СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО 2021 г. (Презентация)

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация раскрывает особенности трансформации содержания и методики преподавания предмета "Музыка" на этапе введения ФГОС 2021 г.

Просмотр содержимого документа
«ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО 2021 г. (Презентация)»

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ОО 2021 г. Рудзик Марина Фёдоровна , кандидат педагогических наук, доцент кафедры музыкального образования и исполнительства Курского государственного университета (mfrudzik046@mail.ru)

ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»

В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА

НА ФГОС ОО 2021 г.

Рудзик Марина Фёдоровна ,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры музыкального

образования и исполнительства

Курского государственного университета

(mfrudzik046@mail.ru)

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2021 г. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»  ( зарегистрирован 05.07.2021 № 64100) Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»  ( зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) Примерные рабочие программы НОО и ООО одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021 г.  ).

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2021 г.

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

( зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)

Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

( зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)

Примерные рабочие программы НОО и ООО одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021 г. ).

ФГОС 2021 г. В новых стандартах 2021 г. усиливается роль различных аспектов воспитания школьников : гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования культуры здоровья, эмоционального благополучия (арттерапия), трудового, экологического, ценностей научного познания. Большое значение придается созданию в школах электронной информационно-образовательной среды  не только в условиях дистанционного обучения, но и повсеместного использования ЭОР – электронных образовательных ресурсов в урочной и во внеурочной деятельности. Используются знакомые учителям термины и понятия – планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), универсальные учебные действия , рабочие программы, тематическое планирование  и др. Стандарты нацеливают педагогов на широкую интеграцию знаний  из различных предметов – литература, русский (и родной) языки, история, география, ОРКСЭ, музыка, изобразительное искусство и др.

ФГОС 2021 г.

  • В новых стандартах 2021 г. усиливается роль различных аспектов воспитания школьников : гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования культуры здоровья, эмоционального благополучия (арттерапия), трудового, экологического, ценностей научного познания.
  • Большое значение придается созданию в школах электронной информационно-образовательной среды не только в условиях дистанционного обучения, но и повсеместного использования ЭОР – электронных образовательных ресурсов в урочной и во внеурочной деятельности.
  • Используются знакомые учителям термины и понятия – планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), универсальные учебные действия , рабочие программы, тематическое планирование и др.
  • Стандарты нацеливают педагогов на широкую интеграцию знаний из различных предметов – литература, русский (и родной) языки, история, география, ОРКСЭ, музыка, изобразительное искусство и др.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО 2021 г. 43.7.2. По учебному предмету «Музыка»: 1) знание основных жанров народной и профессиональной музыки; 2) знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра; 3) умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; 4) умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.

ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО 2021 г.

43.7.2. По учебному предмету «Музыка»:

1) знание основных жанров народной и профессиональной музыки;

2) знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

3) умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

4) умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.

СОДЕРЖАНИЕ  МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  Четыре пласта музыкальной культуры,  объективно существующие в искусстве: Фольклор – народное музыкальное творчество.  Праздники, обряды, традиции. Музыка религиозной традиции,  как часть культуры любого народа. Шедевры русской и зарубежной классической  музыки, «золотой фонд» классического  наследия. Современная (академическая и популярная)  музыка.

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Четыре пласта музыкальной культуры,

объективно существующие в искусстве:

  • Фольклор – народное музыкальное творчество.

Праздники, обряды, традиции.

  • Музыка религиозной традиции,

как часть культуры любого народа.

  • Шедевры русской и зарубежной классической

музыки, «золотой фонд» классического

наследия.

  • Современная (академическая и популярная)

музыка.

Содержание учебников «Музыка».  1 – 4 классы («Школа России»), авт. колл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина Первый класс (2 раздела):  Музыка вокруг нас.  Музыка и ты. Второй – четвертый классы  (7 разделов):  Россия – Родина моя!  День, полный событий  Гори, гори ясно, чтобы не погасло!  «О России петь – что стремиться в храм»  В концертном зале  В музыкальном театре  Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Содержание учебников «Музыка». 1 – 4 классы («Школа России»), авт. колл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина

Первый класс (2 раздела):

  • Музыка вокруг нас.
  • Музыка и ты.

