СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания предмета

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания предмета»




Методика преподавания предмета.

Как учитель истории и обществознания, использую на протяжении последних лет методики и технологии, которые соответствуют специфике работы с контингентом учащихся, имеющих значительные пробелы в знаниях. Я постоянно задумываюсь над тем, как сделать процесс обучения более результативным, как вызвать и поддержать интерес к предмету. Для наиболее эффективного использования времени детей на уроках стараюсь продумывать план проведения урока, его основные этапы; перед учащимися в начале урока четко ставлю цели, объясняю материал на доступном уровне.

Весь учебный процесс строится по принципу последовательности, т.е. задачи данного урока вытекаю из предыдущего и перекликаются со следующим. Применяю различные приемы: переключение вниманий, сочетание лекционного материала с практическими действиями по выполнению заданий, работа с текстом и др. Для создания мотивации учения использую различные приемы:

Прием «Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Текст готовлю заранее.

Прием « Практичность теории». При использовании данного приема создаётся установка на необходимость изучения материала в связи с его исторической, хозяйственной ценностью, практической значимостью для учащихся.

С целью развития интереса учащихся к предмету, активизации познавательной деятельности, формирования способности мыслительной деятельности, использую следующие современные образовательные технологии:

  • развивающего обучения;

  • личностно-ориентированное обучение;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • здоровьесберегающие технологии.

Урок в системе развивающего обучения позволяет выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

  • прослеживается связь с современностью;

  • присутствует проблемно- поисковая постановка учебных задач, требующая не простого воспроизведения учебного материала, активной мыслительной деятельности;

  • роль учителя сводится к направляющей и организующей функциям;

  • осуществляется систематический контроль по повышению навыков самостоятельной работы каждого учащегося путем устных и письменных разноуровневых заданий.

Согласно последним исследованиям ученых в области педагогики, процент усвоения материала зависит от методики проведения урока. Опыт показывает, что свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, - все это способствует формированию мотивации учащихся к получению знаний.

Личностно ориентированное обучение позволяет опираясь на жизненный опыт учащихся, на их индивидуальные возможности, создавать ситуации успеха для каждого ученика, обеспечивать условия для творчества «неуспешных» учеников, побуждает к поиску альтернативных решений.

Проблемное обучение предполагает организацию поисковой деятельности учащихся, овладение знаниями на основе активной умственной деятельности по решению задач проблемного характера, а также овладение методами добывания знаний.

Осуществление проблемного обучения требует не только особой организации деятельности учителя, но и особой организации деятельности учащихся.

Действия ученика при создании учителем проблемной ситуации проходят в следующей логической последовательности:

- анализ проблемной ситуации;

- формировка проблемы или осознание и принятие формировки учителем;

- решение проблемы: выдвижение предположений;

- обоснование гипотезы;

- доказательство гипотезы;

- проверка правильности решения.

В зависимости от содержания учебного материала, психолого- возрастных особенностей учащихся возможно несколько способов выдвижения проблем, которые использую на уроках:

1.Постановка проблемного вопроса. При изучении «Власть и церковь. Церковный раскол» была поставлена проблема: Почему раскол стал трагическим явлением русской истории? Что выше «священство» или «царство», т.е. духовная или светская власть? Ответ пояснить.

В результате использования проблемных вопросов в ходе изучения учебного материала я установила, что они способствуют появлению у школьников удивления, озадаченности, интеллектуальной активности, эмоциональной приподнятости, стремления к узнаванию, более глубокому ознакомлению с предметом – состояний, свойственных познавательному интересу.

2.Отыскание причин, обуславливающих то или иное изучаемое событии, на основе анализа изучаемого материала.

3.Аналитический способ. Учащиеся самостоятельно исследуют события и факты и делаю соответствующие выводы.

Так, при изучении темы «Внутренняя политика Александра III учащиеся работая с документами, сравнивая экономическую политику Александра II и Александра III делают выводы: внутреннюю политику Александра III нельзя назвать контрреформами. Скорее это ограничения действия реформ 60-70-х годов, но не ликвидация.

Формулируется проблемная задача: что же такое контрреформы?

4.Сообщение факты, выдвижение гипотез, предположений.

5.Прием научного спора. На уроке создается ситуация спора, особое внимание уделяя умениям учащихся доказывать и обосновывать свои суждения. Учитель в данной споре является судьей.

Кто прав в споре? Столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию, стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения.

Поиск познавательной проблемы в излагаемом учителем материале, четко формирование ее и аргументирование решение.

Таким образом, используя проблемные ситуации, создается осознанное затруднение учащегося, преодоление которого требует поиска, заставляет ученика мыслить, искать выход, рассуждать, переживать радость от правильно найденного решения, что способствует развитию активных познавательных интересов к предмету.



