МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»
Контрольная работа на тему: «Методика проведения подвижных игр с детьми от 3 до 9 лет».
По дисциплине «Прикладная физическая культура»
БАКАЛАВРИАТ
Студента 1 курса 111 группы
Направление 44.03.01 Педагогическое образование
профиль подготовки: Начальное образование
Факультет психолого-педагогического и специального образования
Фадеева Вадима Николаевича
Саратов 2020
Содержание
Введение_________________________________________________________3
Методика проведения подвижных игр с детьми от 3 до 9 лет___________3
Подвижные игры_________________________________________________6
Заключение______________________________________________________9
Список используемой литературы_________________________________10
Введение
Забота о здоровье ребенка стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, здоровые.
Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные (вначале, конечно, примитивные) правила.
Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Чтобы провести игру надо знать ее методику.
Методика проведения подвижных игр с детьми от 3 до 9 лет
Знание методики проведения подвижных игр способствует более успешному решению задач обучения и воспитания. Методику проведения подвижной игры можно определять как профессиональную «технологию» труда педагога, которой он должен владеть творчески, отбирать и совершенствовать приемы руководства игровой деятельностью детей.
Алгоритм проведения подвижной игры включает в себя следующие пункты:
1. Подготовка к проведению игры.
2. Организация играющих.
3. Руководство процессом игры.
4. Подведение итогов игры.
Подготовка к проведению игры начинается с выбора игры, который зависит от задач занятия. При этом должны учитываться возрастные особенности детей, уровень их развития и физической подготовленности, количество детей, условия проведения игры, интересы детей, состояние их здоровья.
Постепенно подвижные игры усложняются, варьируются с учетом роста сознательности детей, накопления ими двигательного опыта. Многие из игр направлены на ориентировку в пространстве и игровой ситуации. В них все дети выполняют однородные роли и двигательные задания. Преподаватель принимает участие в игре. Постепенно детей подводят к выполнению индивидуальных заданий.
Подбирая игру, педагог должен учитывать организационную форму работы, в рамках которой будет использоваться игра. Для проведения игры должно быть подготовлено место проведения. Это может быть ровная площадка со специальной разметкой, зеленая лужайка. Зимой площадку для игры необходимо очистить от снега.
При проведении игр в помещении необходимо убрать посторонние предметы, которые могут мешать движениям детей.
При проведении игр на местности педагог должен заранее ознакомиться с намеченным местом.
Для проведения подвижных игр с дошкольниками используются различные пособия: атрибуты, спортивный инвентарь и др. Желательно, чтобы все предметы были яркими, красочными, заметными в игре, соответствующими силам детей. Количество пособий для игры должно быть равным количеству детей.
Подобрав игру, педагог должен продумать ее ход, предугадать положительные и отрицательные моменты, которые могут возникнуть в ходе игры, предварительно наметить первого водящего. Должен продумать, как лучше предотвратить нежелательные моменты.
Организация играющих предусматривает:
1. Размещение играющих и месторасположения руководителя при объяснении игры.
2. Объяснение игры
3. Выделение водящих.
4. Распределение на команды и выбор капитанов.
5. Выделение помощников.
В зависимости от содержания игра может проводиться со всеми детьми или с небольшой подгруппой. В этом случае остальную часть детей следует занять другим видом деятельности. При неправильной организации игры дети могут долго ждать своей очереди, чтобы выполнить игровое задание. Это снижает интерес к игре, вызывает проявление недисциплинированности со стороны детей, невнимательность, повышает утомляемость.
При проведении игры, особенно на прогулке, учителю требуется собрать детей на игру. Для этого он может воспользоваться звуковыми сигналами: ударами в бубен, свистком и т. п.
Чтобы объяснить игру, педагог должен расположить детей таким образом, чтобы они хорошо видели его и слышали объяснение игры. Целесообразным для этого является построение в исходное для игры положение, но если дети при этом разделены, то их следует сблизить.
Объяснение игры является очень важным моментом и требует от педагога тщательной подготовки. Содержание некоторых игр раскрывается воспитателем в предварительной беседе заранее. При этом уточняются представления детей, создается определенное отношение к персонажам игры. Объяснение должно быть эмоциональным и интересным, должно готовить детей к веселой игровой деятельности. Рекомендуется при объяснении игры придерживаться следующего плана: а) название игры, б) роль играющих и их месторасположение, в) ход игры, г) цель игры, д) правила игры. Следует отметить, что объяснение игры должно быть в виде образного и выразительного рассказа.
