СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика поиска нестандартных идей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методика поиска нестандартных идей

Просмотр содержимого документа
«Методика поиска нестандартных идей»


Методика поиска нестандартных идей

- «Игра на раскрепощение»


Участники встают в круг и держат друг друга под руки. Ведущий по очереди громко называет одно из имен участников. Ребята с эти именем должны поджать ноги. Остальные должны удержать их.


(вопросы к участникам)

- Приходилось ли вам что – то придумывать в детском объединении? Например, название какого – либо дела, идеи проведения мероприятий, писать сценарий и т.д.

- Легко было придумать что- то новое?

- Как вы думаете, можно научиться придумывать новые идеи?


- Научиться придумывать новые классные идеи беспрерывно в любом количестве, всегда и везде можно. А каким образом – мы сейчас узнаем. Тема занятия «Методика поиска нестандартных идей»


У многих людей творческих и не только профессий до сих пор бывает:

Ступор

Упадок сил

Творческий застой

Отсутствие свежих идей

И они не знают, как на это повлиять…

Обратите внимание, что практически никто не знает как управлять своим творческим потенциалом и где находятся та заветная кнопочка, на которую нужно в себе нажать, чтобы получить нужную мысль.

Мы все прекрасно представляем к чему такая неуправляемость может привести: сегодня идеи приходят редко, иногда с опозданием, завтра они могут вообще не прийти, послезавтра: отсутствие роста, упущенные возможности, потеря работы, любимого дела.

Вы спросите, а разве можно повлиять на приток идей?

Да, можно!

Существуют специальные методики поиска нестандартных идей.

Есть такие люди, которые уже пользуются этой методикой и в любой момент могут быстро и легко придумать нужную им идею.

Поиску нестандартных идей мешаем чаще всего мы сами. Мешают, прежде всего, мыслительные барьеры, выработанная годами привычка во всем опираться на сознание. Мешает уверенность в том, что существует только одно правильное решение, только один возможный ответ, в то время как любая задача в действительности имеет множество решений. Мешает убежденность в том, что все уже кем-то придумано. Также часто мешает предубеждение окружающих и страх показаться глупым.

Итак, если перед вами поставлена сложная задача, и вы действительно хотите найти нестандартную идею, для начала потребуется разминка.

«Снежки»

Сейчас я каждому из вас дам лист формата А4, ножницы, карандаш. Аккуратно разделите его на 8 частей. Затем при помощи только большого, указательного и среднего пальцев сверните из каждой из 8 бумажек маленькие бумажные «снежки». У всех готовы снежки? Тогда играем (30 секунд)! Закончили. Соберите, как можно больше бумажных «снежков» (если кому – то не достанется, попросить поделиться). А теперь аккуратно при помощи большого, указательного и среднего пальцев разверните «снежки» в первоначальное состояние.

Цель подобных упражнений - расслабление, разрядка, возвращение в детское состояние, когда еще не было «зажатости».

Если нет возможности привлечь к процессу кого-то из коллег, друзей можно просто подвигаться, размяться, побегать или попрыгать, можно провести разминку при помощи друдлов – загадок-головоломок, рисунков.

(Раздаю всем одинаковый друдл)

- Назовите в течение одной минуты максимальное количество того, что изображено на рисунке. Ответы не обязаны быть реалистичными.

(участники называют)

- Ценность друдлов заключается в том, что единственного правильного ответа не бывает.

- Один важный совет при поиске нестандартных идей – в процессе работы не забывайте фиксировать (например, на бумаге) все пришедшие вам в голову идеи.

- Существует много различных методик поиска нестандартных идей.

Самая распространенная – это «мозговой штурм».

Цель — выработка максимального количества разнообразных идей. Как правило, к этому методу прибегают тогда, когда чувствуется так называемый творческий застой. Перед участниками ставится задача и затем каждый высказывает различные идеи решения этой задачи. Процесс мозгового штурма предполагает определенные правила работы. Вот главные из них: никакой критики; важно собрать как можно больше идей — даже кажущихся нереальными; приветствуется использование проведения параллелей с другими сходными ситуациями.

- Давайте с вами придумаем идею проведения международного Дня студента, посвященного празднованию Дня молодежи. Но сначала определим человека, который будет записывать все названия. А сейчас, пожалуйста, ваши предложения.

(проводится 3 минуты)

- Итак, мы собрали все предложения. Следующий этап мозгового штурма анализ - самый трудоемкий в плане обсуждения предложений. На этом этапе необходимо проанализировать все предложения, рассмотреть их с разных точек зрения. Взвесить все плюсы и минусы.

(проводим анализ)


- И последний этап — завершающий. Это этап принятия решения, выбора окончательного варианта, оптимального по всем параметрам.

(выбираем одно название)

- Пример мозгового штурма хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления.

- Следующий метод «Ассоциативные переходы».

