СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика применения ритмической гимнастики в специальных медицинских группах с детьми младшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ухудшение здоровья детей сегодня достигла критической отметки 

Просмотр содержимого документа
«Методика применения ритмической гимнастики в специальных медицинских группах с детьми младшего школьного возраста»

19










МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ

В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




1.1 Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста


Младший школьный возраст охватывает детей с 6 до 11 лет. Этот возраст характеризуется относительно равномерным развитием опорно-двигательного аппарата, но интенсивность роста отдельных размерных признаков его различна. Так, длина тела увеличивается в этот период в большей мере, чем его масса. В среднем ежегодно у мальчиков и девочек длина тела увеличивается на 4 - 5см, масса тела на 2 — 3 кг, окружность грудной клетки — на 1,5 — 2см.

Продолжаются окостенение и рост скелета. Суставы детей этого возраста очень подвижны, связочный аппарат эластичен, скелет содержит большое количество хрящевой ткани. Позвоночный столб сохраняет большую подвижность до 8 - 9 лет, он всё ещё гибок и податлив. В связи с этим длительное неправильное положение тела детей во время занятий, ношение тяжестей в одной руке могут привести к искривлению позвоночника и деформации грудной клетки, ранним остеохондрозам, вследствие чего происходит сдавливание кровеносных сосудов, находящихся между позвонками, что в свою очередь, приводит к ухудшению питания позвонков и нарушению их развития [8].

В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие и нарастание мышечной массы, увеличивается мышечная сила. Мышцы детей этого возраста имеют тонкие волокна, содержат в своем составе лишь небольшое количество белка и жира. При этом крупные мышцы конечностей развиты больше, чем мелкие. Этим объясняется способность детей к движениям с большим размахом и затруднения при выполнении мелких, точных движений. В 7 лет мышцы кисти ещё недостаточно развиты. Глубокие мышцы спины в этом возрасте ещё слабы, их сухожилия недостаточно развиты. Длительная статическая нагрузка, неправильная поза оказывают неблагоприятное влияние на развитие этих мышц. Слабость мышц наряду с податливостью позвоночника является одним из факторов, способствующих развитию сколиозов и травматизму.

По мере взросления постепенно замедляется частота сердечных сокращений. У младших школьников деятельность сердца мало экономна и невелики его функциональные возможности. Это особенности сердечно-сосудистой системы, а также относительно низкое артериальное давление обусловливает значительную напряженность деятельности системы кровообращения при мышечной работе. В связи с этим при передозировке нагрузки у них могут возникать нарушения сердечного ритма и резкие изменения давления крови.

Дыхательные возможности у детей младшего школьного возраста также ниже, чем у подростков и у взрослых людей. Дети этого возраста имеют с точки зрения физиологии очень ограниченную способность работать «в долг», что требует соблюдения осторожности в применении упражнений при кратковременных физических нагрузках максимальной интенсивности. Такие нагрузки становятся доступны детям только в 12-13 лет [43] (физиология).

К концу периода младшего школьного возраста объем лёгких составляет половину объема легких взрослого. Минутный объем дыхания возрастает с 3500 мл/мин у 7-летних детей до 4400 мл/мин детей в возрасте 11 лет. Жизненная емкость легких возрастает с 1200 мл в 7-летнем возрасте до 2000 мл в 10-летнем.

Для практики физического воспитания показатели функциональных возможностей детского организма являются ведущими критериями при выборе физических нагрузок, структуры двигательных действий, методов воздействия на организм.

Для младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Под двигательной активностью понимают суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной жизни. При свободном, режиме в летнее время за сутки дети 7-10 лет совершают от 12 до 16-тыс. движений. Естественная суточная активность девочек на 16-30% ниже, чем у мальчиков. Девочки в меньшей мере проявляют, двигательную активность самостоятельно и нуждаются в большей доле организованных форм физического воспитания.

По сравнению с весенним и осенним периодами года, зимой двигательная активность детей падает на 30 - 45%, а у проживающих в северных широтах и на Крайнем Севере - на 50 - 70%.

