СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика преподавания технологии. Портфолио учителя начальных классов.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методика преподавания технологии. Портфолио учителя начальных классов.»

  1. История создания бумаги. Виды и свойства бумаги.

Сегодня бумага - один из самых востребованных материалов. Ее используют для хранения информации, для создания книг, которые хранят и передают культурный опыт сквозь поколения уже многие века. Чтобы найти столь удобный для письма материал человек долго изыскивал новые способы письма от выбивания пиктограмм на камнях и костях убитых животный до письма рыбьей костью по пальмовым листам. 

Дальше писали на деревянных восковых дощечках с помощью заостренных палочек. Но все это было недолговечно. В Китае сначала выжигали иероглифы на бамбуковой лозе, а потом стали писать специальной тушью на шелковых свитках. 

Но самый прогрессивный шаг вперед к изобретению сделали египтяне, которые начали использовать для записи информации папирус. Дальше одно время широко использовался пергамент - это телячья кожа особой выделки, которая также заняла важное место в эволюции материалов для письма. 

Примерно в одно и то же время с пергаментом появляется первая настоящая бумага. Родиной ее до сих пор считают Китай, хотя известно, что технология была перенята жителями этой страны у туркмен. Именно туркмены первыми научились распускать шерсть в воде, прессовать ее и высушивать. Так получался очень тонкий войлок. Китайцы же заменили шерсть растительными волокнами и получили как раз то, что больше всего напоминает современную бумагу. 

Свои первые листы они делали из коры тутового дерева и из волокон бамбука. Секрет изготовления бумаги очень долго держался в Китае в строжайшем секрете. Первые листы бумаги стоили очень дорого и обменивались на дорогие ткани и драгоценные металлы. Но все же долгое время монополию на изготовление бумаги Китай держать не смог. 

Очень скоро данный материал начали изготавливать в других странах. В 610 году странствующий буддийский монах Дан-хо вынес секрет изготовления писчего материала за границу Китая, а точнее в Японию. Вместе с секретом изготовления бумаги он поделился с японским народом и рецептом приготовления туши. 

Японцы еще усовершенствовали технологию. Они путем недолгих экспериментов нашли намного более удобное и качественное сырье. Они стали использовать не только кору шелковицы, но и коконы шелкопряда. После сбора коконы перерабатывали в однородную массу и оставляли высыхать. После чего образовывались два слоя - шелковата сверху и нижний волокнистый слой. 

Такие нововведения позволили японским бумажным изделиям значительно превзойти по качеству китайские. В Японии постепенно появились мастерские, а затем и целые фабрики по изготовлению самой прочной бумаги, которая получила название "ваши". Эта бумага могла выдержать намного больше сгибов, чем наша современная бумага, поэтому вместо стекол в Японии в домах часто использовали именно "ваши". 

Постепенно искусство создания бумаги расползлось по всему миру. Различные технологии использовались в различных странах мира. Вскоре бумага оказалась настолько распространенным материалом, что высокая цена на этот продукт стала неактуальной и резко упала. Теперь на востоке из бумаги делали книги, амулеты, веера и многое другое. 

В Европе первые бумажные мастерские появились в двенадцатом веке в самых развитых странах. В Италии, Англии, Франции и Германии бумага стала незаменимым материалом во многих отраслях жизни от государственного аппарата до торговли и культуры. 

Из Франции бумага впервые попала в Россию. В селе Ивантеевка под Москвой была построена настоящая бумажная мельница. Но она очень скоро подверглась очень обширному пожару, и все производство выгорело дотла. Вторая попытка наладить производство собственной российской бумаги была предпринята лишь в семнадцатом веке патриархом Никоном. Именно по его распоряжению бумажные мельницы были возведены в Пархе и Яузе. 

А при Петре Великом производство, наконец, было поставлено на широкую ногу. Он, видя что две мельницы не справляются со все возрастающими запросами активно расширяющейся страны, повелел построить еще несколько фабрик по производству бумаги, но уже европейского образца. 

Чтобы эти предприятия не нуждались в сырье, он издал указ, чтобы все жители изношенные тряпицы и полотна сдавали в надлежащие органы. Таки образом производство стало вторичным и дешевым. Производство бумаги в России быстро расширялось, и вскоре в импорте бумаги из Европы отпала всякая надобность. 

Бумага сегодня - один из самых широко используемых в ежедневной практике материалов. С начала производства бумаги ею стали украшать дома. Бумагой оклеивают стены. На листах рисуют и пишут. Книги в одной самой читающей стране мира печатаются исключительно на бумаге. Бумага стала сырьем для изготовления коробок, упаковок и посуды. Из бумаги делают самые разные декоративные изделия. Сегодня эта индустрия получила самое обширное распространение. Бумага как один из самых доступных материалов обладает волшебным свойством легко преображаться, что часто используется в производстве.

Виды бумаги

Бумагу придумали в Древнем Китае еще в 105 году нашей эры, и она достаточно быстро приобрела популярность как крайне удобное средство нанесения и сохранения информации. Вскоре листы, полученные из переработанных старых тряпок, стали использовать и как основу для игральных карт; а в Японии даже появилось искусство складывания фигур из бумаги – оригами. Современный мир высоких скоростей и технологий нашел ей еще одно предназначение: не просто запись информации, а ее тиражирование, воспроизведение во множестве копий. Периодические издания, например, кровно заинтересованы в том, чтобы иметь возможность в минимальное время отпечатать максимальный тираж. И производители рекламы тоже: ведь число контактов имеет непосредственное отношение к эффективности рекламной кампании.
Естественно, появляется немало разновидной бумаги, которая пригодна для этих целей.


