепленные за ними обязанности; Собрания классного самоуправления не проводятся или проводятся очень редко (раз в четверть); учащиеся самостоятельно и под руководством классного руководителя готовят и проводят мероприятия – 1-2 раза в четверть; классные часы проводятся по мере необходимости для решения возникающих проблем; ведется индивидуальная воспитательная работа с учащимися, но в тетради учета индивидуальной работы не зафиксирована; |
1.5.Взаимодействие с педагогами и специалистами | отдельный план совместной работы с медицинским работником, библиотекарем; 2 и более мероприятия (за четверть) с приглашением специалистов; регулярное взаимодействие с преподавателями-предметниками по посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса | совместные мероприятия со специалистами включены в план воспитательной работы классного руководителя; 1 мероприятие (за четверть) с приглашением специалистов; регулярное взаимодействие с преподавателями-предметниками по посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса | совместная работа со специалистами не ведется взаимодействие с преподавателями-предметниками по посещаемости уроков учащимися, успеваемости класса ведется не регулярно |
1.6. Материально-техническое обеспечение воспитательного процесса | Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий, соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является оптимальным. Оборудование находится в хорошем состоянии. | Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий, соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является достаточным. Оборудование находится в удовлетворительном состоянии. | Материально-техническое обеспечение регулярных воспитательных мероприятий, соответствует их целям и задачам, установленным в годовом плане работы, и является недостаточным. Оборудование требует ремонта или замены. |
1.7 Контроль за успеваемостью и посещаемостью каждого обучающегося | ежедневный учет посещаемости уроков и дополнительных занятий учащимися класса (ежедневное ведение документации); оперативное выяснение причин отсутствия ребенка на уроке (в этот же день); еженедельное выставление оценок в дневник; | ежедневный учет посещаемости уроков учащимися класса (ежедневное ведение документации); учет посещаемости дополнительных занятий ведется не систематически; оперативное выяснение причин отсутствия ребенка на уроке (в этот же день); выставление оценок в дневник 1 раз в 2 недели; | учет посещаемости уроков учащимися класса ведется не систематически, документально не оформляется; учет посещаемости дополнительных занятий не ведется; причины отсутствия ребенка на уроке выясняются несвоевременно; выставление оценок в дневник реже 1 раза в 2 недели; |
1.8.Ведение документации | разработана программа воспитательной работы в классе; план воспитательных мероприятий отражает все направления воспитательной работы. содержит мероприятия, запланированные помимо школьного плана воспитательной работы; планирование деятельности на новый учебный год строится с учетом анализа прошлого учебного года; индивидуальные карты учащихся полностью заполнены; анализ воспитательной деятельности за год отражает все направления воспитательной работы классного руководителя; наличие протоколов всех родительских собраний, учета посещаемости собраний родителями; наличие протоколов собраний родительского комитета; наличие анализа воспитательных мероприятий (1 мероприятие в полугодие, по форме); наличие планирования по месяцам с внесением корректировок в первоначальный план воспитательной работы; наличие списка детей из многодетных и неполных семей, их занятость в системе ДО; План воспитательной работы классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация предоставляется на проверку в соответствии со сроками; | план воспитательных мероприятий отражает все направления воспитательной работы. содержит мероприятия, запланированные помимо школьного плана воспитательной работы; анализ воспитательной деятельности за прошлый учебный год не учитывается при планировании воспитательной де6ятельности в классе на новый учебный год; индивидуальные карты учащихся полностью заполнены; анализ воспитательной деятельности за год отражает не все направления воспитательной работы классного руководителя; наличие протоколов не всех родительских собраний; наличие не всех протоколов собраний родительского комитета или их отсутствие; наличие анализа воспитательных мероприятий (1 мероприятие в полугодие, по форме); наличие планирования по месяцам, но без внесения корректировок в первоначальный план воспитательной работы; наличие списка детей из многодетных и неполных семей, их занятость в системе ДО; План воспитательной работы классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация предоставляется на проверку после срока, необходимо напоминание; | план воспитательных мероприятий составлен только из мероприятий школьного плана воспитательной работы; анализ воспитательной деятельности за год отражает не все направления воспитательной работы классного руководителя или отсутствует; анализ воспитательной деятельности за прошлый учебный год не учитывается при планировании воспитательной де6ятельности в классе на новый учебный год; заполнены не все разделы индивидуальных карт учащихся; наличие только 1-2 протоколов родительских собраний; протоколов собраний родительского комитета нет; анализ воспитательных мероприятий не проводится или 1мероприятие в год; отсутствие ежемесячного планирования воспитательной деятельности, не вносятся корректировки в первоначальный план воспитательной работы; наличие списка детей из многодетных и неполных семей есть, но их занятость в системе ДО не ведется; План воспитательной работы классного руководителя имеет эстетичный вид; Документация не предоставляется на проверку или предоставляется значительно позже срока; |