С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе детей 6-7 лет объем двигательной активности сокращается на 50%. В период учебных занятий двигательная активность школьников не только не увеличивается при переходе из класса в класс, а наоборот, все более уменьшается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности [16].

Изучение процессов роста и развития детей показывает, что темпы индивидуального развития неодинаковы. Большинству детей присущи определённые соответствующие росту темпы развития, но в любой возрастной группе существуют индивидуумы, опережающие своих сверстников в развитии или отстающие от них. Число таких детей примерно одинаково, и этот факт необходимо учитывать при определении двигательных режимов.

Таким образом, необходимо учитывать анатомо-физиологические особенности детей данного возраста. Это обусловлено тем, чтобы не навредить здоровью, не снизить функциональные и двигательные возможности ребенка, а сформировать комплексные механизмы организма и улучшить адаптацию к окружающей среде. Знание анатомо-физиологических особенностей детей помогает учителям и тренерам школьных секций рационально и дифференцированно подходить к проведению уроков, тренировочных занятий с учётом морфофункциональных особенностей учащихся.


    1. Влияние физических упражнений на физическое и психическое развитие детей


Младший школьный возраст характеризуется значительным развитием центральной нервной системы, но функциональные показатели ее еще далеки от совершенства. В этом возрасте отмечается малая подвижность, слабая сила и уравновешенность нервных процессов головного мозга. Выявлено, что высокая реактивность нервных процессов и преобладание процесса возбуждения над торможением, могут приводить к быстрому утомлению организма ребенка, за счет истощаемости клеток коры головного мозга [30].

Вместе с тем дети этого возраста легко могут овладеть сложными движениями, поскольку им свойственна высокая пластичность нервной системы. Однако при действии сильных и монотонных двигательных раздражителей у них снижается устойчивость к внешним воздействиям и развивается запредельное торможение. Избежать этого можно путем внесения разнообразия в занятия физическими упражнениями, введения элементов игры, чем так богаты профессионально подготовленные занятия по ритмической гимнастике [15].

В этом возрасте завершается морфологическое развитие нервной системы, заканчивается рост и структурная дифференциация нервных клеток. Однако функционирование нервной системы характеризуется преобладанием процессов возбуждения.

В. К. Велитченко (1989) считает, что система физических упражнений должна соответствовать дидактическим требованиям и даже в пик нагрузок не должна вызывать у детей переутомления, острого и хронического физического перенапряжения. Дозирование физических нагрузок по объёму и интенсивности должно осуществляться строго индивидуально с учётом состояния здоровья, психофизического развития, календарного и биологического возраста [8].

Известно, что регулярные занятия физическими упражнениями обеспечивают растущему организму гармоническое психофизическое развитие и должны соответствовать возрастным особенностям школьника.

При организации физкультурно-оздоровительного процесса с целью рациональной организации учебных занятий, отдыха, трудовой деятельности учащихся необходимо знание и учёт типов высшей нервной деятельности детей.

Оптимально-возбудимый, уравновешенный, быстрый тип. К нему относятся дети, у которых безусловные рефлексы хорошо регулируются корой больших полушарий, условные рефлексы образуются легко и быстро, устойчивы. Ответные реакции соответствуют силе раздражителей. При правильно организованном режиме кора головного мозга находится в состоянии оптимальной возбудимости, способствующей высокой работоспособности. Речь хорошо модулирована, с большим запасом слов. В коллективе дети общительны, инициативны, дисциплинированны.

Оптимально-возбудимый, уравновешенный, медленный тип. Поведение детей, состояние нервной системы характеризуется уравновешенностью между корой и подкоркой, более медленным образованием условных рефлексов. Условные рефлексы прочны. Речь несколько замедленная, но правильная, с достаточным словарным запасом. Дети спокойно, успешно занимаются в школе, достаточно настойчивы в преодолении трудностей.

Сильный, повышенно-возбудимый, безудержный, неуравновешенный тип. У детей этого типа при большой возбудимости подкорковой деятельности отмечена недостаточная регулирующая роль коры. Условные рефлексы образуются быстро. Процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Наблюдаются неадекватные реакции, фазовые состояния, неустойчивые настроения, особенно в затруднительных положениях, эмоциональная возбудимость вплоть до агрессивных состояний. Речь у детей этого типа быстрая, сбивчивая, эмоциональная. Обучение таких детей требует выдержки, такта, настойчивости, направляющих действий педагогов.