Обычная бумага


Она же натуральная. Это «прозвище» родилось потому, что такая бумага не имеет специального покрытия (мелованного, глянцевого или иного). То есть, не содержит никаких синтетических волокон, которые часто используются для того, чтобы придать материалу дополнительную прочность или внешнюю привлекательность.
Она зачастую выглядит менее презентабельно, нежели ее доработанные современной наукой товарищи. Но зато обладает большей прочностью, чем та же мелованная: лучше сопротивляется разрывам, изломам, более эластичная. За это, как и за все в жизни, приходится платить: в данном случае страдает гладкость получаемой в итоге поверхности. У обычной бумаги она легко пушится и сложнее выглаживается.
Тем не менее, такой вид бумаги пригоден для печатных СМИ (особенно для газет, ведь журналы чаще всего выбирают глянец) и для рекламистов (особенно если речь идет о листовках, которых надо напечатать много, а хранить их вряд ли кто-то станет слишком долго).
Выбирая этот вариант, вы получите качественно отпечатанную продукцию, но «без лоска» и дополнительных изысков, которые могли бы впечатлить и привлечь аудиторию.


Мелованная бумага


Имеет специальный слой, который придает ей матовую поверхность. Когда вы покупаете пачку бумаги для домашнего пользования или в офис, скорее всего, вы приобретаете именно мелованную.
Производство ее сейчас развивается высокими темпами, так как именно она позволяет разнообразить свойства и повысить качество получаемой продукции при сравнительно небольших затратах. Дело в том, что более гладкая, чем у немелованной, поверхность позволяет сократить расход краски, а следовательно, и сумму, потраченную на полиграфию.
Изображение или текст, отпечатанные на мелованной бумаге, приобретают лоск и выглядят гораздо более привлекательно, чем в случае печати на обычной.
Области применения мелованной бумаги очень разнообразны: это и художественные альбомы, и дорогие подарочные книжные издания, цветные вклейки с рекламой, плакаты, рекламная продукция повышенного качества.
Любая информация, отпечатанная на такой бумаге, смотрится более презентабельно, притягивает взгляд. Ее реже выбрасывают сразу в мусорное ведро, а сначала хотя бы пробегают глазами.
Надо отметить, что мелирование  – далеко не единственный вариант улучшения.  Мелованная бумага бывает нескольких разновидностей: например, если нужна яркая, блестящая реклама, лучшим выбором может стать глянцевая.


Глянцевая бумага


Наверное, первое, что ассоциируется со словом «глянец» - это журналы, которые в изобилии появились в нашей стране с приходом в нее капитализма. Термин «глянцевые журналы» можно уже считать официальным для определения этой группы печатных изданий. Надо отметить, что название было придумано не случайно: для их страниц, как правило, выбирается именно такая бумага.
Ее особенность – в гладкой, блестящей поверхности и достаточно большой плотности. Эта бумага выглядит очень привлекательно, дает замечательное качество изображения и хорошо «принимает» текст, не умаляя его четкости.
Глянцевая бумага идеально подходит для печати каталогов, справочников, журналов, постеров, плакатов (в том случае, если удастся удержаться и не перестараться с блеском).
Если же нет желания делать свою продукцию сверкающей, лучше остановить выбор на матовой бумаге.


Матовая бумага


По своим внешним свойствам противоположна предыдущему типу. Ее поверхность не блестит, но зато имеет достаточно приятную фактуру. Многие предпочитают, например, делать свои фотографии не на глянцевой, а именно на матовой бумаге.
Сфера ее применения весьма обширна: это и печать технической документации, и периодические издания, и рекламная продукция. Матовая бумага смотрится элегантнее, чем глянцевая и выглядит «дороже» обычной не мелованной (или с простым покрытием). Выбрав ее, можно придать своей продукции статусность и «серьезность», элегантность.


Тисненая бумага


Требуется тогда, когда нужно получить печать на материале «с изюминкой», выделяющей ее из общей массы. Существует бумага с тиснением под кожу, дерево, холст, ткань, даже штукатурку! Фактура выбранного материала приобретается благодаря особой обработке. При этом сохраняются те свойства, которые важны для полиграфической бумаги: хорошая впитываемость чернил, быстрое высыхание, достаточная прочность для того, чтобы выдержать давление при разных типах печати.
Тисненая бумага редко используется для массовой рекламы или в периодических изданиях. Она нужна для товара штучного: корпоративные сувениры, почетные грамоты, особо важные документы, памятные подарки. Это, конечно, не означает, что тираж при применении такой бумаги не может быть большим, но сравнительно высокая цена располагает все же к более скромным запросам и индивидуальным продуктам.

Свойства бумаги

Гладкость.

На примере разных листов писчей, газетной, оберточной бумаги можно увидеть, что она в основном гладкая. Гладкость характеризует состояние поверхности бумаги и определяет её внешний вид - шероховатая бумага, как правило, на вид малопривлекательная. Гладкость важна для писчих видов бумаги, для печатных бумаг, а также при склейке бумаги.

Прозрачность бумаги.

Прозрачность бумаги характеризует степень однородности ее структуры. В результате опыта я взяла два листа бумаги: плотный и тонкий, наложила на картинку и увидела, что тонкая бумага просвечивает картинку, а второй нет. Свойство тонкой бумаги – просвечиваемость. Используется в технологическом производстве, медицине.

Пористость

Пористость непосредственно влияет на впитывающую способность бумаги, то есть на ее способность воспринимать печатную краску, и вполне может служить характеристикой структуры бумаги. На лист бумаги мы капнули краски, она впиталась. Бумага впитывает печатную краску благодаря её пористости.

