СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и  ЕГЭ по биологии.

Просмотр содержимого документа
«Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.»









Методика подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

(из опыта работы)






Учитель первой категории биологии и химии

Абдулаевой Б.И.
























С.Новый Параул

2018г



Перестройка во всех сферах жизни нашего общества требует от каждого учащегося инициативы, самостоятельного мышления, новых нестандартных подходов и решений. Формирование таких качеств и соответствующих видов деятельности требует от учителя педагогического мастерства.

Главной целью моей профессиональной деятельности, связанной с образованием учащихся, является развитие положительной мотивации к учению, формирование умений самостоятельно приобретать новые знания, применять эти знания для осмысления и решения современных проблем,  формировать основы здорового образа жизни. Также свою миссию как учителя вижу в том, чтобы учащиеся достигали высоких предметных и метапредметных результатов в освоении образовательной программы и, как следствие этого, высоких результатов на ОГЭ, ЕГЭ. Работа над популяризацией знаний биологии и химии и их практической направленности – неотъемлемая часть моего педагогического труда.При подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ:

Учитель должен знать:

спецификацию экзамена по предмету:

-назначение и структуру,

-распределение заданий экзаменационной работы по частям,

-тематические разделы (блоки),

-виды деятельности и уровень сложности заданий.

Тематические разделы (блоки)

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания»

Второй блок «Клетка как биологическая система»

Третий блок «Организм как биологическая система»

Четвертый блок «Система и многообразие органического мира»

Пятый блок «Организм человека и его здоровье»

Шестой блок «Эволюция живой природы»

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности»

Изменения в КИМ 2018 года


  • Изменений структуры и содержания экзаменационной работы нет.

  • Всего заданий – 40, из них по типу заданий:

  • заданий с кратким ответом – 33,

  • заданий с развернутым ответом – 7;

  • по уровню сложности: Б – 24 заданий, П – 9 заданий, В – 7 заданий.

  • Максимальный первичный балл за работу – 61.

  • Общее время выполнения работы – 180 мин.

Типичные ошибки:

  • по систематике растений и животных,

  • «Кровообращение»,

  • «Высшая нервная деятельность»,

  • «Генетика»,

  • решение задач.

Система подготовки:

  • Урок;

  • Консультация (групповая);

  • Консультация (индивидуальная);

  • Мониторинг;

  • Тестирование на компьютере во время урока;

Вопросы к консультации:

  • Просмотрите и определите наиболее сложные разделы курса биологии «Бактерии, грибы, растения», «Животные», «Человек», «Общая биология».

  • Составьте вопросы по отдельным трудно воспринимаемым фрагментам текста учебника.

  • Составьте вопросы по непонятным схемам учебника.

  • Определите уровень способности решения задач по биологии.

Приблизительный план отработки материала по темам к экзамену

6 класс:

Растения

  • А) строение клетки, ткани.

  • Б) органы покрытосеменных растений.

  • В) систематика растений.

Бактерии, грибы, лишайники

7 класс

Животные

  • А) типы червей.

  • Б) класс рыб (общие понятия)

  • В) класс птиц(общие понятия)

  • Г) класс пресмыкающиеся

  • Д) класс млекопитающие

  • Г) эволюция строения и

функций органов и их систем.

8 класс

Человек

  • А) кровеносная и лимфатическая системы;

  • Б) пищеварительная система;

  • В) нервная система.

10 класс

Общая биология

  • А) основы цитологии;

  • Б) решение задач по молекулярной биологии;

  • В) размножение и индивидуальное развитие организмов;

  • Г) генетика;

  • Д) задачи по генетике

11 класс

Общая биология

  • А) эволюция органического мира;

  • Б) экосистемы;

  • Решение задач.

  • Решение КИМов.

Методические приемы, которые могут быть использованы при решении задач

  • Каждая гамета получает гаплоидный набор хромосом . Все хромосомы находятся в гаметах.

  • В каждую гамету попадает только одна гомологичная хромосома из каждой пары .

  • Число возможных вариантов гамет равно 2ⁿ, где n – число хромосом.

  • Одну гомологичную хромосому из каждой пары ребенок получает от отца, а другую – от матери.