Я предлагаю вам какую-либо пару слов, например, «древесина – мяч» и предлагаю совершить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древесина – лес – поле – футбольное – мяч. Каждый из вас по кругу называет свою собственную ассоциацию на слово, т.е. если первый называет ассоциацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово «лес» и т.д.

Итак, пара слов каникулы – сессия.



- Следующий метод - « Метод гирлянд признаков». Составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды -случайных существительных. Например, ваза - красивая, стеклянная, и т.д. Итак, подбираем прилагательные к слову студент (все по кругу называют признаки, прилагательные). Например, это может помочь при придумывании заголовка статьи в студенческой газете. Это могут быть и не только прилагательные.


- «Метод произвольно выбранных слов»

Суть метода заключается в том, что в газете или книге вы должны наугад выбрать слово, а после этого связать его с существующей проблемой. Открываете какую-нибудь страницу и, не глядя, водите по ней рукой, пока не решите остановиться. Слово или изображение у вашего пальца и есть ваш произвольный выбор. Если палец остановился на фотографии, используйте название фрагмента, которого вы коснулись. Энди Грин в своей книге приводит такой пример работы с этой методикой. Одному из сотрудников было необходимо разработать темы для медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Произвольно выбранным оказалось слово «Сербия». После некоторого замешательства родились следующие темы: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и т.д.

Сейчас мы разделимся на три группы. Я раздаю по газете каждой группе. Ваша задача, используя метод выбранных слов придумать название студенческой газете.


- «Метод вымышленных персонажей»

Этот метод лучше всего подходит для ситуации, когда вы остались с проблемой один на один. Метод заключается в следующем: вы должны создать собственную «креативную группу» из вымышленных и реальных персонажей. Вы должны сами себе задать вопрос «Какое решение этой проблемы предложил бы Сальвадор Дали?» или «Какое решение этой проблемы предложил бы Винни-Пух?». Чем разнообразней ваша собственная «креативная группа», тем лучше. В основе, как вы уже поняли, лежит все тот же базовый принцип – рассмотреть проблему с разных сторон, с разных точек зрения.

Проблема: «Уборка учебного заведения».

(каждый из участников придумывает себе персонажа и пытается решить эту проблему)


- Подведем итог. Где же найти идеи? Волшебной палочки для поиска нестандартных идей не существует в природе, но зато есть множество методов, способных помочь любому человеку. Мы с вами сегодня познакомились лишь с несколькими методиками поиска нестандартных идей.

Идеи сами найдут вас, если вы будете готовы видеть новое. Часто настройка на «творческую частоту» уже порождает яркие идеи, в любом месте, где бы мы ни находились, — идеи всегда окружают нас. Нужно только суметь их услышать. Остальное — дело профессионального мастерства. Позволяйте себе выйти за рамки обычного, стандартного, так как получить новый результат можно только действуя по-новому, разрушая устоявшиеся стереотипы. Впитывайте в себя информацию как губка- побольше читайте, общайтесь с людьми (по возможности новыми), путешествуйте (хотя бы совершите прогулку на окраину города), в общем, старайтесь получать как можно больше новой информации.

(раздаю памятки с методиками поиска нестандартных идей)












- Как научиться всегда и везде легко и быстро придумывать новые идеи?

Что вы подумаете, если я вам скажу, что никакой Музы не существует? Что можно научиться придумывать новые классные идеи беспрерывно в любом количестве, всегда и везде, в любом состоянии? И что такая мощная методика уже существует?

Один из вариантов методики мозгового штурма

Цель — выработка максимального количества разнообразных идей. Не следует бояться фантастических идей: их легче «приручить», чем придумать. Нужно стремиться придумать как можно большее количество идей. Чем больше идей, тем больше вероятность успеха.

Методики творческого мышления — инструмент очень тонкий и сложный. Он требует как отработки механизма генерирования идей, так и настройки общей готовности к эффективной работе. Выработка механизма «настройки» — вопрос самоорганизации самого творческого сотрудника. На тренингах креативности довольно часто для разогрева используются детские игры, подразумевающие некоторую физическую активность. Например, одного из участников просят загадать слово, а другого знаками показать его. Еще одно тренинговое упражнение заключается в следующем. Участников просят взять лист формата А4 и аккуратно разделить его на 8 частей. После этого при помощи только большого, указательного и среднего пальцев свернуть из каждой из 8 бумажек маленькие бумажные «снежки». В оригинале далее следует шумная игра в снежки, после которой участники должны собрать как можно больше бумажных «снежков». После этого всех просят так же аккуратно при помощи большого, указательного и среднего пальцев развернуть «снежки» в первоначальное состояние. Это кажущееся «дурацким» на первый взгляд упражнение направлено, если верить специалистам, на стимуляцию гипоталамуса.