1.9.Организация в классе образовательного процесса | контроль успеваемости учащихся класса (полное владение информацией); повышение уровня качественной успеваемости; выставление оценок в дневники 1 раз в неделю; аккуратное ведение классного журнала, отсутствие замечаний; анализ успеваемости 1 раз в четверть; постоянное взаимодействие с учителями-предметниками и родителями по успеваемости учащихся; индивидуальные консультации с родителями; журнал и отчетная информация в конце четверти сдается своевременно; | контроль успеваемости учащихся класса (полное владение информацией); уровень качественной успеваемости не снижается; выставление оценок в дневники 1 раз в 2 недели; незначительные замечания по ведению классного журнала; анализ успеваемости 1 раз в четверть; взаимодействие с учителями-предметниками и родителями по успеваемости учащихся; индивидуальные консультации с родителями журнал и отчетная информация в конце четверти сдается своевременно; | не полностью владеет информацией об успеваемости учащихся класса; выставление оценок в дневники реже 1 раза в 2 недели; замечания по ведению классного журнала, неаккуратное ведение; анализ успеваемости 1 раз в четверть; индивидуальные консультации с родителями и учителями-предметниками проводятся очень редко и не своевременно; журнал и отчетная информация в конце четверти сдается позже назначенного срока; |
2. Показатели результативности деятельности классных руководителей |
2.1. Уровень воспитанности учащихся | В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 75-100%. Имеется положительная динамика или стабильность. | В образовательном учреждении осуществляется диагностика уровня воспитанности учащихся на научной основе. Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет 50-74%. Имеется положительная динамика или стабильность. | В образовательном учреждении диагностика уровня воспитанности учащихся не осуществляется или Процент обучающихся с высоким уровнем воспитанности составляет менее 50%. Имеется отрицательная динамика или нестабильность. |
2.2. Обеспечение жизни и здоровья учащихся | Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеется положительная динамика или стабильность. Выполняются все требования безопасности в образовательном учреждении. Детский травматизм отсутствует. | Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении ведется системно. Осуществляется мониторинг здоровья воспитанников. Имеется тенденция к стабильности. Требования безопасности в образовательном учреждении выполняются. Детский травматизм носит единичный характер. | Здоровьесберегающая деятельность в образовательном учреждении нуждается в улучшении. Мониторинг здоровья воспитанников не осуществляется или имеется отрицательная динамика. Имеют место незначительные нарушения требований безопасности в образовательном учреждении. Высокий уровень детского травматизма. |
2.3.Регулирование межличностных отношений между учащимися | конфликты в классе практически отсутствуют, а если и есть, то решаются очень быстро мирным путем, чаще всего без участия классного руководителя; систематически проводятся классные часы и другие мероприятия, направленные на развитие у учащихся коммуникативных навыков, способов разрешения конфликтных ситуаций (2 раза в четверть); учащиеся обладают навыками разрешения конфликтных ситуаций и большая часть конфликтов решается без участия классного руководителя классный руководитель обладает полной информацией об отношениях между учащимися класса; | возникающие в классе конфликты решаются очень быстро мирным путем, часто требуется вмешательство классного руководителя; классные часы и другие мероприятия, направленные на развитие у учащихся коммуникативных навыков, способов разрешения конфликтных ситуаций проводятся по мере возникновения конфликтных ситуаций; классный руководитель обладает полной информацией об отношениях между учащимися класса; | конфликты в классе случаются очень часто; конфликты решаются очень долго, практически всегда требуется вмешательство классного руководителя; по мере возникновения конфликтных ситуаций проводятся классные часы, направленные на разбор ситуации, а не на развитие навыков разрешения конфликта и коммуникативных навыков; классный руководитель обладает поверхностной информацией об отношениях между учащимися класса; |
2.4. Профилактика правонарушений | Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется системно. На внешнем учете учащиеся класса не состоят. На внутришкольном учете учащиеся не состоят или имеется положительная динамика внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют. | Профилактика правонарушений в образовательном учреждении ведется целенаправленно. На внешнем учете состоят не более 2 учащихся класса. Имеется положительная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета. Правонарушения отсутствуют или носят единичный характер. | Профилактика правонарушений в образовательном учреждении нуждается в улучшении. На внешнем учете состоят более 2 учащихся класса. Имеется отрицательная динамика снятия с внешнего и внутришкольного учета. Имеют место правонарушения. |
