СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО 2021 г.

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный текст является транскриптом одноименной презентации, раскрывающей особенности трансформации содержания и методики преподавания предмета "Музыка" на этапе введения ФГОС 2021 г.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО 2021 г.»

Транскрипт презентации

Сл. 1 «ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО 2021 г.»


Сл. 2 Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рассмотрение обозначенного вопроса целесообразно начать с регламентирующих документов по осуществлению перехода на новые ФГОС ОО с 01.09.2021 г.


Сл. 3 Напомню, что обновление стандартов коснулось:

- конкретизации требований к предметным результатам,

- изменения объема нагрузки,

- закрепления вариативности содержания программ,

- конкретизации критериев УУД (познавательный, коммуникативных, регулятивных) и достижения личностных результатов,

- введения новых требований к рабочим программам,

- расширения требований к материально-технической базе и др.


Сл. 4 Главные акценты в новых ФГОС ОО поставлены на:

  • усилении роли различных аспектов воспитания школьников: гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования культуры здоровья, эмоционального благополучия (арттерапия), трудового, экологического, ценностей научного познания.

  • создании в школах электронной информационно-образовательной среды не только в условиях дистанционного обучения, но и повсеместного использования ЭОР – электронных образовательных ресурсов в урочной и во внеурочной деятельности.

  • использовании знакомых учителям терминов и понятий – планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные), рабочие программы, тематическое планирование и др.

  • широкой интеграции знаний из различных предметов – литература, русский (и родной) языки, история, география, ОРКСЭ, музыка, изобразительное искусство и др.


Сл. 5 Применительно к каждому предмету стандарт каждого уровня образования определяет совокупность требований, предъявляемых к базовым предметным результатам. Так, в отношении предмета «Музыка» на уровне НОО указывается, что по итогам освоения учебной программы обучающиеся должны демонстрировать:

1) знание основных жанров народной и профессиональной музыки;

2) знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

3) умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.


Сл. 6 Достижение указанных результатов осуществляется посредством вариативной реализации содержания музыкального образования, объективно представленного в музыкальной культуре четырьмя пластами: фольклором, музыкой религиозной традиции, шедеврами русской и зарубежной классики и современной (академической и популярной) музыкой.


Сл. 7 Независимо от избранного учителем подхода к реализации содержания основу музыкально-образовательного процесса составляют идеи концепции Д.Б. Кабалевского, ключевыми из которых являются:

- опора на закономерности музыкального искусства,

- единство деятельности композитора-исполнителя-слушателя,

- опора на простые жанры (песня-танец-марш) при постижении школьниками жанрово-стилевого разнообразия музыкального искусства,

- раскрытие базовых понятий музыкального искусства: интонация, развитие музыки, музыкальные формы, музыкальный язык,

- постижение особенностей и взаимосвязей народной и композиторской музыки,

- осознание того, что между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ,

- родство и взаимодействие разных видов искусства,

- категории «музыкальный образ» и «музыкальная драматургия»,

- закономерности развития музыкального искусства, проявляющиеся в единстве традиций и новаторства, преемственности классики и современности,

- постижение музыки через интонации, мелодии, образы, жанры, стили и язык.


Сл. 8 Новыми ФГОС предусмотрено утверждение единых примерных программ для каждого предмета на соответствующих утвержденному учебному плану уровнях общего образования. Разработка авторских рабочих программ к учебникам, входящим в Федеральный перечень, теперь не предусмотрена.

Основное содержание предмета «Музыка», раскрытое в примерных программах, систематизировано по модульному принципу, который является одним из основных требований при разработке учителем собственной рабочей программы. Так, в начальной школе оно представлено 8-ю модулями (сквозными тематическими линиями), обеспечивающими преемственность и непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство»:

М-1 «Музыкальная грамота»

М-2 «Народная музыка России»

М-3 «Музыка народов мира»

М-4 «Духовная музыка»

М-5 «Классическая музыка»

М-6 «Современная музыкальная культура»

М-7 «Музыка театра и кино»

М-8 «Музыка в жизни человека»

В соответствии с вышеперечисленными требования новых ФГОС переработаны все без исключения УМК, вошедшие в ФПУ 2022 г.