К сожалению, описанные выше упражнения подразумевают групповую работу и помимо этого могут, мягко говоря, смутить сидящих рядом коллег. Поэтому приводим альтернативный вариант разминки при помощи друдлов – загадок-головоломок, рисунков, глядя на которые невозможно точно сказать, что на них изображено. Ценность друдлов заключается в том, что единственного правильного ответа не бывает. В качестве упражнения необходимо назвать максимальное количество возможных вариантов того, что изображено на рисунке. Ответы не обязаны быть реалистичными (рисунки 1-5).


Рисунок 1. Пример: бабочка, взбирающаяся по веревке

Рисунок 2. Пример: Утенок, выглядывающий из-за края ванны

Рисунок 3. Пример: Кошачья лапа

Рисунок 4. Пример: Вид на автомобильную развязку

Рисунок 5. Пример: План улицы с отмеченным местом посадки парашютиста


хорошо знаком нам по любимой не одним поколением телезрителей передаче: "Что? Где? Когда?". Категорически запрещается критика выдвигаемых идей. Это нужно для того, чтобы не мешать свободному полету творческого мышления. Необходимо положительно оценивать любую высказанную мысль, даже если она кажется вздорной. Это, конечно же, бывает сложно сделать, но демонстрируемая поддержка и одобрение очень стимулируют и вдохновляют генераторов идей.

Для этого вам помогут на первый взгляд детские упражнения. Например, возьмите обычную скрепку или лист бумаги и придумайте как можно больше способов необычного использования этих предметов. Или назовите наугад 4 буквы алфавита и попытайтесь составить осмысленное предложение, в котором каждое слово начинается на указанную букву. Хорошо развивают творческое мышление картинки с необычным изображением друдлы. Задайте себе вопрос, что изображено на рисунке. Множество необычных разноплановых вариантов, которые вы назовете, будет говорить о том, что ваше мышление «движется» в разных направлениях, оно творческое. В общем, будьте готовы к изменениям, так как они верный путь, как избежать стандартов.


Праздничное мероприятие

Безусловно, каждый человек мечтает (хотя бы в молодости) создать что-то необыкновенное, что-то, что перевернет весь мир. Не важно – сделать какое-то важное открытие, создать какой-то шедевр, например написать книгу или картину, снять фильм, который получит никак не меньше 10 Оскаров, и т. д., и т. п.

Из нее вы узнаете, как раскрыть и развить свои творческие способности, как найти тот механизм, который помогает создавать шедевры, как научиться мыслить творчески.

Но для начала – тест, который поможет вам оценить свои возможности и способности на данный момент, то, насколько вы можете мыслить креативно и каков ваш потенциал.

Тест простой: за одну минуту опишите как можно больше свойств и применений обычного надувного резинового шарика. Одно из свойств задумано в качестве правильного ответа, вам предстоит, перечисляя, его угадать.

Чем больше будет ваш список, тем больше шанс угадать задуманное и, соответственно, больше ваш творческий потенциал. Ответ на тест ищите ниже.

Этот тест не только поможет вам выяснить, насколько высок ваш творческий потенциал; по мнению американских психологов (а они в этом смысле большие асы), творческий потенциал состоит из нескольких слагаемых.

Первое – скорость. Иными словами, способность за короткое время выдать большое количество идей.

Второе – гибкость. Это способность генерировать придуманные идеи. Сколько свойств резинового воздушного шарика вы описали? И в каких направлениях их можно использовать?

Третье – оригинальность. Данная способность касается реализации самых уникальных и необычных идей, их воплощения в жизнь. Например, использование шарика в качестве резервуара для хранения семечек смело можете оценить в пару баллов, а предложение просто его надуть оценивается в ноль баллов в силу своей стандартности.

Четвертое – тщательность. Здесь имеется в виду способность усложнить первоначальный вариант изделия, присовокупив к нему некоторые дополнительные части, тем самым расширив возможность его использования. Вы можете рассчитывать на дополнительные баллы, если предложите спиралевидно разрезать два шарика так, чтобы, соединив их вместе, можно было в использовать их в качестве довольно плотной бельевой веревки.

Насколько вы справились с тестом? Можете ли честно ответить, были ли ваши идеи достаточно гибкими, тщательными и оригинальными? Если результаты вас не устроили, не расстраивайтесь – вы можете их улучшить.

Что для этого нужно? Ну, для начала – дочитать эту книгу до конца. В данной главе вы узнаете, что существует несколько техник (вполне оправданных практикой), которые помогут вам научиться мыслить креативно, а значит, и увеличить ваш творческий потенциал. Мыслить креативно несложно научиться. И достичь этого можно благодаря популярно изложенным здесь способам.

Задача 1

Представьте себе, что вы – главный планировщик в недавно открывшемся издательстве. Первый заказчик показал вам книгу «Русский язык в картинках» и попросил разработать новую концепцию точно такой же книги. Возможный заказ для вашего издательства не просто желателен, а прямо-таки является делом чести.

Условие заказчика – материал в книгах должен быть тот же, а вот оформление...

Требуется.

