СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проектирования современного урока: принципы, подходы, модели.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Акцент целей технологии:

•– формировать теоретическое сознание и мышление; •– формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы; •– воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Это целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.

Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методика проектирования современного урока: принципы, подходы, модели.»

Методика проектирования современного урока:  принципы, подходы, модели

Методика проектирования современного урока: принципы, подходы, модели

Обеспечивает ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР    mosmetod.ru ОСНОВА  ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ Системно-деятельностный подход Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ФГОС ООО, Раздел 1, п.5 Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. ФГОС ООО, Раздел 1, п.5 2

Обеспечивает

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

ОСНОВА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Системно-деятельностный подход

Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию

Проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

Активную учебно-познавательную деятельность обучающихся

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход , который обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС ООО, Раздел 1, п.5

Построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

ФГОС ООО, Раздел 1, п.5

2

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

Какие методы и средства обучения выбрать?

Особенностью Стандарта нового поколения является соединение системного и деятельностного подхода в обучении как методологии ФГОС. Основная идея этого подхода заключаются в том, что главный результат образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Учителя сегодня волнуют вопросы:

Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?

Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?

Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?

Какие методы и средства обучения выбрать?

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения и др.

Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

3

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Технология развивающего обучения Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 - 1984) - доктор психологических наук, профессор , выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития. Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973). Идеологами системно-деятельностного обучения являются Эльконин Даниил Борисович и  Василий Васильевич Давыдов .  Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического — умственного и личностного — развития учащихся. 4

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Технология развивающего обучения

Эльконин Даниил Борисович (29.02.1904 - 1984) - доктор психологических наук, профессор , выдающийся отечественный психолог, специалист в области детской психологии, автор теории периодизации психического развития.

Василий Васильевич Давыдов (31 августа 1930 — 19 марта 1998) — советский педагог и психолог. Академик и вице-президент Российской академии образования (1992). Доктор психологических наук (1971), профессор (1973).

Идеологами системно-деятельностного обучения являются Эльконин Даниил Борисович и Василий Васильевич Давыдов .

Система развивающего обучения, созданная большим коллективом под руководством Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, В.В. Репкина, отличается от других концепций развивающего обучения своей прямой направленностью на задачу психического — умственного и личностного — развития учащихся.

4

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Акцент целей технологии:

  • –  формировать теоретическое сознание и мышление;
  • –  формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУД ы;
  • –  воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД , признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Это целенаправленная учебная деятельность , в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает.

Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

–  формировать теоретическое сознание и мышление;

–  формировать не столько ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

–  воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Данная методика может рассматриваться как целенаправленная учебная деятельность, в которой обучаемый ставит цели и задачи самоизменения и творчески их решает. Метод включает проблемное изложение материала, моделирование учебных задач. Проблемное изложение побуждает к коллективной мыслительной деятельности, формированию межличностных отношений в учебной деятельности.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям. Это есть естественная, жизненно важная, практически необходимая форма сознания человека. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу на основе старого опыта, когда надо принимать решение на основе разнообразной информации, отделяя существенное от несущественного.

5

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Сущность развивающего обучения

В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность;

при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля;

при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство;

на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.

Все группы качеств личности в современной педагогике

  • ЗУН – знания, умения, навыки;
  • СУД – способы умственных действий;
  • СУМ – самоуправляющие механизмы личности;
  • СЭН – эмоционально-нравственная сфера;
  • СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют cложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП .

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

Прогрессивное развитие личности – процесс физического и психического изменения индивида во времени, предполагающий совершенствование, переход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, уровень и особенности индивидуума. В развивающем обучении педагогическое воздействие опережает, стимулирует, направляет и ускоряет развитие наследственных данных обучаемых. При такой форме обучения обучаемый – полноценный субъект деятельности на всех ее этапах. Каждый этап вносит специфический вклад в развитие личности.

В деятельности целеполагания воспитываются свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность; при планировании – инициатива, творчество, организованность, самостоятельность, воля; при реализации целей – трудолюбие, дисциплина, активность, мастерство; на этапе анализа формируются отношения, ответственность, критерии оценки.

В современной педагогике все группы качеств личности:

ЗУН – знания, умения, навыки;

СУД – способы умственных действий;

СУМ – самоуправляющие механизмы личности;

СЭН – эмоционально-нравственная сфера;

СДП – деятельностно-практическая среда – взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств.

Развивающее обучение (РО) направлено на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:

РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП.