Слабый, пониженно-возбудимый тип. Для детей этого типа характерны пониженная возбудимость коры головного мозга и подкорковых центров, медленное образование условных рефлексов. Сильные и длительные раздражители вызывают быстрое утомление и истощение нервных клеток. Процессы внутреннего торможения ослаблены. Речь маловыразительная, нечёткая, бедна словами. У детей этой категории часто встречаются нервные расстройства. Такие дети должны постоянно находиться под педагогическим и медицинским наблюдением.

Естественно, не все индивидуальные особенности характера соответствуют этой общей схеме. Однако названные типы являются наиболее общими и помогают разобраться во всём многообразии особенностей высшей нервной деятельности [8].

И. Д. Ловейко (1988) отмечает, что существенной стороной действия физических упражнений на нервную систему является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий ритмической гимнастикой, при активной двигательной деятельности у ребёнка повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне повышается продуктивность нервной деятельности, ускоряется выработка новых рефлексов [26].

Таким образом, при подборе физической нагрузки, на занятиях ритмической гимнастикой в специальных медицинских группах детей младшего школьного возраста, следует учитывать типы высшей нервной деятельности детей. Систематические физические нагрузки, адекватные возрастным особенностям развития ребенка, оказывают благотворное воздействие на психику детей, формируют стойкие механизмы компенсаций при различных заболеваниях, усиливает защитные реакции организма, повышает физическую и умственную работоспособность.


    1. Особенности использования ритмической гимнастики в специальных медицинских группах детей младшего школьного возраста


Ритмическая гимнастика является одним из видов оздоровительной гимнастики. Основное содержание ритмической гимнастики - это своеобразное сочетание общеразвивающих упражнений, бега, прыжков, элементов танца и других гимнастических упражнений, выполняемых под эмоциональную ритмичную музыку преимущественно поточным способом, т.е. без пауз и остановок.

Научные исследования свидетельствуют, что занятия ритмической гимнастикой оказывают многостороннее воздействие на организм. Она активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д. [6].

Сосина В. Ю. (1990) отмечает, что занятия ритмической гимнастикой сопровождаются активными обменными процессами, которые происходят в организме. Самые активные физиологические изменения происходят при выполнении так называемых аэробных физических нагрузок, (термин «аэробный», который означает использующий кислород или «живущий в воздухе», ввёл известный американский учёный и врач Кеннет Купер) [33].

Борисова И. А. (2003) утверждает, что комплексное воздействие на нервно-мышечный аппарат и эмоциональную сферу делают ритмическую гимнастику привлекательной для устранения и профилактики отклонений в здоровье занимающихся. У них увеличивается двигательная активность, улучшается осанка, снижается избыточный вес, появляется хорошее настроение и жизнерадостность [6].

Бочкарёв В. Ф. (1989) отмечает, что ритмическая гимнастика используется не только в оздоровительных целях. При адекватной дозировке она позволяет развивать все основные физические качества, оказывает положительное влияние на повышение уровня работоспособности, устойчивости организма к утомлению. Продолжительность занятий определяется теми задачами, которые решаются в процессе занятий. В настоящее время известно, что если ритмическая гимнастика используется в качестве утренней гигиенической гимнастики, то ее продолжительность равна 6-20 минутам. Применение ее в качестве активного отдыха после работы ограничивается 10-20 минутами, а продолжительность занятий в специализированных группах может составлять 45-60 минут [7].

Лисицкая Т.С. (1988) считает, что занятия ритмической гимнастикой в специализированных группах, ставят перед собой задачу развития и совершенствования функциональных возможностей организма, развития основных физических качеств. Основным содержанием в таких группах является выполнение специально разработанных программ [26].