Распланировать книгу в соответствии с условием заказчика.

Вы созываете совещание и просите коллег высказать идеи относительно проекта. В итоге вы имеете несколько предложений, из которых вам надлежит выбрать лучший вариант:

а) в иллюстрациях к книге сделать «сквозных героев», скажем, мальчика Петю и его собачку Жу-Жу;

б) сам текст построить совершенно иначе и выдержать в другом стиле, скажем, пустить обращение к читателю;

в) книга может быть оформлена в стиле «печворк», например одна страница желтая, другая красная, третья голубая и т. д.;

г) книга, помимо рисунков, может содержать небольшие тематические рассказы, поясняющие на конкретном примере, как пользоваться полученными знаниями.

Креативный ответ ищите на страницах этой книги, правда, несколько ниже.

Итак, теория первая. Имеет название мозговой штурм или «мозговая атака» (кстати, первая задача как раз относительно этого). В название нередко вкладывается самый разнообразный смысл, но изначально оно подразумевает процесс рождения идеи двумя (можно больше) людьми. Как правило, к этому методу прибегают тогда, когда чувствуется так называемый творческий застой. В коллективе сотрудникам следует собраться вместе и попробовать подключить описываемую методику.

Однако если проблема касается личной жизни, то вы тоже можете использовать мозговую атаку, призвав на помощь ваших друзей или родственников. В любом случае, эта методика рассчитана на несколько человек и позволяет выявить некоторые важные характерные особенности группы.

Например, насколько эффективно работает коллективная энергия.


После этого оценить и выбрать наиболее приемлемый вариант, а для этого вы должны разработать стратегию, при помощи которой вы сможете воплотить решение в жизнь.

А в целом, подытоживая, хотелось бы напомнить вам одну поговорку, чтобы вас не пугала показная сложность этой методики, известной вам с детства: одна голова хорошо, а две – лучше, которая как нельзя лучше выражает смысл мозговой атаки.

Вы проводите мозговой штурм. Цель поставлена, все требования к решению обговорены. Сотрудники старательно пишут идеи на листках бумаги, и в итоге у вас на столе появляется приличная кипа.

Требуется.

Выбрать лучшие идеи.

Вопрос.

По какому принципу вы будете проводить сортировку:

а) просто приметесь обсуждать все без исключения идеи вслух;

б) просто разделите кипу на три приблизительно равные стопки, а идеи – на хорошие, так себе и бредовые;

в) просто обнародуете все идеи, а затем проведете тайное голосование.

Описание наиболее креативного способа – ниже в тексте.

Следующая методика использования интеллекта в творческих целях имеет условное название работа от противного . В отличие от мозговой атаки, участники которой пользуются в решении как бы общим пониманием проблемы и, условно выражаясь, находятся в общих границах ее осмысления, что обеспечивает дополнительное ощущение комфорта, работа от противного как раз и заключает в себе разгром привычного стереотипа мышления. Затем, чтобы люди при обсуждении проблемы могли выйти за пределы логического мышления.

У этой методики существует несколько разновидностей, но все они базируются на том, чтобы заставить мозг связать воедино вещи, на первый взгляд, не имеющие ничего общего между собой.

Подобный подход способен значительно расширить границы восприятия. Заключается он в том, чтобы сначала создать список из нескольких предметов, которые совершенно не будут связаны между собой, например: стол, мяч, стена...


Ассоциации, которые могут возникнуть у вас всвязи с этими предметами, нередко в состоянии подсказать самые неожиданные решения проблем.


Не сдерживайте и не гасите те мысли или чувства, которые вызывает у вас какой-либо определенный предмет. Для составления списка вы можете использовать словарь, открывая его на разных страницах, вы можете составить список из первых попавшихся слов. Или использовать игрушки ваших детей. Или садовый инвентарь вашего тестя. Или то и другое вместе.

Словом, любые предметы, главное – глядя на них, вызвать какую-то определенную ассоциацию. Так, например, взгляд на игрушечную обезьянку поможет вам отметить, что к решению какой-то задачи следует подойти более гибко, и закрепит в вашей голове какую-то более конкретную идею.

Задача 4

Методика ЦНП на самом деле вовсе не страшна, несмотря на загадочную аббревиатуру. Расшифровывается она так – цель, а не проблема. Это, пожалуй, одна из самых несвойственных большинству людей методик по использованию мозговых ресурсов в решении конкретных задач. Смысл ЦНП заключается в том, чтобы просто посмотреть на проблему с другой стороны.


Иными словами – вы рассматриваете проблему не как оную, требующую срочного решения, а как цель, которую необходимо как можно скорее достичь.


Не секрет, что для многих людей такой подход является очень неожиданным и, между прочим, открывает совершенно новые горизонты, поскольку помогает выйти за рамки проблемы, так сказать, перенести ее в иную плоскость.

