МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Калужский коммунально-строительный техникум» им. И.К. Ципулина
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Тема: «Методика проведения занятий по огневой подготовке»
Автор: преподаватель-организатор ОБЖ
Загурский Игорь Иванович
г. Калуга
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3 стр.
Общие положения………………………………………………………..3-8 стр.
Заключительная часть……………………………………………………...8 стр.
Приложения……………………………………………………………..9-10 стр.
I. Введение
В рамках подготовки обучающихся к военной службе предусматривается:
1. Получение начальных знаний в области обороны;
2. Подготовка по основам военной службы в государственном, муниципальном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования;
3. Занятия, конкурсы, соревнования по военно-прикладными видами спорта;
4. Обучение по дополнительным образовательным программам, имеющим целью военную подготовку несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования.
Огневая подготовка является важным компонентом при рассмотрении раздела дисциплины «Безопасности жизнедеятельности» в техникуме.
II. Общие положения
Занятия по огневой подготовке могут проводиться в аудиториях, в тире, учебно-тренировочном городке, на плацу или на специальных учебных местах для практического обучения.
Программой обучения предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.
В ходе теоретических занятий в разделе огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам владения оружия и навыкам стрельбы.
Практические занятия организуются для изучения материальной части автомата, ручных гранат и другого оружия, а также для овладения приемами стрельбы из него, ухода за ним и сбережения.
На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- показ;
- тренировка (упражнение);
- стрельбы.
Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Так, при обучении приемам стрельбы из автомата могут применяться: показ, объяснение, тренировка.
Наиболее доступным и распространенным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить, чему научиться.
Показ образцовых действий должен проводиться, как правило, руководителем занятия или хорошо подготовленными обучаемыми. Прием (действие) вначале показывается в целом, в необходимом темпе, затем в замедленном, по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема.
Одним из важных методов, применяемых на занятиях, в разделе по огневой подготовке, является метод тренировки, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых приемов у обучаемых вырабатываются или совершенствуются необходимые умения и навыки в действиях с оружием. Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе учебной группы.
Организация и методика проведения занятий, в разделе по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям:
- новый материал должен увязываться с ранее изученным;
- на занятиях преподаватель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах, показывать приемы, направленные на полное и эффективное использование огневых возможностей оружия в бою, на тесную связь огневой подготовки с тактикой, расходовать максимум учебного времени на основные учебные вопросы, на привитие обучаемым практических навыков. А также, обращать внимание обучающихся на необходимость бережного отношения к оружию, на выполнение требований по уходу за ним;
- на всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина обучающихся, контроль за соблюдением правил и мер безопасности;
- наличие и подготовка кабинета (аудитории), учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана-конспекта проведения занятий должны обеспечивать выполнение воспитательных и учебных целей, применение передовых, креативных методов обучения;
- в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за выполнением заданий, усвоением учебного материала. Чем больше обратных связей с обучаемыми, тем яснее картина усвоения темы, учебного вопроса; каждый навык обучающихся, каждое их действие должны быть оценены преподавателем;
- занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. В ходе занятия и в перерывах преподаватель должен принимать меры по сохранности оружия и учебного инвентаря.
Во вводной части занятия проверяются наличие обучающихся, внешний вид, готовность к занятию. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения обучаемыми задания на самоподготовку и установление связей между пройденным материалом данного занятия. Установление таких связей обеспечивает систематичность и последовательность обучения. Контрольный опрос может проводится методом беседы или упражнения, письменно или комбинированно. Вопросы должны мотивировать обучаемого думать в условиях ограниченного времени. Затем производится разбор и объявляется оценка. Продолжительность опроса не должна превышать 20-30 минут. После опроса преподаватель объявляет тему занятия, возможно кратко напоминает содержание прошлого занятия для установления причинно-следственной связи между темами, ее необходимость, логичность, конкретные учебные цели и порядок проведения занятия.
В основной части учебного занятия доводится теоретическая информация по последовательности неполной разборке и сборке автомата «Калашникова». Для соревнований и тренировок подходят масса-габаритные макеты автоматов АКС-74, АК-74, самые распространенное учебное-тренировочное оружие учебных учреждениях России.
Перед переходом в ходе занятия непосредственно к практической части и выполнению приемов с оружием преподавателю необходимо довести до обучающихся меры безопасности при обращении с учебным оружием Приложение 3). После чего провести блиц-опрос о знаниях мер безопасности, используя метод: «Коллективный опрос», который предусматривает опрос одновременно всей учебной группы, с анализом верных или не верных и определения правильного ответа.