Растяжимость

Удлинение бумаги до разрыва, или ее растяжимость, характеризует

способность бумаги растягиваться. Берем лист мягкой бумаги (салфетки) и пробуем растянуть её, бумага медленно чуть тянется. Бумага растягивается. Это свойство особенно важно для упаковочной бумаги, мешочной бумаги и картона, для производства штампованных изделий (бумажные стаканы)

Мягкость

Мягкость бумаги связана с ее структурой, то есть с ее плотностью и

пористостью. Листок бумаги пробуем скатать (смять) в комочек, бумага легко поддается. Бумага мягкая, мягкость зависит от ее плотности.

Влагопрочность

Влагопрочность или прочность во влажном состоянии, — еще один важный параметр большинства бумаг. Теперь бумагу опускаем в воду и слегка придавливаем, заметно, бумага намокает, но форму при этом не теряет. Чем прочнее бумага до увлажнения, тем она меньше теряет свою форму после увлажнения.

Горение

Как вы знаете бумага хорошо горит. От сгораемой бумаги остается пепел, зола. Бумага отличается высокой воспламеняемостью и очень хорошо горит. Пепел, зола, широко используются для удобрения













  1. Основные условные обозначения и приемы выполнения оригами

Способы и приемы складывания фигурок передаются на схемах с помощью линии, стрелок и вспомогательных знаков. На чертежах, прежде всего, следует различать линии.

  1. Линия сгиба на себя «долина» — сгиб как бы уходит внутрь листа бумаги.

  1. Линия сгиба от себя «гора» — бумага сгибается на другую сторону, а сгиб находится снаружи.

3. Линия перегиба — линия прерывается, не доходя до контура фигурки, обозначает как перегиб «горой», так и перегиб «долиной».

4.Линия разреза — более толстая, проходит от начала до конца разреза.

5. Невидимая, или воображаемая, линия — указывается в том случае, когда необходимо на нее ориентироваться.



Дополнительные обозначения

Иногда на одном чертеже-рисунке обозначено не одно, а несколько действий. Проверить правильность их выполнения всегда можно по следующему рисунку.

1. Согнуть:

а) на себя — «долиной»;

б) от себя — «горой».







Обратите внимание на этот рисунок с верху был выполнен сгиб «долиной», а с низу — «горой»

2. Перегнуть:

а) «долиной»;

б) «горой».

Перегнуть — значит не сделать сгиб бумаги, а сперва согнуть, а затем разогнуть:

3. Завернуть (несколько раз повторить одинаковые сгибы):

а) «долиной»;

б) «горой».

Обратите внимание на этот рисунок с верху был выполнен двукратный сгиб «долиной», а с низу — двукратный «горой»

4. Повторить действия

(знак ставится, если действие повторяется с невидимой стороны работы, или для того, чтобы не загромождать чертеж лишними знаками и линиями):

а) один раз;

б) несколько раз (число повторений зависит от количества черточек на стрелке).

Обратите внимание на рисунок снизу. Здесь действие сверху повторяется снизу, слева и справа

5. Перевернуть (на другую сторону работы).

а) перевернуть

6. Повернуть

(в этой же плоскости, обычно на 90 или 180 градусов, ориентироваться по следующему рисунку).

a) повернуть

7. Потянуть, вытянуть

(может обозначаться и обычной стрелкой):

а) вытянуть с другой стороны (или изнутри);

б) потянуть часть работы (например, угол) в сторону, затем прогладить новый сгиб.

8. Складки-молнии — чередование сгибов «горой» и «долиной»

(варианты зависят от последовательности сгибов «гора» и «долина»):

а) «долина» — «гора»;

б) «гора» — «долина»;

в) «долина» — «гора» (многократное);

9. Двойные складки-молнии

(выполняются обычно на сложенной вдвое бумаге: сначала следует наметить положение линий обычной складкой-молнией, а затем приоткрыть работу и выполнить складки на каждом слое бумаги); а) и б) варианты отличаются очередностью линий, расположенных параллельно:

а) двойные складки;

б) двойные складки;

в) линии сгибов расположены под наклоном.

10. Раскрыть и расплющить «карман»

(предварительно выполнить сгиб «долиной», затем приоткрыть отогнутую часть, расплющить ее, получая сгибы «горой»).

а) карман

11. Выгнуть — вывернуть часть работы изнаночной стороной наружу

(предварительно следует сделать перегиб, затем приоткрыть работу и согнуть указанные части, вытягивая их изнутри наружу).

12. Вогнуть внутрь

(прием выполняется в несколько этапов: фигурку следует приоткрыть, надавить на указанную часть, закрыть работу, прогладить новые сгибы. Если есть точный ориентир, то следует предварительно перегибом наметить линии):
а) вогнутый угол полностью помещается внутри фигурки;

б) часть вогнутой бумаги выходит наружу (таким образом обычно делают клюв птиц);

в) вогнутый «глухой» угол (на вогнутой части меняются линии: «гора» на «долину» и наоборот).

13. Перелистнуть, поменять местами плоскости.

Дополнительные знаки.

1. Увеличение изображения.

2. Вид на следующем рисунке с данной стороны.

3. Придержать в указанном месте.

4.Защипнуть.

5. Надуть.

6. Применить клей.

7. Применить ножницы.

8. Согнуть под прямым углом.

9. Расположить плоскости перпендикулярно.

10. Согнуть, получая равные углы.

11. Разделить на равные отрезки.







  1. Основные способы разметки деталей. Как построить развертку деталей изделия.