  • Гетерозиготные организмы при полном доминировании всегда проявляют доминантный признак. Организм с рецессивным признаком всегда гомозиготен.

  • Решение задачи на дигибридное скрещивание при независимом наследовании обычно сводится к последовательному решению двух задач на моногибридное скрещивание. Необходимо внимательно изучить условие задачи. Определить тип задачи. Затем успешно решать задачу.

Решение задач

Задача. На основании родословной установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный), генотипы родителей и детей в первом поколении.

Ответ: 1) признак рецессивный;

2) генотипы родителей: мать – аа, отец – АА;

3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготны – Аа.

Методика решения задач по цитологии


  • Среди заданий по цитологии логично выделить 7 основных типов задач, встречающихся в ЕГЭ. Первый тип связан с определением процентного содержания нуклеотидов в ДНК и чаще всего встречается в части 1. Ко второму типу относятся расчетные задачи, посвященные определению количества аминокислот в белке, а также количеству нуклеотидов и триплетов в ДНК или РНК. Этот тип задач может встретиться в части 2.

  • Задачи типов 3, 4 и 5 посвящены работе с таблицей генетического кода, а также требуют от учащихся знаний по процессам транскрипции и трансляции.

  • Задачи типов 6 и 7 появились в ЕГЭ относительно недавно, и они также могут встретиться учащимся в части 2. Шестой тип основан на знаниях об изменениях генетического набора клетки во время митоза и мейоза, а седьмой тип проверяет у учащегося усвоения материала по диссимиляции в клетке эукариот.


Решение задач

Решение задач первого типа

Задача: В молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов. 

Решение: количество аденина равно количеству тимина, следовательно, тимина в этой молекуле содержится 17%. На гуанин и цитозин приходится 100% — 17% — 17% = 66%. Т.к. их количества равны, то Ц=Г=33%.

  • Решение задач второго типа

Задача: В трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок

Решение: если в синтезе участвовало 30 т-РНК, то они перенесли 30 аминокислот. Поскольку одна аминокислота кодируется одним триплетом, то в гене будет 30 триплетов или 90 нуклеотидов.

  • Решение задач пятого типа

Задача: Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Решение: определяем состав молекулы т-РНК: ААУЦГГЦУАГГЦ и находим третий триплет – это ЦУА. Этому антикодону комплементарен триплет и-РНКГАУ. Он кодирует аминокислоту асп-, которую и переносит данная т-РНК.

Решение задач первого типа

Задача: В молекуле ДНК содержится 17% аденина. Определите, сколько (в %) в этой молекуле содержится других нуклеотидов. 

Решение: количество аденина равно количеству тимина, следовательно, тимина в этой молекуле содержится 17%. На гуанин и цитозин приходится 100% — 17% — 17% = 66%. Т.к. их количества равны, то Ц=Г=33%.

Решение задач второго типа

Задача: В трансляции участвовало 30 молекул т-РНК. Определите количество аминокислот, входящих в состав образующегося белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который кодирует этот белок

Решение: если в синтезе участвовало 30 т-РНК, то они перенесли 30 аминокислот. Поскольку одна аминокислота кодируется одним триплетом, то в гене будет 30 триплетов или 90 нуклеотидов.

Решение задач пятого типа

Задача: Фрагмент ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТАГЦЦГАТЦЦГ. Установите нуклеотидную последовательность т-РНК, которая синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта т-РНК, если третий триплет соответствует антикодону т-РНК. Для решения задания используйте таблицу генетического кода.
Решение: определяем состав молекулы т-РНК: ААУЦГГЦУАГГЦ и находим третий триплет – это ЦУА. Этому антикодону комплементарен триплет и-РНКГАУ. Он кодирует аминокислоту асп-, которую и переносит данная т-РНК.

Информационная поддержка


  • стенд «Подготовка к ЕГЭ», где размещена информация, как себя вести на экзамене,

  • образцы выполненной работы по КИМам прошлых лет,

  • образцы решения разных типов задач.

  • варианты экзаменационных работ размещены в Интернет-ресурсах информационной поддержки ЕГЭ: http://www.ege.edu.ru/, Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)http://www.fipi.ru/, Федеральный центр тестирования (ФЦТ) http://www.rustest.ru/




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!