ПРЕПОДАВАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА
НА ФГОС ОО 2021 г.
Рудзик Марина Фёдоровна ,
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры музыкального
образования и исполнительства
Курского государственного университета
(mfrudzik046@mail.ru)
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 2021 г.
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
( зарегистрирован 05.07.2021 № 64100)
Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
( зарегистрирован 05.07.2021 № 64101)
Примерные рабочие программы НОО и ООО одобрены решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол 3/21 от 27.09.2021 г. ).
ФГОС 2021 г.
- В новых стандартах 2021 г. усиливается роль различных аспектов воспитания школьников : гражданско-патриотического, духовно-нравственного, эстетического, физического воспитания, формирования культуры здоровья, эмоционального благополучия (арттерапия), трудового, экологического, ценностей научного познания.
- Большое значение придается созданию в школах электронной информационно-образовательной среды не только в условиях дистанционного обучения, но и повсеместного использования ЭОР – электронных образовательных ресурсов в урочной и во внеурочной деятельности.
- Используются знакомые учителям термины и понятия – планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные), универсальные учебные действия , рабочие программы, тематическое планирование и др.
- Стандарты нацеливают педагогов на широкую интеграцию знаний из различных предметов – литература, русский (и родной) языки, история, география, ОРКСЭ, музыка, изобразительное искусство и др.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС НОО 2021 г.
43.7.2. По учебному предмету «Музыка»:
1) знание основных жанров народной и профессиональной музыки;
2) знание видов оркестров, названий наиболее известных инструментов; умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
3) умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
4) умение исполнять свою партию в хоре с сопровождением и без сопровождения.
СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Четыре пласта музыкальной культуры,
объективно существующие в искусстве:
- Фольклор – народное музыкальное творчество.
Праздники, обряды, традиции.
- Музыка религиозной традиции,
как часть культуры любого народа.
- Шедевры русской и зарубежной классической
музыки, «золотой фонд» классического
наследия.
- Современная (академическая и популярная)
музыка.
Содержание учебников «Музыка». 1 – 4 классы («Школа России»), авт. колл. Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Первый класс (2 раздела):
- Музыка вокруг нас.
- Музыка и ты.
Второй – четвертый классы (7 разделов):
- Россия – Родина моя!
- День, полный событий
- Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
- «О России петь – что стремиться в храм»
- В концертном зале
- В музыкальном театре
- Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
1 класс. Модуль «Музыкальная грамота»
1 класс. Модуль «Музыкальная грамота»
1 класс. Модуль «Народная музыка России»
1 класс. Модуль «Классическая музыка»
1 класс. Модуль «Духовная музыка»
1 класс. Модуль «Музыка народов мира»
1 класс. Модуль «Музыка театра и кино»
Новое в учебниках 1 – 4 классов
ФГОС ООО 2021 г.
45.9.2. По учебному предмету «Музыка»:
1) умение давать характеристику специфики музыки как вида искусства, значения музыки в художественной культуре и синтетических видах творчества, взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
2) умение определять характеристику жанров народной и профессиональной музыки, форм музыки, характерных черт и образцов творчества русских и зарубежных композиторов, видов оркестров и инструментов;
3) умение узнавать на слух и характеризовать произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов
ФГОС ООО 2021 г.
4) умение выразительно исполнять народные песни, песни композиторов- классиков и современных композиторов (в хоре и индивидуально), воспроизводить мелодии произведений инструментальных и вокальных жанров;
5) умение выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
6) умение различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра.