Разметка – это технологическая операция по нанесению на заготовку точек и линий, указывающих места и границы обработки. От того, насколько точно вы выполните эту операцию, во многом будет зависеть качество изделия. Представьте, что вы делаете какое-то изделие с крышкой. Стоит вам ошибиться с размерами – и крышка уже не подойдет к изделию. А если вы неточно разметите деталь для аппликации? Явно пострадает ее качество. Так как разметка – это технологическая операция, то выполняется она с помощью различных инструментов.

Разметка - изображение на материале контуров детали, которую нужно потом отделить, отогнуть, намазать клеем.

Виды разметок

Разметка на глаз выполняется рисованием без чертежно-измерительных инструментов.

Разметка по трафарету или шаблону применяется при разметке деталей сложной формы или при разметке большого количества деталей.

Разметка по клетчатой бумаге или, как еще ее называют по намеченным контурам, выполняется на первых этапах обучения разметке.

Разметка переводом выполняется через копировальную бумагу или кальку при разметке сложных деталей, имеющих много дополнительных обозначений и требующих точности в выполнении криволинейных контуров.

Разметка на просвет выполняется на специальном столе, имеющем прозрачную поверхность и подсветку или, при необходимости, на оконном стекле.

Разметка с помощью чертежно-измерительных инструментов - линейки, угольника, чертежного и измерительного циркулей выполняется как на бумаге, так же на картоне.



При выполнении любых видов разметки необходимо соблюдать следующие требования:

- все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов;

- разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа;

- разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя;

- шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках;

- разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом: разметку начинают от верхней точки в низ, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему;

- придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила с верху (над линейкой) или со стороны рабочей руки.

На языке моделистов схемы, по которым складывают модели, называются развертками, так как они печатаются на листе бумаги в развернутом виде. Развертки можно приобрести в наборах для моделирования, скачать в Интернете или создать самостоятельно.

Обработка картона и бумаги наиболее широко применяется учителями в практике обучения технологии. Эти материалы доступны, обладают прекрасными конструктивными особенностями, легки в обработке и имеют привлекательные внешние свойства. Для того чтобы учащиеся качественнее выполняли изделия из бумаги, необходимо научить их ориентироваться в разнообразии ее видов и сортов, различать важнейшие качественные особенности наиболее распространенных видов. Ознакомление со свойствами бумаги позволяет учащимся грамотно и по назначению использовать ее для письма, рисования, изготовления изделий или упаковки разных предметов.

Разметка- изображение на материале контуров детали, которую нужно потом отделить, отогнуть, намазать клеем.

Виды разметки:

А) «на глаз» не использовать

Б) шаблон- приспособление для разметки, где линия ведется по внешнему контуру, позволяет сделать много одинаковых деталей.

В) трафарет- линия по внутреннему контуру, пластина с отверстиями

При выполнении любых видов разметки необходимо соблюдать следующие требования:

- все виды разметки выполняются с учетом экономии материалов;

- разметка осуществляется в верхнем левом углу на изнаночной стороне листа;

- разметку крупных деталей удобнее выполнять стоя;

- шаблон и трафарет придерживают так, чтобы он был прижат к материалу в нескольких точках;

- разметку по шаблону и трафарету выполняют следующим образом: разметку начинают от верхней точки в низ, с начала по левому краю шаблона, а затем от верхней точки в низ по правому краю шаблона, линия разметки должна быть хорошо видна работающему;

- придерживать линейку при разметке необходимо в нескольких точках, так, что бы линия разметки проходила с верху (над линейкой) или со стороны рабочее руки.

Правила работы с трафаретом и шаблоном:

  1. Накладывается на изнаночную сторону

  2. Накладывается на угол бумаги одним пальцем прижимаем, другим обводим. Сдвигать нельзя

  3. Разметка складыванием- из прямоугольника квадрат самый простой способ.

  4. Разметка по месту путем наложения деталей

  5. Разметка на просвет : через стекло, через кальку, через копировальную бумагу

  6. Разметка по клеткам

  7. При помощи чертежно-измерительных инструментов

Развертка на примере поверхности шестиугольной призмы.

Полная поверхность призмы состоит из боковой поверхности и двух равных основании (верхнего и нижнего). Боковая поверхность шестиугольной призмы состоит из шести прямоугольников с основанием равным, стороне правильного шестиугольника, и высотой, равной высоте призмы. Для получения полной развертки призмы необходимо к развертке боковой поверхности пристроить верхнее и нижнее основания. Таким же образом поступают треугольной призмой.



























  1. Виды аппликаций.

В аппликациях есть своя классификация.

В зависимости от содержания можно выделить:

Предметная аппликация осуществляется путем наклеивания на базовый лист с фоном отдельных, заготовленных ранее предметных изображений. Эти изображения могут либо вырезаться цельными, либо тоже состоять из отдельных элементов. Важно, что каждый отдельный элемент уже является обобщенным и завершенным. Такая аппликация также носит название мультипликации.

Декоративная аппликация носит абстрактный характер и применяется для декорирования открыток, обложек книг, альбомов и других предметов.

Сюжетная аппликация представляет собой несколько объединенных различных фигур, которые часто используются для создания картин.

В зависимости от объемности изображения:

Плоские - крепятся полностью на всю поверхность к основанию.

Объемные предусматривают крепление на основу всех деталей только одной своей частью, таким образом достигается объемность композиции в пространстве.

По цвету аппликации можно разделить:

- Монохромные;

- Многоцветные.


По технике выполнения:

Симметричная аппликация создается путем наклеивания на основание изображений симметричных предметов. Композиции можно выполнять, используя методы складывания материала пополам или вчетверо, а затем вырезания нужного элемента, этот метод позволяет не использовать шаблоны для вырезания и экономит время за счет вырезания сразу несколько одинаковых фрагментов.

