СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания Обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по преподованию предмета "Обществознание"

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания Обществознания»

«Методике преподавания обществознания

в современной школе»


Обществознание как учебная дисциплина представляет собой совокупность таких наук, как экономика, социология, политология, правоведение, культурология и философия. Одна из её основных задач – подготовка обучающихся к дальнейшему изучению этих наук, с учетом возрастных особенностей, позволяющих объяснить их основные постулаты. Однако далеко не все будут продолжать изучение этих наук, а значит, полученные знания станут для них основной для характеристики общества, в котором они живут. Но понятие «общества» объемно. Оно понимается как в узком, так и в широком смысле слова. Общество состоит из индивидов, которые становятся личностями в процессе социализации, то есть усвоения тех норм и ценностей, которые господствуют в данном обществе. А поскольку общество- это динамична система, то трансформируются и ее подсистемы. Эти изменения представляют собой естественный процесс развития. Следовательно, мы должны понимать, что ранее существовавшие формы и модели развития нельзя воспринимать как негативные, а тем более, реакционные. Уходя от дальнейшего философствования, хочется понять: знания о каком обществе дает современный курс?

Изучая раздел за разделом, приходишь к выводу о том, что речь идет о некоем отвлеченном (существующем только в умах ученых) обществе. От того, что распался СССР и рухнул лагерь социализма, мир не перестал быть биполярным. Сегодняшнее международное положение это ярко подтверждает. Россия вынуждена вновь противостоять коалиции западных держав, однако изменилась экономическая система, политический режим, социальные структуры, духовно-нравственная основа. При этом много говорится о необходимости усиления работы направленной на воспитание патриота и гражданина России.

Почему-то все, что сегодня позволяет нашей стране успешно конкурировать (а может, противостоять) Западу, приписывается все тому же Западу (рыночная экономика, демократия), а все что мешает, считается атавизмом советской эпохи. Но так ли это?

В разделе «Экономика» очень хорошо рассмотрены плюсы и минусы рыночной и плановой экономик. И конечно же, плюсы «Рынка» покрывают плюсы «Плана», а минусы «Плана» во сто раз больше минусов «Рынка». И вот уже сформировано мнение подростка о том, как бедно и убого жили его папы и мамы, дедушки и бабушки в Советском союзе и как здорово сейчас, учитывая радужные перспективы на будущее. При этом несамостоятельному подростку ни рост цен на товары и услуги ни увеличение коммунальных тарифов ни о чем не говорят. Об этом знают родители, старающиеся для юного отпрыска, у которого сложилось (или сложили) совсем другое представление о механизме хозяйствования. Поэтому встречные планы, социалистическое соревнование, комсомольско-ударные бригады, о которых подросток слышит (и слышит ли?) на уроках истории воспринимаются им как одиозные, вредные и даже безумные. И вот уже перечеркивается целая эпоха экономического развития страны. А ведь без этого периода страны возможно просто бы не было.

Раздел, посвященный социальным отношениям, говорит о стратификационной структуре общества, утверждая, что для каждого, найдётся своя страта, в которой он займёт достойное место. И это здорово! А о том, что в советском союзе было два дружественных класса (рабочие и колхозные хозяйство) говорится как о недостатке социальной структуры советского общества, в котором не было вариативности. Сегодня же каждый сверчок может занять свой шесток. И совсем не беда, что этот шесток у значительной части страны ниже нижнего.

Преступность, коррупция, произвол чиновников существовали всегда. Но в современном обществе, развращенным потреблением, эти явления выросли в разы. Очевидно, это потому, что исчезли такие «вредоносные» общественные организации, как пионерия и комсомол. Нет Дворцов пионеров, почти исчезли детские клубы. Зато есть великая сила – интернет. Он и научит, он и подскажет, он и виртуально объединит. Никто не против прогресса, но исчез дух единения. Понятие «дружба» заменилось понятием «одноклассники», а живое общение заменилось «скайп», теплое письмо превратилось в короткую шаблонную смску. Все верно – ведь у каждого свой шесток.

«Разгром», «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Сын полка» В. Катаева, «Как закалялась сталь»

Н. Островского, «Два капитана» В. Каверина уступили место произведениям западной литературы. Все правильно: глобализация идёт (а может наступает) семимильными шагами. Мы ведь должны интегрироваться с мировыми сообществом. Только почему-то в этой интеграции теряется понятие «мы». Мы – россияне, самобытные и непохожие ни на кого, имеющие свою Великую историю, со своими взлетами и падениями. Все это и делает нас Великой державой и Великими народом, а не принесенные с Запады образцы и модели

К счастью, сегодня в курсе «История» мы начинаем переосмысливать прошлое. Становится понятно, что не во всем нашем досоветском прошлом было плохо. Но тогда почему о хорошем и добром в советском периоде упоминается робко и с оговорками? А вед именно оно позволило нам изгнать интервентов, построить индустриальную базу, разгромить фашизм, освоить космос, сделать Арктику домом, а главное – подать пример половине земного шара. И все же в «Истории» подвижки есть. А вот обществознание представляет собой некий теоретизированный далекий от действительности учебный курс. Хотя именно он должен дать азы знаний о нашем обществе.

Таким образом, преподавание обществознания должно все время апеллировать к прошлому нашей страны. Учащиеся должны видеть не только плюсы западного образа жизни, но и его негативное влияние на нашу страну. И наоборот, все, что раньше способствовало величию страны, должно подчеркиваться и актуализироваться. Только в этом случае курс обществознания станет не только симбиозом наук, не просто суммой знаний об отдельных сферах жизни общества — он станет прикладной дисциплиной. Это позволит вырастить и воспитать достойных граждан страны, патриотов России.