Второй – четвертый классы (7 разделов):

  • Россия – Родина моя!
  • День, полный событий
  • Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
  • «О России петь – что стремиться в храм»
  • В концертном зале
  • В музыкальном театре
  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
1 класс. Модуль «Музыкальная грамота»

1 класс. Модуль «Музыкальная грамота»

1 класс. Модуль «Музыкальная грамота»

1 класс. Модуль «Музыкальная грамота»

1 класс. Модуль «Народная музыка России»

1 класс. Модуль «Народная музыка России»

1 класс. Модуль «Классическая музыка»

1 класс. Модуль «Классическая музыка»

1 класс. Модуль «Духовная музыка»

1 класс. Модуль «Духовная музыка»

1 класс. Модуль «Музыка народов мира»

1 класс. Модуль «Музыка народов мира»

1 класс. Модуль «Музыка театра и кино»

1 класс. Модуль «Музыка театра и кино»

Новое в учебниках 1 – 4 классов

Новое в учебниках 1 – 4 классов

ФГОС ООО 2021 г. 45.9.2. По учебному предмету «Музыка»: 1) умение давать характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; 2) умение определять характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов; 3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов

ФГОС ООО 2021 г.

45.9.2. По учебному предмету «Музыка»:

1) умение давать характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

2) умение определять характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;

3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов

ФГОС ООО 2021 г. 4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров; 5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; 6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра. Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей предметов предметной области «Искусство» (с учетом возможностей материально-технической базы организации)

ФГОС ООО 2021 г.

4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;

5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.

Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей предметов предметной области «Искусство» (с учетом возможностей материально-технической базы организации)

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ООО  Содержание учебного предмета «Музыка»: Модуль № 1 «Музыка моего края»  Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»  Модуль № 3 «Музыка народов мира»  Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»  Модуль № 5 «Русская классическая музыка»  Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»  Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»  Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»  Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры и направления»

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ООО

Содержание учебного предмета «Музыка»:

  • Модуль № 1 «Музыка моего края»
  • Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
  • Модуль № 3 «Музыка народов мира»
  • Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
  • Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
  • Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
  • Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
  • Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
  • Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры
  • и направления»
Содержание учебников «Музыка».  5 – 8 классы,  авт. колл. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская  Пятый класс Музыка и литература Музыка и изобразительное искусство  Шестой класс Мир вокальной и инструментальной музыки Мир образов камерной и симфонической музыки  Седьмой класс Особенности музыкальной драматургии Основные направления музыкальной культуры  Восьмой класс Классика и современность Традиции и новаторство в музыке

Содержание учебников «Музыка». 5 – 8 классы, авт. колл. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская

Пятый класс

  • Музыка и литература
  • Музыка и изобразительное искусство

Шестой класс

  • Мир вокальной и инструментальной музыки
  • Мир образов камерной и симфонической музыки

Седьмой класс

  • Особенности музыкальной драматургии
  • Основные направления музыкальной культуры

Восьмой класс

  • Классика и современность
  • Традиции и новаторство в музыке
Учебник «Музыка». Пятый класс.  Модуль: «Современная музыка: жанры и направления»

Учебник «Музыка». Пятый класс. Модуль: «Современная музыка: жанры и направления»

Учебник «Музыка». Шестой класс.  Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»

Учебник «Музыка». Шестой класс. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»

Учебник «Музыка». 8 класс.  Модуль «Современная музыка: жанры и направления»

Учебник «Музыка». 8 класс. Модуль «Современная музыка: жанры и направления»

Новое в учебниках 5 – 8 классов Названия модулей даны по верху разворотов  ПЯТЫЙ КЛАСС  Первый раздел  • Музыка моей малой Родины  • Музыкальная мозаика большой страны  • По странам и континентам  • «Италия! Роскошная страна…» (Н.В. Гоголь)  • Народные традиции Италии  Второй раздел – без изменений!  ШЕСТОЙ КЛАСС  Первый раздел  • Джаз – музыка вне моды  • По странам и континентам  • Портреты великих исполнителей. Дмитрий Хворостовский.  Второй раздел: «Не спеши, подожди, у берез посиди…» (А. Невский, Д. Донской, Ржевский мемориал, Тверская область).

Новое в учебниках 5 – 8 классов

Названия модулей даны по верху разворотов

ПЯТЫЙ КЛАСС Первый раздел • Музыка моей малой Родины • Музыкальная мозаика большой страны • По странам и континентам • «Италия! Роскошная страна…» (Н.В. Гоголь) • Народные традиции Италии Второй раздел – без изменений!