Организация вправе самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей предметов предметной области «Искусство» (с учетом возможностей материально-технической базы организации)
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ООО
Содержание учебного предмета «Музыка»:
- Модуль № 1 «Музыка моего края»
- Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
- Модуль № 3 «Музыка народов мира»
- Модуль № 4 «Европейская классическая музыка»
- Модуль № 5 «Русская классическая музыка»
- Модуль № 6 «Истоки и образы русской и европейской духовной музыки»
- Модуль № 7 «Жанры музыкального искусства»
- Модуль № 8 «Связь музыки с другими видами искусства»
- Модуль № 9 «Современная музыка: основные жанры
- и направления»
Содержание учебников «Музыка». 5 – 8 классы, авт. колл. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская
Пятый класс
- Музыка и литература
- Музыка и изобразительное искусство
Шестой класс
- Мир вокальной и инструментальной музыки
- Мир образов камерной и симфонической музыки
Седьмой класс
- Особенности музыкальной драматургии
- Основные направления музыкальной культуры
Восьмой класс
- Классика и современность
- Традиции и новаторство в музыке
Учебник «Музыка». Пятый класс. Модуль: «Современная музыка: жанры и направления»
Учебник «Музыка». Шестой класс. Модуль «Связь музыки с другими видами искусства»
Учебник «Музыка». 8 класс. Модуль «Современная музыка: жанры и направления»
Новое в учебниках 5 – 8 классов
Названия модулей даны по верху разворотов
ПЯТЫЙ КЛАСС Первый раздел • Музыка моей малой Родины • Музыкальная мозаика большой страны • По странам и континентам • «Италия! Роскошная страна…» (Н.В. Гоголь) • Народные традиции Италии Второй раздел – без изменений!
ШЕСТОЙ КЛАСС Первый раздел • Джаз – музыка вне моды • По странам и континентам • Портреты великих исполнителей. Дмитрий Хворостовский. Второй раздел: «Не спеши, подожди, у берез посиди…» (А. Невский, Д. Донской, Ржевский мемориал, Тверская область).
Новое в учебниках 5 – 8 классов
СЕДЬМОЙ КЛАСС
Первый раздел Обновлены иллюстрации. Добавлены таблицы Второй раздел • Моя Россия: музыкальное путешествие • Музыкальный народный календарь • По странам и континентам
ВОСЬМОЙ КЛАСС
Первый раздел • Музыка к драматическому спектаклю • Музыка в кино • «Музыка – это огромный мир…» (Р. Щедрин) Второй раздел • Милый сердцу край • Музыкальная панорама мира
Основные изменения в учебниках по музыке издательства «Просвещение»
- Учебники переработаны с учетом модульного принципа построения их содержания и включены в новый Федеральный перечень учебников 2022 г.
- Авторами учтен сквозной принцип тематического строения материала учебников, в каждой теме выделен доминантный (основной) модуль.
- В учебниках получил освещение региональный компонент содержания музыкального образования.
- В методических рекомендациях для учителя расписаны сочетания модулей в каждой учебной теме .
- В календарно-тематическом планировании также указаны модули, темы, виды практической деятельности школьников .
Рекомендации по созданию рабочих программ
Требования к рабочим программам
Виды программ
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе рабочие программы внеурочной деятельности, учебных модулей
Структура рабочих программ
Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе программ внеурочной деятельности
Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности
С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР
Учет рабочей программы воспитания
Во всех разделах рабочей программы
Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности
В программе должны быть указаны формы проведения занятий
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в т.ч. курсов внеурочной деятельности и учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование предусматривает включение возможности использования электронных образовательных ресурсов и цифровых образовательных ресурсов по каждой теме .
Для разработки рабочих программ по учебным предметам целесообразно обратиться к федеральному on-line сервису для быстрого создания рабочих программ – Конструктору рабочих программ, представленному ИСРО РАО на Портале «Единое содержание общего образования» https://edsoo.ru/ обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО.
Инструкция по работе с Конструктором размещена по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=O8YmtcFEOYM
Ресурсы Конструктора и содержания примерных рабочих программ позволяют учителям разработать необходимую документацию в ходе подготовки введения обновленных ФГОС НОО и ООО
Рекомендации по созданию рабочих программ учителем музыки
- Перед конструированием рабочих программ тщательно изучить новые «Примерные образовательные программы» 2021 г.
- Соотнести содержание учебников с предлагаемыми в «Примерных программах…» модулями.
- Определить количество часов на изучение каждого модуля в рамках отведенных часов учебного плана.
- Изучить методические рекомендации в Поурочных разработках (1-4 кл., 5-6 кл., 7-8 кл.), определить вариативные подходы к изучению содержания учебников .
Mодуль № 1 «Музыкальная грамота»
Данный модуль является вспомогательным и не может изучаться в отрыве от других модулей. Освоение музыкальной грамоты не является самоцелью и всегда подчиняется задачам освоения исполнительского, в первую очередь певческого репертуара, а также задачам воспитания грамотного слушателя.
Распределение ключевых тем модуля возможно по арочному принципу, либо на регулярной основе по 5—10 минут на каждом уроке.