Организация и проведение занятий с детьми, отнесенными к специальной медицинской группе, намного сложнее, чем со здоровыми учащимися. В специальных медицинских группах занимаются дети разного возраста, пола, страдающие различными недугами и психологически не готовые к занятиям физкультурой. Организация систематических занятий физкультурой требует проведения ряда практических мероприятий. Во-первых, преподавателю физкультуры нужно иметь полное представление о болезни школьника, знать его функциональные возможности, физическое развитие и подготовленность для того, чтобы подобрать нужные упражнения и правильно дозировать нагрузку. Во-вторых, проводить с такими детьми регулярные занятия и постоянно прививать им любовь к физкультуре и спорту. В-третьих, вести наблюдения за реакцией, сдвигами и изменениями, которые происходят в организме каждого школьника под влиянием физических упражнений. В-четвертых, обучать детей простым приемам самоконтроля и готовить их к самостоятельным занятиям в домашних условиях.

Необходимо подчеркнуть, что должная эффективность занятий может быть полностью обеспечена только при творческом использовании дидактических принципов.

Принцип всесторонности основывается на физиологических положениях о взаимосвязи и взаимообусловленности функций на физических качеств и предусматривает гармоническое развитие организма.

Принцип сознательности направлен на воспитание у занимающихся глубокого понимания роли и значения проводимых занятий в укреплении их ослабленного здоровья, а также повышении умственной работоспособности.

Принцип постепенности предусматривает последовательное, но неуклонное увеличение сложности упражнений, переход от менее к более трудным.

Принцип повторности основывается на физиологических данных о
значении повторных воздействий для образования двигательного стереотипа навыка.

Принцип индивидуализации предусматривает использование средств физической культуры, соответствующих состоянию здоровья, возрастно-половым, функционально-психологическим особенностям данного контингента школьников и доступных им.

Правильное распределение детей по медицинским группам для занятий физкультурой является важной часть работы врача-педиатра и учителя физкультуры. Это позволяет правильно дозировать физические нагрузки в соответствии с состоянием здоровья школьников.

Как отмечает А. И. Белоусов (2006), особенностью физического воспитания учащихся отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является то, что в каждой из медицинских групп используются почти все, за небольшим исключением, методы, средства и организационные формы, применяемые в других группах. Главное различие - облегчённое соотношение обычных воздействий [3]. В целостном педагогическом процессе обучение программному материалу практических разделов сочетается с освоением учебных знаний и способов двигательной деятельности. Учебные знания ориентируются на создание объективных представлений о существе дидактического материала, который осваивается учащимися в динамике от 1 к 4 классу. Среди этих учебных знаний программой предлагается рассмотреть вопросы по истории физической культуры и спорта, личной гигиене и организации самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере освоения этих знаний в динамике учебного содержания со 2-3 класса увеличивается объем знаний, касающийся основных понятий физического воспитания (физическая подготовка и физические качества, физические упражнения), характеристики форм занятий физической культурой [15].

Анализ литературы показывает, что занятия с детьми младшего школьного возраста специальной медицинской группы построены с применением традиционных методов и средств. Развитие двигательной активности в физическом воспитании ослабленных учащихся базируется на методах общего физического воспитания [3].

В последнее время опубликовано большое количество работ посвящённых ритмической гимнастике. Предлагается немало различных по объёму нагрузок и характеру мышечных усилий комплексов физических упражнений для лиц практически здоровых. Однако нет работ, в которых бы разрабатывалась методика занятий РГ с младшими школьниками, имеющими отклонения в состоянии здоровья. Ритмическая гимнастика — одна из популярных форм занятий массовой физической культурой. Положительное влияние занятий ритмической гимнастики на организм подтверждается рядом отечественных и зарубежных исследователей. Влияние движений и физических упражнений проявляется всесторонне. Оно, прежде всего, проявляется в двух ведущих системах организма — сердечно-сосудистой и дыхательной. Ритмическая гимнастика настраивает центральную нервную систему на рабочий ритм, подготавливает организм к предстоящей активной деятельности.

Гальпер Р. Г. (1991) считает, что любые занятия с детьми нуждаются в периодической стимуляции психической и физической работоспособности, в эффективной профилактике утомления. Для этого могут быть использованы различные средства: игра, шутка, переключение на другую деятельность, но, пожалуй, самое действенное - специально подобранная к уроку (по темпу, ритму, громкости, содержанию) музыка, которая может направленно стимулировать и регулировать двигательную активность и психические состояния учащихся на фоне положительных эмоций [16].