Эта методика наиболее эффективно зарекомендовала себя именно в творческом русле, так как ее использование подхлестывает творческую, созидательную энергию и приводит к появлению прямо-таки незаурядных мыслей.


Ваша задача – перевести решение с «как мне этого достичь» в «я хочу достичь именно этого».


Стимулом для этого подхода могут быть положительные ответы на вопрос, почему я хочу достичь именно этого. Чем больше будет плюсов в ответах на вопрос почему, тем легче будет вам казаться решение, точнее сказать, достижение цели.

Если у вас не получается переоценить проблему, попробуйте сделать это письменно или графически. Очень часто наглядные пособия помогают в такой ситуации

«Преобразующее мышление» – вот название еще одной методики.

Ее отличительной особенностью является способность раскручивать одну-единственную мысль до тех пор, пока не выявится ее новое (искомое) решение. Преобразующее мышление – своего рода интеллектуальная гимнастика, которая эффективна как сама по себе, так и в соединении с более тяжеловесной мозговой атакой.

Она использует возможность прибегать к разнообразным способам мышления и позволяет предвидеть заранее результаты, поскольку в достаточно большом объеме охватывает мыслительные процессы и базируется на методике создания новых идей.

В этом понятии техника состоит из нескольких слагаемых, которые могут быть вам полезны для рассмотрения проблемы и поиска ее решения. Иными словами, вы можете не только решить проблему в положительном ключе для вас лично, но также не обидеть при этом вашу жену, тещу, начальника, собаку, машину. Словом, позволяет вам решить эту проблему на разных уровнях.

Затем необходимо уметь разбудить вашу интуицию, если она все еще не дает о себе знать, по крайней мере, явно. Существует два самых эффективных способа растормошить вашу Спящую красавицу.

Первый из них заключается в том, чтобы вести себя, как губка. Иными словами, впитывать окружающий мир – побольше читать, общаться с людьми (по возможности новыми), путешествовать (хотя бы совершить прогулку на окраину города), в общем, постараться получить как можно больше новой информации.

«Ассоциативные переходы».

Цель: Тренировка навыка генерирования направленных ассоциаций.

Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает какую-либо пару слов, например, «древесина – мяч» или «небо – чай» и предлагает совершить ассоциативный переход от первого слова ко второму. Например: древесина – лес – поле – футбольное – мяч; небо – земля – вода – пить – чай. Подобный переход осуществляется путем поочередного называния по кругу каждым участником своей собственной ассоциации на слово, т.е. если первый называет ассоциацию на слово древесина, то второй называет ассоциацию на ассоциацию первого. В нашем примере на слово «лес».

Итог: Генерирование ассоциаций для целесообразного их использования в творческом процессе требует некоторых навыков, тренировки, что повышает общий активный репертуар личности. Особенно полезна тренировка для взаимоотнесения (мысленного) разных слов и понятий. Это упражнение является подготовительным для следующего.


«Мебельная фабрика».

Цель: Генерирование ассоциаций в творческом процессе, развитие творческого мышления, творческого подхода в решении проблемных ситуаций.

Участникам предлагается вообразить себя конструкторами-дизайнерами мебельной фабрики. Перед ними ставится задача предложить новые, оригинальные и полезные модификации стульев для расширения ассортимента продукции фабрики. Целесообразнее проводить игру в форме соревнования между двумя командами на лучшее творческое решение. Ведущий описывает участникам поэтапную схему действий, необходимых для достижения цепи, координирует и направляет действия команд в ходе игры.

  1. Поиск решения – определение синонимов объекта. Синонимами объекта «стул» является «кресло», «табуретка», «пуф».

  2. Произвольный выбор случайных объектов (участники могут воспользоваться словарем или просто списком слов, составленным ранее ведущими или ими самими). Например: электролампа, решетка, карман, кольцо, цветок, пляж.

  3. Составление комбинаций из слов

«Задача о коробочках».

Цель: Развитие умения выявлять скрытые свойства или функции предметов, изучение процесса решения проблемной ситуации.

Участнику группы предлагается набор предметов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и дается конкретное практическое задание.

Задание: На двери нужно разместить друг около друга и на заданной высоте три свечи. Среди множества предъявленных предметов есть несколько гвоздей, а также три разные маленькие коробочки размером со спичечный коробок, но разного цвета и расположенные в разных местах стопа.

Решение: Коробочки с помощью гвоздей (или кнопок, если коробочки картонные) прикрепляются к двери, служа подставками к свечам.

Варианты задачи заключаются в явном предъявлении коробочек в качестве материала для решения задачи и неявном, когда они используются в качестве резервуаров для гвоздей, свечей, спичек, кнопок и т.д.

Анализ: Результаты экспериментов показали, что при выполнении практического задания найти неизвестное в проблемной ситуации в два раза труднее, если соответствующий предмет предварительно выступал в своей основной функции («неявный» вариант), чем когда эти функции не были актуализированы.

