Метапредметный подход
Методика проектирования метапредметного курса «Сравнение» в начальной школе
Мастер-класс
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Лебедева Светлана Александровна, учитель начальных классов, 1 квалификационной категории, МОУ «ТСОШ № 1», с. Турунтаево Прибайкальского района Республики Бурятия
Метапредметная программа — это программа совместной деятельности учащихся и учителя, реализующаяся в процессе решения ситуационных заданий и направленная на разрешение конкретных личностно значимых проблем учащихся.
Метапредметный подход
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Особенности метапредметной программы
1. Способствуют преодолению фрагментарности знаний учащихся и формированию общеучебных умений и навыков.
2. Цели и задачи этих программ ориентированы на конкретный практический результат — своеобразный «продукт» программы.
3. Процесс разработки и реализации программ способствует формированию команды учителей, объединенных одной целью.
Метапредметный подход
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Педагогическая целесообразность метапредметных программ (А. П. Тряпицына)
Метапредметный подход
- Обеспечивает содержательно-мировоззренческое сопровождение и согласование учебных программ школьного образования.
2. Обогащает возможности учебного плана, не приводя к перегрузке учащихся.
- Может рассматриваться как программа педагогической поддержки процесса самообразования ученика.
4. Может выступать средством интеграции школьного образования, дополнительного образования, самообразования и образования в опыте социальной деятельности ученика.
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Метапредметный подход
Метапредметный мини-курс «Сравнение»
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Цель программы :
Сформировать у учащихся умение сравнивать.
Задачи:
- Познакомить с алгоритмом сравнения.
- Закрепить применение алгоритма сравнения в решении задач из нормативных учебных курсов начальной школы.
- Закрепить применение алгоритма сравнения в решении практико-ориентированных, продуктивно-творческих задач.
Метапредметный подход
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Метапредметная
дидактическая единица
Метапредметный подход
Сравнение - это мыслительная операция, состоящая в установлении признаков сходства и различия между объектами изучения.
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Целевая аудитория
Метапредметный подход
Программа рассчитана на учащихся 3-4 классов. Программа входит модулем в систему обязательных краткосрочных метапредметных курсов для учащихся 3-4 классов.
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Метапредметный подход
- Цель 1-2-го занятия − формирование у учащихся умений реализации способов сравнения.
- Цель 3-4-го занятия − обучение приемам сравнения, где дети овладевают следующими умениями: а) выделять признаки (свойства) объекта на основе сопоставления с другими объектами; б) определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов; в) отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойства заданы или легко обнаруживаются.
- Цель 5-6-го занятия – применение алгоритма сравнения объектов, вывод значимости освоения данным умением.
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Учебно-тематический план
Метапредметный подход
№ занятия
1-2
Тема занятия
3-4
Сравнение. Общие признаки и различия.
Вид занятий
практикум
Приемы сравнения объектов. Отношение противоположности.
5-6
Теория и выполнение специально сконструированных упражнений направленных на формирование заданного умения
Сравнение объектов. Мониторинг умения сравнивать.
Практикум
Контрольная работа.
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся
- выявлять объекты для сравнения;
- выявлять основания для сравнения;
- выделять существенные признаки объектов;
- сопоставлять свойства объектов по этим признакам.
- распределять объекты на подвиды, соблюдать четкую градацию.
Метапредметный подход
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Метапредметный подход
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Таблица №1
Квадрат
Круг
Цвет
Размер
Признаки
Форма
Синий
Маленький
Синий
Большой
Таблица №2
Признаки
Количество слов
2
Вид
Эмоциональная окраска
Нераспространённое
Больше двух
Невосклицательное
Главные члены предложения
Распространённое
По цели высказывания
Идёт дождь
Невосклицательное
Повествовательное
Идёт дождь
Повествовательное
Идёт дождь.
Сегодня на улице идёт дождь.
Площадь
Метапредметный подход
с.Турунтаево
г.Улан-Удэ
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Таблица №3
Одуванчик
Форма
Живая/ Неживая природа
Снежинка
Цвет
Передвижение
Время года
Наличие лучиков
Вес
Жёлтый (может быть белым)
круглый
Живая природа
Весна/лето
Летит
Лёгкий
+
Осень/зима/весна
Неживая природа
Лёгкий
+
Летит
круглая
Белая
Лист оценивания
Критерии оценивания
показатели
1.Характер основания сравнения
баллы
Отсутствие основания для сравнения
2.Объем сравнения
0
Наличие основания для сравнения (назван род, к которому относятся сравниваемые объекты)
Отсутствие признаков сходства сравниваемых объектов
1
Наличие одного признака сходства сравниваемых объектов
0
1
Наличие полного числа признаков сходства сравниваемых объектов
1
Отсутствие признаков различия сравниваемых объектов
0
Наличие одного признака различия сравниваемых объектов
Итого
1
Наличие полного числа признаков различия сравниваемых объектов
1
5
Метапредметный подход
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
На основе данной таблицы попробуйте разработать метапредметный курс
Метапредметный подход
Наименование
Цель курса
Задачи курса
Целевая аудитория
Количество часов
Приемы, подводящие к раскрытию метапредметного понятия / способа
Примеры заданий на отработку метапредметного понятия / способа из различных предметных областей
Продуктивно-творческое задание
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.
Метапредметный подход
Благодарю
за внимание!
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами на достаточном для дальнейшего самообразования уровне.