Нетрадиционные формы уроков способствует более активной деятельности учащихся, помогает ярче, эмоциональнее воспринимать исторические события, обосновывать и отстаивать свою точку зрения, а также расширяют информационное поле учащихся.

Практикую такие нетрадиционные формы урока, как: урок – экскурсия, игра, диспут, урок решения проблемных задач. В 9-11 классах большое внимание уделяю урокам – семинарам.

В основе большинства изучаемых тем – личность как фактор исторического процесса. В связи с этим применяю такие виды работ, как составление исторических портретов деятелей эпохи, написание эссе и др.

- игра «Вопросы и ответы» (чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать);

- составление рассказа по опорным словам (этот прием помогает ученику, слабо владеющему речью, воспроизвести текст логично, последовательно);

- выделение ключевых слов в изученной теме (чтобы видеть главное и второстепенное и уметь кратко сформулировать главную мысль).

Весьма полезной для учащихся считаю словарную работу на уроках, так как художественные исторические произведения содержат необычную лексику (слов, вышедшие из употребления, слова иностранного происхождения, термины и понятия). Такая работа приучает детей чутко относиться к слову, богатствам родного языка, расширять их компетенцию.

Для создания мотивации учения использую в своей работе различные приемы.

Формирование умение слушать и слышать служат такие приемы групповой работы, как:

- восстановление цепочки событий;

- анализ текста с ошибками;

- рассказ о событии по иллюстрации.

Умения классифицировать факты, события, процессы вырабатываю посредствам составления хронологических и сравнительных таблиц. Образное мышление учащихся развиваю с помощью схем, рисунков.

В ходе тестирования и фронтального опроса происходит запоминание основных дат. Учу детей обобщать, делать выводы и заключения. В своей практической работе уделяю значительное внимание проблемному обучению.

Тестовые технологии применяю 9-11 классах. Это обучающее тестирование, с обязательным коллективным разбором в классе после выполнения каждого задания, с комментариями к решению, с алгоритмом рассуждений.

Почти каждый урок начинается с мини- теста.

- хронологические знания (проверка умения определять синхронность исторических фактов);

- теоретические знания (проверка знаний понятий и их признаков);

- картографические знания и умения (проверка знаний места действия).



Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями, одна из компетенций учителя истории.

Считаю, что информационно – коммуникативные технологии на сегодняшний день, один из самых эффективных в развитии мотивации к обучению истории.

Формирование ИКТ – компетентности представляет собой процесс перехода к такому состоянию, когда ученик становится способным находить, понимать, оценивать и применять информацию в различных формах для решения личных, социальных или глобальных проблем.

При формировании ИКТ – компетентности успешно применяются традиционные подходы:

– словесные методы обучения (рассказ, объяснение, лекция, беседа, работа с учебником и книгой); 
– наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций); 
– практические методы (устные и письменные упражнения, практические компьютерные работы).

Одним из результатов процесса информатизации школы должно стать появление у учащихся способности использовать современные информационные и коммуникационные технологии для работы с информацией. Они должны уметь искать необходимые данные, организовывать, обрабатывать, анализировать и оценивать их, а также продуцировать и распространять информацию в соответствии со своими целями. Эта способность (или компетенция) должна обеспечить школьникам возможность: успешно продолжать образование в течение всей жизни (включая получение образовательных услуг с использованием Интернета); подготовиться к выбранной профессиональной деятельности; жить и трудиться в информационном обществе, в условиях экономики, которая основана на знаниях.

Закрепить полученные на уроке знания, создавать положительную мотивацию в изучении истории и обществознания помогает и нетрадиционный характер домашних заданий:

- нарисовать иллюстрацию;

- подготовить сообщение, доклад;

- проанализировать документ.

Благотворно влияет на общее развитие учеников, повышает их интерес к предмету собранный в кабинете раздаточный и иллюстративный материал, различного рода памятки, многочисленные тестовые задания.

Учебно-воспитательный процесс проводиться с учетом строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований и выстраивается на основе здоровьесберегающих технологий.

Внимание к вопросам здоровья в последние годы заметно возросло. Создание благоприятного психологического климата в учебном процессе, применение личностно-значимых способов учебной работы, индивидуальных заданий разных типов и уровней, индивидуального темпа работы и выбор видов учебной деятельности – это методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.

Все это улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов т.е. способствует сохранению здоровья школьников.

Охране здоровья учащихся способствует и рациональная организация урока. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводится физкультминутки и гимнастика для глаз.

В кабинете истории, где проходят уроки, соблюдаются гигиенические требования (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, каждый день в кабинете проводиться влажная уборка).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!