МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Вышневолоцкий колледж»
Методика проведения урока-экскурсии на предприятии
«ОАО ВОЛМАШ»
Вышний Волочек
2018
Рассмотрено:
на заседании комиссии
специальных дисциплин
Протокол № __ от ___________2018г.
Председатель ________Л.А. Румянцева
Автор: В.Н.Лашин.- преподаватель ГБПОУ«Вышневолоцкий колледж»
Содержание
Пояснительная записка
Введение 3-6
Тема занятия, цели, формы, методы 7
Структура занятия, ход занятия 8-10
2
Введение
Преподавание МДК 01.02 «Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними» по специальности 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования» не мыслимо без проведения экскурсии на предприятие машиностроительного комплекса. Уроки-экскурсии могут применяться в качестве непременных его компонентов при известной опоре на урок как на основную форму организации учебно-воспитательного процесса.
Введение экскурсий в обучение МДК диктуется поставленными задачами и темами которые отражены в программе МДК и возможностями, которые открывает перед студентами по данной форме обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания студентов. При изучении МДК по темам оборудование мастерских, проведение ремонтно-восстановительных работ в календарно-тематическом плане запланированы экскурсии на данное предприятие.
Цель экскурсии заключается в совершенствовании образовательного процесса по МДК с помощью эффективной методики организации и проведения экскурсии на предприятие.
Объектом исследования является экскурсия как форма обучения МДК 01.02.
Предметом исследования является методика проведения экскурсии. Урок-экскурсия является одним из типов урока, проводимого в соответствии с программой и включающего обязательное содержание МДК. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, вне его, во время непосредственного восприятия студентами ее предметов и явлений.
3
Эффективность урока-экскурсии, прежде всего, зависит от его подготовки преподавателем. Эта работа выполняется в
такой последовательности:
* Указание темы урока-экскурсии по программе МДК.
* Указание его вида.
* Составление логической схемы содержания урока-экскурсии по учебному плану МДК.
* Конкретизация содержания соответственно с теми объектами, которые находятся на месте экскурсии (преподаватель заранее изучает маршрут и место проведения урока-экскурсии).
* Указание учебной, развивающей и воспитательной целей данного урока.
* Разработка методики проведения урока-экскурсии.
Цель и тема урока-экскурсии определяется всем характером процесса обучения и воспитания студентов. Цель урока-экскурсии может заключаться, во-первых, в сообщении новых знаний по оборудованию и ремонту, в закреплении и конкретизации имеющихся знаний у студентов, во-вторых, уроки-экскурсии призваны способствовать развитию у студентов умений, связанных с восприятием и анализом источников.
Урок-экскурсия, проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием тогда, когда эта тема изучается на занятиях.
В ходе такой экскурсии экскурсовод побуждает учеников внимательно всматриваться в объекты и с помощью вопросов, в которых содержатся определенные познавательные задания, предлагает им извлечь ответы в ходе непосредственного наблюдения.
Изучение материала не ограничивается только самостоятельным извлечением знаний самими учащимися. В процессе наблюдения экскурсовод, побуждая всматриваться учеников во внешний облик объекта, сообщает
4
сведения, которые они не в состоянии извлечь.
Итак, с помощью слова экскурсовод руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдения.
Изучение материала не ограничивается только самостоятельным извлечением знаний самими учащимися. В процессе наблюдения экскурсовод, побуждая всматриваться учеников во внешний облик объекта, сообщает сведения, которые они не в состоянии извлечь
Работа по отбору объектов показа завершается составлением маршрута. Он должен соответствовать цели и теме, включать важнейшие объекты, раскрывающие главные вопросы темы. Как правило, маршрут экскурсии определяется расположением объектов показа. Следует также обратить внимание еще на одну особенность урока-экскурсии: маршрут экскурсии должен быть компактен. Нельзя включать в него объекты, далеко отстоящие друг от друга. В случае, когда объекты показа стоят друг от друга слишком далеко, неоправданно увеличивается продолжительность экскурсии, быстро устают студентов, распадается внутреннее единство сюжетов, из которых складывается урок-экскурсия.
Маршрут должен быть построен таким образом, чтобы экскурсионный материал имел свое начало, развитие и завершение. По мере следования по маршруту приобретенные знания и полученные впечатления должны объединяться в одно целое: осмотренное вначале должно подготовить учащихся к восприятию последующего материала; весь материал должен подводить к выводам, которые будут завершать урок-экскурсию.
Методы урока экскурсии
5
смысл выхода за пределы аудиториии заключается в том, чтобы студенты приобрели знания в ходе наблюдения объектов, расположенных в естественной обстановке.