Обрывная аппликация - этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Можно усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Ленточная аппликация - этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация - этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квиллинг(англ. quilling — от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Аппликация – мозаика -  еще один очень увлекательный способ создания творческих работ.  Мозаика выполняется из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги бывает контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения) или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без них.


Геометрическая аппликация представляет собой наклеенные на фон изображения предметов, составленные полностью или частично из деталей геометрической формы.


По  разнообразию используемых материалов:

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.

Аппликация из крупы. С крупой можно создавать разные поделки. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.



















5. Виды, способы, приемы, базовые формы лепки

Лепка - один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

Лепку можно классифицировать по материалу: из глины, из теста, пластилина, снега и других мягких материалов. Каждая из них имеет свои особенности и возможности, поэтому, не следует заменять их друг другом, а использовать разные материалы, в зависимости от поставленных целей и задач. Это необходимо учитывать при планировании работы с детьми.

Глина - природный материал, который добывали еще в древности и применяли для изготовления посуды, игрушек и других предметов обихода.

Опытные педагоги предпочитают работать с глиной, зная, что пластилин хуже поддается обработке, его долго приходится разминать, как бы разогревать в руках прежде, чем что-либо вылепить, к тому же он со временем теряет форму и не годится для обжига.

В школах чаще всего используется лепка из пластилина, так как при работе с глиной требуются дополнительные занятия по зачистке и обжигу изделий. Поэтому такие занятия лучше проводить в студиях на внеклассной работе. Но приемы и методы для лепки из глины и пластилина идентичны. В нашей работе мы за основу берем работу с пластилином.

Пластилин - искусственный материал, специально созданный для лепки и моделирования. Изготавливается из очищенного и размельченного порошка глины с добавлением воска, глицерина, жиров, красителей и других веществ, задающих свойства и особенности того или иного вида пластилина.

Выделяют особенности работы с пластилином:

· мелкая пластика (задано размерами и возможностями материала);

· работа идёт сразу в цвете;

· позволяет создавать дополнительные цвета;

· материал практически не требует дополнительной подготовки;

· позволяет создавать объемные, все виды рельефных изображений; плоские картины, что позволяет использовать его как разновидность техник;

· при соблюдении температурного режима хорошо держит форму, пластичен.

По содержанию лепка бывает - предметная, сюжетная, декоративная, комплексная.

В предметной лепке дети лепят отдельные конкретные изображения - фрукты, овощи, игрушки, фигуры людей и животных, бытовые предметы, транспорт, фантазийные существа. Изображение отдельных предметов для ребёнка является более простым, чем, например, в рисовании, т.к. он имеет дело с реальным объемом, и ему нет надобности, прибегать к условным средствам изображения. Дети быстрее овладевают изображением предметов конструктивной, нежели пластической формы. Исследования показывают, что в результате обучения детей можно подвести к правильному изображению человека и животного сначала конструктивным, а затем пластическим способом (барышня, ежик).

В сюжетной лепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы связаны между собой: по смыслу (герои одной сказки), размещению в пространстве (объединяются в сюжет на общей основе), по пропорциям (одинакового или разного размера в соответствии с сюжетом), по динамике (герои держатся за руки, бегут, смотрят в одну сторону или друг на друга) и т.д. Сюжетная лепка требует большого объёма работы, времени, поэтому планируется не на один урок («Ежики на прогулке»).

В декоративной лепке дети создают декоративные или декорированные изделия - вазы, маски, панно, лепные орнаменты, изделия по мотивам мелкой декоративной пластики народных умельцев. Эти изделия связаны с жизнью, поэтому имеют больше смысла для ребёнка.

В школьной практике бывает так, что само знакомство с изобразительным искусством начинается с произведений большого искусства, а их понимание требует некоторой специальной подготовки. Декоративные же изделия, народная пластика - «это образы, близкие мировосприятию и мироощущению ребёнка, это художественный язык, доступный для понимания и усвоения даже совсем маленькими детьми, это техника, виртуозно отточенная временем и руками сотен мастеров». Родство детского изобразительного творчества и народного искусства проявляется в настроении, жизнерадостности, добром восприятии мира. «Праздничность» мировосприятия у народного художника близка к образному строю детских работ, где наивность, непосредственность, жизнерадостность восприятия окружающего проявляется в соответствующих формах и приемах выражения.

Лепка по мотивам народной пластики знакомит детей с уникальными образами и обогащает их рациональными способами лепки; подводит детей к ясному пониманию такой художественной особенности, как обобщённый образ. На примере изделий ДПИ проще продемонстрировать детям единство формы и содержания, особенности композиции, так как при их рассмотрении дети не отвлекаются на сюжетные стороны работы. Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета, красивому декоративному заполнению пространства. Работа над лепным орнаментом учит ребенка работать кончиками пальцев, делает их более гибкими и чувствительными к форме.

По видам скульптуры можно выделить: лепка круглых форм (круглая скульптура), рельефная лепка (рельеф).

По способу создания образа: по памяти, по представлению (по словесному описанию, по рисунку, схеме и т.д.), с натуры.

По способу организации детей и характеру их деятельности бывает индивидуальная, коллективная или комплексная, когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, играми.

Основными способами лепки являются - конструктивный, скульптурный, комбинированный.

Конструктивный способ. При этом способе образ создается из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Конструктивным способом дети начинают лепить очень рано - уже в 2 - 3 года - и часто сами «открывают» его для себя. С развитием воображения, умения владеть руками, способности планировать свою работу, этот способ совершенствуется: увеличивается количество деталей, усложняется их взаимное расположение, более тщательной и выразительной становится доработка.