Сл. 9 Наиболее полноценной в плане переработки, соответствующей стандартам, является линия УМК «Музыка» изд-ва «Просвещение», созданная авт. колл. Е.Д. Критская - Г.П. Сергеева - Т.С. Шмагина. Однако, поскольку запуск тиража новых учебников планируется только к концу 2022 г., преподавание предмета пока будет осуществляться в школах с использованием последней редакции учебников, но потребует определенной коррекции, прежде всего в 1 и 5 классах, повсеместно переходящих на ФГОС нового поколения. Коснемся данного вопроса подробнее.

В имеющихся в распоряжении учителей учебниках все предметное содержание систематизировано по разделам и предполагает концентрический подход к его освоению. В новой версии учебников он сохраняется, но одновременно каждая тема урока «привязывается» к одному или нескольким модулям (сквозным тематическим линиям). В новых учебниках рекомендуемые модули будут выделены цветовыми обозначениями в верхнем поле текста.


Сл. 10, 11 Например, темы 1-го класса «Азбука, азбука каждому нужна…» и «Музыкальная азбука» отнесены к М-1 «Музыкальная грамота», Сл. 12 тема «Колыбельные песни» – к М-2 «Народная музыка России», Сл. 13 тема «Музыка утра» – к М-5 «Классическая музыка», Сл. 14 тема «Пришло рождество, начинается торжество» – к М-4 «Духовная музыка», Сл. 15 тема «У каждого свой музыкальный инструмент» – М-3 «Музыка народов мира», Сл. 16 тема «Ничего на свете лучше нету…» – к М-7 «Музыка театра и кино» и т.д.


Сл. 17 Наряду с этим в учебниках 1-4 классов появятся новые разделы

В 1 классе в рамках 1-го раздела добавятся темы «Играем? Играем!» (свирель, синтезатор) и «Балет «Щелкунчик» П.И. Чайковского». Во 2-м разделе – темы «Мелодии планеты», «Народная память», «Звуки театра», «Детский музыкальный театр» и «Волшебный экран».

Во 2 классе тематических изменений не предусмотрено, но добавятся новые иллюстрации и задания.

В 3 и 4 классах также обновятся иллюстрации и задания; а также добавится тема «Музыкальные фильмы».


Поскольку учитель музыки вправе самостоятельно определять последовательность и объем изучаемых модулей, он сможет включить в содержание предмета ряд собственных тем, в том числе способствующих изучению региональной музыкальной культуры.


Сл. 18 В прошедшем учебном году в ряде школ Москвы и др. городов России завершился эксперимент «Эффективная начальная школа», предполагающий переход на 3-летнее НОО. По итогам его проведения мы ждем выводов и рекомендаций Минпросвещения о распространении полученного опыта. Обращаю внимание на варианты интенсификации процесса обучения, которые представлены в таблице.




Сл. 19 На уровне ООО результатами освоения учебной программы по музыки на базовом уровне, согласно новым ФГОС, становятся следующие показатели достижений обучающихся:

1) умение давать характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

2) умение определять характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;

3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов




Сл. 20 4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов-классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;

5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Так же, как и в начальной школе, организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для их освоения обучающимися (с учетом возможностей материально-технической базы организации).

Сл. 21 Примерная программа ООО определяет следующие обязательные для реализации модули содержания предмета «Музыка»:

М-1 «Музыка моего края»

М-2 «Народное музыкальное творчество России»

М-3 «Музыка народов мира»

М-4 «Европейская классическая музыка»

М-5 «Русская классическая музыка»

М-6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»

М-7 «Жанры музыкального искусства»

М-8 «Связь музыки с другими видами искусства»

М-9 «Современная музыка: основные жанры и направления»


Сл. 22 Обратим внимание на изменения, которые произойдут в новых учебниках по музыке авт. колл. Г.П. Сергеева-Е.Д. Критская для 5-8 классов. В них сохраняется привычная систематизация содержания по разделам, соответствующим полугодиям учебного года.


Сл. 23 Как и в начальной школе, изучаемые темы «привязаны» к определяемым стандартом модулям. Например, тема «Древний храм златой вершиной блещет ярко…» (5 кл.) представляет М-9 «Современная музыка: основные жанры и направления», Сл. 24 тема «Картинная галерея» (6 кл.) – М-8 «Связь музыки с другими видами искусства», Сл. 25 тема «Ты отправишься в путь, чтобы зажечь день» (8 кл.) – М-9 «Современная музыка: основные жанры и направления» и т.д.


Сл. 26 Названия модулей будут указаны по верху разворотов учебника. В содержание будут включены новые разделы.