ШЕСТОЙ КЛАСС Первый раздел • Джаз – музыка вне моды • По странам и континентам • Портреты великих исполнителей. Дмитрий Хворостовский. Второй раздел: «Не спеши, подожди, у берез посиди…» (А. Невский, Д. Донской, Ржевский мемориал, Тверская область).

Новое в учебниках 5 – 8 классов СЕДЬМОЙ КЛАСС  Первый раздел  Обновлены иллюстрации. Добавлены таблицы  Второй раздел  • Моя Россия: музыкальное путешествие  • Музыкальный народный календарь  • По странам и континентам   ВОСЬМОЙ КЛАСС   Первый раздел  • Музыка к драматическому спектаклю  • Музыка в кино  • «Музыка – это огромный мир…» (Р. Щедрин)  Второй раздел  • Милый сердцу край  • Музыкальная панорама мира

Новое в учебниках 5 – 8 классов

СЕДЬМОЙ КЛАСС

Первый раздел Обновлены иллюстрации. Добавлены таблицы Второй раздел • Моя Россия: музыкальное путешествие • Музыкальный народный календарь • По странам и континентам

ВОСЬМОЙ КЛАСС

Первый раздел • Музыка к драматическому спектаклю • Музыка в кино • «Музыка – это огромный мир…» (Р. Щедрин) Второй раздел • Милый сердцу край • Музыкальная панорама мира

Основные изменения в учебниках по музыке издательства «Просвещение»  Учебники переработаны с учетом модульного принципа построения их содержания и включены в новый Федеральный перечень учебников 2022 г.  Авторами учтен сквозной принцип тематического строения материала учебников, в каждой теме выделен доминантный (основной) модуль.  В учебниках получил освещение региональный компонент содержания музыкального образования.   В методических рекомендациях для учителя расписаны сочетания модулей в каждой учебной теме .  В календарно-тематическом планировании также указаны модули, темы, виды практической деятельности школьников .

Основные изменения в учебниках по музыке издательства «Просвещение»

  • Учебники переработаны с учетом модульного принципа построения их содержания и включены в новый Федеральный перечень учебников 2022 г.
  • Авторами учтен сквозной принцип тематического строения материала учебников, в каждой теме выделен доминантный (основной) модуль.
  • В учебниках получил освещение региональный компонент содержания музыкального образования.
  • В методических рекомендациях для учителя расписаны сочетания модулей в каждой учебной теме .
  • В календарно-тематическом планировании также указаны модули, темы, виды практической деятельности школьников .

Рекомендации по созданию рабочих программ

Требования к рабочим программам

Виды программ

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе рабочие программы внеурочной деятельности, учебных модулей

Структура рабочих программ

Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе программ внеурочной деятельности

Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности

С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР

Учет рабочей программы воспитания

Во всех разделах рабочей программы

Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности

В программе должны быть указаны формы проведения занятий

Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в т.ч. курсов внеурочной деятельности и учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование предусматривает включение возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме .

Для разработки рабочих программ по учебным предметам целесообразно обратиться к федеральному on-line сервису для быстрого создания рабочих программ – Конструктору рабочих программ, представленному ИСРО РАО на Портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/  обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.  Инструкция по работе с Конструктором размещена по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM Ресурсы Конструктора и содержания примерных рабочих программ позволяют учителям разработать необходимую документацию в ходе подготовки введения обновленных ФГОС НОО и ООО

Для разработки рабочих программ по учебным предметам целесообразно обратиться к федеральному on-line сервису для быстрого создания рабочих программ – Конструктору рабочих программ, представленному ИСРО РАО на Портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.

Инструкция по работе с Конструктором размещена по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM

Ресурсы Конструктора и содержания примерных рабочих программ позволяют учителям разработать необходимую документацию в ходе подготовки введения обновленных ФГОС НОО и ООО

Рекомендации по созданию рабочих программ учителем музыки  Перед конструированием рабочих программ тщательно изучить новые «Примерные образовательные программы» 2021 г.  Соотнести содержание учебников с предлагаемыми в «Примерных программах…» модулями.  Определить количество часов на изучение каждого модуля в рамках отведенных часов учебного плана.  Изучить методические рекомендации в Поурочных разработках (1-4 кл., 5-6 кл., 7-8 кл.), определить вариативные подходы к изучению содержания учебников .