Новые понятия и навыки после их освоения не исключаются из учебной деятельности, а используются в качестве актуального знания, практического багажа при организации работы над музыкальным материалом.
Весь мир звучит. Звукоряд. Высота звуков. Интонация. Мелодия. Ритм. Размер. Лад. Тональность. Интервалы. Гармония. Дополнительные обозначения в нотах. Музыкальный язык. Музыкальная форма (песня).
Модуль № 2 «Народная музыка России»
Данный модуль является одним из наиболее значимых для воспитания национальной и гражданской идентичности, а также принцип «вхождения в музыку от родного порога» и предполагает, что отправной точкой для освоения всего богатства и разнообразия музыки должна быть музыкальная культура родного края, своего народа, других народов нашей страны . Необходимо обеспечить глубокое и содержательное освоение основ традиционного фольклора, отталкиваясь в первую очередь от материнского и детского фольклора, календарных обрядов и праздников, преданий, мифов, легенд, былин. Особое внимание необходимо уделить подлинному, аутентичному звучанию народной музыки, научить детей отличать настоящую народную музыку от эстрадных шоу-программ, эксплуатирующих фольклорный колорит.
Модуль № 3 «Музыка народов мира»
Данный модуль является продолжением и дополнением модуля «Народная музыка России». «Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ» - тезис, выдвинутый Д. Б. Кабалевским во второй половине ХХ века, остаётся по-прежнему актуальным. Интонационная и жанровая близость русского, украинского и белорусского фольклора, межнациональные семьи с кавказскими, среднеазиатскими корнями - это реальная картина культурного разнообразия, сохраняющегося в современной России. Не менее важным фактором является принципиальная многомерность современной культуры, вбирающей в себя национальные традиции и стили народов всего мира. Понимание и принятие через освоение произведений искусства – наиболее эффективный способ предупреждения этнических и расовых предрассудков, воспитания уважения к представителям других народов и религий.
Народная и профессиональная музыка разных стран мира, ее отличительные особенности. Культурные связи между странами и континентами. Музыка мира – диалог культур.
Модуль № 4 «Духовная музыка»
Музыкальная культура Европы и России на протяжении нескольких столетий была представлена тремя главными направлениями — музыкой народной, духовной и светской. В рамках религиозной культуры были созданы подлинные шедевры музыкального искусства Изучение данного модуля поддерживает баланс, позволяет в рамках календарно-тематического планирования представить учащимся максимально широкую сферу бытования музыкального искусства. Однако знакомство с отдельными произведениями, шедеврами духовной музыки возможно и в рамках изучения других модулей.
Звучание храма (колокольные звоны, колокольность в музыке русских композиторов. Песни верующих (молитва, хорал, песнопение). Духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков. Инструментальная музыка в храме (орган, оркестр). Искусство русской Православной церкви (жанры, пение a capella, религиозные праздники). Храмовый синтез искусств (архитектура, икона, фреска, скульптура, мозаики).
Модуль № 5 «Классическая музыка»
Данный модуль является одним из важнейших. Шедевры мировой музыкальной классики составляют золотой фонд музыкальной культуры. Проверенные временем образцы камерных и симфонических сочинений позволяют раскрыть перед школьниками богатую палитру мыслей и чувств, воплощённую в звуках музыкальным гением великих композиторов, воспитывать их музыкальный вкус на подлинно художественных произведениях.
Композитор – исполнитель – слушатель. Концерт. Концертный зал. Композиторы – детям. Оркестр. Дирижёр. Партитура. Репетиция. Жанр инструментального концерта. Музыкальные инструменты (фортепиано, его «предки» (клавесин) и «наследники» (синтезатор), флейта, скрипка, виолончель. Знаменитые исполнители и мастера музыкальных инструментов. Вокальная музыка (её жанры – кант, песня, романс, вокализ, арии из опер, кантата т др.). Жанры камерной инструментальной музыки (этюд, пьеса; альбом, цикл, сюита, соната, квартет и др.). Программная музыка (программное название, литературный сюжет). Симфоническая музыка (жанры – симфония, симфоническая картина). Творчество русских композиторов-классиков. Творчество зарубежных композиторов-классиков. Мастерство исполнителей. Консерватория. Филармония. Исполнительские конкурсы.