Развивающее обучение происходит в зоне ближайшего развития (по Л.С. Выготскому). 

6

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Урок: от проекта к планированию

Проект  (от лат.  projectus  —  брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд ) — замысел, идея, образ , воплощённые в форму описания раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Прое́кт  (от  лат.   projectus  —  брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд ) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.

Проект — это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (в нашем случае – урока). Но отдельно взятый урок не является самостоятельной единицей. Он является структурным элементом в целостной системе, поэтому, продумывая урок на него надо смотреть в «ретроспективе» и четко определить его место в системе уроков изучения конкретной темы или курса. Кроме того, на этапе проектирования урока следует определиться и с его типом. Есть различные подходы к типологии уроков. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной деятельности

7

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Типология уроков А.К. Дусавицкого В дидактической системе деятельностного метода Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки. Урок «открытия» нового знания. Урок рефлексии. Урок общеметодологической направленности. Урок развивающего контроля. 8

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Типология уроков

А.К. Дусавицкого

В дидактической системе

деятельностного метода

  • Урок постановки учебной задачи.
  • Урок решения учебной задачи.
  • Урок моделирования и преобразования модели.
  • Урок решения частных задач с применением открытого способа.
  • Урок контроля и оценки.
  • Урок «открытия» нового знания.
  • Урок рефлексии.
  • Урок общеметодологической направленности.
  • Урок развивающего контроля.

8

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Урок: от проекта к планированию Планирование  — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование  — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем. С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время. 9

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Урок: от проекта к планированию

Планирование  — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

Планирование  — оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленных целей, деятельность (совокупность процессов), связанная с постановкой целей (задач) и действий в будущем.

С точки зрения математики, планирование — это функция, одним из аргументов которой является время.

9

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

целостности

минимакса

непрерывности

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

психологической 

комфортности

деятельности

Системно-деятельностный подход  нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.

Основной формой организации обучения является урок, следовательно, для того, чтобы выстроить урок в рамках системно-деятельностного подхода, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока.

Принцип  деятельности  - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

Принцип  непрерывности  – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

Принцип  целостности  – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

Принцип  минимакса  – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

Принцип  психологической комфортности  – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

Принцип  вариативности  – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

Принцип  творчества  – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

вариативности

творчества

10

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода

  • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  • Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина .
  • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

Алгоритм конструирования  урока в рамках системно-деятельностного подхода

  • Представить урок в виде логически законченных модулей с четко определенной целью и планируемым результатом.
  • Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием или технику из банка приемов.
  • Для подготовки учебных задач на основе материала учебника может быть использован конструктор ситуационных задач Илюшина .
  • Проанализировать полученный сценарий урока с точки зрения системно-деятельностного подхода. Рассмотреть выбранные приемы или техники на предмет использования ИКТ для их реализации.
  • Оценить КПД урока, опираясь на принцип идеальности: максимальный эффект учебной деятельности учащихся  при минимальной деятельности учителя.

11

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Основные компоненты современного урока

  • Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.
  • Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.
  • Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.
  • Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.
  • Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.
  • Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.
  • Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.
  • Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

Организационный – организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина.

Целевой – постановка целей учения перед учащимися, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.

Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всём курсе.

Коммуникативный – уровень общения учителя с классом.

Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.

Технологический – выбор форм, методов и приёмов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.

Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности ученика на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.

Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока.

12

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Структура современного урока

В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний:

восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия .

Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру: 1. организационный этап; 2. этап проверки домашнего задания; 3. этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала; 4. этап изучения новых знаний и способов деятельности; 5. этап первичной проверки понимания изученного; 6. этап закрепления изученного; 7. этап применения изученного; 8. этап обобщения и систематизации; 9. этап контроля и самоконтроля; 10. этап коррекции; 11. этап информации о домашнем задании; 12. этап подведения итогов занятия; 13. этап рефлексии.