Непосредственно в основной фазе занятия преподаватель доводит под запись тактико-технические характеристики, основные детали и узлы автомата «Калашникова» (Приложения 1 и 2), а также нормативы по неполной разборке и сборке автомата «Калашникова» (Приложение 4).
Преподаватель при отработке навыков владения оружием и приобретения навыков разборки и сборки автомата «Калашникова» применяет учебно-тактический прием: «Наставление».
«Наставление» ставит целью выполняемых манипуляций при разборке автомата для его чистки и ухода, а не для скоростного выполнения упражнения. Разборка производится на столе или чистой подстилке. Детали кладутся в порядке разборки (все справа или все слева от автомата) без касания друг с другом, излишних усилий и ударов. Исходное положение: макет на столе, компенсатор на последнем «щелчке», замыкатель газовой трубки доведен до точки фиксации(рис.1) и при сборке устанавливается так же. Никаких требований по направлению ствола при нажатии на спусковой крючок нет.
Порядок разборки автомата «Калашникова»:
Рис.1
Отделить магазин (рис.4), опустить переводчик вниз, отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и спустить курок с боевого взвода.
Вынуть пенал из гнезда приклада и, раскрыв, вынуть из него принадлежности.
Отделить шомпол (рис.5)
Отделить дульный тормоз-компенсатор
Отделить крышку ствольной коробки (рис.7)
Отделить возвратный механизм (рис.8)
Отделить затворную раму с затвором (рис.9)
Отделить затвор от затворной рамы (рис.10)
Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Если прилагаемое усилие при повороте замыкателя недостаточно, используется пенал (рис.11).
Неполная разборка закончена.
Порядок сборки автомата «Калашникова»:
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Замыкатель газовой трубки доводится до фиксации.
Присоединить затвор к затворной раме
Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке
Присоединить возвратный механизм
Присоединить крышку ствольной коробки
Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель
Присоединить компенсатор до последнего «щелчка» и установить на фиксатор
Присоединить шомпол
Вложить пенал в гнездо приклада (рис.12) (поскольку наставление описывает не только автомат АК-74, но и пулемет РПК-74, на рисунке приклад пулемета)
Присоединив магазин, положить автомат на стол.
Сборка закончена.
В заключительной части занятия преподаватель проводит устный опрос обучающихся, с целью закрепления материала, а также может провести принятие нормативов по неполной разборки и сборке автомата «Калашникова».
III. Заключительная часть.
Предлагаемый в данной работе обобщенный и систематизированный материал позволит качественнее и в полной мере проводить обучение в рамках предмета «Безопасность жизнедеятельности», в разделе «Огневой подготовки», а также при проведении военно-спортивных мероприятий, конкурсов, олимпиад по данному направлению. Данное методическое пособие позволит решать вопросы, связанные с подготовкой обучающихся к военной службе. Преподаватели-организаторы основ безопасности жизнедеятельности и военной подготовки обучающихся, другие преподаватели, полностью могут использовать в работе данное учебно-методическое пособие.
Приложение 1.
Основные детали и узлы автомата «Калашникова»:
Приложение 2.
Приложение 3.
Меры безопасности при разборке и сборке автомата «Калашникова»:
- внимательно выслушать инструктаж мерам безопасности при обращении с оружием и следовать ему;
- выполнять упражнение по команде преподавателя и остановиться если поступит соответствующая команда;
- при обращении с оружием не допускать движения, не предусмотренные правилам выполняемого упражнения;
- не делать резких движений и взмахов учебным оружием, если рядом находятся обучающиеся;
- не бросать детали и механизмы учебного оружия;
- обращаться с учебным оружием как с «боевым»;
- учебное оружие держать только над столом (партой);
- не принимать чрезмерных усилий, если детали учебного оружия не становятся на «свое место», сообщить об этом преподавателю;
- в случае получения травмы обучающимся, немедленно сообщить преподавателю об этом и прекратить выполнение упражнения.
Приложение 4.
Нормативы по неполной разборке и сборке автомата «Калашникова»:
Неполная разборка:
13 сек. - отлично;
14 сек. - хорошо;
17 сек. - удовлетворительно.
Сборка после неполной разборки:
23 сек. - отлично;
25 сек. - хорошо;
30 сек. - удовлетворительно.
6