Скульптурный способ. Этот способ ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Процесс работы идёт от общего к частному: в зависимости от образа, из куска пластичного материала моделируется нужная форма. Сначала лепится характерная форма - основа, которая дополняется более мелкими деталями (детали вытягиваются, прищипываются и т.д.). Скульптурный способ - более сложный способ лепки по сравнению с конструктивным, т.к. в процессе изображения детям дошкольного и младшего школьного возраста легче идти от анализа, перечисления деталей предмета к их объединению в каком-то конкретном образе.

Комбинированный способ. Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, самые крупные детали выполняются скульптурным образом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5 - 8 годам дети предпочитают именно этот способ, как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Можно выделить основные приемы формообразования такие, как раскатывание, скатывание, сплющивание, сгибание, вытягивание, вдавливание, оттягивание, скручивание, прищипывание (оттягивание с моделированием), защипывание (края), отгибание краев. Также существуют дополнительные приемы - это вырезание, выдавливание, отпечатывание, просекание, насечка, надрез (разрез), строгание.

Приёмами соединения деталей являются - прижатие, примазывание, вдавливание, насадка на каркас, соединение с помощью жгута, врезание.

Приёмами отделки формы можно назвать - заглаживание, декорирование: различными приспособлениями и инструментами, пластилином и другими материалами, приёмы передачи фактуры

Нужно отметить возможности перехода приёма в ту или иную группу, например, вдавливание может выступать в роли основного приёма формообразования и в роли приёма соединения, а отпечатывание в роли, как дополнительного приёма формообразования, так и приёма декорирования.

Особенно необходимо понятие базовых элементов лепки при работе конструктивным и комбинированным способом. Базовые элементы лепки - основные формы, лежащие в основе будущих образов - шарик и валик (шар и цилиндр). Видоизменяя и комбинируя их, можно получить огромное количество образов. Из шарика и валика, применяя различные приёмы, получаем дополнительные часто используемые элементы - капелька (конус), лепёшка, жгутик. Оперируя этими формами, ребёнок начинает читать и самостоятельно создавать любые произведения, постепенно овладевая техникой лепки.

Техника в переводе с греческого «techne» обозначает - искусство, мастерство, а в области искусства: совокупность специальных навыков, способов и приёмов, посредством которых исполняется художественное произведение. В данном случае, техника рассматривается не как авторское мастерство, а с точки зрения использования художественных возможностей материала.

Можно выделить следующие техники: пластилиновая живопись, процарапывание, лепка из колец, лепка из пластин, лепка на форме, отпечатывание.

В технике пластилиновая живопись можно создавать целые картины, как декоративного, так и реалистичного характера, плоские и рельефные. В данной технике используется работа пластилиновым мазком, «налепами» - отдельными разноцветными кусочками, капельками, шариками, жгутиками и т.д.; вливание цвета в цвет, смешивание и создание новых цветов и оттенков.







  1. Основные условные обозначения при вязании крючком.

Основанием или первым рядом любого изделия служит цепочка из воздушных петель. Чтобы цепочка не стягивала полотно, её нужно вязать посвободнее. Схему читаем снизу вверх. Обычно нечётные ряды читаются справа налево, а чётные — слева направо. Во многих случаях направление вязания показано стрелками.

Основные элементы вязания крючком — это воздушная петля, столбик без накида и столбик с накидом. Другие элементы – их производные.

Начало вязания, состоящее из воздушных петель, замкнутых в кольцо соединительным столбиком.

В середине круга указывается количество петель для получения колечка.

Если в схеме изделия нарисован большой круг, без дополнительных символов, то это обозначение начала вязания из простого кольца из нити.

Начало вязания со скользящей петли. Также называют: кольцо амигуруми или волшебное колечко.

Часто используется в вязании маленьких игрушек амигуруми.



Символ показывает, какой ряд используется для вытягивания новых петель. Указывает на способ вязания не в петлю, а вокруг тела столбика. Применяется для схем объёмных — 3D работ.

Условные обозначения основных петель и столбиков

Воздушная петля — основная петля в любом вязании крючком. ВП.

Арка из воздушных петель — цепочка определённого количества ВП.

Символ «обратный ход». Цепочка ВП прикрепляется к петле, указанной стрелочкой.

Столбик без накида. СБН. сб.

Столбик с накидом. ССН.

Разновидность простого столбика с накидом — столбик с несколькими накидами, в данном случае с 3-мя. С3Н.

Каждый маленький отрезок означает дополнительный накид.

Столбики с большим числом накидов на схемах рисуют такой формы, какой они должны располагаться в готовом изделии.

В данном варианте — столбики с 5-ю накидами. С5Н.

Изображения любых столбиков со стрелочками. В таких символах стрелки указывают, в какую петлю вязать.

Это могут быть петли в текущем ряду или через несколько рядов.

- Полустолбик с накидом. ПСН.







7.Технология выполнения изонити.

Изонить или нитяная графика (ниткографика)- это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определенном порядке на твердой основе. Используя эту технологию, можно создать великолепные открытки на память, обложки для книг, закладки, декоративные панно.

Изонить - это оригинальный вид декоративно-прикладного искусства, уходящий корнями к народным мастерам Англии. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они вбивали в дощечки гвозди и в определенной последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. В современной технике нити накладывают стежками на жесткую основу - толстую бумагу или картон.

Достоинство этой техники в том, что она не требует особой предварительной подготовки, изделия выполняются довольно быстро и аккуратно с первого раза, и фантазия развивается. Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка: мелкой моторики пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца); художественных способностей и эстетического вкуса.