2.5. Занятость учащихся в системе дополнительного образования | полная информация о занятости учащихся как в школьной системе ДО, так и в других учреждениях ДО (оформлена документально); ведется учет посещаемости учащимися класса занятий ДО (в сотрудничестве с педагогами ДО); в системе ДО занято 70-100% учащихся класса; наличие полной информации об участии и результатах учащихся класса в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях; | полная информация о занятости учащихся в школьной системе ДО, но нет информации о занятости в других учреждениях ДО; учет посещаемости учащимися класса занятий ДО не ведется; в системе ДО занято 50-70% учащихся класса; информация об участии учащихся класса в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях ведется от случая к случаю, не оформлена документально; | информация о занятости учащихся в системе ДО отсутствует; учет посещаемости учащимися класса занятий ДО не ведется; в системе ДО занято менее 50 % учащихся класса; информация об участии учащихся класса в различного рода олимпиадах, конкурсах, конференциях ведется от случая к случаю, не оформлена документально; |
2.6. Организация классного ученического самоуправления | В классе организована рациональная система ученического самоуправления. Преобладает демократический стиль во взаимоотношениях с учащимися. Коллективная творческая деятельность является основой в организации жизнедеятельности учащихся. | Соблюдается педагогический такт, осуществляется сотрудничество с учащимися. Большинство имеют разовые или постоянные поручения. Используется методика коллективной творческой деятельности. | Преобладает авторитарный стиль во взаимоотношениях с учащимися. Недостаточная помощь активу класса. Среди учащихся нет организаторов различных дел. Менее половины воспитанников имеют разовые или постоянные поручения. |
2.7. Организация работы в социуме и взаимодействие с внешкольными организациями | Классный руководитель оптимально использует воспитательные возможности социума. Выстроена система отношений с социальными партнерами. Средовый подход к воспитанию реализуется в полной мере. | Классный руководитель использует воспитательные возможности социума, выстраивает отношения социального партнерства. Средовый подход к воспитанию реализуется. | Классный руководитель недостаточно полно использует воспитательные возможности социума. Средовый подход к воспитанию не реализуется или реализуется не в полной мере. |
2.8.Социально-психологический климат в классном коллективе | В классном коллективе комфортный психологический климат, стиль отношений демократический. Уровень сплоченности классного коллектива высокий. Конфликты в коллективе практически отсутствуют. учащиеся часто обращаются к классному руководителю за советом, с проблемами; проводится исследование психологического климата класса; по результатам исследования проводится корректировка плана воспитательной работы; обязанности и должности в классе распределены с учетом желаний и интересов детей; | В классном коллективе хороший психологический климат, стиль отношений в основном демократический. Классный коллектив сплочен. Конфликты в коллективе нечасты и эффективно разрешаются. учащиеся иногда обращаются к классному руководителю за советом, с проблемами; проводится исследование психологического климата класса; не проводится корректировка плана воспитательной работы с учетом результатов исследования; | В классном коллективе напряженный психологический климат, стиль отношений неровный. Уровень сплоченности классного коллектива невысокий. Конфликты в коллективе достаточно часты. учащиеся практически не обращаются к классному руководителю за советом, с проблемами; исследование психологического климата класса не проводится; |
2.9. Результативность инновационной деятельности в сфере воспитания | Классный руководитель ведет активную опытно-экспериментальную работу, внедряет инновационные технологии воспитания. Активно участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. Осуществляет диссеминация передового педагогического опыта, имеет публикации. | Классный руководитель ведет опытно-экспериментальную работу, внедряет новые формы воспитания. Участвует в профессиональных конкурсах, творческих мастерских, связанных с воспитательной деятельностью. | Классный руководитель не участвует в опытно-экспериментальной работе, связанной с воспитательной деятельностью. Педагогические исследования не проводятся или не системны. |
2.10. Организация работы с родителями учащихся | социальный паспорт класса содержит полные сведения о семьях учащихся; регулярное проведение родительских собраний, с приглашением учителей, администрации, медика, , с использованием разнообразных форм работы с родителями (анкетирование, деловые игры и др.); присутствие родителей на собраниях – 90-100%; регулярные заседания родительского комитета класса (минимум 1 раз в четверть), который активно участвует в решении большинства вопросов по классному коллективу и возникающих проблем; инициатива и активное участие родителей в проведении внешкольных мероприятий в классе; организация и участие родителей в экскурсиях, поездках класса; родители своевременно информируются о проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении детей; | социальный паспорт класса содержит полные сведения о семьях учащихся; регулярное проведение родительских собраний, с приглашением учителей, администрации, медика, психолога; присутствие родителей на собраниях - более 70-80%; регулярные заседания родительского комитета класса (минимум 1 раз в четверть); родители своевременно информируются о проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении детей; | наличие социального паспорта класса; регулярное проведение родительских собраний; присутствие родителей на собраниях - менее 70 %; заседания родительского комитета класса нерегулярны и носят формальный характер; родители не всегда своевременно информируются о проходящих в школе мероприятиях, об успеваемости, поведении детей; + 1 балл - использование нестандартных форм в работе с родителями (Советы отцов, Школа молодых родителей и др.) |