СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика ознакомления младших школьников с долями и дробями

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методика поможет Вам в ознакомлении детей с темой : "Доли и Дроби"

Просмотр содержимого документа
«Методика ознакомления младших школьников с долями и дробями»

Методика ознакомления младших школьников с долями и дробями

Понятие дроби связано с расширением множества целых чисел до множества рациональных чисел. Теоретически считается, что знакомство младших школьников с долями и дробями имеет целью расширение их представлений о числе. Дроби не являются натуральными числами (поскольку не являются целыми) - это числа рациональные. Можно провести работу по сопоставлению этих двух видов чисел и знакомству с некоторыми сходными операциями с этими числами (соотнесение с предметом моделью, запись, сравнение, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

- В математике рассматривается два подхода определеннию понятия дроби - аксиоматический (через словесное определение и описание свойств) и практический - на измерения отрезков.


Темы «Доли» и «Дроби» традиционно присутствовали во всех учебниках по математике для начальных классов. В прежние вариантах учебников тема «Доли» рассматривалась во 2 классе системы 1 - 3 и в 3 классе системы 1 – 4. Дети знакомятся с понятием доли (дроби вида дроби ¼) и дроби (правильной дроби в которой числитель меньше знаменателя), учились сравнивать дроби с опорой на предметную модель и решать 2 вида задач с дробями: нахождение дроби от числа и нахождения числа по его дроби.


Для ознакомления с решением задач лучше предлагать задачи, которые легко иллюстрировать. При решении других задач достаточно воспользоваться чертежом: число изобразить отрезком, который учащиеся делят на заданное число равных частей, обозначают долю, после чего выполняют решение устно или письменно.

В дальнейшем задачи на нахождение доли числа должны включаться для устной и письменной работы.

При изучении темы «Время» надо объяснить детям, почему принято говорить: «половина второго», «без четверти 10»

Задачи на нахождение числа по его доле вначале надо брать такие, чтобы их можно было непосредственно иллюстрировать.

Далее задачи на нахождение числа по его доле и задачи на нахождение доли включаются и премежении и предлагаются как для устного, так и для письменного решения. Заметим что лучше включать задаче с конкретным содержанием, чтобы учащиеся конкретно представляли долю величины. Задачи на нахождение числа по его доле, являются обратной по отношению к задаче на нахождение доли величины. Задачи решают, сопровождая их наглядным изображением ситуации.

Ознакомить детей с долями значит сформировать у них конкретные представления о долях, т. е. научить детей образовывать доли практически.

Для формирования правильных представлений о долях надо использовать достаточное количество разнообразных наглядных пособий. наиболее удобными пособиями являются геометрические фигуры, вырезанные бумаги; можно использовать рисунки фигур, выполненные на бумаге или в диапозитивах(круги, прямоугольники, треугольники, брускн, отрезки и т. п.). Очень важно, чтобы пособия были не только у учителя, но и у каждого из учащихся. Правильные представления о долях, а позднее о дробях будут сформированы тогда, когда ученики будут своими руками получать, например, половину круга, квадрата, четверть отрезка.



По определению дробь - это числа вида m/n, где m и n - целые числа, причем n не равно 0. Программой начальных классов не предусмотрено формирование понятия дроби как числа. Сведения о дробях ребенок получает только через практические действия над реальными объектами, величинами, множествами и описание этих действий на языке специальных символов (дробей).

Сформированность представлений о дробях отражается в умении выполнять следующие операции: 1) записывать дробь, ориентируясь на объект или рисунок; 2) сравнивать дроби с опорой на объект или рисунок; 3) находить "дробь от числа" (делением объекта или множества на разные части); 4) восстанавливать число по известной его дроби (обратная операция).

Все эти умения формируются на основе принципа наглядности и неотрывности от предметного содержания.

Дроби (доли) в 3 классе

Словом «доля» в 3 классе называют дробь вида 1/k. Долю получают делением объекта на несколько равных частей.

Запись вида 1/ 2, 1/4 подразумевает, что объект разделили на две или четыре равных части и взяли одну из них. Детям сообщается словесном название полученной части: одна двенадцатая доля; одна шестая доля. Используя рисунок круга, разделенного на несколько равных частой дети сравнивают доли, обозначая результат словом.

Дроби в 4 классе

В 4 классе ставится задачи нахождения нескольких долей целого. Работа над данным понятием идет исключительно в словесных обозначениях: детям сообщается термин и дается его практическая иллюстрация. Символьное обозначение дроби на данном этапе не рассматривается. Далее предлагаются различные задания (в виде задач на нахождение нескольких долей числа) аналогичного характера. Рассматривается способ записи дроби: 1/6, 5/6, 3/5. Правильный способ чтения этой записи и смысл каждого ее элемента: число, записанное под чертой, показывает, на сколько равных частей разделено целое число, число, записанное над чертой, показывает, сколько взято таких частей. Слово «числитель» и «знаменатель» детям не сообщаются. Сравнение дробей проводится с опорой на рисунок. Следует обращать внимание на то, что необходимо сравнивать соизмеримые части одного объекта, поскольку для ученика начальной школы дроби - это только части объекта или множества.


Дроби величин

Задания, требующие нахождения дробей (долей) величин и величин по заданным долям используются для выработки умения находить доли от числа и число по доле не только с опорой на наглядную модель, но и с использованием смысла понятия доля.