Данное упражнение демонстрирует один из аспектов общей психологической закономерности обнаружения нового свойства объекта – необходимость включения этого объекта в новую систему связей.

Поэтому тренеру при работе с этими заданиями необходимо приводить как можно большее количество вариантов возможного использования предметов, как явно, так и неявно представленных.

Мозговой штурм (брейнсторминг): предложен Алексом Осборном (США) в 40-х гг. XX в. Основные идеи: коллективный поиск идей, разделение процессов генерации и критики во времени и участников соответственно на генераторов и критиков. В процессе генерирования высказываемые идеи развиваются и модифицируются далекими ассоциациями и аналогиями. Оптимальными считаются группы в 5—10 человек. Считается за норму, если в течение 1,5 часов (два академических часа) группа продуцирует до сотни идей.



Недостатки метода (и всех его разновидностей):

огромное количество идей еще не гарантирует появления «гениальной идеи»;

ввиду отсутствия аналитического этапа мозговой штурм вырабатывает яркие, оригинальные идеи, но не стратегически правильные решения построения маркетинговых коммуникаций.

не предназначен для решения сложных задач, для которых требуется проведение исследований рынка, специальные знания по рекламируемому продукту (например, средства вооружения, промышленные химикаты и др.) или техническая подготовка (которая необходимапри разработке, например, новых типовых конструкций в наружной рекламе).

Метод гирлянд ассоциаций и метафор — эвристический метод творчества, представляющий собой развитие. Включает следующие процедуры:

определение синонимов объекта, в результате которого образуется гирлянда синонимов (например, стол — бюро — парта — ...);

выбор случайных существительных, при помощи которых генерируется гирлянда случайных существительных (например, карандаш — стул — ...);

комбинирование всех элементов гирлянды синонимов с каждыми элементами гирлянды случайных существительных. Некоторые из комбинаций представляют идеи для решения задачи (например, стол как карандаш — стол в виде стула — ...);

составление списка признаков в виде прилагательных для каждого элемента гирлянды случайных существительных (см. п. 2). Эти списки являются гирляндами признаков (например, карандаш: деревянный — автоматический — ...; стул: ...);

комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд признаков, в результате чего могут появиться идеи для решения проблемы (например, стол — деревянный (в виде дерева);

генерирование гирлянд свободных ассоциаций. Исходным началом служит каждый элемент гирлянды признаков. Количество гирлянд свободных ассоциаций равно числу всех элементов гирлянд признаков. Гирлянды свободных ассоциаций образуются при помощи многократной постановки вопроса «О чем напоминает слово...?». Ответ на вопрос, полученный на основе ассоциации, представляет собой новый элемент гирлянды, который является исходным для повторной постановки вопроса (например: «О чем напоминает слово «зеленый»? — О «траве»; «О чем... «трава»? — О «поле»; «О чем... «поле»? — О «холоде» и т.д.). Такая гирлянда ассоциаций будет содержать: трава-поле—холод...;

комбинирование элементов гирлянды синонимов с элементами гирлянд свободных ассоциаций, в результате чего появляются новые идеи решения проблемы;

Однако если говорить о креативе, как о неком созидательном акте, в результате которого рождается новое нестандартное решение, очевидно, что не существует каких-либо ограничений по сферам деятельности. Креативность часто называется одним из важных личных качеств, которым должен обладать идеальный кандидат на ту или иную вакансию. Креативность стала конкурентным преимуществом в борьбе за «место под солнцем».

Бытует мнение, что креативность сродни гениальности – то есть является врожденным качеством. Однако это предположение опровергают специалисты. Все как один говорят, что это креативность может в себе развить практически каждый. Исключение составляют единицы. Конечно, наибольших результатов в этом направлении, затратив наименьшее количество времени, можно достичь, посетив качественный тренинг креативности. Но что делать, если уже поставлена задача, найти для нее нестандартное решение жизненно необходимо, и времени на посещение тренинга уже нет?

Часто создается впечатление, что яркие идеи приходят в головы к своим создателям сами собой. Но это всего лишь впечатление. Проблема создания креатива и проблема творчества вообще уже многие годы волнует исследователей. В результате существует несколько классификаций, описывающих фазы творческого процесса.

Метод газетных вырезок

Эта методика может быть использована и на креативных группах, и в индивидуальной работе. Суть заключается в следующем. Вам необходимо произвольно выбрать несколько газетных заголовков. Затем вы должны придумать решение проблемы, начинающееся с текста одного из выбранных вами заголовков. Здесь желательно ограничить время описания проблемы, например, 5 минутами. Если работа происходит в группе, все описанные решения собираются вместе, а затем каждый из участников группы должен взять любое чужое решение, продолжить его или развить. Начиная описание решения проблемы с не имеющего к ней прямого отношения фразы, вы фактически вынуждены взглянуть на проблему по-новому, с совершенно неожиданной стороны. Следует сразу оговориться, что рациональный анализ решений может проводиться только после того, как собраны все варианты.