Как отмечает Каджаспиров Ю. Г. (1998), выполняя физические упражнения под приятную, грамотно подобранную музыку, занимающиеся непроизвольно «подключаются» к выражаемым в ней чувствам и настроениям. Например, не имея особых причин для радости, слушатели музыки, выражающей радостное, приподнятое настроение, невольно начинают ощущать это настроение в себе и связывать его с выполняемой работой, которая становится гораздо приятнее и привлекательнее, менее утомительной, чем обычно [20].

Ж. Далькроз (1913) отмечает, что проведение занятий ритмической гимнастикой с детьми оказывает могущественное и более благоприятное воздействие на жизнь и процветание всего организма, дети получают чувство радости от выполняемых упражнений. Занятия ритмической гимнастики должны приносить ребёнку радость, иначе они теряют половину своей цели [14].

В процессе реабилитации ослабленных детей необходимо, чтобы они забыли о своих недугах, почувствовали себя здоровыми, чтобы уроки были уроками радости, бодрости, эстетического наслаждения. Как показывает опыт, для детей младшей возрастной группы в уроки целесообразно включать элементы танцев. Желательно уроки проводить с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка, благотворно влияет на физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный, эмоциональный настрой у занимающихся. Следует иметь в виду, что музыку лучше использовать в той части урока, которая характеризуется повторяющимся выполнением простых и уже заученных упражнений, не требует от ребят большого сосредоточения внимания на выполняемых упражнениях. Наиболее соответствует этим требованиям музыкальное сопровождение подготовительной и заключительной части урока. В первую из них должны, быть включены мелодии динамичные, жизнерадостные. В основной же, части должна звучать музыка, используемая в качестве приятного звукового направляющего, к которому занимающиеся приспосабливают свой ритм движений. Мелодии подбираются с учетом требуемого ритма и рисунка выполняемых упражнений.

Успокаивающая музыка заключительной части должна звучать до окончания урока. Она спокойна, мелодична и сочетается с выполнением дыхательных упражнений, упражнений на расслабление.

В. Ю. Сосина (1990) отмечает, что ритмическая гимнастика привлекает эмоциональностью и в ней используются элементы танца, она позволяет исключать монотонность в выполнении упражнений и в то же время способствует развитию физических качеств, укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей организма. Благодаря ей, дети избавляются от неуклюжести, угловатости, излишней застенчивости, исправляют осанку, укрепляют мышцы. К тому же, развитые в процессе занятий ритмической гимнастикой двигательные качества позволяют успешно овладевать другими видами физических упражнений, в том числе «прикладными» [33].

Ритмическая гимнастика - это разновидность гигиенической гимнастики и поэтому, независимо от названия, одна из главных её задач оздоровление занимающихся. Несмотря на сходство целей и задач основной и ритмической гимнастики, последняя имеет несколько специфических особенностей: 1) выбор музыки, которая и определила её название - «ритмическая гимнастика»; 2) танцевальная направленность и модернизация стиля исполнения обычных гимнастических упражнений; 3) многократное повторение и высокая интенсивность занятий; 4) показ упражнений педагогом, что сводит к минимуму словесное объяснение и повышает эффективность занятий; 5) поточный метод проведения занятия (одно упражнение сменяется другим без перерыва) [32].

П. К. Петров (2000) утверждает, использование упражнений ритмической гимнастики придаст уроку новую эмоциональную окраску, будет способствовать его оживлению, повысит интерес учащихся к занятиям, даст определённые знания и умения в использовании физических упражнений для профилактики болезней и улучшения здоровья [29].

Содержание ритмической гимнастики составляют общеразвивающие упражнения, поэтому допустимо ее проведение с детьми младшего школьного возраста специальной медицинской группы. Однако следует помнить о возрастных особенностях детей, двигательном режиме, быстрой утомляемости от выполнения одних и тех же упражнений. Музыкально-ритмические движения помогают детям научиться владеть своим телом, координировать движения, согласовывая их с движениями других детей, учат ориентироваться в пространстве, укрепляют основные виды движений, способствуют улучшению настроения.