Цель - побудить детей к творчеству в доступной для них форме; приобрести практические навыки владения иглой, ножницами, фигурными трафаретами; показать основные приемы выполнения той или иной операции; выявить их способности к плоскостному моделированию. Практические задания предполагают повышение сложности изделий по мере приобретения ими навыков. Опыт показывает, чем быстрее будет результат, а он уже виден на первом уроке, тем больше ребенок получит радости от своего труда.

Техника выполнения изонити проста и доступна человеку любого возраста. Для ее освоения достаточно знать два основных приема:

- заполнение угла;

- заполнение окружности. Научиться прошивать изонитью углы легче, чем окружности, поэтому начинать следует именно с углов.







Технологическая карта «Заполнения угла».

Последовательность заполнения угла.


Изображение

1. Начертить на изнаночной стороне картона любой угол.
На его сто­роны штрихами нанесите метки в местах предполагаемы про­колов. При разметке стороны угла разделите на равное количество частей. Если стороны не равны, то деление нужно начинать с мень­шей. Минимальное расстояние между отверстиями 2 мм.



Делить стороны можно, конечно, по линейке, но лучше сразу стараться делать это на глазок. Первое время может получаться не очень ровно, Но это занятие развивает глазомер, и со време­нем точность будет повышаться.



Сначала разделите одну сторону угла пополам, затем каж­дую из двух частей разделите еще раз пополам, затем каждую из четырех частей — еще раз пополам.



В той же последователь­ности разделите вторую сторону угла.



После разметки трафарет положите на резину или пенопласт и проколите дырочки, которые на лицевой стороне повторят ри­сунок с изнанки.

Обратит внимание! На лицевой строне получится зеркальное изображение того, что нарисовано на из­наночной.



По трафарету нанести на изнаночную сторону картона угол; карандашом обозначьте каждую точ­ку, присвоив ей номер: вершина угла — точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла — точка 2, затем 3, 4 и так далее до 9. На верхней стороне угла крайняя точка — точка 1, потом 2, 3 и так далее до 8

Обратите внимание! Нумерация точек на верхней сто­роне — от края к вершине, на нижней стороне от вершины угла к краю



Прокалите дырочки в картоне в местах пересечения линии стороны угла и отметки деления; вденьте нить в иглу и сделайте узелок; на изнаночной стороне своей работы найдите точку 1 на верхней стороне угла (крайняя верхняя). Введите иглу в дыроч­ку, соответствующую точке 1, с изнаночной стороны и протяни­те нитку до упора. Определите дырочку на нижней стороне угла, соответствующую точке 1 {вершина), вколите иголку в эту ды­рочку с лицевой стороны и сделайте стежок между точками 1 и 1 на лицевой стороне. По изнаночной стороне сделайте корот­кий стежок между точками 1 и 2 на нижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. По лицевой стороне сделайте большой сте­жок между точками 2 и 2 на разных сторонах угла. Вышли на изнаночную сторону. Сделайте короткий стежок на изнаночной стороне между точками 2 и 3 на той стороне угла, где вы сей­час находитесь, и так далее до стежка между точками 8 и 8 на лицевой стороне угла, затем в точку 1 (вершина) и по лицевой стороне — стежок между точками 1 и 9.


Лицевая сторона


Обратите внимание: На изнаночной стороне распола­гаются короткие стежки между соседними точками вдоль сторон угла, а на лицевой стороне - длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла. Если это так, то работа выпол­нена правильно.

Нумерация каждой точки на сторонах угла удобна на первом этапе работы, так как позволяет быстрее освоить прошивание углов. Но она очень громоздка, поэтому далее на схемах про­шивания используется упрощенная система; цифры указывают последовательность вкалывания иголки в дырочки.


Изнаночная сторона.


Для закрепления навыков прошивания углов рекомендуется прошить прямой угол, острый угол и тупой угол, каждый — в двух вариантах: со сторо­нами одинаковой длины и со сторонами различной длины

а) прямой угол







б) острый угол













в) тупой угол




Технологическая карта «Заполнения окружности».

Последовательность заполнения окружности.


Изображение

1. Разметить окружность. Нарисовать окружность с помощью трафарета или циркуля и разделить ее на четное число частей: сначала пополам, затем каждую половину еще раз пополам…


2. И так далее, например, на 16 частей.

Если изображение сложное, то сначала необходимо его фрагментировать и определить, к какой фигуре – углу либо окружности – отнести тот или иной фрагмент композиции. Каждый элемент размечайте по выше указанным правилам. Для сложных фигур удобнее сделать трафарет, который можно использовать несколько раз (см. рисунок 1).


3. На изнаночной стороне картона по трафарету начертите окруж­ность; положив картон на пенопласт шилом проколите отверстия по разметке; стрелкой укажите направление прошивания и пронумеруй­те отверстия; вденьте нитку в иголку и сделайте узелок; введите иглу с ниткой в точку 1 и заполните окружность по предлагаемой схеме: стежок между точками 1 и 5 по лицевой стороне по изнаночной стороне стежок между точками 5 и 6.


4. Большой стежок между точками 6 и 2 по лицевой стороне, да­лее по изнанке стежок между точками 2 и 3, затем по лицевой стороне большой стежок между точками 3 и 7, по изнанке сте­жок между точками 7 и 8, по лицевой стороне большой стежок между точками 8 и 4 и так далее.



5. И так далее, пока не закончится окружность.

При правильно выполненном задании на лицевой стороне ри­сунок напоминает звезду, а на изнаночной — повторяет линию окружности.