Модуль № 6 «Современная музыкальная культура»
Наряду с важнейшими сферами музыкальной культуры (музыка народная, духовная и светская), сформировавшимися в прошлые столетия, правомерно выделить в отдельный пласт современную музыку. Объективной сложностью в данном случае является вычленение явлений, персоналий и произведений, достойных внимания, тех, которые не забудутся через несколько лет как случайное веяние моды. В понятие «современная музыка» входит широкий круг явлений, для восприятия которых требуется специфический и разнообразный музыкальный опыт. Помимо указанных в модуле тематических блоков, существенным вкладом в такую подготовку является разучивание и исполнение песен современных композиторов, написанных современным музыкальным языком. При этом необходимо удерживать баланс между современностью песни и её доступностью детскому восприятию, соблюдать критерии отбора материала с учётом требований художественного вкуса, эстетичного вокально-хорового звучания.
Современные обработки классической музыки. Джаз. Жанры джазовой музыки, особенности её исполнения. Джазовые музыканты. Исполнители, популярные у молодёжи. Современные электро-музыкальные инструменты. Виртуальная музыка в компьютерных программах.
Модуль № 7 «Музыка театра и кино»
Данный модуль тесно переплетается с модулем «Классическая музыка», может стыковаться по ряду произведений с модулями «Современная музыка» (мюзикл), «Музыка в жизни человека» (музыкальные портреты, музыка о войне). Для данного модуля особенно актуально сочетание различных видов урочной и внеурочной деятельности, таких как театрализованные постановки силами обучающихся, посещение музыкальных театров, коллективный просмотр фильмов.
Музыкальная сказка на сцене, на экране. Театр оперы и балета. Жанры – балет, опера. Роль оркестра, дирижёра, солистов, хора, сольных номеров и массовых сцен, художников, декораторов, костюмеров. Сюжет (либретто). Мюзикл. Оперетта. Патриотическая и народная тема в театре и кино.
Модуль № 8 «Музыка в жизни человека»
Главное содержание данного модуля сосредоточено вокруг исследования учащимися психологической связи музыкального искусства и внутреннего мира человека. Основным результатом его освоения является развитие эмоционального интеллекта школьников, осознание собственных душевных движений, способность к сопереживанию как при восприятии произведений искусства, так и в непосредственном общении с другими людьми. Формы бытования музыки, типичный комплекс выразительных средств музыкальных жанров выступают, как обобщённые жизненные ситуации, порождающие различные чувства и настроения. Сверхзадача модуля - воспитание чувства прекрасного, пробуждение и развитие эстетических потребностей.
Красота и вдохновение. Музыкальные пейзажи («Звучащие картины», «Краски и звуки»). Музыкальные портреты. Музыка (песни, танцы, шествия) на празднике. Музыка на войне и музыка о войне. Главный музыкальный символ (Гимн). Музыка – искусство временн о е (музыкальные образы движения, изменения, развития). Воздействие музыки на человека.
О ТВОРЧЕСКОЙ, ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Творческая деятельность учащихся 1 – 8 классов подразумевает их участие в проектах. Темы проектов даются в конце учебников.
• В начальной школе акцент ставится на те виды деятельности, которые помогут им (совместно с родителями) показать результаты развития музыкальной культуры: урок-концерт «Я – артист».
• В основной школе б о льший вес приобретают индивидуальные, групповые и коллективные проекты, которые рекомендуется защищать в различных формах: конкурсы, фестивали, КВН, «Семейная филармония культуры, искусства и творчества» и др.
Проект приказа «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
https://regulation.gov.ru/
Цифровой образовательный контент: https://educont.ru/
Бесплатный доступ к электронным формам учебников для уровня начального, основного и среднего общего образования, включенным в действующий ФПУ, и сервису «Учим стихи» для школ, педагогов и учащихся.
177 цифровых образовательных комплекта «Просвещения» по различным предметам с 1 по 11 классы
Цифровой образовательный контент: https://educont.ru/
Цифровой сервис «ПРОвоспитание».
Банк педагогических идей:
https://media.prosv.ru/vospitanie
Методическая поддержка перехода на обновлённые ФГОС
https://uchitel.club/fgos
• Видеолекции • Рекомендации дополнительных учебных пособий и цифровых ресурсов • Курсы повышения квалификации
• Методические письма
Спасибо за внимание!
Здоровья!
Творческого вдохновения!
Успехов в работе!
с