Все движения ритмической гимнастики условно можно классифицировать таким образом:

- упражнения для рук и плечевого пояса (сгибание и разгибание пальцев в кулаки, сгибание разгибание рук, поднимание и опускание напряжённых кистей, рук, плеч, круговые движения кистями, предплечьями, руками);

- упражнения для мышц шеи и туловища (наклоны головы вперёд, назад, вправо, влево, повороты головы направо головы направо, налево, круговые движения головой, полукруги; наклоны туловища вперёд, назад, в стороны, повороты и вращение туловища);

- упражнения для ног и мышц всего тела.

С учетом этого в содержание занятий ритмической гимнастикой для младших школьников специальной медицинской группы следует включать бег, прыжки, различные виды ходьбы, ритмичные движения в сочетании с полуприседаниями, приставными шагами, выразительными движениями рук. Небольшие волнообразные движения туловищем дополняют упражнения, превращая их в своеобразный спортивный танец. Танцевальные движения включают: простой шаг - мягкий, перекатный, острый, с высоким подниманием бедра, на полупальцах, топающий; изучаются народные и современные танцы и движения [13]. Однако, как отмечает Курысь В. Н. (1990), занятия ритмической гимнастикой не предполагают овладению искусством танца. Танцевальные элементы целесообразно использовать для улучшения общего эмоционального фона и частично для решения задач прикладной подготовки [21].

Особое внимание следует уделить правильному дыханию во время выполнения упражнений. Общеразвивающие упражнения в ритмической гимнастике выполняются из разных исходных положений: стоя, сидя на полу, лежа на животе, спине, боку, в различных упорах.

Проводят ритмическую гимнастику в зале, в котором предварительно делаются влажная уборка и проветривание. Занятия осуществляются при открытых окнах или фрамугах, что обеспечивает широкий доступ свежего воздуха. Одежда детей - облегченная, на ногах матерчатые тапочки или махровые, шерстяные носки, гетры, чтобы ноги ребенка не охлаждались.

На этапе разучивания, первые 2-3 занятия, упражнения выполняются без музыкального сопровождения, в основном в медленном темпе, с паузами для отдыха и детальным объяснением выполнения элементов упражнения, чтобы исключить искажённого заучивания в дальнейшем. Далее комплекс ритмической гимнастики выполнялся с музыкальным сопровождением, но с необходимыми остановками для исправления неправильного выполнения упражнений.

Комплексы ритмической гимнастики включают в себя 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

Таким образом, занятия ритмической гимнастикой оказывают многостороннее воздействие на организм. Она активно влияет на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и приближается в этом качестве к таким физическим нагрузкам, как ходьба, бег, езда на велосипеде и т.д. Особенностью физического воспитания учащихся отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является то, что в каждой из медицинских групп используются почти все, за небольшим исключением, методы, средства и организационные формы, применяемые в других группах.


Комплекс ритмической гимнастики для младших школьников специальной медицинской группы

Подготовительная часть (8—10 мин)

1. И.п.: основная стойка. Потягивание. Поднимание рук через стороны вверх и поочередное опускание левой, затем правой руки, сгибая ее в локте перед собой.

2. И.п.: стойка ноги врозь. Выпад правой ногой, правую руку в сторону, потянуться за ней. То же в другую сторону.

3. Наклоны в сторону - вперед по диагонали, полукруг в левую сторону - выпрямиться. То же в другую сторону.

4. И.п.: основная стойка. Руки на поясе, округлить спину, вывести локти вперед, полуприсед на носках, расправить плечи, развести локти в стороны, опуститься на всю ступню.

5. Приставные шаги с касанием в разные стороны, с поворотом на 90°.
Основная часть (15- 20мин)

6. И.п.: основная стойка. Шаги на месте - 24 счета, переходящие в поднимание на носки - 24 счета, «кросс-степ» с вращением рук в локтевых суставах в одну и другую стороны.

7. Шаги вперед с продвижением: шаг правой - левой в сторону на носок, левая рука вперед-вверх, то же другой ногой, на 8 счетов, спиной возвращаемся назад, руки в стороны слегка согнуты в локтях, соединяя лопатки. Ноги меняем поочередно: правая в сторону, приставить, левая в сторону, приставить.