6. Прошивание окружности стежками разной длины.

Одну и ту же окружность можно прошить стежками разной дли­ны. Чем длиннее стежок, тем более заполненной получается окружность,



7. Прошивание окружности стежками, равным диаметру.



8. Прошивание овала.

Для составления композиций недостаточно только углов и окружностей, поэтому нужно научиться прошивать другие фи­гуры, которые наиболее часто встречаются в работе.




9. Прошивание спирали.

Овалы, спирали, завитки и дуги, прошиваются по тем же пра­вилам, что и окружности.




Инструменты, необходимые для работы:
* картон, бархатная бумага
* нити различного цвета (швейные, мулине, ирис, катушечные нити №20-40)
* игла с широким ушком
* шило (короткое)
* ножницы
* циркуль
* линейка или трафареты















  1. Искусственные и бросовые материалы и варианты изделий из них.

В мире назревает экологическая катастрофа из-за того, что резко возросло количество выбрасываемого мусора. Огромные свалки не только уродуют облик пригородов, но и создают угрожающую экологическую обстановку.

Это возможность неравнодушным и увлеченным людям всего мира использовать повторно бросовый материал. Для создания оригинальных украшений и функциональных предметов применяют не только покупную дорогостоящую фурнитуру и прочие принадлежности, но и бросовый материал. Это предметы, которые человек использовал в быту, а потом выбрасывает за ненадобностью. К нему относятся использованная картонная упаковка, пластиковые и стеклянные бутылки, ячейки для яиц, отслужившие свой срок шины и детали от различных вышедших из строя механизмов. Все, что не жалко выкинуть, может в умелых руках превратиться в оригинальный предмет который может стать украшением интерьера или подарком для дорогого человека.

Стеклянные бутылки - это не только основа для поделок, но и дешевый строительный материал, из которого умельцы возводят беседки и другие строения. В умелых руках даже крышечки от бутылок превращаются в материал для творчества.

Дизайнерские украшения интерьера можно широко применять при изготовлении "разливных" поделок бросовый материал. Это предоставляет возможность дать простор фантазии. К примеру, стеклянные бутылки интересной формы, которых теперь так много в продаже, могут обрести вторую жизнь, если из них изготовить такой нужный в хозяйстве предмет, как ваза.

Бросовый материал можно разделить на следующие виды:

■ бумажно-картонный: упаковочный картон (самый лучший картон — это картон, который имеет цветную поверхность как внутри, так и снаружи картонного листа), бумажные тарелки, стаканчики, фантики, оберточная бумага и пр.;

■ хлопкосодержащий: ватные палочки, ватные диски, вата, бинт и т.д.;

■ полимерный: пластиковые бутылки, пластиковая посуда, пластмассовые пуговицы, пробки, крышки, целлофановые пакеты, поролон, пузырьковая пленка, капсулы от киндер-сюрприза и т.д.;

■ деревянный: катушки от ниток, деревянные пуговицы, спички, коробки и т.д.;

■ резиновый: воздушные шарики, резинки для волос, перчатки, шины от колес и т.д.;

■ металлический: колечки для ковров, цепочки, скрепки, проволока и т.п.

9. Техника безопасности при работе с различными инструментами и материалами

на уроках технологии в начальных классах.

ТБ на уроках технологии:

1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.

2. Не пользуйся инструментами, правила обращения с которыми не изучены.

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами отверстия.

4. Не работай неисправными инструментами.

5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.

6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.

8. Не разговаривай во время работы.

9. Выполняй работу внимательно.

Правила работы с клеем:

  • При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

  • Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

  • Клей наносят на середину листа и размазывают равномерно к краям. Края надо всегда хорошо смазывать.

  • Когда бумага намазана клеем, надо немного подождать, чтобы она размокла и растянулась, а то будут морщины и складки.

  • Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.

  • Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

  • Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.



Правила работы с ножницами:

  • Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

  • Перед работой проверь исправность инструментов.

  • Не работай ножницами с ослабленным креплением.

  • Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

  • Работай ножницами только на своем рабочем месте.

  • Следи за движением лезвий во время работы.

  • Ножницы клади кольцами к себе.

  • Подавай ножницы кольцами вперед.

  • Не оставляй ножницы открытыми.

  • Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

  • Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

  • Используй ножницы по назначению.

Правила работы со швейной иглой:

  • Храни иглу всегда в игольнице.

  • Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

  • Храни иглу всегда в игольнице.

  • Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

  • Передавай иглу только в игольнице и с ниткой. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

  • Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

  • Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

  • Не втыкай иглу в одежду.

  • До и после работы проверь количество игл.

  • Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

  • Не отвлекайся во время работы с иглой.

Правила работы с циркулем:

1.Циркуль готов к работе, когда иголка циркуля и карандаша находятся на одном уровне.

2. Взять нужный размер, туго завернуть винт.

3. При проведении окружности циркуль держи за головку, а козых ножку за карандаш.



Правила работы с пластилином:

Выбери для работы нужный цвет пластилина.

Отрежь стеком нужное количество пластилина.

Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила работы с глиной:

1. Заготавливай глину только с разрешения или под наблюдением взрослых.

2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади глину на стол.

3. Храни глину в коробочке отдельно от тетрадей и книг.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Правила безопасной работы инструментами при вязании крючком и спицами:

1. Со спицами и крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу, хранить в коробках и пеналах.

2. Спицы, иглы и булавки необходимо пересчитывать до начала работы, и после ее окончания.

3. Спицы и крючки не должны быть очень острыми, иначе ими можно поранить пальцы.

4. Нельзя пользоваться ржавыми спицами, крючками, иглами и булавками — они портят пряжу, нитки.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!