Доля - это одна из нескольких равных частей величины. Результаты действия с дробями, ребенок формирует как результаты операций над объектами, данными предметной модели или рисунки.

Неправильная дробь - это дробь, у которой числитель больше, чем знаменатель, например 5/4, 7/3, 11/9 и т. п.

В ряде альтернативных учебников ( Л. Г. Петеосон) практикуются задания, в которых дети должны действовать с неправильными дробями : сравнивать их, расставлять по возрастанию и т. Д.

Таким образом, при желании знакомить учеников начальной школы с неправильными дробями следует по-другому построить методику их знакомства с понятием «Дроби» (сделать это на основе аксиоматического определения) и не использовать понятие «Доли» вообще.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Посмотрите внимательно. Что это?

Не удивляйтесь, именно эта сладость поможет вам познакомиться с темой сегодняшнего урока.

У вас на столах лежат макеты шоколад. Представим ситуацию. Миша вышел гулять на улицу мама дала ему шоколадку. Миша решил поделиться шоколадом с 7-ю своими друзьями.

(Учитель раздает макет шоколада)

Давайте проанализируем данную ситуацию.

Что мама дала Мише?

Сколько друзей было у Миши?

На сколько частей нужно поделить шоколадку.

Итак, давайте разделим шоколад так, чтобы хватило всем. (учитель раздает макет шоколада)

На какие части мы разделим нашу шоколадку?

Разделим на 8 частей. (учитель вместе с детьми выполняет задание)

А как мы по-другому можем назвать кусочек шоколада?

Приведите примеры, что еще мы модем назвать долей?

Как вы думаете какова тема нашего урока?

Постановка тема целей и задач

Шокола








Дети делят на части.

Шоколад

7 друзей

На 8 частей



На равные части.

Делят на 8 частей



Долька

Апельсин, мандарин, яблоко…


Тема урока Доля

Основной этап

Учитель располагает на доске макет шоколада разделенный на 8 частей.

Посмотрите внимательно на шоколад. Попытайтесь сформулировать, что такое доли?

Так, мы с вами разделили шоколад на 8 равных частей, как мы можем узнать, какая часть от целого шоколада достанется каждому Мишиному другу?

И сколько долек получит каждый друг?

Верно.

У нас получается каждый друг получит одну долю из 8, тем самым одна восьмая доля.

Итак, внимание на доску одна восьмая записывается так Число под чертой показывает, на сколько частей мы 6 разделили один целый объект, а число над чертой – это сколько таких равных частей мы взяли.

В данном случае наш целый шоколад мы разделили свами на 8 совершенно равных кусков, и для каждого друга мы взяли по 1 куску(доле).

Читается такое число, как «одна восьмая доля». Итак, обозначьте каждую долю шоколада на вашем раздаточном материале (учитель выполняет такую же работу на доске.)


А сколько частей получает друзья вместе?

Как мы можем это выяснить?

Сколько друзей было у Миши?

Запишите какую долю торта получат друзья? Молодцы.

Итак, давайте подведём итог с помощью мини-выводов.

Что же такое доли?

Что обозначает число под чертой в записи?

А над чертой?

Для того, чтобы научиться сравнивать доли предлагаю практическую работу.


Практическая работа с полосками бумаги. Образование и название долей.


А теперь вы разделите одну полоску на две доли.


Как сделаем?

Сколько таких долей во всей полоске?

Какие они между собой?

Заштрихуйте часть.


Как назовем долю?


Кто сможет написать название второй части?


Что обозначает эта запись?


Разделите вторую полоску бумаги на четыре доли.

Как это сделать?


Какие доли между собой получились?


Заштрихуйте одну четвертую долю.


Напишите на этой части её обозначение.


Что обозначает эта запись?


Сколько долей получится, если вы разделите полоску пополам трижды?



Какие доли между собой?



Как назвать одну долю?


Как записать её название математически?



Что обозначает эта запись?



Заштрихуйте долю и запишите её название.


Итак, посмотрим на полоски, доли на которых мы демонстрировали в начале урока.


Вы три раза складывали одинаковые полоски на разное количество долей. Давайте посмотрим, какие доли получались у вас.



Положите доли рядом для сравнения.


Расположите доли в порядке возрастания.


Какая доля самая маленькая?


Самая большая?


- Почему?





Итак, сделаем с вами общий вывод о сравнении долей.


Что такое доля?


Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли?


Что обозначают числа в записи дробей?




Как сравнить доли?






Это равные части целого





Каждый друг получи по одной доле
















Обозначают




8

8/8






На сколько равные части разделили.

- Сколько долей взяли.









Перегнем полоску пополам.


Две

Равные

Заштриховываю


Одна вторая


Целое разделили на 2 равные части (доли) и взяли одну такую часть




Сложить пополам, а затем еще раз пополам.


- Равные


Штрихуют


Целое разделили на 4 равные части (доли) и взяли одну такую часть


Ответы детей.


Проверка практическим способом.


Равные.


Одна третья



Целое разделили на 3 равных частей (долей) и взяли одну такую часть.)



Заштриховывают









Раскладывают доли.




Самая маленкая

Самая большая


Потому что где больше в нашем случае мы закрасили больше часть, а где меньше это получается


Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля


Часть одного целого


Чтобы доли были равные



В записи нижняя цифра обозначает, на сколько равные части (долей) разделили целое, а верхняя – сколько таких частей взяли.


Чем больше число, на которое делили целое, тем меньше полученная доля