8. Прыжки на месте - руки согнуты в локтях, кисти сжаты в кулаки и выбрасываются поочередно вниз, в сторону, вперед, вверх.

9. И.п.: ноги врозь, на бедрах. Шаг правой, левая на носок, левая рука вправо - вперед. Вернуться в и.п. То же другой ногой и рукой.

10. И.п.: основная стойка. Руки опущены вниз, полуприсед, руки согнуть в локтях, кисти повернуты к плечам. Вернуться в и.п., полуприсед - руки в стороны, вернуться в и.п. (упражнение выполняется с напряжением).

  1. И.п.: ноги вместе, полуприсед, руки согнуты в локтях, выпрямляясь вверх, отводим руки назад, локти вверх.

  2. И.п.: ноги врозь, поднимание прямых рук вперед, кисти повернуты вниз.

  3. И.п.: вторая позиция, руки на поясе. Приседание на правой - левая нога на носок на 4 счета, приседание на двух ногах - колени в стороны, 4 счета, приседание на левой ноге, правая на носок.

  4. Ходьба на месте, отдыха.

  5. а) И.п.: стоя на левом колене, левая рука на полу, правая нога на носке, правая рука на поясе - поднимание ноги в сторону 8-12 раз, то же другой ногой;

б) И.п.: лежа на левом боку, рука под головой, махи правой ногой в сторону, вверх, назад по 8 - 12 раз. Повторить с другой ноги.

16. И.п.: лежа на спине руки в стороны, ноги вверх, отвести левую ногу в сторону, вернуться в и.п. То же правой ногой. Разведение обеих ног в стороны. Для отдыха - ноги, согнув, прижать к себе («группировка»), сесть ноги вместе, наклон вперед, потянуться.

17. И.п.: лежа на спине упор на локти. Полуподнимание таза вверх 16-20 раз, ступни на ширине плеч. Стопы вместе - 20 раз. Левая стопа стоит, правая нога согнута в колене и лежит на левом колене - 15 раз, то же с другой ноги.

18. Упражнение для растягивания мышц бедра: в и.п. лежа на спине согнуть ногу к себе, выпрямить вверх, покачивающее движение, опустить вниз. То же другой ногой. Перейти в сед на правое бедро - левую ногу вверх, взять за пятку, покачивающее движение, растяжка. То же другой ногой.

19. И.п.: лежа на спине, ноги согнуты в коленях, ступни ног стоят на полу, руки за головой. Поднимание головы и плеч, спина на полу (пресс сверху).

20. И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Поочередное поднимание ног («ножницы») до прямого угла и опускание двух ног вместе.

21.И.П.: лежа на спине, ноги согнуть в коленях, левая, согнутая в колене, лежит на правой. Руки за головой. Поднимание правого плеча, правым локтем коснуться левой коленки. По 15 раз каждым локтем.

22. И.п.: сед на пятках, руки на коленях. Отведение левой руки в сторону на 4 счета, затем правой руки, на 8 счетов обе руки отвести в стороны. Круговое движение за рукой вперед, наклоняясь вперед-в сторону в одну и в другую сторону.

Заключительная часть (3-5 мин)

23. Упражнения для восстановления и расслабления. «Волна» - справа -налево и обратно. Круговые движения правой рукой снизу-вверх-в сторону, то же другой рукой и двумя руками вместе.

24. Выпад правой ногой в сторону, потянуться за правой рукой, выполняющей круговые движения в локтевом суставе. То же в другую сторону.

25. Шаг правой ногой в сторону, круговое движение правым плечом назад. То же в другую сторону. Стоя на месте, круговые движения двумя плечами назад и вперед.

26. Медленные наклоны головы вперед, отводя вперед как можно дальше подбородок и втягивая его назад.

27. И.п.: ноги врозь, руки на коленях - круглая спина, прогибание в поясничном и грудном отделах позвоночника, мягко переходящее из одного положения в другое.

28. Руки через стороны вверх - вдох, плавно опуская вниз - выдох.