Метод помогает очень быстро выстроить ассоциативный ряд, который, как правило, либо наталкивает на решение проблемы, либо задает направление креативного процесса. На метод газетных вырезок очень похож метод произвольно выбранных слов. Суть метода заключается в том, что в газете или книге вы должны наугад выбрать слово, а после этого связать его с существующей проблемой. Энди Грин в своей книге «Креативность в паблик рилейшнз» приводит такой пример работы с этой методикой. Одному из сотрудников было необходимо разработать темы для медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Произвольно выбранным оказалось слово «Сербия». После некоторого замешательства родились следующие темы: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и т.д.

Метод вымышленных персонажей


Метод шести шляп


Эта методика была разработана Эдвардом де Боно и является одной из наиболее известных. Методика помимо того, что заставляет смотреть на одну и ту же проблему с разных сторон, разделяет мыслительный процесс на основные этапы, практически совпадающие с описанными выше фазами творческого процесса: сбор информации, генерацию идеи и критическую оценку. Каждый из этапов символизирует шляпу определенного цвета:

Белая шляпа – рациональная, этап сбора информации. На данном этапе необходимо просто изложить цифры и факты;

Красная шляпа – эмоциональная. На данном этапе необходимо зафиксировать все связанные с задачей эмоции, предчувствия и др.;

Черная шляпа – пессимистичная, критически настроенная. На данном этапе обсуждаются возможные неудачи;

Желтая шляпа – позитивная, оптимистичная. На данном этапе нужно смотреть на задачу позитивно, фиксировать выгоды и преимущества;

Зеленая шляпа – творческая. На данном этапе важно сосредоточиться на поиске новых решений проблемы, возможных альтернативах, рассматриваются все возможные варианты;

Синяя шляпа – философская. На данном этапе формулируется общее представление о ситуации, систематизируется мыслительный процесс.


Методика подходит и для индивидуального использования, и для работы в группе, и напоминает ролевую игру. В обычной жизни наш мыслительный процесс включает все перечисленные выше этапы, но зачастую мы думает обо всем этом одновременно. Методика позволяет уделить внимание каждому из аспектов мышления, но по одному за раз.

Мозговой штурм


Мозговой штурм – групповой метод поиска решения – в настоящее время получил широкое распространение. Однако часто приходится слышать о том, что его проведение не привело к желаемым результатам. Поэтому следует сказать несколько слов о принципиально важных моментах, влияющих на результативность подобного мероприятия.


По правилам мозговой штурм должен проходить под руководством опытного модератора. Его функции – расшевелить аудиторию, если она «не настроена» работать, направлять обсуждение, если оно отклоняется в сторону и т.д. Если нет возможности привлечь опытного модератора, то его может заменить хороший коммуникатор, вооруженный «сценарием», регламентирующим

Довольно распространенной ошибкой является отсутствие четкого разграничения этапов генерации новых идей и их анализа и критики. В результате многие хорошие и нестандартные решения отправляются в корзину, едва появившись. На этапе генерации важно собрать все идеи, связанные с решением задачи. И только после того, как все участники высказали свое мнение, можно переходить к сортировке идей, например, путем голосования за наиболее понравившиеся. Результатом мозгового штурма является список возможных решений задачи, который передается для дальнейшей оценки аналитикам, директору по развитию и др.

Волшебной палочки для генерации идей не существует в природе, но зато есть множество методов, способных помочь любому специалисту стать креативной личностью.

5. Техника произвольно выбранных слов


Суть метода заключается в случайном, наугад, выборе слова. Это легче всего сделать, просматривая газету. Откройте какую-нибудь страницу и, не глядя, водите по ней рукой, пока не решите остановиться. Слово или изображение у вашего пальца и есть ваш произвольный выбор. Если палец остановился на фотографии, используйте название фрагмента, которого вы коснулись. Если, например, на фотографии изображен человек, и ваш палец лежит на его плече, возьмите слово «плечо».


Техника равно подходит и для самостоятельной работы и для работы в небольших группах. Однажды мы воспользовались этим, чтобы помочь сотруднику, которому надо было разработать основные темы будущей медицинской конференции, посвященной болезням сердца. Наш курс читался в самый разгар кризиса на Балканах, и члены одной из групп выбрали слово «Сербия». Сначала группа была в замешательстве, но затем они быстро придумали темы по ассоциации с этим словом, как-то: «Стратегический удар по болезням сердца», «Война с болезнями сердца» и другие. Другая группа наугад выбрала слово «дом» и предложила темы вроде «Болезнь сердца в вашем доме», «Является ли образ жизни причиной сердечных болезней?» и т. д.


Данный метод позволяет очень быстро (буквально за несколько минут) выстроить ассоциативный ряд, который либо приводит к конкретным идеям, либо показывает направление для пошагового креативного процесса разработки идеи и даже новой парадигмы. Описанная техника также обладает тем преимуществом, что задает сразу несколько различных творческих сюжетов и направлений для исследования.