-
Метод беседы - один из важных экскурсионных методов, который применяется с целью обобщения знаний о наблюдаемом студентами объекте, уяснения словесных сообщений преподавателя и для обобщений. Беседа предполагает вопросы и ответы преподователя и студентами. При правильной ее постановке обеспечивается активная мыслительная деятельность студентов.
В рамках занятия происходит формирование профессиональных компетенций:
ПК 1.1. Руководить работами, связанными с применением грузоподъёмных механизмов, при монтаже и ремонте промышленного оборудования.
ПК 1.2. Проводить контроль работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования с использованием контрольно-измерительных приборов.
ПК 1.3. Участвовать в пусконаладочных работах и испытаниях промышленного оборудования после ремонта и монтажа.
ПК 1.4. Выбирать методы восстановления деталей и участвовать в процессе их изготовления.
ПК 1.5. Составлять документацию для проведения работ по монтажу и ремонту промышленного оборудования.
6
1 Методика проведения урока
Тема: “Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними”
Форма проведения занятия: экскурсия метод - беседы
Продолжительность занятия: 90 мин.
Междисциплинарные связи:
Обеспечивающие: Инженерная графика, техническая механика, материаловедение, процессы формообразования и нструменты,технологическое оборудование. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям
Обеспечиваемые: Организация и выполнение работ по эксплуатации промышленного оборудования. Организация работы структурного подразделения.
Цели занятия:
Дидактические цели:
- ознакомить студентов с организацией ремонтной службы на предприятии.
- познакомить студентов с организацией системы технического обслуживании и ремонта.
Развивающие цели:
- развивать внимание, память, интеллектуальные способности;
- развивать умения слушать, обобщать, анализировать и делать выводы;
- развивать умение осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
- формировать умение работать в коллективе и команде;
Воспитательные цели:
- содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании,
- содействовать повышению уровня мотивации на занятии урока экскурсии через средства обучения наблюдательного характера;
- содействовать развитию интереса к изучению дисципли
Критерии и методы диагностики эффективности занятия: метод устного опроса, оценка творческой работы.
2. Ход занятия
Действия преподавателя и организатор (экскурсовод) предприятия | Действия студента |
Проверяет явку группы Проводят инструктаж по техники безопасности | Приветствуют преподавателя. Расписываются в журнале по технике безопасности. Записывают тему занятия. |
Преподаватель и организатор акцентирует внимание на роли организации ремонтных работ промышленного оборудования и контроля за ними. | Совместно с преподавателем и организатором определяют основные аспекты роли организации ремонтных работ промышленного оборудования и контроля за ними |
Определяет цель урока и указывает задачи, которые необходимо решить для достижения цели урока. | Записывают план проведения урока-экскурсии |
Преподаватель, организатор предлагает ознакомиться с вопросами: 1.Назначение ЗАО «Волмаш» 2. Какие цеха расположены на предприятии? 3.Какие цели и задачи ремонта промышленного оборудования 4. Виды и методы ремонта? 5. Какие виды работ входят в ТО,СР,КР 6. Порядок составления графиков ремонта 7. Перечень оборудования слесарной мастерской 8.Структура ремонтной службы Руководит ходом дискуссии, в качестве иллюстрации демонстрирует фрагмент фильма «Бомба для Сталина» о разработке и использовании ядерного оружия и фильма фрагмент фильма «Космос» ВВС об осуществлении термоядерного синтеза | Проводят экскурсию по предприятию |
Преподаватель и организатор предлагает оформить отчет | Письменно оформляют отчет |
Преподаватель предлагает зачитать отчет, и сделать необходимые дополнения или внести внего поправки | Выполняют взаимопроверку, вносят необходимые коррективы |
Предлагают оценить работу каждого студента, высказаться что понравилось в отчетах, над чем необходимо работать, оценить проведение занятия | Выслушивает мнение студентов, высказывает свою точку зрения, выставляет оценки с учетом их мнения. |
8. Итог урока
Каковы были цели нашего занятия?
Выполнили ли мы цели нашего занятия?
Что вам показалось самым интересным?
Что запомнилось больше всего?
Основные источники:
Воронкин Ю.Н., Поздняков Н.В. Методы профилактики и ремонта промышленного оборудования.Москва, Издательский центр «Академия»;240 с.
Худых М.И. Ремонт и монтаж оборудования текстильной и легкой промышленности. Москва, Легпромсбытиздат, 1987, 301 с.
Положение «О системе технического обслуживания и ремонта технического оборудования производственных объединений и предприятий»/ ЦУМК, МТМ, Москва, 1983г.