| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
«Методика проведения словарной работы по теме: «Корень. Однокоренные слова»
Выполнила
студентка Ш-41 группы
Шкавро Алевтина
Ейск, 2022 г.
Пояснительная записка
Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.
Письменная речь есть самая многословная, точная и развернутая форма речи. В ней приходится передавать словами то, что в устной речи передается с помощью интонации и непосредственного восприятия ситуации. Значение слова непостоянно, оно изменяется в ходе развития ребенка.
К сожалению, учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Одна из причин такого положения – недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написаниям данного типа, неупорядоченность дидактического материала, на котором следует проводить работу, и мало научных, обоснованных рекомендаций о том, как нужно обучать этим написаниям.
Словарной работе в школе уделяется недостаточно внимания, нередко носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.
Без усвоения употребительных слов с непроверяемыми написаниями учащиеся не могут в полной мере овладеть литературной речью, ее письменной формой.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО на уроках русского языка особое внимание уделяется формированию навыка функциональной грамотности. От того, насколько полно будут сформированы эти навыки в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме.
Программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Написание словарных слов – это одна из проблем, с которой сталкиваются ученики в начальной школе.
Именно поэтому был разработан данный материал. Чтобы предоставить методики проведения словарной работы, которые будут очень полезны в педагогической деятельности.
Словарная работа предусматривает четыре направления:
1) Обогащение словаря, то есть усвоение новых, ранее неизвестных ученикам слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в его словарном запасе.
2) Уточнение словаря – это словарно-стилистическая работа, то есть развитие гибкости словаря, его точности и выразительности. Такая работа включает:
а) уточнение значений слов путём включения их в контекст, сопоставление близких по значению слов, противопоставление антонимов;
б) усвоение лексической сочетаемости слов во фразеологических оборотах;
в) усвоение иносказательных значений слов, многозначности;
г) усвоение синонимики лексической и функционально-стилистических окрасок слова;
3) Активизация словаря, то есть перенесение большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный.
4) Устранение нелитературных слов. Это слова диалектные, просторечные, жаргонные.
Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются со всеми видами письменных работ учащихся.
Каждый ребёнок по-своему понимает смысл, который закреплён за словом, но дать словесное объяснение он не всегда может. Следовательно, словарные упражнения не должны быть направлены только на механическое запоминание, необходимо воспитывать умение словесно объяснять смысл слов.
Языковым материалом для проведения словарно-орфографических упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, связные тексты-отрывки из художественных произведений.
Наиболее распространенным видом словарно-орфографических упражнений остаются диктанты, которые можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.
1. Зрительный диктант с предварительным разбором.
Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти. (В случае необходимости выясняют значение слова.)
2. Картинный диктант:
учитель показывает картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;
3. Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный).
Учитель предлагает детям либо картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена безударная гласная, либо слова на слух и задания:
1) записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй — слова, в написании которых надо запомнить гласную о, в третий — слова, в написании которых надо запомнить гласную а (комбайн, берег, магазин, впереди, космонавт...);
2) выписать только слова из «Словаря»:
Урожай, урожай! Наше лето провожай!
Сколько сладкого гороха!
Огурцы как на подбор!
На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!
Пробежишься огородом — съешь морковку мимоходом. (Е.Трутнева.)
4. Диктант с использованием загадок.
Учитель читает загадку, дети отгадывают ее и объясняют, по каким признакам они догадались об отгадке. Затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
5. Диктант по памяти:
записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата, топор);
записать по памяти слова, в написании которых нужно записать в безударном слоге гласную букву е.
6. Диктант с комментированием.
Учитель называет слово из «Словаря», а учащиеся подбирают однокоренные ему слова и записывают их в тетради.
7. Творческий диктант.
Заменить развернутое определение, одним словом.
Четвертый день недели (четверг);
Прием пищи в середине дня (обед);
Плод яблони (яблоко);
Помещение для торговли чем-нибудь (магазин).
Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарно-орфографических упражнений должны занимать упражнения лексического характера.
Работа со словарем. Работа в группах.
- Откройте словарик однокоренных слов на стр. 135. Прочитайте, какие группы однокоренных слов существуют. Их очень много. Нам для примера дано только небольшое количество.
- Выберите любую группу однокоренных слов. Запишите их на выданный мною рисунок дерева. Определите корень слов вашей группы. Впишите корень. Моя работа на доске будет для вас образцом.
Еж, ежиха, ежонок, ежовый (в каждом слове выделяется корень «еж»).