цель;

контекст, в котором будет рассматриваться проблема;

время, которое необходимо и возможно затратить для принятия решения.


Это позволяет максимально сблизить понимание цели и задач, сориентироваться и выбрать наиболее актуальный ракурс рассмотрения вопроса и, наконец, внутренне настроиться на определенный интервал времени, отведенный для процесса.


Второй этап — процесс сбора предложений

Необходимо соблюдать правило безоценочного принятия предложений от всех участников процесса. Безусловно, велик соблазн перейти к обсуждению услышанных предложений. Очень важно удержаться, так как если начать обсуждать уже озвученные предложения, в то время как остальные еще не были озвучены, они так и останутся невысказанными.

Третий этап — анализ

Самый трудоемкий в плане обсуждения предложений. На этом этапе необходимо проанализировать все предложения, рассмотреть их с разных точек зрения. Взвесить все плюсы и минусы.

Четвертый этап — завершающий


Это этап принятия решения, выбора окончательного варианта, оптимального по всем параметрам.

Описанная модель — это самая элементарная и универсальная схема ведения группового процесса. Соблюдение законов и последовательности таких этапов позволяет повысить эффективность группового процесса принятия решения.

Нашей креативности мешаем чаще всего мы сами. Мешают, прежде всего, мыслительные барьеры, выработанная годами привычка во всем опираться на сознание. Мешает уверенность в том, что существует только одно правильное решение, только один возможный ответ, в то время как любая задача в действительности имеет множество решений. Мешает убежденность в том, что все уже кем-то придумано. Также часто мешает предубеждение окружающих и страх показаться глупым.

На зарядку становись!


Итак, если перед вами поставлена сложная задача, и вы действительно хотите найти нестандартное решение, для начала потребуется разминка. На тренингах креативности довольно часто для разогрева используются детские игры, подразумевающие некоторую физическую активность. Например, одного из участников просят загадать слово, а другого знаками показать его. Еще одно тренинговое упражнение заключается в следующем. Участников просят взять лист формата А4 и аккуратно разделить его на 8 частей. После этого при помощи только большого, указательного и среднего пальцев свернуть из каждой из 8 бумажек маленькие бумажные «снежки». В оригинале далее следует шумная игра в снежки, после которой участники должны собрать как можно больше бумажных «снежков». После этого всех просят так же аккуратно при помощи большого, указательного и среднего пальцев развернуть «снежки» в первоначальное состояние. Это кажущееся «дурацким» на первый взгляд упражнение направлено, если верить специалистам, на стимуляцию гипоталамуса.

Если нет возможности привлечь к процессу кого-то из коллег, можно просто подвигаться, размяться, побегать или попрыгать. Обладая некоторой подготовкой, можно постоять на голове. Целью подобных экзерсисов является расслабление, разрядка. Некий регресс, возвращение в детское состояние, когда еще не было «зажатости» и «зашоренности».

К сожалению, описанные выше упражнения подразумевают групповую работу и помимо этого могут, мягко говоря, смутить сидящих рядом коллег. Поэтому приводим альтернативный вариант разминки при помощи друдлов – загадок-головоломок, рисунков, глядя на которые невозможно точно сказать, что на них изображено. Ценность друдлов заключается в том, что единственного правильного ответа не бывает. В качестве упражнения необходимо назвать максимальное количество возможных вариантов того, что изображено на рисунке. Ответы не обязаны быть реалистичными (рисунки 1-5).


Эта методика может быть использована и на креативных группах, и в индивидуальной работе. Суть заключается в следующем. Вам необходимо произвольно выбрать несколько газетных заголовков. Затем вы должны придумать решение проблемы, начинающееся с текста одного из выбранных вами заголовков. Здесь желательно ограничить время описания проблемы, например, 5 минутами. Если работа происходит в группе, все описанные решения собираются вместе, а затем каждый из участников группы должен взять любое чужое решение, продолжить его или развить. Начиная описание решения проблемы с не имеющего к ней прямого отношения фразы, вы фактически вынуждены взглянуть на проблему по-новому, с совершенно неожиданной стороны. Следует сразу оговориться, что рациональный анализ решений может проводиться только после того, как собраны все варианты.


Метод помогает очень быстро выстроить ассоциативный ряд, который, как правило, либо наталкивает на решение проблемы, либо задает направление креативного процесса. На метод газетных вырезок очень похож метод произвольно выбранных слов. Суть метода заключается в том, что в газете или книге вы должны наугад выбрать слово, а после этого связать его с существующей проблемой.

Можно согласиться с мнением о том, что нетворческой работы не бывает, а бывают нетворческие люди. Поэтому дерзайте, позволяйте себе выйти за рамки обычного, стандартного, так как получить новый результат можно только действуя по-новому, разрушая устоявшиеся стереотипы.


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!