Рекомендации по созданию рабочих программ учителем музыки

  • Перед конструированием рабочих программ тщательно изучить новые «Примерные образовательные программы» 2021 г.
  • Соотнести содержание учебников с предлагаемыми в «Примерных программах…» модулями.
  • Определить количество часов на изучение каждого модуля в рамках отведенных часов учебного плана.
  • Изучить методические рекомендации в Поурочных разработках (1-4 кл., 5-6 кл., 7-8 кл.), определить вариативные подходы к изучению содержания учебников .
Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»  Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя. Распределение ключевых тем модуля возможно по арочному принципу, либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке. Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из  учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над музыкальным материалом.  Весь мир звучит. Звукоряд. Высота звуков. Интонация. Мелодия.  Ритм. Размер. Лад. Тональность. Интервалы. Гармония.  Дополнительные обозначения в нотах. Музыкальный язык.  Музыкальная форма (песня).

Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»

Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя.

Распределение ключевых тем модуля возможно по арочному принципу, либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке.

Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над музыкальным материалом.

Весь мир звучит. Звукоряд. Высота звуков. Интонация. Мелодия. Ритм. Размер. Лад. Тональность. Интервалы. Гармония. Дополнительные обозначения в нотах. Музыкальный язык. Музыкальная форма (песня).

Модуль № 2 «Народная музыка России»  Данный модуль является одним из наиболее значимых для воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» и предполагает, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны .  Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников, преданий, мифов, легенд, былин. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

Модуль № 2 «Народная музыка России»

Данный модуль является одним из наиболее значимых для воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» и предполагает, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны . Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников, преданий, мифов, легенд, былин. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»  Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» - тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями - это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России.  Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Понимание и принятие через освоение произведений искусства – наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.  Народная и профессиональная музыка разных стран мира, ее отличительные особенности. Культурные связи между странами и континентами. Музыка мира – диалог культур.

Модуль № 3 «Музыка народов мира»

Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» - тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями - это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Понимание и принятие через освоение произведений искусства – наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.

Народная и профессиональная музыка разных стран мира, ее отличительные особенности. Культурные связи между странами и континентами. Музыка мира – диалог культур.

Модуль № 4 «Духовная музыка»   Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить учащимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.  Звучание храма (колокольные звоны, колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих (молитва, хорал, песнопение). Духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Инструментальная музыка в храме (орган, оркестр). Искусство русской Православной церкви (жанры, пение a capella, религиозные праздники). Храмовый синтез искусств (архитектура, икона, фреска, скульптура, мозаики).

Модуль № 4 «Духовная музыка»

Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить учащимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.

Звучание храма (колокольные звоны, колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих (молитва, хорал, песнопение). Духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Инструментальная музыка в храме (орган, оркестр). Искусство русской Православной церкви (жанры, пение a capella, религиозные праздники). Храмовый синтез искусств (архитектура, икона, фреска, скульптура, мозаики).

Модуль № 5 «Классическая музыка»

Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед школьниками богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.

Композитор – исполнитель – слушатель. Концерт. Концертный зал. Композиторы – детям. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Репетиция. Жанр инструментального концерта. Музыкальные инструменты (фортепиано, его «предки» (клавесин) и «наследники» (синтезатор), флейта, скрипка, виолончель. Знаменитые исполнители и мастера музыкальных инструментов. Вокальная музыка (её жанры – кант, песня, романс, вокализ, арии из опер, кантата т др.). Жанры камерной инструментальной музыки (этюд, пьеса; альбом, цикл, сюита, соната, квартет и др.). Программная музыка (программное название, литературный сюжет). Симфоническая музыка (жанры – симфония, симфоническая картина). Творчество русских композиторов-классиков. Творчество зарубежных композиторов-классиков. Мастерство исполнителей. Консерватория. Филармония. Исполнительские конкурсы.

Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»

Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений, для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.

Современные обработки классической музыки. Джаз. Жанры джазовой музыки, особенности её исполнения. Джазовые музыканты. Исполнители, популярные у молодёжи. Современные электро-музыкальные инструменты. Виртуальная музыка в компьютерных программах.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»  Данный модуль тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.   Музыкальная сказка на сцене, на экране. Театр оперы и балета. Жанры – балет, опера. Роль оркестра, дирижёра, солистов, хора, сольных номеров и массовых сцен, художников, декораторов, костюмеров. Сюжет (либретто). Мюзикл. Оперетта. Патриотическая и народная тема в театре и кино.