5 класс, 1-й раздел:

«Музыка моей малой Родины»

«Музыкальная мозаика большой страны»

«По странам и континентам»

«Италия! Роскошная страна…» (Н.В. Гоголь)

«Народные традиции Италии»

5 класс, 2-й раздел останется без изменений.

6 класс, 1-й раздел:

«Джаз – музыка вне моды»

«По странам и континентам»

«Портреты великих исполнителей. Дм. Хворостовский»

6 класс, 2-й раздел:

«Не спеши, подожди, у берез посиди…» (А. Невский, Д. Донской, Ржевский мемориал)


Сл. 27

7 класс, 1-й раздел: обновятся иллюстрации, добавятся таблицы

7 класс, 2-й раздел:

«Моя Россия: музыкальное путешествие»

«Музыкальный народный календарь»

«По странам и континентам»

8 класс, 1-й раздел:

«Музыка к драматическому спектаклю»

«Музыка в кино»

«Музыка – это огромный мир» (Р. Щедрин)

8 класс, 2-й раздел:

«Милый сердцу край»

«Музыкальная панорама мира»


Сл. 28

Т. о. мы отмечаем, что:

  • учебники переработаны с учетом модульного принципа построения их содержания и включены в новый федеральный перечень учебников 2022 г.

  • авторами учтен сквозной принцип тематического строения материала учебников, в каждой теме выделен доминантный (основной) модуль.

  • в учебниках получил освещение региональный компонент содержания музыкального образования.

  • в новых методических рекомендациях для учителя расписаны сочетания модулей в каждой учебной теме.

  • в календарно-тематическом планировании также указаны модули, темы, виды практической деятельности школьников.


Сл. 29 Приступая к созданию рабочих программ по предмету, учитель музыки должен соблюсти ряд требований ФГОС, перечисленных в таблице:


Виды программ

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе рабочие программы внеурочной деятельности, учебных модулей

Структура рабочих программ

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе программ внеурочной деятельности

Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР

Учет рабочей программы воспитания

Во всех разделах рабочей программы

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

В программе должны быть указаны формы проведения занятий


Тематическое планирование должно предусматривать возможность использования электронных и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме.


Сл. 30 Разработку рабочих программ рекомендуется осуществлять с использованием Конструктора, предложенного на портале «Единое содержание общего образования». Его применение в опоре на примерные программы позволяет учителю грамотно оформить свою рабочую программу в соответствии с утвержденными требованиями к структуре. В части календарно-тематического планирования допускаются разные варианты оформления, востребованные в конкретной образовательной организации.


Сл. 31 На сегодняшнем этапе подготовки к введению ФГОС ОО, связанном с составлением рабочих программ, учителю необходимо последовательно выполнить ряд действий:

  • Перед конструированием рабочих программ тщательно изучить новые «Примерные образовательные программы» 2021 г.

  • Соотнести содержание учебников с предлагаемыми в «Примерных программах…» модулями.

  • Определить количество часов на изучение каждого модуля в рамках отведенных часов учебного плана.

  • Изучить методические рекомендации в Поурочных разработках (1-4 кл., 5-6 кл., 7-8 кл.), определить вариативные подходы к изучению содержания учебников.


Сл. 32 Разберем на примере Примерной программы НОО по музыке, какие ключевые моменты следует выделять при разработке того или иного содержательного модуля.

M-1 «Музыкальная грамота» является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля возможно по арочному принципу, либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над музыкальным материалом.

Весь мир звучит. Звукоряд. Высота звуков. Интонация. Мелодия.
Ритм. Размер. Лад. Тональность. Интервалы. Гармония.
Дополнительные обозначения в нотах. Музыкальный язык.
Музыкальная форма (песня).


Сл. 33

М-2 «Народная музыка России» является одним из наиболее значимых для воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» и предполагает, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны.

Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников, преданий, мифов, легенд, былин. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.


Сл. 34

М-3 «Музыка народов мира» является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» – тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями – это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.

Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Понимание и принятие через освоение произведений искусства – наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.

Народная и профессиональная музыка разных стран мира, ее отличительные особенности. Культурные связи между странами и континентами. Музыка мира – диалог культур.



Сл. 35

М-4 «Духовная музыка». В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить учащимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.