Структура современного урока

Под  структурой учебного занятия  понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий: 1. организационный этап 2. этап проверки домашнего задания 3. этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятитю нового материала  4. этап изучения новых знаний и способов деятельности 5. этап первичной проверки понимания изученного 6. этап закрепления изученного 7. этап применения изученного 8.этап обобщения и систематизации 9.этап контроля и самоконтроля 10.этап коррекции 11. этап информации о домашнем задании 12. этап подведения итогов занятия 13.этап рефлексии

13

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Структура урока Основная часть Начало Итог Реализация плана и достижение результата урока Результат Актуализация знаний Оценка  Проблема  Рефлексия Цель Перспектива 14

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Структура урока

Основная часть

Начало

Итог

Реализация плана и достижение результата урока

Результат

Актуализация знаний

Оценка

Проблема

Рефлексия

Цель

Перспектива

14

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Формы и методы обучения Формы организации урока : индивидуальная, групповая, дифференцированно-групповая, парная, фронтальная. 2. Методы обучения : приёмы обучения, средства обучения (материальные и идеальные: сумма ЗУН, речь, письмо, опыт, мастерство и тд). формы и методы обучения 15

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Формы и методы обучения

  • Формы организации урока :
  • индивидуальная,
  • групповая,
  • дифференцированно-групповая,
  • парная,
  • фронтальная.

2. Методы обучения :

  • приёмы обучения,
  • средства обучения (материальные и идеальные: сумма ЗУН, речь, письмо, опыт, мастерство и тд).

формы и методы обучения

15

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Голант, Верушин) словесные наглядные - лекция - иллюстрация - диспут практические   + видео-метод - демонстрация работа с книгой - дискуссия - опыты + работа с книгой - конспектирование - упражнения - показ видео-метод - объяснение   - цитирование - эксперимент - разъяснение - обучение и контроль с помощью компьютера и дистанционного образования   - реферирование - беседа - лабораторная работа - аннотирование - практическая работа - инструктаж - рецензированное чтение - изготовление изделия - беглый просмотр - внеклассное чтение Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Голант, Верушин)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Голант, Верушин)

словесные

наглядные

- лекция

- иллюстрация

- диспут

практические

 

+ видео-метод

- демонстрация

работа с книгой

- дискуссия

- опыты

+ работа с книгой

- конспектирование

- упражнения

- показ

видео-метод

- объяснение

 

- цитирование

- эксперимент

- разъяснение

- обучение и контроль с помощью компьютера и дистанционного образования

 

- реферирование

- беседа

- лабораторная работа

- аннотирование

- практическая работа

- инструктаж

- рецензированное чтение

- изготовление изделия

- беглый просмотр

- внеклассное чтение

Классификация методов обучения по источнику получения знаний (Голант, Верушин)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности ученика (Лернер, Скаткин) Метод обучения (способы) Метод преподавания объяснительно-иллюстрационный репродуктивный Метод учения информационно-сообщающий объяснительный проблемный исполнительский репродуктивный побуждающий частично-поисковый стимулирующий частично-поисковый исследовательский поисковый инструктивный практический Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности ученика (Лернер, Скаткин)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности ученика (Лернер, Скаткин)

Метод обучения (способы)

Метод преподавания

объяснительно-иллюстрационный

репродуктивный

Метод учения

информационно-сообщающий

объяснительный

проблемный

исполнительский

репродуктивный

побуждающий

частично-поисковый

стимулирующий

частично-поисковый

исследовательский

поисковый

инструктивный

практический

Классификация методов обучения по типу познавательной деятельности ученика (Лернер, Скаткин)

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР   mosmetod.ru Структура урока: цель — содержание (формы, методы) — результат. Ошибки формулировки целей урока Суть ошибки Нельзя формулировать Подмена цели содержанию, в формулировке нет результата Познакомить учащихся с... Подмена цели методом обучения Изучить... Цель носит обобщённый характер (не привязана к теме данного урока) Рассказать учащимся... Продемонстрировать приемы... Формировать умение анализировать наблюдаемые явления... Подмена цели деятельностью ученика Развивать умение выразительного чтения.... Показать учащимся... Учащиеся решают задачи по... Воспитывать культуру общения... Учащиеся выполняют упражнения на... Развивать речь... Структура урока: цель — содержание (формы, методы) — результат.  

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru

Структура урока: цель — содержание (формы, методы) — результат.

Ошибки формулировки целей урока

Суть ошибки

Нельзя формулировать

Подмена цели содержанию, в формулировке нет результата

Познакомить учащихся с...

Подмена цели методом обучения

Изучить...

Цель носит обобщённый характер (не привязана к теме данного урока)

Рассказать учащимся...

Продемонстрировать приемы...

Формировать умение анализировать наблюдаемые явления...

Подмена цели деятельностью ученика

Развивать умение выразительного чтения....

Показать учащимся...

Учащиеся решают задачи по...

Воспитывать культуру общения...

Учащиеся выполняют упражнения на...

Развивать речь...

Структура урока: цель — содержание (формы, методы) — результат.