Модуль № 7 «Музыка театра и кино»

Данный модуль тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.

Музыкальная сказка на сцене, на экране. Театр оперы и балета. Жанры – балет, опера. Роль оркестра, дирижёра, солистов, хора, сольных номеров и массовых сцен, художников, декораторов, костюмеров. Сюжет (либретто). Мюзикл. Оперетта. Патриотическая и народная тема в театре и кино.

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»   Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг исследования учащимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают, как обобщённые жизненные  ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля - воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.  Красота и вдохновение. Музыкальные пейзажи («Звучащие картины», «Краски и звуки»). Музыкальные портреты. Музыка (песни, танцы, шествия) на празднике. Музыка на войне и музыка о войне. Главный музыкальный символ (Гимн). Музыка – искусство временн о е (музыкальные образы движения, изменения, развития). Воздействие музыки на человека.

Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»

Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг исследования учащимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают, как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля - воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.

Красота и вдохновение. Музыкальные пейзажи («Звучащие картины», «Краски и звуки»). Музыкальные портреты. Музыка (песни, танцы, шествия) на празднике. Музыка на войне и музыка о войне. Главный музыкальный символ (Гимн). Музыка – искусство временн о е (музыкальные образы движения, изменения, развития). Воздействие музыки на человека.

О ТВОРЧЕСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ  Творческая деятельность учащихся  1 – 8 классов подразумевает их  участие в проектах. Темы проектов  даются в конце учебников.  • В начальной школе акцент ставится на  те виды деятельности, которые помогут  им (совместно с родителями) показать  результаты развития музыкальной  культуры: урок-концерт «Я – артист».  • В основной школе б о льший вес  приобретают индивидуальные,  групповые и коллективные проекты,  которые рекомендуется защищать в  различных формах: конкурсы,  фестивали, КВН, «Семейная  филармония культуры, искусства и  творчества» и др.

О ТВОРЧЕСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Творческая деятельность учащихся 1 – 8 классов подразумевает их участие в проектах. Темы проектов даются в конце учебников.

В начальной школе акцент ставится на те виды деятельности, которые помогут им (совместно с родителями) показать результаты развития музыкальной культуры: урок-концерт «Я – артист».

В основной школе б о льший вес приобретают индивидуальные, групповые и коллективные проекты, которые рекомендуется защищать в различных формах: конкурсы, фестивали, КВН, «Семейная филармония культуры, искусства и творчества» и др.

Проект приказа «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» https://regulation.gov.ru/

Проект приказа «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

https://regulation.gov.ru/

Цифровой образовательный контент: https://educont.ru/ Бесплатный доступ к электронным формам учебников для уровня начального, основного и среднего общего образования, включенным в действующий ФПУ, и сервису «Учим стихи» для школ, педагогов и учащихся. 177 цифровых образовательных комплекта «Просвещения» по различным предметам с 1 по 11 классы

Цифровой образовательный контент: https://educont.ru/

Бесплатный доступ к электронным формам учебников для уровня начального, основного и среднего общего образования, включенным в действующий ФПУ, и сервису «Учим стихи» для школ, педагогов и учащихся.

177 цифровых образовательных комплекта «Просвещения» по различным предметам с 1 по 11 классы

Цифровой образовательный контент: https://educont.ru/

Цифровой образовательный контент: https://educont.ru/

Цифровой сервис «ПРОвоспитание». Банк педагогических идей: https://media.prosv.ru/vospitanie

Цифровой сервис «ПРОвоспитание».

Банк педагогических идей:

https://media.prosv.ru/vospitanie

Методическая поддержка перехода на обновлённые ФГОС  https://uchitel.club/fgos  • Видеолекции  • Рекомендации дополнительных учебных пособий и цифровых ресурсов  • Курсы повышения квалификации • Методические письма

Методическая поддержка перехода на обновлённые ФГОС

https://uchitel.club/fgos

• Видеолекции • Рекомендации дополнительных учебных пособий и цифровых ресурсов • Курсы повышения квалификации

Методические письма

Спасибо за внимание! Здоровья! Творческого вдохновения! Успехов в работе! с

Спасибо за внимание!

Здоровья!

Творческого вдохновения!

Успехов в работе!

с


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!