Звучание храма (колокольные звоны, колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих (молитва, хорал, песнопение). Духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Инструментальная музыка в храме (орган, оркестр). Искусство русской Православной церкви (жанры, пение a capella, религиозные праздники). Храмовый синтез искусств (архитектура, икона, фреска, скульптура, мозаики).


Сл. 36

М-5 «Классическая музыка» является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед школьниками богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.

Композитор – исполнитель – слушатель. Концерт. Концертный зал.
Композиторы – детям. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Репетиция. Жанр инструментального концерта. Музыкальные инструменты (фортепиано, его «предки» (клавесин) и «наследники» (синтезатор), флейта, скрипка, виолончель. Знаменитые исполнители и мастера музыкальных инструментов.

Вокальная музыка (её жанры – кант, песня, романс, вокализ, арии из опер, кантата т др.). Жанры камерной инструментальной музыки (этюд, пьеса; альбом, цикл, сюита, соната, квартет и др.). Программная музыка (программное название, литературный сюжет). Симфоническая музыка (жанры – симфония, симфоническая картина).

Творчество русских композиторов-классиков. Творчество зарубежных композиторов-классиков. Мастерство исполнителей. Консерватория. Филармония. Исполнительские конкурсы.


Сл. 37

М-6 «Современная музыкальная культура». Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет, как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений, для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.

Современные обработки классической музыки. Джаз. Жанры джазовой музыки, особенности её исполнения. Джазовые музыканты. Исполнители, популярные у молодёжи. Современные электро-музыкальные инструменты. Виртуальная музыка в компьютерных программах.


Сл. 38

М-7 «Музыка театра и кино» тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.

Музыкальная сказка на сцене, на экране. Театр оперы и балета. Жанры – балет, опера. Роль оркестра, дирижёра, солистов, хора, сольных номеров и массовых сцен, художников, декораторов, костюмеров. Сюжет (либретто). Мюзикл. Оперетта. Патриотическая и народная тема в театре и кино.


Сл. 39

Главное содержание М-8 «Музыка в жизни человека» сосредоточено вокруг исследования учащимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают, как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля – воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.

Красота и вдохновение. Музыкальные пейзажи («Звучащие картины», «Краски и звуки»). Музыкальные портреты. Музыка (песни, танцы, шествия) на празднике. Музыка на войне и музыка о войне. Главный музыкальный символ (Гимн). Музыка – искусство временное (музыкальные образы движения, изменения, развития). Воздействие музыки на человека.


Сл. 40 Особое место в содержании музыкального образования отводится творческой, проектной и исследовательской деятельность учащихся (примерные темы проектов даются в конце учебников).

• В начальной школе акцент ставится на те виды деятельности, которые помогут им (совместно с родителями) показать результаты развития музыкальной культуры: урок-концерт «Я – артист».

• В основной школе больший вес приобретают индивидуальные,
групповые и коллективные проекты, которые рекомендуется защищать в различных формах: конкурсы, фестивали, КВН, «Семейная филармония культуры, искусства и творчества» и др.


Сл. 41 Сегодня ведется активная работа по созданию в школах электронной информационно-образовательной среды не только в условиях дистанционного обучения, но и повсеместного использования электронных образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности. В ближайшее время в Минпросвещения РФ будет утвержден федеральный перечень ЭОР для всех уровней школьного образования. В настоящий момент каждый педагог может принять участие в его обсуждении.


Сл. 42 Сейчас для наполнения рабочих программ электронными ресурсами рекомендуется воспользоваться цифровым образовательным контентом educont.ru, где обеспечивается бесплатный доступ к электронным формам учебников для всех уровней общего образования, включенным в действующий ФПУ, и Сл. 43 указываются проверенные образовательные платформы.


Сл. 44 Внушительное количество материалов для осуществления разных направлений воспитательной работы с обучающимися в условиях учебной и внеурочной деятельности предлагается учителям цифровым сервисом «ПРОвоспитание», на котором сформирован банк педагогических идей.


Сл. 45 Методическую поддержку перехода на обновленные ФГОС осуществляет и образовательный портал uchitel.club, где можно найти методические письма, видеолекции, рекомендации дополнительных учебных пособий и цифровых ресурсов, а также актуальные курсы повышения квалификации. Обратиться к названным ресурсам вы можете, осуществив переход по указанным в презентации ссылкам и QR-кодам.


Сл. 46 Поздравляю вас, коллеги, с наступающим новым учебным годом! Желаю всем вам здоровья, творческого вдохновения и успехов в работе! Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!