Выделяя водящих, следует помнить, что обязанности его оказывают большое воспитательное влияние на играющих. Желательно, чтобы в роли водящего побывало как можно больше детей. Существуют различные способы выбора водящего: по назначению педагога, по жребию, по расчету, по выбору играющих, по очереди, с помощью считалки.
При проведении командных игр с дошкольниками требуется разделить детей на команды. Это можно сделать путем расчета, по назначению, путем фигурной маршировки, по сговору выбранных командиров команд и т. д.
Выделение помощников производится руководителем игры. Помощники помогают наблюдать за соблюдением правил игры, учетом результатов, помогают в раздаче и сборе инвентаря.
Очень важным является процесс руководства игрой, который включает в себя:
1. Наблюдение за ходом игры и поведением играющих.
2. Судейство.
3. Дозировку нагрузки.
4. Окончание игры.
Игру следует начинать организованно и своевременно, поскольку задержка снижает готовность детей к игре. Игру следует начинать по условному сигналу. Руководителю необходимо заинтересовать детей игрой.
Необходимо следить за выполнением правил игры, воспитывать сознательное отношение к их исполнению, направлять детей на товарищеские поступки. В опасные моменты игры педагог может подстраховывать детей. Следует избегать излишнего возбуждения, проявления отрицательных эмоций.
Судейство игры имеет особое значение. Педагогу в качестве судьи следует находить такое место, чтобы он видел всех детей. Заметив нарушение, следует подать сигнал, назначить штраф в виде очков или каких-то дополнительных двигательных заданий, моментов исключения из игрового действия.
Нагрузку в игре следует обязательно дозировать путем увеличения или уменьшения продолжительности игры, изменения размеров игровой площадки, времени игры, количества ее повторений и другими способами.
Окончание игры должно быть своевременным. Момент окончания игры определяется по снижению интереса играющих, по степени их утомления. С детьми дошкольного возраста игру можно закончить общей ходьбой. После окончания игры следует подвести ее итоги, отметив положительные и отрицательные моменты. Завершать подведение итогов следует на положительных аспектах игры.
Подвижные игры
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Все дети обожают двигаться, прыгать, скакать, бегать наперегонки. Подвижные игры с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.
Содержание подвижных игр для маленьких детей 3-4, 4-5 лет направлены на развитие видов движения: бега, прыжков, лазания.
Подвижная игра "Мыши водят хоровод"
Цель: развивать двигательную активность
Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:
Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
Через ручеек (подвижная игра с прыжками)
Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.
Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
У детей 5-6, 6-7 лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника.
Игра "Медведь и пчелы"
Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.
Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.
Игра "Паук и мухи"
Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.
Младшие школьники(7-9 лет) тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.
Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.
Подвижная игра "Третий лишний"
Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.
Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.
Игра "Перестрелка"
Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.
Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.
Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обеих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.
Заключение
Подвижная игра имеет большое значение, прежде всего как средство физического воспитания. В подвижные игры включаются основные движения: ходьба, бег, метание, лазание, равновесие, а также некоторые специальные движения для укрепления и развития отдельных групп мышц. Движения, входящие в игру, если они даются воспитателем в правильной дозировке, развивают и укрепляют организм, улучшают обмен веществ, функциональную деятельность всех органов и систем (способствуют более активному дыханию, усилению кровообращения).
В играх закрепляются навыки движений, которые становятся более точными, координированными; дети приучаются выполнять движения в различных изменяющихся условиях, ориентироваться в обстановке.
Важнейшее значение в подвижных играх состоит в том, что дети приобретают конкретные взаимоотношения между играющими. Они определяют не только общий характер, формы соревновательной борьбы и взаимной дружбы, но и особенности выполнения многих игровых действий, остроту некоторых переживаний. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность.
Список используемой литературы
1)Волчок И. П. Подвижные игры младших школьников. - Минск, Народная Асвета, 1998.
2) Осокина Т.Н. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986.
3) Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. - М.: Диалог культур, 2013.
4) Карманова, Л.В. Физическая культура младшего школьника Минск: Полымя, 1997